Конспект занятия на тему: «Звук [Л’]».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цель: автоматизировать у ребенка правильное произношение звука «Л’».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [Л’]»

Цель:  автоматизировать у ребенка правильное произношение звука «Л’».

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Задачи

Совершенствовать невербальные процессы

I.Формировать психические процессы.

1) Тренировать виды памяти:

*по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности – зрительную, слуховую, словесно-логическую; *по степени волевой регуляции – долговременную; *по продолжительности сохранения материала в памяти – непроизвольную, произвольную.

2) Развивать показатели памяти: быстроту запоминания; точность воспроизведения; прочность сохранения; готовность к воспроизведению.

3) Развивать основные характеристики внимания: объем; концентрацию; устойчивость; распределение.

4) Развивать основные виды восприятия: *слуховое; *зрительное; *тактильное.

5) Развивать мыслительные операции: обобщение.

II. Формировать пространственные представления.

1) Закреплять умения ориентироваться в окружающем пространстве (умение определять пространственное расположение предметов по отношению к ребенку; пространственное соотношение между 2-3 предметами).

III. Формировать общую моторику.

1) Формировать основные параметры общей моторики: *объем; *активность движений; *точность; *темп; *ритм; *длительность удержания позы; *переключаемость; *синхронность.

IV. Формировать артикуляционную  моторику.

  1. Формировать основные параметры артикуляционной моторики: *объем; *активность движений; *точность; *темп; *ритм; *длительность удержания позы; *переключаемость; *синхронность.

VI. Формировать мелодико-интонационную сторону речи.

1)Развивать основные характеристики голоса: силу, высоту.

Совершенствовать вербальные процессы

I. Формировать фонематические процессы.

1) Развивать умение выделять заданный звук из ряда других звуков; умение выделять слог на заданный звук из ряда слогов;  умение выделять слово на заданный звук из ряда слов.

2) Развивать навыки фонематического анализа: определять место звука в слове.

3) Развивать умение объединять ряд произносимых слогов в слово.

II. Формировать звукопроизносительный строй речи.

1) Закреплять умения и навыки правильного произношения звука «Л’» изолированно, в слогах, в словах.

III. Формировать лексический строй речи.

1) Формировать  представления о космосе;

2) Активизировать словарь существительных: Земля,  Луна,  Солнце,  Солнечная  система, космос,  планета,  Плутон,  Нептун,  Уран,  Сатурн,  Юпитер,  Марс, Венера,  Меркурий,  звезда,  корабль,  ракета, космонавт,  полет;  словарь глаголов: летать,  взлетать,  приземляться,  падать; словарь прилагательных: солнечный,   лунный,  земной,  звездный,  космический,,  первый, орбитальный; словарь наречий: далеко,  низко,  темно,  ярко,  быстро, медленно.

IV. Формировать грамматический строй речи.

1) Закреплять умения употреблять существительные в форме Р.п. мн.ч. .

2) Закреплять умение образовывать им. сущ. при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

V.Формировать связную речь.

1) Закреплять умение правильно формулировать ответ на поставленный вопрос (работа над самостоятельностью речевого высказывания, полнотой ответа, последовательностью, плавностью, логичностью).

Воспитательные:

1.Воспитывать навыки культуры поведения на занятии.

2.Воспитывать любовь к красоте звучащей речи.

Оборудование и раздаточный материал: 

Игрушки самолет, фотоаппарат; наглядные картинки для проведения артикуляционной гимнастики; игровое поле; картинки с изображением космических планет; игра – лабиринт; картинки с изображением предметов, в названиях которых присутствует звук «Л’».


Название структурной части занятия

Время, отведенное для каждой структурной части; оборудование (демонстративный и раздаточный материал)

Ход занятия и содержание каждой структурной части

Название предлагаемых заданий; задачи, которые реализуются в процессе выполнения задания

1.Подготовительный этап

Организационный момент

2.Основной этап

Закрепление умений и навыков

1-2 мин

Загадка, игрушка – самолет.

4 мин

Игрушка: самолет; игровое поле, наглядный материал для проведения артикуляционной гимнастики (артикуляционные упражнения).

Сегодня я предлагаю тебе совершить полет в космос. Космос – это бесконечное пространство со звездами и планетами. Небо в космосе черное, на нем блещет огромное количество звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко.

А вот на чем мы туда отправимся, ты должен угадать. Послушай.

Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица? (Самолёт)

Правильно! Чтобы быстрей добраться, мы полетим на космическом самолете. Вот он.

Но надо завести двигатель у самолета, чтобы полететь. Потренируем наш язычок. Сделаем зарядку.

1) Привлечь внимание ребенка (сформировать у него интерес к последующей игровой деятельности).

2) Отгадывание загадки (развивать мыслительные операции; обогащать словарный запас ребенка).

Введение нового материала

Закрепление умений и навыков

2 мин

Игрушечный фотоаппарат.

3 мин

Демонстративный материал для закрепления навыков правильного произношения звука «Л’» в слогах.

Артикуляционная гимнастика:

«Окошко»

«Улыбочка»

«Лопатка»

«Иголочка»

«Вкусное варенье»

«Почистим зубки»

«Лошадка»

Произнеси протяжно звук «Л’». Поехали.

Игра «Звук двигателя»

Вот мы и в космосе. Летим, посмотри в иллюминатор.

Слева от самолета  самая большая планета – Юпитер. Она настолько велика, что внутри ее могли бы поместиться все другие планеты. Давай сфотографируем Юпитер на память. Держи фотоаппарат.

Самое главное, когда пролетаешь мимо этой планеты – быть внимательным.

Игра «Будь внимателен». 

Я буду произносить разные звуки, а ты, если услышишь среди них звук «Л’» - хлопай в ладоши, «лови» его.

Если ты услышишь  слог со звуком «Л’» - хлопай, «лови» его. Если ты услышишь  слово со звук «Л’» - хлопай, «лови» его. 

2)Артикуляционная гимнастика для звука «Л’» 

Развивать основные параметры артикуляционной моторики:

объем; активность движений; точность; темп; длительность удержания позы; переключаемость. Закреплять навыки правильного положения органов артикуляционного аппарата при произношении звука «Л’».

3) «Звук двигателя»

Закреплять навыки правильного произношения звука «Л’» изолированно.

4) «Юпитер»

Формировать представления о планетах (юпитер); активизировать словарь по лексической теме.

5) «Будь внимателен»

Развивать умение выделять заданный звук из ряда других звуков; умение выделять слог на заданный звук из ряда слогов; умение выделять слово на заданный звук из ряда слов.

Динамическая пауза

Введение нового материала

Закрепление умений и навыков

Введение нового материала

Закрепление умений и навыков

3.Заключительный этап

Подведение итогов

2 – 3 мин

2 мин

Раздаточный материал, используемый в работе над звуком

«Л’»: набор картинок, в названиях которых есть звук «Л’»; игра – лабиринт.

4  мин

2мин

1 мин

3 мин

Игрушка самолет; магнитофон; картинки с изображением космических планет.

Летим дальше. Заводи двигатель у самолета.

Но что это с нашим самолетом.

Его клонит то вправо, то влево. Стрелки на приборах дрожат. В небе видны яркие вспышки. Это метеоритный дождь – осколки падающих звезд. Чтобы закончился этот метеоритный дождь, нужно правильно произнести слоги (спеть слоговые песенки), облетая метеориты.

Игра «Слоговые песенки»

«Между метеоритами ты лети, правильно слоги произноси».

Метеоритный дождь закончился, и мы летим дальше.

Игра «Летает – не летает»

Кто летит, кто не летит?

Кто ответит без подсказок,

Тот в игре и победит.

Логопед предлагает слова:

Самолет

Лесенка

Лебедь

Лес

Пеликан

Вертолет

Лиса

Мотылек

Лев

олень

А это что за необычная планета справа по курсу?  Красная планета – это Марс, самая близкая к Земле планета. Ученые предполагают, что когда – то на ней  была жизнь.

Здесь важно пролететь по лабиринту.

игра «Лабиринт». 

Надо разложить в пустые квадраты картинки. Начало лабиринта там, где находится кот Леопольд. Бери картинку, называй, какой предмет на ней нарисован. Произноси четко каждое слово.

Иди по лабиринту и называй предметы ласково. Например: улитка – улиточка.

Возвращайся в начало лабиринта, называй один предмет и много предметов. Например: один пылесос – много

пылесосов. Посмотри и скажи, что лежит между улиткой и пылесосом.

Что находится справа от улитки, слева от теленка.

Что находится над улиткой, под теленком.

Молодец. Нам пора лететь дальше. Заводи двигатель у самолета. Полетели.

Летим  вперед, летим вперед! Последняя планета ждет.

Это планета – Земля. Давай сфотографируем ее с высоты.

Идем к Земле. Чтобы приземлиться, нужно расшифровать код посадки.

Игра «Повторяй - ка».  Произнеси первое слово в лабиринте. Где слышится  звук «ль» в этом слове. Назови вторую картинку. Где слышится звук «ль» в этом слове и т. д.

Скажи, что общего в названиях этих картинок. (В этих словах есть звук «Л’»). Где слышится звук «Л’» в словах (в начале, в середине, в конце).

Вспомни, какие предметы были в лабиринте. Назови их.

Игра «Вспоминай-ка 1.»

Молодец. Вот мы и прилетели домой. Идем на посадку. Закроем глаза. И произнесем волшебные слова под музыку: «Раз-два-три, самолет посадку соверши». И как только  музыка перестанет играть, можно открывать глаза.

Вот мы и дома. Скажи, где же нам удалось побывать?  (В космосе).

А на память о путешествие у нас остались фотографии. Вспоминай, какие планеты мы фотографировали.

Скажи, а что тебе запомнилось больше всего из нашего путешествия?

6) «Слоговые песенки»

Закреплять навыки правильного произношения звука «Л’» в слогах.

7)  «Летает – не летает»

Формировать основные параметры общей моторики: объем; активность движений; точность; темп; ритм; длительность удержания позы; переключаемость; синхронность.

8) «Марс»

Формировать представления о планетах (Марс).

Активизировать словарь по лексической теме «Космос».

9) «Лабиринт»

*Закреплять навыки правильного произношения звука «Л’» в словах.

*Развивать навыки фонематического анализа: определять место звука в слове.

*Закреплять умения образовывать им. сущ. при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

* Закреплять умения употреблять им. сущ. в форме Р.п. мн.ч. .

*Закреплять умения ориентироваться в окружающем пространстве (умение определять пространственное расположение предметов по отношению к ребенку; пространственное соотношение между 2-3 предметами).

10) «Земля»

Формировать представления о планетах (Земля);

активизировать словарь по лексической теме.

11) «Повторяй - ка»

Развивать умение звук в слове, определять место звука в слове.

12) «Вспоминай-ка 1.»

- Тренировать виды памяти: *по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности – зрительную, слуховую; *по продолжительности сохранения материала в памяти – непроизвольную, произвольную.

-Развивать показатели памяти: быстроту запоминания; точность воспроизведения; прочность сохранения; готовность к воспроизведению.

13) «Вспоминай-ка 2.»

- Тренировать виды памяти: *по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности – зрительную, слуховую; *по продолжительности сохранения материала в памяти – непроизвольную, произвольную.

-Развивать показатели памяти: быстроту запоминания; точность воспроизведения; прочность сохранения; готовность к воспроизведению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Звуки С-Сь" в подготовительной логопедической группе

Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР на семинаре для заведующих детских садов города....

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...

Конспект занятия По теме: "Звуки (М) (М*)"

Это занятие способствует развитию фонематических процессов. Его могут использовать в своей работе учителя-логопеды, а также дефектологи для построения коррекционно-развивающего процесса....

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...