Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизация звука Р в изолированной позиции, в прямых и обратных слогах "Логопедическая сказка о том, как Мимимишки поздравляли Лисичку с днем рождения и учились говорить звук Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Речевое заключение: ФНР: дислалия. Мономорфное нарушение звукопроизношения. Параротацизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с «Колокольчик»
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы на тему
Автоматизация звука Р в изолированной позиции, в прямых и обратных слогах
ФНР: Дислалия. Мономорфное нарушение звукопроизношения. Параротацизм.
«Логопедическая сказка о том, как Мимимишки
поздравляли Лисичку с днем рождения и учились говорить звук Р»
Используемые современные образовательные технологии
- Здоровьесберегающая /артикуляционная гимнастика/
- Коррекционно – развивающая /обработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильного
- Нейропсихологическая
Учитель-логопед Ширяева Н.Г.
п. Усть-Уда, 2024г
Цель – коррекция нарушения звукопроизношения звука Р
Задачи:
Познавательные:
- закреплять умение произносить проторный звук Р;
- качественно улучшать произношение звука Р от артикуляционного уклада и звука Д;
- закреплять умение произносить изолированный звук Р с опорой на деятельность;
- закреплять умение произносить звук Р в прямых слогах с опорой на деятельность;
- учить произносить звук Р в обратных слогах с опорой на деятельность.
Коррекционно – развивающие:
- учить произносить опорные звуки З и Д низким голосом; учить говорить поочередно звуки высоким и низким голосом;
– совершенствовать фонематическое восприятие – учить отличать звук Р от горлового звука;
- улучшать речевое дыхание - вырабатывать длительный ротовой выдох;
- развивать артикуляционную моторику – учить удерживать широкий рот с одновременным подъемом языка к альвеолам в упражнениях «Парус» и «Грибок»
- развивать тонкие движения пальцев рук, общую моторику
Коррекционно – воспитательные:
– воспитывать усидчивость, настойчивость и целеустремленность.
Предварительная работа
Автоматизация звука Р в изолированной позиции. Звук Р с опорой на деятельность 1).Упражнение «Кулачок». Левая рука согнута в локте: ладонью кверху, пальцы растопырены, загибает по одному пальчику указательным пальцем правой руки. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Р.
https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239034%2Fd460cc13d94555d09b%2Fpl_wall_466014714
2).Упражнение «Колечки». Соединяет большой и указательный пальцы правой руки, большой - средний и т.д поочерёдно. Затем левая рука. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Р.
https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239036%2F38bbeff0f1d151b18f%2Fpl_wall_466014714
3)Упражнение «Обведи ладонь»
https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239038%2F54a38780332ac731fe%2Fpl_wall_466014714
4)Упражнение «Фонарики»
https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239039%2F5f532858f837ddff22%2Fpl_wall_466014714
Игра «5 шагов» Логопед - Сделай 5 шагов, на каждый шаг произноси звук Р
https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239044%2F4ae4ba39eee552973d%2Fpl_wall_466014714
Игры «Хлопай и прыгай со звуком Р» Логопед - Рычи и хлопай, прыгай
https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239049%2F10a25cfd197066d798%2Fpl_wall_466014714
Логопед - Рычи и прыгай вперед на двух ногах
https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239045%2F04bd5df48413531444%2Fpl_wall_466014714
Логопед - Рычи, хлопай, прыгай вперед на двух ногах
https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239048%2Fa34b98e7f89a43a5e1%2Fpl_wall_466014714
Автоматизация звука Р в прямых слогах https://nsportal.ru/node/6647934
Слоги РА, РЫ, РУ
Работа с «Нейродорожками»
https://vk.com/id466014714?z=clip466014714_456239047%2Ffb43d927e497227364%2Fpl_wall_466014714
Оборудование: ноутбук, песенка» «Вместе по лесу идут» из мультфильма «Мимимишки», фрагменты мультфильма «Я иду искать», «Танцуют все!», «Песенка Лисички», Презентация , цветные перья, логопедическое зеркало, пособие «Повторяй», игрушечные персонажи «Мульт. Пальчиковый театр» Лисичка, Тучка, Кеша; звуковые ободки с изображением героев мультфильма, развивающий набор «Нейродорожки», подарочные коробочки, медалька «Звук Р», Лэпбук «Звук Р»
Слайд 1
Ход логопедического занятия
- Организационный момент
1.Знакомство с целями и героями занятия
Логопед включает песенку из мультфильма «Вместе по лесу идут» 30 сек
Слайд 2
На столе появляются герои мультфильма «Мимимишки»
Логопед: Сегодня на занятии у нас новая сказка - сказка о том, как Мимимишки
поздравляли Лисичку с днем рождения и учились говорить звук Р.
2.Совершенствование фонематического восприятия. Обучение ребенка умению отличать нормированный звук Р от горлового звука.
Логопед: Тигрята приготовили подарки для лисички и спорят, у кого подарок лучше
ррр – так рычит красный тигренок
ррр/ горловой звук – так рычит желтый тигренок
Хлопни в ладоши, когда услышите звук красного тигренка
Звуки: р а р м л р/х ль р ш р/х ж р/х р в р х р Молодец!
Слайд 3
3.Работа с высотой голоса
Игра «Отгадай, чей телефон звонит?»
Все зверята хотят поздравить лисичку с днем рождения. У лисички звонит телефон/ логопед - ззз – высоким голосом, а Кеше все звонят, просят подвезти на машине на день рождение к лисичке - ЗЗЗ – низким голосом. Позвони Лисичке, Кеше / по три раза
Логопед касается указкой картинок с изображением телефонов, ребенок звенит, меняя голос с высокого на низкий.
Слайд 4
Игра «Отгадай, кто заводит моторчик, а кто мотор?»
Лисичка : ддд – высоким голосом, а Кеша ддд – низким голосом
Заводи моторчики зверят.
Логопед касается указкой фигурок, ребенок произносит звуки, меняя голос с высокого на низкий.
3.Дыхательная гимнастика: Игра с цветными перышками
Лисичка – Что-то жарко стало!
Логопед: сейчас мы на тебя подуем. Вдох носом, выдох ртом, губы трубочкой. Ребенок держит лисичку в левой руке, а перышко в правой руке делает глубокий вдох и медленно выдыхает на перышко, складывая губы трубочкой. Упражнение повторяется пять раз/ с разными перышками.
Слайд 5
Игра «Задуй свечи»
Лисичка испекла вкусный торт и загадала желание, подуй на свечки, пусть желание сбудется!
4.Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастика. Постановка проторного, нормированного звука Р
Логопед, обращаясь к зверятам: покажите, как вы говорите звук Р
Мимимишки говорят неправильные звуки: г, л, в
Логопед, обращаясь к ребенку - Научим зверят?
(логопедическое зеркало, пособие «Повторяй»)
-Улыбнись, открой широкий рот. Счет до 5ти.
- Улыбка – Бегемот – Парус
-Покажи кончик языка, поставь его на Парус, вдох носом, дуй на кончик языка
-Позвени, как Кешин телефон ЗЗЗ; добавим нос - Улыбка – Бегемот – Парус - Вдох- ЗЗЗ
Слышен проторный звук Р; повторить три раза
- Улыбка – Бегемот – Грибок. Счет до 5ти. Добавим нос
- Улыбка – Бегемот – Грибок. Сейчас ты вдохнешь и погудишь, как мотор Кешиной машины Д\ низким голосом. Повторяет три раза.
Ребенок повторяет.
- Зверята, вы слышали какой красивый звук Р получился у…. Молодец!
Основная часть
1.Автоматизация звука Р в изолированной позиции. Звук Р с опорой на деятельность
Слайд 6
1).Упражнение «Гирляндочки»
Все собрались, пора зажигать гирляндочки
Руки согнуты в локтях, кисти рук в кулачках, поочередно кулачок раскрывается и на кисть руки произносится звук Р
Логопед: Зажигай по очереди фонарики. Вдох, Р, вдох, Р.
Повторяется по три раза на каждую кисть руки.
Слайд 7
2).Упражнение «Блинчики»
Логопед: Испечем угощение для друзей. Блинчики
Кисти рук параллельно лежат на столе, правая перевернута
Одновременно переворачиваются с произнесением звука Р
- Блинчики поели. Пора поиграть. Предлагаю в «Прятки». Мишки прячьтесь!
Слайд 8
3)Упражнение «Мишка прячется под сосной»
Логопед включает фрагмент из мультфильма «Лисичка идет искать медвежат»
Исходное положение. Размещаем медвежат на указательных пальцах рук. Правая рука – выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» - это «сосна». Потом поменять положение рук.
Этот мишка – под сосной. Этот мишка под другой.
Логопед произносит стихотворение, далее без слов, на первый жест – вдох, на второй жест – звук Р, поочередно с левой, правой рукой
Слайд 9
- Началось веселье!
6) Игра «Ритмы» - руки
- Хлопай по столу ладошками, а малыши будут танцевать
Ребенок молча хлопает левой/ правой рукой под счет логопеда, начиная сначала с левой руки.
Левая Правая
- 1,2 – 3 раза
Повторить тоже самое только начиная с правой руки.
Повторить упражнение со звуком Р.
7) Физминутка
Логопед включает фрагмент из мультфильма «Танцуют все»
Игра «Ритмы» - ноги
- Топай ножками вместе с малышами. Ребенок садит мультяшек на пальцы левой руки
Ребенок молча топает левой/ правой ногой под счет логопеда, начиная сначала с левой ноги.
Левая Правая
1 1,2 – 3 раза
Повторить тоже только начиная с правой ноги.
Повторить упражнение со звуком Р.
8) Автоматизация звука Р в прямых слогах РА, РО, РУ, РЫ
Игра «Слоговые дорожки с использованием звуковых ободков»
Логопед: Учим медвежат говорить звук Р. У ребенка на голове звуковой ободок с изображением мимимишки. Учим Кузю/ Тучку/ Лисичку/ Цыпу
Инструкция логопеда: Вдох, шаг вперед со звуком Р, ножку приставляешь и говоришь звук А.
Повторить с остальными гласными, меняя ободки.
Коррекционная работа за столом
9) Автоматизация изолированного звука Р
- У Лисички отличное настроение. Послушай как она поет.
Логопед включает фрагмент из мультфильма «Песенка лисички»
- Споем и мы с тобой песенку для Лисички
Логопед и ребенок поют песенку «Если нравится тебе, то делай так»
Логопед поет – Если нравится тебе, то порычи
Ребенок – рр
Логопед поет – Если нравится тебе, то порычи
Ребенок – рр
Логопед поет – Если нравится тебе, то и Лисичке покажи
Логопед поет – Если нравится тебе, то порычи
Ребенок – рр
Слайд 10
Автоматизация звука Р в обратных слоге АР Игра «Поиграй на пианино»
Мишки любят петь песенку Ар-Ар-Ар. Пой песенку мишек.
Слайд 11
10) Автоматизация звука Р в обратных слогах ОР, УР. Работа с «Нейродорожками»
Игра «Мишки заблудились»
Логопед: Мишки играли в лесу и заблудились, покажи им дорогу домой.
Перед ребенком нейродорожка.
Логопед: пройди по дорожке
Ребенок под счет логопеда проходит дорожку пальчиками, задавая темп движения
Логопед: пройди по дорожке пальцы раздельно это Р, пальцы вместе это ОР
Ребенок выполняет
Логопед: пройди по дорожке, пальцы раздельно это Р, пальцы вместе это УР
Ребенок выполняет
Ребенок проходит пальчиками дорожку, в зависимости от отверстий соединяет пальцы
вместе или ставит пальчики отдельно.
Заключительная часть
Слайд 12
На столе перед ребенком мимимишки, подарочные коробочки
Логопед: Друзья весело поздравили Лисичку с днем рождения, было очень вкусное угощение, было много подарков. Но самое важное, что все мимимишки научились говорить звук Р. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Музыкальный фрагмент: фанфары
Спасибо тебе большое. Ты внимательно слушала сказку, вместе со зверятами поздравляла Лисичку, научилась говорить звук Р. Мимимишки приготовили для тебя подарок. Открывай коробочку. Это медалька со звуком Р и Лэпбук с играми и заданиями для наших новых занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-лично...
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"
Главной целью этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".
1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять навык правильного произнесения звука...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »
Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [Й]"
Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Цель: автоматизация звука [Й] в слогах, словах, предложениях....
Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).
Аннотация:Методическая разработка конспекта логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах с использованием элементов метода песочной тер...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »
Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...