Тема: «Звук [Р]».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему


Конспект занятия по автоматизации звука [р].

Цель: автоматизировать у ребенка правильное произношение звука [р].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [Р]»

Цель:  автоматизировать у ребенка правильное произношение звука «Р».

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Задачи

Совершенствовать невербальные процессы

I.Формировать психические процессы.

1) Тренировать виды памяти:

*по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности – зрительную, слуховую, словесно-логическую; *по степени волевой регуляции – долговременную; *по продолжительности сохранения материала в памяти – непроизвольную, произвольную.

2) Развивать показатели памяти: быстроту запоминания; точность воспроизведения; прочность сохранения; готовность к воспроизведению.

3) Развивать основные характеристики внимания: объем; концентрацию; устойчивость; распределение.

4) Развивать основные виды восприятия: *слуховое; *зрительное; *тактильное.

5) Развивать мыслительные операции: обобщение.

II. Формировать пространственные представления.

1) Закреплять умения ориентироваться в окружающем пространстве (умение определять пространственное расположение предметов по отношению к ребенку; пространственное соотношение между 2-3 предметами).

III. Формировать общую моторику.

1) Формировать основные параметры общей моторики: *объем; *активность движений; *точность; *темп; *ритм; *длительность удержания позы; *переключаемость; *синхронность.

IV. Формировать артикуляционную  моторику.

1). Формировать основные параметры артикуляционной моторики: *объем; *активность движений; *точность; *темп; *ритм; *длительность удержания позы; *переключаемость; *синхронность.

VI. Формировать мелодико-интонационную сторону речи.

1)Развивать основные характеристики голоса: силу, высоту.

Совершенствовать вербальные процессы

I. Формировать фонематические процессы.

1) Развивать умение выделять заданный звук из ряда других звуков; умение выделять слог на заданный звук из ряда слогов;  умение выделять слово на заданный звук из ряда слов.

2) Развивать навыки фонематического анализа: определять место звука в слове.  

3) Развивать умение объединять ряд произносимых звуков в слово, делить слово на слоги.

II. Формировать звукопроизносительный строй речи.

1) Формировать умение наблюдать и описывать артикуляцию звуков

2) Закреплять умения и навыки правильного произношения звука «Р» изолированно, в слогах, в словах.

III. Формировать лексический строй речи.

1) Формировать  представления о космосе;

2) Активизировать словарь существительных: Земля,  Луна,  Солнце,  Солнечная  система, космос,  планета,  Плутон,  Нептун,  Уран,  Сатурн,  Юпитер,  Марс, Венера,  Меркурий,  звезда,  корабль,  ракета, космонавт,  полет;  словарь глаголов: летать,  взлетать,  приземляться,  падать; словарь прилагательных: солнечный,   лунный,  земной,  звездный,  космический,,  первый, орбитальный; словарь наречий: далеко,  низко,  темно,  ярко,  быстро, медленно.

IV. Формировать грамматический строй речи.

1) Закреплять умения употреблять существительные в форме Р.п. мн.ч.

V.Формировать связную речь.

1) Закреплять умение правильно формулировать ответ на поставленный вопрос (работа над самостоятельностью речевого высказывания, полнотой ответа, последовательностью, плавностью, логичностью).

Воспитательные:

1.Воспитывать навыки культуры поведения на занятии.

2.Воспитывать любовь к красоте звучащей речи.

Оборудование и раздаточный материал: 

Игрушки ракеты, фотоаппарат; картина с изображением инопланетянина; наглядные картинки для проведения артикуляционной гимнастики; игровое поле; картинки с изображением космических планет; игра – звуковой дом; картинки с изображением предметов, в названиях которых присутствует звук «Р».


Название структурной части занятия

Время, отведенное для каждой структурной части; оборудование (демонстративный и раздаточный материал)

Ход занятия и содержание каждой структурной части

Название предлагаемых заданий; задачи, которые реализуются в процессе выполнения задания

1.Подготовительный этап

Организационный момент

2.Основной этап

Закрепление умений и навыков

1-2 мин

Загадка, фотография инопланетянина – Рекси.

6 мин

Игрушки ракеты; наглядный материал для проведения артикуляционной гимнастики.

Сегодня утром я зашла в кабинет и увидела странное существо - инопланетянина Рекси. Он рассказал мне, что прилетел к нам с самой большой планеты – Юпитера и хотел подружится с вами, но очень испугался, что вы будете смеяться над ним. и улетел. Для вас Рекси оставил свою фотографию. Вот она . Он приглашает нас в космический полет на свою планету – Юпитер. А вот на чем мы туда отправимся, вы должны угадать. Послушайте.

Стальная птица – алый хвост –

Полетела в стаю звезд (ракета).

Правильно! Чтобы быстрей добраться, мы полетим на космических ракетах. Вот они. Но надо завести мотор у ракеты, чтобы полететь. Потренируем наш язычок. Сделаем зарядку.

Артикуляционная гимнастика

«Окошко»

«Улыбочка»

«Лопатка»

«Грибок»

«Гармошка»

«Лошадка»

1) Привлечь внимание ребенка (сформировать у него интерес к последующей игровой деятельности).

2) Отгадывание загадки (развивать мыслительные операции; обогащать словарный запас детей).

2)Артикуляционная гимнастика для звука «Р»  

Развивать основные параметры артикуляционной моторики:

объем; активность движений; точность; темп; длительность удержания позы; переключаемость.

Введение нового материала

Закрепление умений и навыков

Раздаточный материал (схемы) для анализа артикуляции звука «Р»; игровое поле; фотоаппарат.

1 мин

2 мин

Ракета взлетает, двигатель работает: р-р-р! Расскажи по схеме, что вы знаете про звук «Р».

Зная артикуляцию звука «Р», мы можем произносить его правильно. Занимаем места в ракетах. Чтобы ракеты взлетели, надо отгадать код взлета.

Я буду произносить слова по звукам, а вы объединяйте эти звуки в слова. Молодцы! К взлету готовы!. Полетели.

Вот мы и в космосе.

Летим, смотрим в иллюминаторы. Слева от ракет красная планета – Марс. Марс – это самая близкая к Земле планета. Ученые предполагают, что когда – то на ней была жизнь. Давайте сфотографируем Марс на память. Держите фотоаппараты. Назовите звуки в этом слове по порядку.

Самое главное, когда пролетаешь мимо этой планеты – быть внимательным.

Игра «Будь внимателен». 

Я буду произносить разные звуки, а вы, если услышите среди них звук «Р» - поднимайте синий квадрат вверх.

Если вы услышите  слог со звуком «Р» - поднимайте синий квадрат вверх. Если вы услышите  слово со звук «Р» - поднимайте синий квадрат вверх. 

 Молодцы!

Закреплять навыки правильного положения органов артикуляционного аппарата при произношении звука «Р».

3) «Схемы анализа артикуляции звука »

Формировать умение наблюдать и описывать артикуляцию звука «Р»

4) «Марс»

Формировать представления о космических планетах (Марс); активизировать словарь по лексической теме «Космос».

5) «Будь внимателен»

Развивать умение выделять заданный звук из ряда других звуков; умение выделять слог на заданный звук из ряда слогов; умение выделять слово на заданный звук из ряда слов.

Введение нового материала

Динамическая пауза

Введение нового материала

Закрепление умений и навыков

Введение нового материала

Закрепление умений и навыков

1 мин

3  мин

1 мин

8 мин

Раздаточный материал, используемый в работе над звуком

«Р»: набор картинок, в названиях которых есть звук «Р»;  звуковой дом.

1 мин

2 мин

Летим дальше. Заводите мотор у ракет.

Впереди неизвестная планета. Ее окружают 15 спутников. Сможем ли мы ее обойти? Ребята! На борт поступила радиограмма от Рэкси: «Соберите слово из звуков: у, р, а, н» Отгадайте, что это за планета.

Правильно! Это Уран.  Чтобы облететь нам эту планету, нужно правильно произнести слоги (спеть слоговые песенки).

«Мимо Урана вы летите, слоги правильно произносит».

Ра – ра – ра! Вот ракета нам. Ура!

Ро – ро – ро! Выходи скорей Петро.

Ру – ру – ру! Собирай всю детвору.

Ры – ры – ры! Для космической игры.

Давайте сфотографируем эту планету на память.

Летим дальше! А что это за необычная планета справа по курсу? Окружена планета двумя широкими кольцами из газа, льда и горных пород. Это Сатурн.

Ребята! Кольца Сатурна зажали наши ракеты. Назовем картинки правильно и прорвемся через кольца Сатурна.

Берите картинку, называйте, какой предмет на ней нарисован. Произносите четко каждое слово, делите его на слоги.  Помещайте картинку в звуковой дом на нужный этаж.

Скажи, что общего в названиях этих картинок. (В этих словах есть звук «Р»). Где слышится звук «Р» в словах (в начале, в середине, в конце).

Идите по звуковому дому и называйте один предмет и много предметов. Например: один грач – много грачей.

Посмотрите и скажите, что лежит между грачем и кружкой и т.д.

Что находится справа от грача, что слева от кровати и т.д.

Что находится над грачом, под кроватью и т.д.

Исправь мои ошибки: глач– грач; клужка – кружка и т.д.

Молодцы! Правильно. Мы прорвались через кольца Сатурна. Нам пора дальше. Давай сфотографируем Сатурн на память.

Заводите мотор у ракет.

Ну, вот мы и подлетаем к планете Юпитер – это самая большая планета. Посмотрите! Она настолько велика, что внутри ее смогли бы поместиться все другие планеты.

Идем  на посадку. Чтобы расшифровать код посадки, нужно подобрать слово на заданный слог.

Игра «Выделяй-ка».  Я назову слог, а вы назовите слово, которое начинается с этого слога. Найди этот предмет в звуковом доме. Какие слова мы не назвали?

Вот мы и долетели до Юпитера.  

Сфотографируем его на память.

6) «Уран.»

Формировать представления о космических планетах (Уран); активизировать словарь по лексической теме.

7) «Слоговые песенки»

Закреплять навыки правильного произношения звука «Р» в слогах.

8) Игра  «Ракета.»

Формировать основные параметры общей моторики: объем; активность движений; точность; темп; ритм; длительность удержания позы; переключаемость; синхронность.

9) «Сатурн»

Формировать представления о космических планетах (Сатурн); активизировать словарь по лексической теме «Космос».

10) «Звуковой дом»

*Закреплять навыки правильного произношения звука «Р» в словах.

*Развивать навыки фонематического анализа: определять место звука в слове, слогового анализа: умение делить слова на слоги.

* Закреплять умения употреблять им. сущ. в форме Р.п. мн.ч. .

*Закреплять умения ориентироваться в окружающем пространстве (умение определять пространственное расположение предметов по отношению к ребенку; пространственное соотношение между 2-3 предметами).

*Развивать умение различать на слух оппозиционные фонемы на материале слов.

11) «Юпитер»

Формировать представления о космических планетах (Юпитер); активизировать словарь по лексической теме «Космос».

12) «Выделяй-ка»

Развивать умение синтезировать  отдельные слоги  в слова.

 

3.Заключительный этап

Подведение итогов

3 мин

Картинки с космических планет.

Ребята! Но наше космическое путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой на Землю.

Скажите, где же нам удалось побывать?  (В космосе.) А на память о нашей прогулке у нас остались фотографии. Вспоминай, какие планеты мы фотографировали.

Что общего в названии этих планет? (Есть звук «Р»).   Где слышится звук «Р» в этих словах? (в начале, середине, конце). Какой это звук?

Скажите, а что вам запомнилось больше всего из нашего путешествия?

13) «Вспоминай-ка.»

- Тренировать виды памяти: *по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности – зрительную, слуховую; *по продолжительности сохранения материала в памяти – непроизвольную, произвольную.

-Развивать показатели памяти: быстроту запоминания; точность воспроизведения; прочность сохранения; готовность к воспроизведению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».

Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...