Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект подгруппового занятия по лексической теме "Весна в природе" | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 72 г.Томск.
Конспект подгруппового логопедического занятия
«Весна в природе ».
Автоматизация звука [С] в словах и предложениях.
Подготовлен учителем логопедом:
Прокопьевой Т.В.
Воспитатели : Земская М.В , Беззубенко С.Н.
Томск
Дата 2014г.
Тема: «Весна в природе» Автоматизация звука [С] в словах и предложениях.
Группа: старшая (логопункт)
Возраст: 5-6 лет
Структура речевого дефекта: ОНР3
Вид занятия: итоговое
Приоритетная область: Речевое развитие.
В интеграции: Познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: автоматизация звука [С] в словах и предложениях, развитие фонематического восприятия; активизация и обогащение лексического словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи; согласование прилагательных с существительными, образование сложных слов, составление предложений с заданным словом. Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие: Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики; координации речи с движением, речевого дыхания, зрительно-моторных координаций, внимания, речевого слуха.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, воспитание усидчивости. Воспитывать интерес к природе, творческую активность.
Оборудование для детей: предметные картинки, сюжетные картинки , мольберт с изображением весеннего пейзажа, набор для звукового анализа слов. Дидактическое пособие «Солнышко», игрушка солнышко, конверты с разрезными картинками, разрезная азбука.
Оборудование для педагога: ТСО- магнитофон, компьютер, презентация по теме «Весна».
Предполагаемые результаты (целевые ориентиры):
Коммуникативные:
-учить слушать и понимать чужую речь, участвовать в совместной деятельности, грамотно оформлять свою мысль в несложных выражениях.
Регулятивные:
-осуществляет действия по образцу, слушает и выполняет инструкции взрослого.
Познавательные: использует символы.
Личностные:
- развивать интерес к овладению новыми знаниями и умениями.
1.Создание мотивационного поля.
Дети входят в зал под музыку, встают полукругом .
Приветствие ведущего:
«Мы приветствуем гостей- Дорогих наших друзей! Вот уже и позади Все холодные деньки. Снова солнце ярче греет, Скоро все зазеленеет! И большое море из цветов Украсит землю после зимних снов!»
-Ребята и вы поприветствуйте, передавая друг другу этот замечательное солнышко.
Логопед : -Загадаю я загадку, назовите мне отгадку.
Загадка.
Светает рано по утрам, Проталины и тут и там. Ручей шумит, как водопад, Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?
Актуализация знаний.
-О каком времени года эта загадка? (Эта загадка о весне) (Ответы детей)
-Какое сейчас время года? ( Сейчас наступила весна)
-После, какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы)
–Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном времени года – весне, и вспомним все то, что мы знаем о весне. Посмотрите внимательно на экран и послушайте мелодию и небольшой рассказ о весне.(На экране показ презентации по теме «Весна»)
- А нравится ли вам весна и как можно узнать о том, что весна наступает? Ее можно услышать, увидеть и даже понюхать. -Ребята, и мы с вами попробуем почувствовать весну сейчас, сделав самомассаж личика?
Самомассаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко (поглаживание и ласкает нам лицо)
Дождик ещё холодный. (постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. (пощипывание)
А всё-таки солнышко светит сильнее. (снова поглаживание)
-Личико стало красивым и язычок, чтобы стал послушным, сделаем гимнастику.
Артикуляционная гимнастика «История Лучика- веселого язычка»
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). Язычок спрятался за дерево ( опустился за нижние зубки) и слушал, как стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание) « Д-д-д» (поднять язычок вверх). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 3 раза). Язычок поспешил домой.
- Солнышко тучи затмили и стало немного холодно. А мы с вами погреем наши ручки и поиграем .
Игра с мячом « Подбери словечко» (Самомассаж рук с помощью мячика.)
«Мячик мне ты возвращай на вопросы отвечай.»
- Я буду задавать вам вопросы, и бросать кому-то из вас мяч, а вы должны мне отвечать на вопросы быстро. Например: Весна какая? (ранняя) . -Солнце, какое? Погода, какая? Утро какое ? Ветерок, какой? Ручей, какой? Капель, какая? Снег, какой? – Весна, что делает? (зацветает, приходит, звенит, идет, просыпается и т.д. ). - Солнце, что делает? (греет). Ручьи, что делают? (журчат , бегут, текут)? Птицы, что делают ?(поют , вьют) Снеговик, что делает ?
Игра «Назови ласково »
- У весны много замечательных друзей. Давайте назовем их ласково. (лист-листочек, солнце-солнышко, цветы-цветочек, трава-травка, ручей-ручеек, ветер-ветерок, )
Пригласить детей к мольберту на котором изображен весенний пейзаж.
Логопед : - Тучи солнышко закрыли.
– Ребята, посмотрите, нашу картину затмили большие или маленькие тучи спрятали от нас весеннюю красоту ? ( На мольберте картинки с изображением тучек).
– Как их мы назовем, если они маленькие? Чтобы тучки нам прогнать , задания нужно выполнять. Давайте мы прогоним тучки .
Самостоятельное применение знаний по теме.
Дети убирают «тучки» и составляют предложения о признаках весны. - Можно ли, определить по деревьям, птицам, земле, животным , что наступила весна? Ответы детей. – Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? – Снег тает потому, что солнышко стало сильнее греть. ( ребенок убирает тучку с солнышка) Весной медведи, ежи, барсуки просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство, животные меняют окрас (белки, зайцы). – А как можно определить по земле, что наступила весна? - На земле лежит тёмный снег, появляются чёрные проталины, лужи, ручьи. Что такое проталины? -Ребята, а что весной происходит с растениями, деревьями ? Деревья ещё стоят голые, они прозрачные сквозь них видно небо, но скоро начнут набухать почки, появятся из - под снега первые цветы – подснежники, мать-и мачеха.
Открытие нового знания
– Дети, знаете ли вы, как по – другому, называют первые цветы? Первоцветы. – Давайте все вместе проговорим это слово пер-во-цве-ты. Сколько слогов в слове «первоцветы»? Первые цветы, такие как подснежники, медуница, занесены в красную книгу, взяты под охрану. Их нельзя срывать, ими можно любоваться.
–– Расскажите, что происходит с птицами? ( Птички прилетают из тёплых стран. Птицы громко чирикают, купаются в лужах воробьи, радуются солнышку, вьют гнезда, выводят птенцов.) - Правильно птицы вьют гнезда, но и люди помогают птичкам в постройке. – Молодцы совершенно верно. Все рады приходу весны. Обратите внимание, какая картина у нас получилась.
-Молодцы, а теперь я предлагаю вам немножко подвигаться и вспомнить игру «Весна идет»
Координация речи с движением .
Физминутка «Весна идет! »
Сейчас, мы, ненадолго превратимся в косолапых мишек и выполним упражнение «Весна идет! »
На сосну взобрался мишка. (Имитация соответствующих движений)
Сверху даль ему видна. (Ладонь приставить «козырьком» ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши: (Руки поднять над головой, получится «крыша»)
Не идет ли к нам весна? (Ходьба на месте)
За деревней, за долиной, (Посмотреть влево, посмотреть вправо)
Где прозрачен небосвод, (Показать руками небо)
Клин увидел журавлиный, (Сомкнуть кончики пальцев рук, вытянутых перед собой)
Закричал: «Весна идёт! » (Вскинуть руки вверх - в стороны).Животные очень рады весне так же как и мы .
- Предлагаю вам встретить наших пернатых друзей птиц, построив для них домики. Для кого мы можем построить домики? (Для скворца ) (Дети проходят за столики)
Упражнение «Собери картинку»
Собрать из геометрических фигур картинку «Скворечник».
- Какой замечательный скворечник у нас получился , я думаю наши друзья будут очень рады .
Работа с раздаточным материалом. (совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов) - Скажите мне пожалуйста, с какого звука начинается слово «весна» ? Каким звуком заканчивается? Сколько слогов в слове «Весна» ? А какой там согласный глухой звук? (С) Что вы еще знаете про звук [С]? - Какой это звук ? (Согласный, глухой твердый звук, может быть и мягкий язычок при произнесении этого звука прячется за нижние зубки ) Послушайте внимательно и назовите мне самое маленькое словечко (Скворец, аист ласточка). Скажите мне пожалуйста, у какой птицы самые длинные ноги ?(аист) - Соберите, пожалуйста, из букв разрезной азбуки слово « Аист» и сделайте его звуковой анализ. Сколько слогов в слове «Аист » ? (Вспомнить правило «Сколько в слове гласных звуков столько и слогов».) – Ребята, у вас в конвертах лежат картинки, рассмотрите их внимательно. Поднимите , пожалуйста картинки, в названии, которых звук «С» стоит в начале слова (сосулька, солнце, скворечник) - Поднимите, пожалуйста, те картинки, в названии которых звук «С» стоит в середине слова. (подснежник, ласточка, аист) – Хорошо, какую картинку подняла Оля ? Сколько слогов в твоем словечке? Ответы детей. -Молодцы! Вы очень хорошо справились, и много чего знаете!
Рефлексия.
-Ребята , вы сказали что вам нравится весна . Ребята, посмотрите, наше солнышко потеряло свои лучики. Мы сможем вернуть ему лучики, сказав «За что я люблю весну»
(Показать детям солнце без лучей, попросить подобрать «лучики» к солнышку , составив предложения по картинкам на лучиках. Ребенок , выбирает любой лучик и составляет предложение по изображению на картинке.)
Игровое упражнение «За что я люблю весну»
-Я люблю весну за то, что светит солнце. (Тает снег, прилетают птицы, цветут цветы, появляется травка, поют птицы, набухают почки, становится тепло). Поблагодарить детей за ответы.
Логопед: Чтение стихотворения «Весна».
Деньки стоят погожие, На праздники похожие. Солнце светит тёплое. Весёлое и доброе. Все реки разливаются, Все почки раскрываются. Цветочки распускаются .
Ребятки, солнышко, землю своими приветливыми лучами согрело и посмотрите, что у нас появилось? Обратить внимание детей на цветы. Какие замечательные цветы у нас появились. Как можно назвать эти первые цветы? (Первоцветы) -Ну, вот и всё мы с вами встретили настоящую весну. Понравилось ли вам встречать весну? -Ребята , Что запомнилось и понравилось вам больше всего? Я на память о нашей встрече хочу подарить вам это маленькое солнышко. Ну а нам пора возвращаться в группу. Звучит музыка дети уходят из зала.
Список использованной литературы:
1.Нищева Н.В. Система коррекционной работы.
2.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р - рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"
Автоматизация звуков [р -рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна"
Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна&qu...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в связной речи.
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [р] в связной речи....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи с использованием ИКТ (из опыта работы)
Пересказ рассказа по предметным картинкам «Осень в лесу»....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос».
Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос». Цель: развитие связной речи ...
Открытое индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [РЬ] в связной речи по мотивам сказки "Теремок".
Цель: автоматизация звука [Рь] в связной речи.Задачи. Коррекционно-образовательные.Расширять и активизировать словарный запас детей при пересказе русской народной сказки «Теремок».Сов...