Конспект занятия в старшей группе на тему: " Звуки [М-Мь]. Буква "М". Домашние животные
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Николаевская Софья Николаевна

План занятия.

I   Организационный момент.

1. Игра «Отгадай, что это за животное»? Сообщение темы занятия.

II   Вводная часть.

2.  Артикуляционная гимнастика.

3.Упражнение на развитие дыхания

III Основная часть.

     4. Артикуляция, сравнительная характеристика, символы звука.

5. Игра «Слушай не зевай, звуки [М-Мь] различай». 

6. Отбор картинок со звуками [М-Мь].

7.  Упражнение на координацию речи с движением

8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

9.  Буква «Мм».

10. Чтение слогов.

IV Заключительная часть.

11. Подведение  итогов занятия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m-m_dzh.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»

Конспект занятия

Учитель-логопед: Николаевская С.Н.

Возрастная группа: старшая группа

    Образовательная область: развитие речи

    Тема: Звуки [М-Мь] Лексическая тема «Домашние животные».

Цели:

1.Коррекционно-образовательная.

  • Дифференцировать звуки [М-Мь] по твердости, мягкости.
  • Учить давать характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Формировать навык чтения.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Домашние животные»
  • Развивать фразовую речь.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение слушать педагога.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Задача:

1. Создание организационно-методических условий для внедрения в  работу  ДОУ Основной образовательной программы с ФОП ДО.

Словарная работа: корова, телёнок, луг, сено, ферма, коровник.

Предварительная работа: познакомились со звуками [М-Мь], букой «М», разучили: упражнение на дыхание, физкультурную минутку и пальчиковую гимнастику, повторили домашних животных и их детёнышей, обсудили чем питаются коровы и где живут.

Оборудование и материалы: таблица «Характеристика звуков»; символы звуков; буква «Мм»; картинки с изображением коровы и телёнка, предметные картинки с изображением «сена»: мак, малина, машина, медуза, мишка, мёд; трафареты-лабиринты буквы «М» по количеству детей; буквы для чтения

План занятия.

I   Организационный момент.

1. Игра «Отгадай, что это за животное»? Сообщение темы занятия.

II   Вводная часть.

2.  Артикуляционная гимнастика.

3.Упражнение на развитие дыхания

III Основная часть.

     4. Артикуляция, сравнительная характеристика, символы звука.

5. Игра «Слушай не зевай, звуки [М-Мь] различай».  

6. Отбор картинок со звуками [М-Мь].

7.  Упражнение на координацию речи с движением

8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

9.  Буква «Мм».

10. Чтение слогов.

IV Заключительная часть.

11. Подведение  итогов занятия.

Ход занятия

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

1.Игра «Отгадай, что это за животное?». Подбор к ряду глаголов существительного, подходящего по смыслу.

- Ребята, угадайте, какое домашнее животное я загадала: «Мычит, жует, ходит, дает молоко»?

Сегодня к нам в гости пришла корова Мурёнка, пришла и замычала: м-м-м-м. С коровой Мурёнкой пришёл телёнок Милка  и замычал: мь-мь-мь.

- С какими звуками мы сегодня поиграем?

- Корова

-[М-Мь]

II

2. Артикуляционная гимнастика.

Прежде чем мы поиграем со звуками, выполним гимнастику для языка.

—  «Окошко». Рот открыть и удержать под счет до пяти.

—  Движение нижней челюстью вправо — влево.

—  «Почесывание» верхней и нижней губы зубами.

—  «Поцелуйчики» Смыкание и размыкание губ

—  «Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...

—  Надувание обеих щек.

3. Дыхательное упражнение  (с использованием нейропсихологического подхода).

Закройте глаза. Представьте, что мы на лугу, где пасутся коровы.  Сделайте глубокий вдох через нос. Задержите дыхание – пауза. Выдох через рот.

4. Артикуляция, характеристика, символ звука.

Корова Мурёнка мычит: м-м-м

-Что происходит с нашими губами? 

-А воздух выходит свободно? 

-Что ему мешает?  

Звуки которые нельзя петь, у которых воздух встречает преграду –называются как?

-Звук [М] согласный или гласный?

- Твёрдый звук или мягкий?

- Каким цветом обозначается? синим цветом.

А  маленький телёнок Милка мычит: мь-мь-мь.

Мягкий согласный [Мь] мы произнесём мягко, по-доброму и его мы обозначим каким цветом?

Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Давайте узнаем, звуки [М-Мь] звонкие или глухие? Кладем ладошку на горлышко и произнесем звук [М], а теперь звук [Мь].

-Звуки [М-Мь] звонкие или глухие?

Расскажите про звук [М], он какой?

Расскажите про звук [Мь], он какой?

Теперь мы все узнали о звуках [М-Мь].

5. Игра «Слушай не зевай, звуки [М-Мь] различай»

А сейчас мы поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, когда в словах услышите твердый звук [М] – поднимайте синий символ, когда в словах услышите мягкий звук [МЬ]-поднимайте зеленый символ.

Мама Мурёнка купала телёнка.

Мылом, мочалкой тёрла телёнка.

Около мамы смирно Мила стояла,

Тёплым полотенцем себя вытирала.

-Молодцы ребята.

6. Отбор картинок со звуками [М-Мь].

Корова и телёнок проголодались.

- Что они едят?

Покормим их сеном. Внимательно посмотрите и подумайте, кого вы покормите. На обратной стороне картинки с сеном, есть другая картинка. Если в названии этой картинки есть твердый звук [М]-значит это сено для коровы Мурёнки, если мягкий звук [Мь]-значит для теленка Милки.

7.Упражнение на координацию речи с движением

Коров пастух

Привет на луг. 

(идем по кругу)

Стадо мычит

Спасибо говорит

 (голову тянем вперед и говорим протяжное «мууу»у.)

Очень вкусная трава,

Идет кругом голова. 

(вращения головой в одну потом в другую стороны)

Бегают коровки

По лужочку ловко. 

(бег на месте)

8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

Дай молочка, Мурёнушка,

Хоть капельку —

на донышке.

Показывают, как доят корову.

Ждут тебя телятки,

Малые ребятки.

Делают «мордочки» из пальчиков.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка да кашки.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

9. Буква «Мм».

Давайте вспомним букву, в которой живут звуки [М-Мь].

- Стих про букву «М»

Палочка и палочка

А между ними галочка.

- Ребята, поможем корове попасть к телёнку. Для этого нужно указательным пальчиком правой руки обвести букву «М», затем левой рукой, затем обеими руками вместе.

10.Чтение обратных слогов.

Хоровое  и  индивидуальное чтение слогов: АМ, ОМ, УМ, ИМ,

МА, МО,МУ, МИ

Корова Мурёнка и телёнок Милка не умеют читать. Давайте почитаем для них.

Выполняют упражнение 3 раза.

-Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

-Нет. Во рту есть преграда.

-Губы.

-Согласный, твёрдый, обозначается синим цветом.

елёным цветом.

-Звонкие.

-Звук [М]- согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

-Звук [Мь]- согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелёным цветом.

Дети поднимают символы звуков, когда услышат слова в стихотворении со звуками [М-Мь]

-Траву, сено.

Дети выходят к доске и расставляют картинки.

Выполняют движения физкультминутки (2 раза).

Выполняют движения.

Дети обводят букву «М» по трафарету-лабиринту.

III

11. Подведение итогов занятия.

- С какими звуками мы познакомились на занятии?

- Мы можем увидеть звуки?

- В какой букве живут эти звуки?

-Что мы можем делать с буквами?

Корове Мурёнке с телёнком Милой пора возвращаться домой.

-Где они живут, как вы думаете?

Попрощаемся с ними.

Ребята вы сегодня были молодцы, занятие наше закончилось.

- Звуки [М-Мь], буква «Мм».

Нет, звуки мы слышим и произносим.

Буквы мы видим и пишем.

-В коровнике, на ферме.

-До свидания.


Самоанализ занятия

Тема: Звуки [М-Мь] Лексическая тема «Домашние животные».

Цели:

1.Коррекционно-образовательная.

  • Дифференцировать звуки [М-Мь] по твердости, мягкости.
  • Учить давать характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Формировать навык чтения.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Домашние животные»
  • Развивать фразовую речь.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение слушать педагога.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Задача:

1. Создание организационно-методических условий для внедрения в  работу  ДОУ Основной образовательной программы с ФОП ДО.

Подгрупповое занятие по обучению граммоте проводилось с 6 детьми.

Во время занятия с детьми была выполнена артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, пальчиковая гимнастика и физминутка.

На своём занятии, мы с детьми выполнили ряд заданий:

- Играли в игры  «Отгадай, что это за животное»?; «Слушай не зевай, звуки [М-Мь] различай;

-Производили отбор картинок со звуками [М-Мь];

     -Дали характеристику звукам;

-Закрепили букву «Мм», используя трафареты-лабиринты;

-Читали слоги.

Лексическая тема прослеживалась через тематическую пальчиковую гимнастику и физминутку, упражнение на дыхание (с использованием нейропсихологического подхода). Также мы закрепили знания детей о домашнем животном - корове. Герои занятия – корова Мурёнка и телёнок Милка были обыграны в каждом задании для детей.

Занятие закончилось на подведении итогов (с какими звуками встретились и прощались с гостями - коровой и телёнком.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте, для показа родителям с детьми подготовительной группы, на тему: «Звуки [Р] – [Р’]. Буква Р. Животные жарких стран и севера».

Открытое занятие для родителей, по подгруппам. В данной деятельности дети 6-7 лет, знакомятся с буквой Р, упражняются в словообразовании, развивают  пространственные ориентировки....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки К-Кь и буква К

Коррекционно-развивающие задачи:1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.3. Науч...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки и буквы Ы — И

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.3. Учить слухо-произносительной дифференц...

Конспект занятия в логопедической группе по теме звуки П,Пь, буква П

Задачи:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П,Пь. Определять позиции звука П в слове. Учить дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Развивать фонематический сл...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство со звуком [И] и буквой И

Знакомство детей со звуком [И] и его акустико-артикуляционной характеристикой.Закреплять понятие «гласный звук», «слог», «слово». Вырабатывать навык четк...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;- умение концентрировать внимание;- слухоречевую память, фонематическое восприятие;- мимику;- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонаци...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЗВУКИ [К], [К′]. БУКВА К»

Цель:познакомить детей со звуком КЬ, учить давать полную характеристику звука (согласный, глухой, мягкий), учить дифференцировать звуки К и КЬ, упражнять в согласовании числительных с существительными...