Методическая разработка:"Мой любимый город Санкт-Петербург"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Методическая разработка конспекта занятий для учителей-логопедов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobyknovennye_strazhi.docx | 22.92 КБ |
moy_proekt_po_spb.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Необыкновенные стражи Петербурга
Цель: Продолжать расширять знания детей о Санкт-Петербурге.
Задачи: Образовательные
- формировать у детей представления о достопримечательностях Санкт- Петербурга.
- закрепить знания о городе
- расширять и активизировать словарь детей
Развивающие
- развивать логическое мышление и память
- развивать речь и познавательную активность
Воспитательные
- воспитывать у детей любовь к городу
- воспитывать навыки взаимодействия
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,
художественно – эстетическое, познавательное развитие
Педагогические технологии
- технология музыкального воздействия
- игровые технологии
- здоровьесберегающие технологии.
Логопедическое занятие для подготовительной группы
( Дети входят под музыку в зал, здороваются с гостями и садятся на места)
-Логопед - Хочу спросить я вас, ребята
А не забыли вы?
Что же за праздник в мае будет
На берегах Невы ?
Чей день рождения мы отмечаем
27 мая.
Дети – Нет, День рождения нашего города.
- Конечно, это знаем мы, ведь любим город свой,
И каждой новой встречи с ним мы с нетерпеньем ждем.
- Над Россией небо синее
Небо синее над Невой
В целом мире нет красивее
Петербурга моего.
Логопед – Тогда, отправимся тотчас, и время не теряя,
сегодня в городе опять мы с вами побываем.
Занятие у нас сегодня будет не простое , а волшебное. К нам с минуты на минуту должны придти гости.
(раздается стук в дверь и под музыку входят кот и кошка)
- Здравствуйте ребята, Меня зовут кот Елисей.
- А меня - кошка Василиса.
Е - Мы любим по городу гулять
И на крышах любим спать
Во дворцы во все заходим
Очень часто ночью бродим.
В - Город знаем лучше Вас
И, пришли спросить сейчас
Может вам что показать
Может что-то рассказать?
Елисей - ребята, а вы знаете, что в нашем городе много памятников животным.
А какие памятники вы знаете?. (показ слайдов памятники животным)
( кошка и кот на малой садовой , кот ученый, чижик – пыжик, собака, медведь).
Логопед – Давайте вспомнить , что в нашем городе связано с этими животными? слайд
Заяц – Зайчий остров. Петропавловская крепость.
- Царь остров в устье указал , и поднялись за валом вал
Пускай враги смирят свирепость, узнав, что встала на века
Здесь Петропавловская крепость.
Петропавловка не спит, Ангел город наш хранит
Пушка в полдень возвещает. День 12 каждый знает.
Слайд
Лось ( лосиный остров. Раньше так назывался Васильевский остров)
Слайд
Лебедь Лебяжья канавка ( канал , соединяющий реки Неву и мойку Рядом с Летним садом. Раньше там плавали лебеди)
Слайд
- Лебяжья канавка, Лебяжья канавка
Где много людей
Лебяжья канавка, Лебяжья канавка,
Где нет лебедей.
Они улутели, куда же, куда?
Но нам не сказала об этом вода.
Кони ( В нашем городе много коней. На Аничков мосту, на арке главного штаба, на Александринском театре, около манежа – выставочного зала). Показ слайдов
- Красивый мост, любимый нами,
Известен четырьми конями
Василиса - А еще вы не назвали памятники нашим большим родственникам, охраняющим наш город? Что это за памятники. Показ слайдов львов у адмиралтейской набережной. На свердловской набережной 22 льва, львиный мостик.
- Львы, как живые стоят у фасадов
Гости им рады и жители рады.
Львы у ступенек, львы у дверей
Только не бойтесь вы этих зверей
Логопед – В нашем городе есть зоопарк, где можно увидеть много разных животных, но за зиму названия на клетках стерлись. Помогите, пожалуйста, восстановить названия.
Л…В ЕН…Т ЗЕБ…А Ж…РАФ
И Е О Р
Логопед – Какая схема к какому слову подходит?
Тигр Лиса Волк Белка
Схемы слов
2. 3. 4.
физминутка
Логопед _ Что может объединять эти картинки? Слайд
Утка, волк, таракан, глухарь, карп, лебедь.
Дети- Названия рек созвучны названиям этих животных.
Доскажи словечко…
Волка след весь день искал, я вдоль ( Волковки) гулял
Тараканов не пугайся, в (Таракановке) купайся.
Много карпов принесет кто на (Карповку) пойдет.
Глухарей ведь не нашел, хоть на (Глухарку) пошел.
Солнце светит ясненько, течет речка красненькая.
Долго камни собирал Я вдоль ( каменки ) гулял.
Крестик золотой нашел , когда на (крестовку) я пошел.
Не видать от грязи дна потому что речка (черная) черна.
Логопед – Названия каких рек вы еще знаете? Слайд отгадай ребус
(Мойка, Нева, Фонтанка, Пряжка).
Логопед – На набережных рек и на мостах нашего города можно увидеть необыкновенных животных. Отгадайте что это за животные.
Слайд с буквами и цифрами.
2 | 5 | 3 | 1 | 4 | 6 |
ф | к | и | с | н | с |
6 | 3 | 1 | 5 | 4 | 2 |
н | и | г | о | ф | г |
Логопед- Правильно ребята. Это фантастические необычные животные сфинксы и грифоны. Слайд. А где их можно увидеть.
- Угрюмо сфинксы у воды застыли
О чем они таинственно молчат
Мечтают, может быть о Родине, Ниле
И, на Неву загадочно глядят.
- На мосту на банковском их найдете вы.
Это львы из сказки, крылатые они.
На мосту их всех 4, лучше нету в целом мире.
Грифоны – сказочные львы.
Охраняют наши сны.
Кот Елисей. Молодцы ребята. Вы столько знаете о необычных памятниках в городе.
Василиса. – Нам пора домой. До свидания.
Логопед – Вы вырастите скоро и будете учиться,
Научитесь верить творить и мечтать
Но мало еще в Петербурге родится
Вам надо еще Петербуржцами стать.
Предварительный просмотр:
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с г.Санкт- Петербургом «Мой город».
Актуальность: Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Мы живём в Петербурге, городе с необыкновенной историей, культурой, с неповторимым внешним обликом. Человек, живущий в Петербурге и не знающий своего города, духовно беден. К сожалению, сейчас не только дети не знают свой город, но иногда и взрослые не уделяют должного внимания данному вопросу. И моя задача с самых ранних лет заложить не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Санкт-Петербурга. Поэтому для детей старшего дошкольного возраста решено создать проект «Прогулки по Санкт–Петербургу». Были сформулированы цели и задачи проекта, определены участники.
тема проекта « Мой город»
вид проекта долгосрочный (сентябрь - май), групповой
тип проекта творческий (итог проекта детский праздник),
информационно – практико – ориентированный
цель проекта для педагога: Сформировать у детей новые знания о родном городе и закрепить их через различные виды деятельности.
задачи проекта:
- Формирование начальных знаний о Санкт-Петербурге, живого интереса к городу и происходящим событиям.
- Пробуждение интереса к истории города, архитектуре, знаменитым людям, которые жили и творили в нашем городе.
- Развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, систематизация, воображение и т.д.)
- Обогащение лексики детей терминами «градоведческого» направления.
- Воспитание маленьких петербуржцев (приобретение навыков культурного поведения петербуржцев – быть добрым, коммуникабельным, внимательным, доброжелательным). Привить культуру поведения на улицах города, около памятников, в парках, в музеях.
коррекционные задачи:
- Продолжать работу над формированием звукослоговой структуры сложных слов.
- Закреплять в речи поставленные звуки.
- Продолжать работу по профилактике дисграфии.
участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители.
сроки реализации проекта: долгосрочный (с сентября по май)
принципы:
- Наглядности (большое количество наглядного материала).
- Доступности (материал соответствует возрасту).
- Практические задания.
Основное содержание проектных действий
- Познавательная (активное слушание, просмотр картинок , фотографий)
- Игровая деятельность (сюжетная, ролевая, пальчиковые игры, командные игры и т.д.)
- Практическая работа (обведение по контуру, вырезание, изготовление поделок, рисование, лепка, конструирование)
- Работа с картой.
- Публичные выступления.
- Участие в пятиминутках вежливости.
- Участие в инсценировках.
- Собирание пазлов.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Формирование целостной картины мира. Данная тема предоставляет детям возможность широкой наглядной прикладной и практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, ознакомление с художественной литературой, иллюстрационным материалом, беседы и т.д.), накопление жизненного опыта, развитие психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков. Развитие лексики: новые слова, понятия. Формирование грамматического строя речи. Воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все вышеизложенное позволяет совершенствовать умения и навыки детей: беседа, как метод обучения диалогической речи; обучение рассказыванию по предметам, из опыта, по воссоздающему наблюдению; обучение творческому рассказыванию; формирование связных высказываний типа суждений.
- Экология и нравственное воспитание. Природа Санкт-Петербурга и пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные чувства.
- Развитие художественного творчества. Чем сильнее у детей развиты изобразительные способности, тем точнее будет зарегистрирован результат восприятия увиденного, услышанного, прочитанного и осмысленного (героя, сюжета и т.д.)
- Трудовое воспитание. Через художественные образы воспитывается трудолюбие, гордость за достижение положительных трудовых результатов труда. Дети оценивая действия и поступки персонажей, отражают это в своей деятельности, в отношениях со сверстниками и взрослыми.
- Музыкальное развитие. С помощью музыки дети учатся видеть прекрасное в обычном.
предполагаемый результат: усвоение детьми предлагаемой информации: свободно ориентирование в названиях памятников архитектуры; узнавание на иллюстрациях и фотографиях памятники архитектуры; знать основных архитекторов, которые участвовали в строительстве нашего города; знать фамилии людей , которые прославили наш город; знать названия элементов
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный | ||
Срок | Мероприятия | Участники |
Август | - разработка календарного плана (приложение 1); - информирование родителей об этапах проекта, составление рекомендация по посещению с детьми объектов культурного наследия - пополнение ППРС групп материалами и пособиями по теме; - подготовка литературы (приложение 2) И т.д. | Специалисты ДОУ |
2 этап Основной | ||
Сентябрь - апрель | Организация деятельности детей в соответствии с выбранной тематикой (приложение 3); Работа с родителями: - сбор материала для оформления альбомов: «Города России»; - фотовыставки «Достопримечательности нашего города»; - сбор раскрасок на тему: «Мой Петербург». Посещение библиотеки им Н. Островского на Тучковом переулке. Совместные с родителями экскурсии к «Медному всаднику» «Стрелка Васильевского острова», «Кунсткамера» | Специалисты ДОУ, дети Родители (законные представители) |
3 этап Итоговый | ||
Май | Праздник: Необыкновенные стражи Петербурга (конспект – приложение 4) | Специалисты, дети, родителя (законные представители) |
Приложение 1
Календарный план к проекту «Мой город»
№ п/п | Месяц | Тема |
1 | Октябрь | Тема №1 «Город, в котором я живу» Тема №2 «Символы города» |
2 | Ноябрь | Тема №3 «Наш район. Музеи на острове» Тема №4 «Осень в городе. Адмиралтейство» |
3 | Декабрь: | Тема №5 «Здесь будет город заложен» Тема №6 «Петропавловская крепость» |
4 | Январь: | Тема №7 «Нева. Мосты нашего города» Тема №8 «Подвиг нашего города в дни блокады» |
5 | Февраль: | Тема №9 «Город на островах» Тема №10»Ансамбль Дворцовой площади» |
6 | Март: | Тема №11 «Дворцовая площадь» Тема №12 « Реки нашего города» |
7 | Апрель | Тема №13 «Необыкновенные памятники» Тема №14 « Сказочные памятники (Героям из сказок)» |
8 | Май | Тема №15 «Никто не забыт, ничто не забыто» Тема № 16 «День рожденья города |
9 | май | Итоговое занятие Необыкновенные стражи с. Петербурга |
Приложение 2
Список используемой литературы
Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. СПб.,1995.
Алифанова Г.Т., Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. СПб, 2005.
Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.В. – М.: АРКТИ, 2006.
Прохорова О.А. Познавательно-творческий проект «Наш любимый город – Москва»:Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №9 сентябрь/ 2012. МЦФЭР.
Данная система разработана на основе программы Алифановой Г.Т. «Первые шаги»
Приложение 3
Перспективное планирование работы с детьми
Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим | В соответствии с расписанием НОД в совместной и самостоятельной деятельности | |
Изобразительная деятельность детей | ||
Игровая деятельность детей | Дидактические игры: - «Угадай картинку». • Настольные игры: - «Лабиринт»; - «Пазлы», «Домино». | |
Чтение художественной литературы |
«Сказ о том, как наш город родился» • Стихи о Санкт-Петербурге - В. Лелина «Львиный мостик». | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель |
Приложение 4
Конспект итогового мероприятия
Необыкновенные стражи Петербурга
Цель: Продолжать расширять знания детей о Санкт-Петербурге.
Задачи: Образовательные
- формировать у детей представления о достопримечательностях Санкт- Петербурга.
- закрепить знания о городе
- расширять и активизировать словарь детей
Развивающие
- развивать логическое мышление и память
- развивать речь и познавательную активность
Воспитательные
- воспитывать у детей любовь к городу
- воспитывать навыки взаимодействия
Интеграция образовательных областей:
Познание, музыка , социализация
Педагогические технологии
- технология музыкального воздействия
- игровые технологии
- здоровьесберегающие технологии.
Логопедическое занятие для подготовительной группы
( Дети входят под музыку в зал, здороваются с гостями и садятся на места)
Логопед - Хочу спросить я вас, ребята
А не забыли вы?
Что же за праздник в мае будет
На берегах Невы?
Чей день рождения мы отмечаем 27 мая.
Дети – Нет, День рождения нашего города.
- Конечно, это знаем мы, ведь любим город свой,
И каждой новой встречи с ним мы с нетерпеньем ждем.
- Над Россией небо синее
Небо синее над Невой
В целом мире нет красивее
Петербурга моего.
Логопед – Тогда, отправимся тотчас, и время не теряя,
сегодня в городе опять мы с вами побываем.
Занятие у нас сегодня будет не простое , а волшебное. К нам с минуты на минуту должны придти гости.
(раздается стук в дверь и под музыку входят кот и кошка)
- Здравствуйте ребята, Меня зовут кот Елисей.
- А меня - кошка Василиса.
Е - Мы любим по городу гулять
И на крышах любим спать
Во дворцы во все заходим
Очень часто ночью бродим.
В - Город знаем лучше Вас
И, пришли спросить сейчас
Может вам что показать
Может что-то рассказать?
Елисей - ребята, а вы знаете, что в нашем городе много памятников животным.
А какие памятники вы знаете?. (показ слайдов памятники животным)
( кошка и кот на малой садовой , кот ученый, чижик – пыжик, собака, медведь).
Логопед – Давайте вспомнить , что в нашем городе связано с этими животными? слайд
Заяц – Зайчий остров. Петропавловская крепость.
- Царь остров в устье указал , и поднялись за валом вал
Пускай враги смирят свирепость, узнав, что встала на века
Здесь Петропавловская крепость.
Петропавловка не спит, Ангел город наш хранит
Пушка в полдень возвещает. День 12 каждый знает.
Слайд
Лось ( лосиный остров. Раньше так назывался Васильевский остров)
Слайд
Лебедь Лебяжья канавка ( канал , соединяющий реки Неву и мойку Рядом с Летним садом. Раньше там плавали лебеди)
Слайд
- Лебяжья канавка, Лебяжья канавка
Где много людей
Лебяжья канавка, Лебяжья канавка,
Где нет лебедей.
Они улутели, куда же, куда?
Но нам не сказала об этом вода.
Кони ( В нашем городе много коней. На Аничков мосту, на арке главного штаба, на Александринском театре, около манежа – выставочного зала). Показ слайдов
- Красивый мост, любимый нами,
Известен четырьми конями
Василиса - А еще вы не назвали памятники нашим большим родственникам, охраняющим наш город? Что это за памятники. Показ слайдов львов у адмиралтейской набережной. На свердловской набережной 22 льва, львиный мостик.
- Львы, как живые стоят у фасадов
Гости им рады и жители рады.
Львы у ступенек, львы у дверей
Только не бойтесь вы этих зверей
Логопед – В нашем городе есть зоопарк, где можно увидеть много разных животных, но за зиму названия на клетках стерлись. Помогите, пожалуйста, восстановить названия.
Л…В ЕН…Т ЗЕБ…А Ж…РАФ
И Е О Р
Логопед – Какая схема к какому слову подходит?
Тигр Лиса Волк Белка
Схемы слов
2. 3. 4.
физминутка
Логопед _ Что может объединять эти картинки? Слайд
Утка, волк, таракан, глухарь, карп, лебедь.
Дети- Названия рек созвучны названиям этих животных.
Доскажи словечко…
Волка след весь день искал, я вдоль ( Волковки) гулял
Тараканов не пугайся, в (Таракановке) купайся.
Много карпов принесет кто на (Карповку) пойдет.
Глухарей ведь не нашел, хоть на (Глухарку) пошел.
Солнце светит ясненько, течет речка красненькая.
Долго камни собирал Я вдоль ( каменки ) гулял.
Крестик золотой нашел , когда на (крестовку) я пошел.
Не видать от грязи дна потому что речка (черная) черна.
Логопед – Названия каких рек вы еще знаете? Слайд отгадай ребус
(Мойка, Нева, Фонтанка, Пряжка).
Логопед – На набережных рек и на мостах нашего города можно увидеть необыкновенных животных. Отгадайте что это за животные.
Слайд с буквами и цифрами.
2 | 5 | 3 | 1 | 4 | 6 |
ф | к | и | с | н | с |
6 | 3 | 1 | 5 | 4 | 2 |
н | и | г | о | ф | г |
Логопед- Правильно ребята. Это фантастические необычные животные сфинксы и грифоны. Слайд. А где их можно увидеть.
- Угрюмо сфинксы у воды застыли
О чем они таинственно молчат
Мечтают, может быть о Родине, Ниле
И, на Неву загадочно глядят.
- На мосту на банковском их найдете вы.
Это львы из сказки, крылатые они.
На мосту их всех 4, лучше нету в целом мире.
Грифоны – сказочные львы.
Охраняют наши сны.
Кот Елисей. Молодцы ребята. Вы столько знаете о необычных памятниках в городе.
Василиса. – Нам пора домой. До свидания.
Логопед – Вы вырастите скоро и будете учиться,
Научитесь верить творить и мечтать
Но мало еще в Петербурге родится
Вам надо еще Петербуржцами стать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя Родина. Мой любимый город - Санкт-Петербург!
Данная презентация содержит в себе 8 слайдов с загадками; поможет детям закрепить знания о родном городе....
Исследовательский творческий проект на тему: «Мой любимый город Санкт-Петербург»
У каждого из нас в жизни существует любимый сердцу уголок.Чаще всего таким уголком: городом, посёлком, краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось детство...
Методическая разработка "Мой любимый город – Санкт – Петербург"
Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, продукт...
Методическая разработка НОД " Наш город- Санкт-Петербург " для дошкольников старшего возраста
История создания города, знакомство с символикой и достопримечательностями города в процессе интеграции образовательных процессов....
Методическая разработка: Физкультурный досуг «Приключения на островах Санкт –Петербурга» в рамках проекта «Мой любимый город Санкт -Петербург»
В дошкольном возрасте важно прививать знания о городе, воспитывать гордость за город, в котором ты живешь.Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствован...
Методическая разработка проекта "Мой город Санкт - Петербург"
Задачи проекта: Познакомиться с историей и достопримечательностями Санкт – Петербурга.Научить детей выступать перед другими детьми и слушать друг друга. Воспитывать чувство гордо...
Методическая разработка «Любимый город Санкт-Петербург»
«Любимый гор...