Конспект занятия в старшей группе «Знакомство со звуком [И] и буквой И
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Знакомство детей со звуком [И] и его акустико-артикуляционной характеристикой.
Закреплять понятие «гласный звук», «слог», «слово».
Вырабатывать навык четкого произношения звука «И».
Учить выделять звук из ряда гласных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_i_otkrytoe_zanyatie.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство со звуком [И] и буквой И
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой И.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- Познакомить детей со звуком [И] и его акустико-артикуляционной характеристикой.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- Закреплять понятие «гласный звук», «слог», «слово».
- Вырабатывать навык четкого произношения звука «И».
- Учить выделять звук из ряда гласных.
- Развивать слуховое внимание, зрительное внимание, мышление
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей интерес к занятию.
Оборудование: Кукла, цветные карандаши, зеркала по количеству детей, , счётные палочки, предметные картинки со звуком [И] в начале слова.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята! (Подбор слов на заданный гласный звук)
Логопед. Давайте постараемся вспомнить слова, которые начинаются с гласных звуков. Сначала сядет тот, кто вспомнит слово на звук [а].
Логопед. Теперь можно сесть тому, кто вспомнит слово на звук [у].
Логопед. А ты вспомни слово на звук [о], Ваня.
Логопед. Молодцы, вы правильно назвали слова.
Объявление темы занятия.
Логопед .Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Ира. Она хочет , чтобы вы ей помогли справиться с одним заданием. Поможем Ире? У Иры есть волшебный сундучок, в сундучке задание (в сундучке картинки в которых звук И находится в начале слова: иголка, индюк, иней, ива, избушка, икра, игрушки, ирис ) Дети называют картинки.
Логопед. Ребята, Ира не может понять с какого звука начинаются все эти слова. Затем логопед просит отгадать детей, с каким звуком они сегодня познакомятся на занятии.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед:
- Давайте все вместе произнесём звук [и].
Дети:
- И.
Логопед:
- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
Давайте проверим.
Дети произносят звук.
Вопросы:
Ребята, когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
Дети:
- При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.
Логопед:
- Этот звук поётся?
Дети:
- ДА, этот звук можно петь.
Логопед:
- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».
Звук [И] – гласный звук.
Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красным цветом.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука [И] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, язык спокойно лежит на дне ротовой полости, воздух выходит свободно, не встречает преграду на своём пути.
Артикуляционная гимнастика (перед зеркалами).
Сказка о весёлом язычке.
Проснулся язычок рано-рано утром и выглянул в окошко. День был очень светлым и хорошим. Пошёл язычок на кухню, а там его ждала бабушка, которая приготовила ему вкусные блинчики. Покажем, как бабушка месила тесто («Месим тесто»). Напекла бабушка блинчики (Упражнение «Блинчик»). С вареньем (Упражнение «Вкусное варенье»). Поел язычок блинчиков и решил попить чаю из своей любимой чашки ( Упражнение «Чашечка»). Сказал бабушке «спасибо» и пошёл гулять со своими друзьями. Пошли они качаться на качелях. Покачались на качелях(«Качели») и решили еще на лошадке покататься («Лошадка»). Поскакали они в лес. А в лесу орехов видимо-невидимо! («Орешки») Очень хорошо погулял язычок с друзьями! Молодцы, ребята! Убираем зеркала.
Развитие фонематического слуха.
Логопед . Ребята, давайте поиграем в игру «Поймай звук». Сейчас я вам буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук И.
(И,У,И,П,А,И,И,О,Т,У,И,П,А,И.) Молодцы!
Логопед. Дети, А теперь мы будем «отхлопывать» слова.
На каждый слог-хлопок. Слова – ин-дюк, и-гол-ка, и-кра, и-ней, и-ва.
Логопед. Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?
Ребёнок:
- Звуки мы не видим.
Логопед:
- Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).
Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).
Выкладывание буквы «И» из палочек,
Для И три палочки возьми.
Две прямо. Третью наклони.
Раскрасьте букву «И» на листочках.
Чтение слогов.
АУ УА ИА АИ ИУ УИ
Назовите первый звук в слоге, назови следующий звук. Сколько всего звуков?
Какие это звуки?
Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Знакомство со звуком С"
Конспект занятия в старшей логопедической группе Знакомство со звуком [С] и его правильной артикуляцией и произношением. Упражнение в определении места согласного звука в слове....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»
Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»;- учить выделять звук «у» из ряда гласных;- формировать умение согласовывать...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»
Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»;- учить выделять звук «у» из ряда гласных;- формировать умение согласовывать...
Конспект занятия для детей старшей группы "Знакомство со звуком[У] и буквой Уу."
В конспекте представлены интересные задания, вытекающие одно из другого, позволяющие в увлекательной форме познакомить детей с буквой и звуком У....
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с буквой «З» и звонким согласным звуком [з]».
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе общеразвивающей направленности. Цель: знакомство детей с буквой «З» и звонк...
Конспект занятия в старшей группе на тему: " Звуки [М-Мь]. Буква "М". Домашние животные
План занятия.I Организационный момент.1. Игра «Отгадай, что это за животное»? Сообщение темы занятия.II Вводная часть.2. Артикуляционная гимнастика.3.Упражнен...