Конспект подгруппового занятия по картине Волосова В. «Деревенский натюрморт»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Умение рассказывать по картине приобретает очень большое значение в развитии связной речи у дошкольников. В процессе рассматривания картин дети учатся получать информацию, использовать необходимые лексические и грамматические средства языка, совершенствовать структуру предложения и структурно – композиционные умения, обеспечивающие логику построения текста на основе условных схем и предметно – моделирующей деятельности для высказывания по содержанию картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgruppovogo_zanyatiya.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия
по картине Волосова В. «Деревенский натюрморт» (проводит учитель – логопед)
Задача: Развивать у детей умение получать информацию для высказывания и связную речь в процессе рассматривания картины.
Цели:
Коррекционно-образовательные цели. Введение в игровую коммуникативную ситуацию, активизация речевых средств общения. Активизация и актуализация словаря по картине В.Волосова «Деревенский натюрморт», совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Совершенствование навыков звукового анализа. Автоматизация всех поставленных звуков в предложениях и связном рассказе.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, творческого воображения, зрительного восприятия. Учить использовать необходимые лексические и грамматические средства языка; совершенствовать структуру предложения; и структурно – композиционные умения, обеспечивающие логику построения текста на основе условных схем. Совершенствование фонематических представлений. Развитие артикуляционной и тонкой моторики, правильного дыхания.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе. Учить видеть красоту художественного произведения.
Оборудование и материалы: картина Волосова В. «Деревенский натюрморт» в ПК и распечатка картины, ёмкость с шариками из бумаги; образные игрушки (бабочка, жук , пчела, муха); музыкальные аудио записи; действующие телефонные аппараты; схема для описания предметов.
Предварительная работа: рассматривание картины и коллективной композиции на основе предметно – моделирующей деятельности по содержанию картины, составленной на предыдущих занятиях скатывание шариков-ягодок из красной бумаги.
Содержание занятия
1.Организационный момент. Звучит тихая, спокойная музыка. Дети получают картинки с изображением художника и необходимых ему предметов. Входит в кабинет тот, кто назовёт картинку словом и выделит первый звук в этом слове.
Монитор в режиме ожидания распечатка картины закрыта.
Дети располагаются полукругом перед монитором не менее одного метра.
Логопед. – Ребята, вы уже знакомы с этой картиной, посмотрите на неё внимательно еще раз и будьте готовы ответить на мои вопросы.
Открывается экран и дети 1-2 минуты рассматривают картину (звучит тихая музыка).
2.Беседа по картине Учу детей общаться друг с другом: говорить тихо, спокойно. Можно поворачиваться друг к другу, пользоваться указательным жестом.
Логопед. - Вася, спроси у Милены, понравилась ли ей картина? Что больше всего понравилось?
Вопросы по содержанию картины ко всем детям.
-Художник написал очень красивую картину. Она вам нравится?
-О чем художник хотел нам рассказать?
-Что нарисовано на этой картине?
-Как красиво смотрятся цветы в этом букете! Куда поставили букет?
-Что ещё написал художник на картине?
-Как вы думаете, какие ягоды в горшочках? Почему вы так думаете? Каждый художник рисует то, что его интересует, что его радует или огорчает. Как вы думаете, предметы на этой картине радовали, или огорчали художника?
-А вас они радуют или огорчают, когда вы смотрите на картину?
-Какое время года вам вспоминается при рассматривании картины?
Обобщаю ответы детей и обращаю внимание, что автор картины художник Владимир Волосов. Он нашёл красивые, полевые цветы. Почему эти цветы называются полевыми? Какие они? (нежные, пушистые, розовые).
3.Игра «Подскажи словечко?»
Логопед. - Послушайте стихотворение, которое подскажет вам название этого полевого цветка.
Как зовут меня, скажи? Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый… (василёк).
Логопед. – Чтобы получилась такая картина, художник красиво расставил предметы на столе, подобрал фон. Какого цвета фон нарисовал художник? (Ответы детей). Такое расположение предметов называют натюрмортом, и картину, на которой нарисованы эти предметы тоже называют натюрмортом.
4.Динамическая пауза «Речь с движениями».
Текст | Движения |
Если видишь на картине | Руками чертят в воздухе прямоугольник. |
Чашку кофе на столе, | Руки на уровне груди, кулачок левой руки лежит на внешней стороне ладони правой руки. |
Или морс в большом графине, | Указательные и большие пальцы обеих рук соединяются в кольцо. |
Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, | Кисти рук изображают бутон цветка. Предплечья располагаются на уровне и перпендикулярно груди параллельно друг другу. |
Или грушу, или торт, Или все предметы сразу- | Имитация откушивания (два раза). Круговое движение руками перед собой. |
Знай, что это натюрморт | Указательный жест на картину. |
5. Предметно – моделирующая деятельность по содержанию картины.
- Предлагаю детям составить на столе красивый натюрморт. Совместно выбираем фон и подходящие предметы.
Логопед. Ребята, давайте оживим картину художника Волосова
Читаю стихотворение:
На столе большая ваза, По цветку поставит каждый. Вот у нас букет душистый - получился очень быстро. Слева ставим мы горшочек, а кувшинчик справа. В них насыплем землянику и малину. Правда? Картину живую сейчас мы создали, Душистое светлое лето с радостью в дом наш позвали!
Вопросы к детям. - Что ты сделал, Дима? – Я поставил василёк в вазочку.
-А что мы сделали все вместе (Составили букет из васильков.)
-Букет из васильков, какой? (васильковый) - А если букет будет из ромашек (одуванчиков, и др.)
-О каком времени года напоминает наша картина?
-Лето, какое?
- Дыхательное упражнение «Понюхай букет»
- Моторика «Добавим ягоды в горшочек и кувшинчик»
6.Режисёрская игра с образными игрушками и «вхождение в картину».
Логопед. – Давайте подумаем, ребята, чем отличается настоящая картина художника на полотне от той картины, которую мы создали из разных предметов.
-Наша картина живая, все предметы на ней можно потрогать, переставить, понюхать цветы, даже попробовать ягодки (если они настоящие).
А еще мы можем изменить картину. Ввести в неё новых персонажей или войти в неё самим, представить себя вазой, цветком, горшочком или кувшинчиком.
Сейчас я войду в эту картину и расскажу о себе, а вы угадайте, кто я: Я стою в самом центре картины, я красивая, высокая, светло-коричневая. Меня сделали из глины. У меня всегда есть вода. Цветы дружат со мной, а я пою их водой. Я тоже очень люблю разные душистые цветочки. Вместе мы самые нарядные и красивые на картине.
-Подумайте, кто мог бы появиться рядом с этими предметами? Покажите и расскажите, что будут делать игрушки – персонажи на этой картине? (Пчёлка подлетела к цветку, села на него и стала пить нектар. Потом взлетела, пожужжала, полетала вокруг цветка и улетела в улей).
Зрительная гимнастика «Пчёлка» (движения взглядом по тексту).
Пчёлка к нам сюда влетела – ж-ж-ж-ж-ж-ж, На цветочек тихо села –ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. На цветочек василёк, пьёт душистый сладкий сок. Мы на пчёлку посмотрели: вмиг с цветка она взлетела. Право, влево, вверх и вниз. Ну-ка, пчёлка, покружись. – Мне пора уже домой, полечу я в улей свой. Я нектар домой несу, мёд для деток припасу.
Хвалю за рассказы.
-Что бы сделали вы, если бы попали в эту картину (понюхал цветы, подержал кувшин, попробовал ягодку малинку)
7. Игра «Угадайка» (на основе описательного рассказа по схеме).
Логопед - Сейчас мы поиграем в игру – загадку «Угадайка». Каждый из вас расскажет о предмете на картинке, который вам понравился, а все мы попробуем угадать о чём вы рассказали (раздаю печатные схемы, вспоминаем последовательность рассказа).
8. Итог занятия. Введение в игровую коммуникативную ситуацию, активизация речевых средств общения
- Логопед. – Предлагаю детям позвонить воспитателю соседней группы. Пусть они тоже познакомятся с такой красивой картиной.
Специально подготовленный взрослый собеседник у второго аппарата побуждает ребёнка к рассказу о картине.
Спрашивает.
Что нарисовано на картине художника?
Почему она будет интересна другим детям?
Какое настроение передал художник в картине?
Какое время года изображено?
Откуда это видно?
В какие игры можно поиграть с этой картиной?
Договариваются ,кто и когда принесёт картину в группу.
- Логопед. Оценка картины и деятельности детей.
-Вы сегодня отлично поработали. Я думаю, вам понравилось быть художниками, поэтому дарю всем эти картины. Подумайте дома, как можно их раскрасить, а потом принесёте в группу и покажете мне и ребятам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественному творчеству "Наш чудесный натюрморт"
Интегрированное занятие по художественному творчеству в подготовительной группе. Автор и разработчик старший воспитатель Тетова С.Е., проводила Н.А. Пучкова - инструктор ИЗО осенью 2011 года....
Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Натюрморт"
НОД помогает детям закрепить навыки изготовления объёмной аппликации из бумаги. ...
Конспект ООД в старшей группе «Знакомство с натюрмортом»
Цель занятия: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрмортом.Задачи:• Образовательной: дать детям представление о натюрморте, вызвать ассоциации с их собственным опытом, стимулиро...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Натюрморт"
Конспект по ознакомлению детей с изобразительным искусством.( виддами живописи)...
Конспект занятия в средней группе «На деревенском подворье»
Конспект занятия в средней группе «На деревенском подворье»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социализации «Деревенское подворье».
Конспект предназнакчен для детей старшего дошкольного возраста. НОД организована в форме игры-путешествия в деревню. В ходе НОД ребята закрепят знания о деревенском подворье, о том, чем питаются...
Занятие по картинной галереи. Знакомство с натюрмортом И.И. Машкова "Ананасы и бананы"
Занятие в старшей группе по ознакомлению с натюрмортом И.И. Машкова "Ананасы и бананы"...