Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизация звука Р в изолированной позиции, в прямых и обратных слогах "Логопедическая сказка о том, как Мимимишки поздравляли Лисичку с днем рождения и учились говорить звук Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

Речевое заключение: ФНР: дислалия. Мономорфное нарушение звукопроизношения. Параротацизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Колокольчик»

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы на тему

Автоматизация звука Р в изолированной позиции, в прямых и обратных слогах

 ФНР: Дислалия. Мономорфное нарушение звукопроизношения. Параротацизм.

«Логопедическая сказка о том, как Мимимишки

поздравляли Лисичку с днем рождения и учились говорить звук Р»

Используемые современные образовательные технологии

  • Здоровьесберегающая /артикуляционная гимнастика/
  • Коррекционно – развивающая /обработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильного
  • Нейропсихологическая

Учитель-логопед Ширяева Н.Г.

п. Усть-Уда, 2024г

Цель – коррекция нарушения звукопроизношения звука Р

Задачи:

Познавательные:

- закреплять умение произносить проторный звук Р;

- качественно улучшать произношение звука Р от артикуляционного уклада и звука Д;

- закреплять умение произносить изолированный звук Р с опорой на деятельность;

- закреплять умение произносить звук Р в прямых слогах с опорой на деятельность;

- учить произносить звук Р в обратных слогах с опорой на деятельность.

 Коррекционно – развивающие:

- учить произносить опорные звуки З и Д низким голосом; учить говорить поочередно звуки высоким и низким голосом;

– совершенствовать фонематическое восприятие – учить отличать звук Р от горлового звука;

- улучшать речевое дыхание - вырабатывать длительный ротовой выдох;

- развивать артикуляционную моторику –  учить удерживать широкий рот с одновременным подъемом языка к альвеолам в упражнениях  «Парус» и «Грибок»

- развивать тонкие движения пальцев рук, общую моторику

 Коррекционно – воспитательные:

–  воспитывать усидчивость, настойчивость и целеустремленность. 

Предварительная работа

Автоматизация звука Р в изолированной позиции. Звук Р с опорой на деятельность 1).Упражнение «Кулачок». Левая рука согнута в локте: ладонью кверху, пальцы растопырены, загибает по одному пальчику указательным пальцем правой руки. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Р.

https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239034%2Fd460cc13d94555d09b%2Fpl_wall_466014714 

2).Упражнение «Колечки». Соединяет большой и указательный пальцы правой руки, большой - средний и т.д поочерёдно. Затем левая рука. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Р.

https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239036%2F38bbeff0f1d151b18f%2Fpl_wall_466014714 

3)Упражнение «Обведи ладонь»

https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239038%2F54a38780332ac731fe%2Fpl_wall_466014714 

4)Упражнение «Фонарики»

https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239039%2F5f532858f837ddff22%2Fpl_wall_466014714 

Игра «5 шагов» Логопед  - Сделай 5 шагов, на каждый шаг произноси звук Р

https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239044%2F4ae4ba39eee552973d%2Fpl_wall_466014714 

Игры  «Хлопай и прыгай со звуком Р» Логопед - Рычи и хлопай, прыгай

https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239049%2F10a25cfd197066d798%2Fpl_wall_466014714 

Логопед -  Рычи и прыгай вперед на двух ногах

https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239045%2F04bd5df48413531444%2Fpl_wall_466014714

Логопед -  Рычи, хлопай, прыгай вперед на двух ногах

https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239048%2Fa34b98e7f89a43a5e1%2Fpl_wall_466014714 

Автоматизация звука Р в прямых слогах  https://nsportal.ru/node/6647934 

Слоги РА, РЫ, РУ

Работа с «Нейродорожками»

https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239047%2Ffb43d927e497227364%2Fpl_wall_466014714 

Оборудование: ноутбук, песенка» «Вместе по лесу идут» из мультфильма «Мимимишки», фрагменты мультфильма «Я иду искать», «Танцуют все!», «Песенка Лисички», Презентация , цветные перья, логопедическое зеркало, пособие  «Повторяй», игрушечные  персонажи «Мульт. Пальчиковый театр» Лисичка, Тучка, Кеша; звуковые ободки с изображением героев мультфильма, развивающий  набор «Нейродорожки», подарочные коробочки, медалька «Звук Р», Лэпбук «Звук Р»

Слайд 1

Ход логопедического занятия

  • Организационный момент

1.Знакомство с целями и героями занятия

Логопед включает песенку из мультфильма «Вместе по лесу идут» 30 сек

Слайд 2

На столе появляются герои мультфильма «Мимимишки»

Логопед: Сегодня на занятии у нас новая сказка - сказка о том, как Мимимишки

поздравляли Лисичку с днем рождения и учились говорить звук Р. 

2.Совершенствование фонематического восприятия. Обучение ребенка умению отличать нормированный звук Р от горлового звука.

 Логопед: Тигрята приготовили подарки для лисички и спорят, у кого подарок лучше

 ррр – так рычит красный тигренок

 ррр/ горловой звук – так рычит желтый тигренок

Хлопни в ладоши, когда услышите звук красного тигренка

Звуки: р а р м л р/х ль р ш р/х ж р/х р  в р х р Молодец!

Слайд 3

3.Работа с высотой голоса

Игра «Отгадай, чей телефон звонит?»

Все зверята хотят поздравить лисичку с днем рождения. У лисички звонит телефон/ логопед - ззз – высоким голосом,  а Кеше все звонят, просят подвезти на машине на день рождение к лисичке -  ЗЗЗ – низким голосом. Позвони Лисичке, Кеше / по три раза

Логопед касается указкой картинок с изображением телефонов, ребенок звенит, меняя голос с высокого на низкий.

Слайд 4

Игра «Отгадай, кто заводит моторчик, а кто мотор?»

Лисичка : ддд – высоким голосом, а Кеша ддд – низким голосом

Заводи моторчики зверят.

Логопед касается указкой фигурок, ребенок произносит звуки, меняя голос с высокого на низкий.

3.Дыхательная гимнастика:  Игра с цветными перышками 

Лисичка – Что-то жарко стало!

Логопед: сейчас мы на тебя подуем. Вдох носом, выдох ртом, губы трубочкой.  Ребенок держит лисичку в левой руке, а перышко в правой руке делает глубокий вдох и медленно выдыхает на перышко, складывая губы трубочкой. Упражнение повторяется пять раз/ с разными перышками.

Слайд 5

Игра «Задуй свечи»

Лисичка испекла вкусный торт и загадала желание, подуй на свечки, пусть желание сбудется!

4.Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастика. Постановка проторного, нормированного звука Р

Логопед, обращаясь к зверятам: покажите, как вы говорите звук Р

Мимимишки говорят неправильные звуки: г, л, в

Логопед, обращаясь к ребенку - Научим зверят?

(логопедическое зеркало, пособие  «Повторяй»)

-Улыбнись, открой широкий рот. Счет до 5ти.

- Улыбка – Бегемот – Парус

-Покажи кончик языка, поставь его на Парус, вдох носом, дуй на кончик языка

-Позвени, как Кешин телефон ЗЗЗ; добавим нос - Улыбка – Бегемот – Парус - Вдох- ЗЗЗ

Слышен проторный звук Р; повторить три раза

- Улыбка – Бегемот – Грибок. Счет до 5ти. Добавим нос

- Улыбка – Бегемот – Грибок. Сейчас ты вдохнешь и погудишь, как мотор Кешиной машины Д\ низким голосом. Повторяет три раза.

Ребенок повторяет.

- Зверята, вы слышали какой красивый звук Р получился у…. Молодец!

Основная часть

1.Автоматизация звука Р в изолированной позиции. Звук Р с опорой на деятельность

Слайд 6

1).Упражнение «Гирляндочки»

Все собрались, пора зажигать гирляндочки

Руки согнуты в локтях, кисти рук в кулачках, поочередно кулачок раскрывается и на кисть руки произносится звук Р

Логопед: Зажигай по очереди фонарики. Вдох, Р, вдох, Р.

Повторяется по три раза на каждую кисть руки.

Слайд 7

2).Упражнение «Блинчики»

Логопед: Испечем угощение для друзей. Блинчики

 Кисти рук параллельно лежат на столе, правая перевернута

Одновременно переворачиваются с произнесением звука Р

- Блинчики поели. Пора поиграть. Предлагаю в «Прятки». Мишки прячьтесь!

Слайд 8

3)Упражнение «Мишка прячется под сосной»

Логопед включает фрагмент из мультфильма «Лисичка идет искать медвежат»

Исходное положение. Размещаем медвежат на указательных пальцах рук. Правая рука – выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» - это «сосна». Потом поменять положение рук.

Этот мишка – под сосной.  Этот мишка под другой.

Логопед произносит стихотворение, далее без слов, на первый жест – вдох, на второй жест – звук Р, поочередно с левой, правой рукой

Слайд 9

- Началось веселье!

6) Игра «Ритмы» - руки

- Хлопай по столу ладошками, а малыши будут танцевать

Ребенок молча хлопает левой/ правой рукой под счет логопеда, начиная сначала с левой руки.

Левая      Правая

  1. 1,2 – 3 раза

Повторить тоже самое только начиная с правой руки.

Повторить упражнение со звуком Р.

7) Физминутка            

 Логопед включает фрагмент из мультфильма «Танцуют все»

Игра «Ритмы» - ноги

- Топай ножками вместе с малышами. Ребенок садит мультяшек на пальцы левой руки

Ребенок молча топает левой/ правой ногой под счет логопеда, начиная сначала с левой ноги.

Левая      Правая

1        1,2 – 3 раза

Повторить тоже только начиная с правой ноги.

Повторить упражнение со звуком Р.

8) Автоматизация звука Р в прямых слогах РА, РО, РУ, РЫ

Игра «Слоговые дорожки с использованием звуковых ободков»

Логопед: Учим медвежат говорить звук Р.  У ребенка на голове звуковой ободок с изображением мимимишки. Учим Кузю/ Тучку/ Лисичку/ Цыпу

Инструкция логопеда: Вдох,  шаг вперед со звуком Р,  ножку приставляешь  и говоришь звук А.

Повторить с остальными гласными, меняя ободки.

Коррекционная работа за столом

9) Автоматизация изолированного звука Р 

- У Лисички отличное настроение. Послушай как она поет.

Логопед включает фрагмент из мультфильма «Песенка лисички»

- Споем и мы с тобой песенку для Лисички

Логопед и ребенок поют песенку  «Если нравится тебе, то делай так»

Логопед  поет – Если нравится тебе, то порычи

Ребенок – рр

Логопед  поет – Если нравится тебе, то порычи

Ребенок – рр

Логопед  поет – Если нравится тебе, то и Лисичке покажи

Логопед  поет – Если нравится тебе, то порычи

Ребенок – рр

Слайд 10

Автоматизация звука Р в обратных слоге АР Игра «Поиграй на пианино»

Мишки любят петь песенку Ар-Ар-Ар.  Пой песенку мишек.

Слайд 11

10) Автоматизация звука Р в обратных слогах ОР, УР. Работа с «Нейродорожками»

Игра «Мишки заблудились»

Логопед: Мишки играли в лесу и заблудились, покажи им дорогу домой.

Перед ребенком нейродорожка.

Логопед: пройди по дорожке

Ребенок под счет логопеда проходит дорожку пальчиками, задавая темп движения

Логопед: пройди по дорожке пальцы раздельно  это Р, пальцы вместе это ОР

Ребенок выполняет

Логопед: пройди по дорожке, пальцы раздельно  это Р, пальцы вместе это УР

Ребенок выполняет

Ребенок проходит пальчиками дорожку, в зависимости от отверстий соединяет пальцы

 вместе или ставит пальчики отдельно.

Заключительная часть

Слайд  12

На столе перед ребенком мимимишки, подарочные коробочки

Логопед: Друзья весело поздравили Лисичку с днем рождения, было очень вкусное угощение, было много подарков. Но самое важное, что все мимимишки научились говорить звук Р. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Музыкальный фрагмент: фанфары

Спасибо тебе большое. Ты внимательно слушала сказку, вместе со зверятами поздравляла Лисичку, научилась говорить звук Р.  Мимимишки приготовили для тебя подарок. Открывай коробочку. Это медалька со звуком Р и Лэпбук с играми и заданиями для наших  новых занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-лично...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"

Главной целью  этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".

1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р]  в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять  навык правильного  произнесения звука...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [Й]"

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Цель: автоматизация звука [Й] в слогах, словах, предложениях....

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...