Весна в природе
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Закрепление знаний детей о лесе. Повторение знаний о перелётных птицах, деревьях, грамматических форм. Работа с загадками. Составление рассказов о диких животных. Имеется текст физминуток с использованием шариков СУ - ДЖОК. Знакомство с профессией лесничего (егеря).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_v_prirode.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Весна в природе»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
—продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках.
Коррекционно-развивающие:
— развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь.
Коррекционно- воспитательная:
— воспитывать у детей интерес к живой природе, животным.
Оборудование: деревья, картинки диких животных, картинки к разнообразным играм по конспекту, тексты загадок, карточки со словами для чтения, звуковые пеналы, шарики Су-джок, знакомство с профессией лесничего (егеря) картинки с изображением лесничего (как помогает животным), наклейки.
Ход занятия
Организационный момент.
Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы отправляемся на прогулку в весенний лес. Но чтобы попасть в волшебный лес, нужно преодолеть препятствие:
Отгадайте загадку:
Зеленоглаза, весела,
Девица – красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравиться:
Зелень листьям, нам тепло,
Волшебство, чтоб всё цвело.
Вслед ей прилетели птицы
-Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица — …(весна) — ответ детей.
Выставить картинку - Весны.
-Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май).
Логопед: вспомните признаки весны — (ответы детей: солнце светит и греет землю, день становиться длиннее, а ночь короче, тает снег, появляются проталинки, на проталинках вырастают первые весенние цветы подснежники, дети и взрослые надевают весеннюю одежду и резиновые сапоги, текут ручейки, дети пускают кораблики …).
-Пришла весна в парки, сады, на поля и луга.
-А куда ещё пришла весна? Дети — в лес.
Как дышится в лесу? (Легко, свежо, там чистый воздух).
-Чем пахнет в лесу? (Травой, грибами, цветами).
- Почему людям нравится ходить в лес? (Там красиво, птицы поют).
-Лес — это дом для животных, растений и птиц.
-Какие птицы прилетают к нам весной? (Называют птиц, которые прикреплены к деревьям: грач, скворец, утки, гуси, кукушка и.т.д.).
Сосчитайте птиц, которых вы видите.
Игра: «Сосчитай» — согласование числительных с существительными.
- Какие деревья растут в лесу? Назовите их. (Берёза, рябина – лиственные).
-Как называется лес, в котором растут лиственные деревья? — лиственный.
- Назовите эти деревья. (Сосна, ель — хвойный лес).
- А как называется лес, если там растут хвойные и лиственные деревья? — (смешанный лес).
- Да, лес чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок.
Присаживайтесь на стульчики.
Послушайте загадки и отгадайте их.
Загадки загадывают дети зарнее подготовленные.
1. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка).
Выставить картинку.
-Ребята, а что вы знаете ещё про этого зверька.
Дети рассказывают небольшие рассказы – дополнения к отгадке.
Ответы детей. Мини рассказы.
Белка живёт в дупле. Меняет шубку. Питается орешками, желудями, сушит осенью и летом грибы на сучках и веточках деревьев, собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Складывает свои припасы в разные кладовочки, которые находятся в разных частях леса (в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков). Поздней осенью у белки появляются маленькие детёныши — бельчата.
Молодцы. Вторая загадка.
2. Это что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы — уши больше головы. (Заяц).
Выставить картинку.
А что вы знаете ещё про это животное?
Заяц питается заячьей травкой – летом, а зимой обгладывают кору деревьев. Летом заяц серый, а к зиме постепенно белеет: сначала у него белеет хвостик, потом задние лапки, затем белеет спинка и бока. Заяц быстро бегает, задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. Зимним днём заяц спит в снежной ямке или зарывается в сугроб, а ночью выходит еду добывать.
Следующая загадка.
3. Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке под сосной. (Медведь).
Выставить картинку.
Что вы можете сказать про это животное?
Весной просыпается медведь. Он ходит по лесу и ищет себе еду. Ест он всё, что найдёт: траву, орехи, прошлогодние жёлуди, корешки растений. Очень любит рыбу, ест насекомых, яйца птиц и муравьёв (он разрушает муравейники). В декабре у медведицы рождаются медвежата. Они такие маленькие, что помещаются на руке у человека, они лежат на животе у мамы медведицы и сосут молочко и растут с каждым днём. Весной медведица выводит своих медвежат из берлоги и учит их находить себе корм.
Очень хорошо. Следующая загадка.
4. Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много.
А нитки — ни одной. (Ёж).
Выставить картинку.
А про это животное можете что – то сказать.
Ежи просыпаются ранней весной. Питаются ежи насекомыми, сверчками, тараканами, разными жучками. Ежи могут поймать мышку, едят дождевых червей, яйца птиц. Весной у ежихи появляются маленькие ежата. Она готовит для них тёплое гнездо, выстилает гнездо сухой травой. Детёнышей ежиха кормит молоком.
Замечательно. Следующая загадка.
5.На овчарку он похож
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк).
Выставить картинку.
А про это животное у вас есть дополнения.
У волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Кормит их волчица молоком. Когда молодые зверьки подрастают, родители учат их охотиться и прятаться от врагов. Все звери весной меняют тёплую шубку на лёгкую летнюю.
6.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось).
Выставить картинку.
Лось самое крупное животное в лесу. Он питается мхом, ветками деревьев. Он быстро бегает. Может защищаться своими рогами от волков.
Молодцы.
Вы правильно отгадали загадки. А сейчас мы отдохнём.
Физминутка: «Ёжик» — с шариком Су - Джок.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, | Катаем шарик между ладошками. |
На клубочек ты похож. | Катаем шарик между ладошками. |
На спине иголки | Сжимаем шарик пальцами в кулачок правой рукой. |
Очень, очень колкие. | Сжимаем шарик пальцами в кулачок левой рукой. |
Хоть и ростом ёжик мал, | Катаем шарик между ладошками. |
Нам колючки показал, | Катаем шарик между ладошками. |
А колючки тоже | Сжимаем шарик в кулачок правой рукой |
На ежа похожи. | Сжимаем шарик в кулачок левой рукой. |
Скажите, о ком эти загадки? (О диких животных).
-Как мы можем ещё назвать диких животных? (Звери).
-Почему их называют дикими? (Они сами себе добывают еду и живут в лесу).
-А где живут звери в лесу?
-Мы с вами поиграем в игру.
«Кто, где живёт?» — возьмите картинки и отвечайте полным предложением.
- А что делают звери весной? (Просыпаются, выводят детёнышей, гуляют по лесу).
Назовите детёнышей животных:
Игра: «У кого кто?» (Собирают картинки на полу).
Молодцы. А сейчас трудное задание.
Игра: «Чей хвост, чья голова?» — образование притяжательных прилагательных.
Молодцы.
Подойдите к деревьям и найдите сюрпризы для вас. Это конверты-загадки. Скажите, где вы увидели свой конверт.
Работа с предлогами. ( На ветке, под деревом, перед кустом, за деревом).
Достаньте из конверта содержимое и соберите разрезную картинку.
Назовите, ласково, кто у вас получился.
Игра: «Назови ласково» — образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Молодцы.
Отгадайте загадку:
Он природу охраняет.
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек,
В гости ждёт лесных зверюшек. (Егерь или лесник).
Скажите, кто заботится о лесе и следит за порядком.
-ЕГЕРЬ. Лесник. Это человек в охотничьем хозяйстве России. Он сам охотник, но главная его работа — забота об обитателях леса и охрана леса. ОН следит, чтобы люди соблюдали правила поведения в лесу и закон об охоте. Весной у егеря много работы. Он следит, чтобы люди не охотились весной на животных. Охота весной запрещена.
-Как вы думаете почему? (У животных появляются детёныши. И если погибнут родители, то и детёнышам выжить будет очень сложно). (Ответы детей).
- Егерь прислал вам эту корзину.
А в ней сюрприз. Смотрите. Это карточки со словами. Прочитайте, что написано.
(Медведь, заяц, белка, лиса, волк, барсук, кабан, лось).
А сейчас присядем за столы и ответим на вопросы.
-Из чего состоит слово, если мы его читаем и пишем. (Из букв).
Из чего состоит слово, если мы его слышим, произносим? (Из звуков).
-Какие вы знаете звуки? (Гласные, согласные, парные, мягкие, твёрдые, звонкие, глухие).
-Переверните карточку обратной стороной и самостоятельно выложите звуковую схему данного слова.
Дети выкладывают звуковую схему (индивидуально).
Молодцы!
А сейчас:
Физминутка:
Молодцы. Все потрудились, вы наверно утомились, а теперь все по порядку на звериную зарядку.
Раз присядка, два присядка.
Зайцы делают зарядку.
А лисята, как проснуться, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, рыжим хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И тихонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый разминает свои лапы.
А кому зарядки мало, начинаем всё сначала.
А теперь садимся тише и затихнем словно мыши.
- Чем мы сегодня занимались на занятии, о ком говорили? (О диких животных, играли в игры, выкладывали схему слова, читали эти слова, вспомнили о леснике, как он помогает диким животным перезимовать зиму).
Молодцы! Вы получаете вот такие наклейки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весна в природе. Консультация для родителей.
Консультация по лексической теме: "Весна"...
НОД "ВЕСНА В ПРИРОДЕ"
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать знакомить детей с весенними изменениями в природе, расширять представления об охране природы. Развивать познавательную активность детей, учить их наблюдать. Вос...
Мини - проект на тему "Будит ласково весна, всю природу ото сна..."
Цель: Расширять представление о весне, сезонных изменениях и простейших связей в природе...
Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"
Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"...
Мини проект_Будит ласково весна Всю природу ото сна
ЦельРасширять представление о весне, сезонных изменениях и простейших связей в природе...
Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи»
Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи» Цель: Знакомство с творчеством Н. Сладкова, И.Соколов-Миткова. - продолжат...
Формирование представлений о первых признаках весны в природе. Конспект организованной образовательной деятельности "Ранняя весна. Ручеёк"
Ø обогащать словарь, формируя представление о весне....