«Автоматизация звука «р» в прямых и обратных слогах, словах, предложениях по теме: «Защитники Отечества»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сапунова Анна Владимировна

Задачи:

а) коррекционно-образовательные:

- уточнить правильное изолированное произнесение звука «р»;

- способствовать обогащению словарного запаса по теме: «Защитники отечества»;

- продолжать учить определять место звука [Р] в слове;

- образовывать уменьшительно - ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;

б) коррекционно - развивающие:

-умение произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р];

- фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память;

развивать артикуляционную и  мелкую моторику.

в) коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес достижения результата от выполненной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r_po_teme_zashchitniki_otechestva.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального  логопедического занятия

по коррекции  звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука «р» в прямых и обратных слогах, словах, предложениях»

«Автоматизация звука «р» в прямых и обратных слогах, словах, предложениях по теме: «Защитники Отечества»

Задачи:

а) коррекционно-образовательные:

- уточнить правильное изолированное произнесение звука «р»;

- способствовать обогащению словарного запаса по теме: «Защитники отечества»;

- продолжать учить определять место звука [Р] в слове;

- образовывать уменьшительно - ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;

б) коррекционно - развивающие:

-умение произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р];

- фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память; 

развивать артикуляционную и  мелкую моторику.

в) коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес достижения результата от выполненной работы.

Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.

Оборудование: плакат-путешествие, с картинками спутниками,  картинка для выкладывания предмета по образцу-ракета, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места звука в слове, счетные палочки, буквы С,У,Р,Г,У,Т.

                                     

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  

Логопед: Вспомни, какой праздник скоро мы будем отмечать?

Ребенок: День Защитника Отечества.

Логопед: Кто такие защитники отечества?

Ребенок: Это люди, которые защищают нашу родину.

Логопед: Пройдет немного времени и ты, возможно, тоже пойдёшь служить  в Армию. Ты хочешь служить в Армии?

- Но чтобы служить в армии ты должен обладать  различными качествами: быть, внимательным, ловким, сильным, смелым, отважным и решительным.

- Сегодня, ты постараешься, стать настоящим солдатом, и побудешь в роли разных военных профессий. А для этого мы отправимся в длительное военное путешествие по нашей стране, и вернемся на твою Родину, но чтобы узнать название своей родины, ты должен выполнить несколько заданий. За каждое выполненное задание тебе будет даваться буква.

- Сначала,  давай проверим твою спортивную сноровку, готов ли ты отправиться в путь.

Нормализация мышечного тонуса.

Упражнение  "Штанга"

- Сейчас мы с тобой будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представь, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделай вдох, оторви штангу от пола на вытянутых руках, приподними ее. Очень тяжело. Выдохни, брось штангу на пол, отдохни. Попробуем еще раз".

- Молодец, ты показал свою силу, теперь смело можно отправляться в путь!

2. Основная часть.

1. Пограничник.

- Посмотри, что изображено на первой картинке?

- Собака.

- Какому военному нужна собака?

- Пограничнику.

- Сейчас ты  побудешь пограничником, а для  этого нужно внимательно выполнишь зарядку для язычка.

- На чем можно совершить путешествие? На лошадке можно?

Ребенок: Можно.

- Давай попробуем поскакать на лошадке. Выполняется упр. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

- На пароходе поплывем.  «Гудит пароход». Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук Ы. Следить,  чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.

- В армии нам нужно будет уметь стрелять из пулемета. Упражнение «Пулемет». Многократно постучать напряженным кончиком языка по верхней десне с произнесением звука Д: «д-д-д-д…..».

- Ты знаешь,  как рычит собака пограничника?

- Р-р-р-р-р-р-р.

- Но мы с тобой отправимся в путь на военной машине, давай заведем ее моторчик и поедем, упражнение «Заведи мотор». Ребенок ведет пальчиком по дорожке на карте до следующей картинки и длительно произносит звук Р-р-р-р-р-р-р.

- Молодец! Ты получаешь первую букву С.

2. Радист.

- Что изображено на этой картинке?

- Радиоустановка.

- Кому нужна радиоустановка?

- Радисту.

Д/и «Радисты» 

Произнеси столько раз слог ра (ро, ру, ры), сколько раз я ударю карандашом об стол.

- Молодец! Ты получаешь следующую букву У. Поехали дальше, заводи моторчик Р-р-р-р-р-р.

3. Военный врач.

- Что изображено на этой картинке?

- Аптечка?

- Кому нужна аптечка?

- Военному врачу.

- Помоги военному врачу вылечить слова.

Игра «Закончи слово».

РА-РА-РА

Начинается игра.

Я прошу со слогом РА

Мне помочь назвать слова!

-Я начинаю слово, а ты добавь слог РА:

ко-ра, но-ра, у-ра.

РО-РО-РО

Ты закончи слогом РО:

доб-ро, пе-ро, вед-ро.

А теперь договори

Ты слова со слогом РЫ:

вет-ры, го-ры, топо-ры.

- Молодец. Вот тебе третья буква зашифрованного слова Р.

- Едем дальше Р-р-р-р...

4. Ракетчик.

- Что ты видишь на картинке?

- Ракету.

- Кто управляет боевой ракетой?

- Ракетчик.

Посмотри и назови предмет, который нарисован. Выложи из палочек ракету по образцу.

(Картинка: черная ракета).

Посчитай черные ракеты. 1,2,3,4,5.

- Молодец! Вот тебе четвертая буква Г.

Физминутка.

Левой, правой

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой,

Левой, правой,

Барабан... уже дырявый!

5. Сапер.

- Что изображено на этой картинке?

- Мина.

- Кто помогает обезвредить мины?

- Это сапер.

Работа с предметными картинками.

а) «Назови слово и определи место звука».

-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)

(Предметные картинки: рыба, роза, пирамидка, горох, топор, помидор, забор).

б) «Назови ласково».

-Преврати эти слова - предметы в маленькие (назови ласково).

- Молодец! Ты получаешь следующую букву У.

- Едем дальше Р-р-р-р...

6. Матрос

- Что изображено на картинке?

- Корабль.

- Кому нужен корабль?

- Матросу.

Игра «Путаница».

- И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.

*Расцвели на клумбе козы,

В огород забрались розы.

*Ползает у речки мак,

Расцветает в поле рак.

- Молодец. Ты добыл последнюю букву Т.

- А теперь давай сложим все буквы по-порядку и прочитаем, какое слово получилось.

С У Р Г У Т.

- Итак, как называется твоя родина, твой родной город?

- Сургут.

- Понравилось тебе быть военными? Вспомни, все военные профессии, в которых есть звук Р.

- Кем больше всего понравилось тебе быть?

3. Итог занятия.

- О каком звуке мы сегодня говорили? (о звуке «р»)

- Как рычит мотор? (ррррррррр)

- Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, предложениях.

- Ты был очень внимательным, старательным, смелым, как настоящий солдат. Четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах.

- За это я вручаю тебе медаль настоящего защитника Отечества.

- Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран"

Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".Коррекционно-образовательные задачи.Активизация и актуализация словаря по теме...

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран"

Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".Коррекционно-образовательные задачи.Активизация и актуализация словаря по теме...

Автоматизация звука [ч] в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях.

Закрепить правильное произношение звука [ч] в слогах, словах, словосочетаниях....

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по теме "Автоматизация звука [P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях."

Подгрупповое занятие по логопедии по теме " Автоматизация звука [ P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях" проводится с использованием инновационных технологий ( ппроектор). На экран вывод...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста: Тема: «Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах».

Формировать  практические умения и навыки  пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,грамматически правильной) речью.  Воспитывать интерес к логопедическим заня...

«Автоматизация звука «р» в прямых и обратных слогах, словах, предложениях по теме: «Защитники Отечества»

Задачи: а) коррекционно-образовательные:- уточнить правильное изолированное произнесение звука «р»;- способствовать обогащению словарного запаса по теме: «Защитники отечества»...