Методическая разработка "Как работать над пересказом"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Елена Александровна Тихомирова

Краткие основы для работы над пересказом с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_pereskazom.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над пересказом.

  1. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ.

Назначение – целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми.

Проведение – возможно во время занятия и возможно предварительно с воспитателями в свободное время.

  1. Второе чтение произведения с установкой на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу.
  2. Беседа по содержанию (вначале это только ответы детей на поставленные вопросы, но постепенно по мере овладения детьми постановкой вопроса роль детей в беседе становится более активной). Цель – усвоение содержания произведения.
  3. Работа с планом.
  4. Третье чтение текста произведения проводится после беседы по содержанию и работы над текстом.
  5. Пересказ по плану с опорой (зрительной или вербальной) или без опоры.

Виды пересказа.

  • Коллективный (с обсуждением вариантов фраз)
  • Выборный (пересказываются определенные фрагменты).
  • По цепочке.
  • С элементами драматизации. (Для пересказа по ролям особенно хороши русские народные сказки, рассказы В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Кораблик», «Кто сказал «Мяу»?, К. Д. Ушинского «Спор животных», Л.Н.Толстого «Белка и волк», «Ворона и рак» и др.)
  • С изменением лица (Рассказы В.Бианки «Купание медвежат», М.Пришвина «Золотой луг», И.С.Тургенева «Воробей» и др.).

Виды опоры для пересказа.

  1. Зрительная опора.
  • Иллюстрации к литературным произведениям. (Например: авторские иллюстрации В. Сутеева к своим рассказам, иллюстрации Е. Чарушина к сказке К. И. Чуковского «Цыпленок» и т. д.)
  • Серии сюжетных картинок к тексту.
  • Набор предметных картинок к тексту.
  • Символы и пиктограммы.
  1. Вербальная опора.
  • Деформированный текст. (Восстановление деформированного текста используется на начальном этапе обучения пересказу небольших, как правило, нелитературных текстов).
  • Подсказка в виде первой фразы, в трудных случаях – начала каждой значимой фразы. (Используется прием договаривания предложений детьми.)
  • Опорные слова.
  • Опорные фразы с последующим распространением, лексическим и эмоциональным обогащением.

Работа с планом.

  1.         Логопед предлагает готовый план. В этом случае пункты предложенного плана соотносятся с соответствующими отрывками (частями) текста.
  2. План составляется на занятии коллективно в соответствии со смысловыми отрывками произведения. Выделяется главная мысль каждой части и оформляется фразой, возможны, даже желательны разные варианты, которые обсуждаются с детьми, затем наиболее удачный вариант отбирается.
  3. При составлении плана могут использоваться в качестве вспомогательных средств сери сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы (так называемый, картинный план).
  4. Перед составление плана детям дается установка на его запоминание.

 После составления план воспроизводятся детьми по цепочке с целью закрепления в памяти основных вех текста, последовательности его воспроизведения.

  1. Форма оформления плана может быть различной.
  2.          Цитатный план – ключевые, значимые фразы из текста.

Вопросительный план – вопросительные предложения, ответынна которые облегчают пересказ, это подсказывающий план.

  1.       Повествовательный план.

Приемы работы над текстом произведения.

  • Рассматривание иллюстраций, картинок.
  • Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке.
  • Придумывание дополнительной («пропущенной») картинки к отдельным фрагментам текста.
  • Выделение из текста фраз к каждой картинке.
  • Выделение, проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, зачинов, прямой речи героев и действующих лиц).
  • Лексико-грамматические упражнения по тексту произведения:

- выделение из текста признаков и действий предметов,

- подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием произведения,

- замена слов синонимами,

- словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных, притяжательных прилагательных,

- распространение и преобразование предложений.

  • Обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных вариантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки, отражающие работу социального педагога ДОУ по формированию межнационального согласия и толерантности у дошкольников

Современный мир жесток. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качеств...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация работы в кабинете познавательного развития»

Организуя позна­вательно-исследовательскую деятель­ность , мы постарались учесть принципы , сформулированные в федеральных требованиях : принцип развивающего образования,  научной обоснованности ...

Собственная методическая разработка "Планирование работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации". Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

В пособии представлен примерный план коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации,посещающих подготовительную к школе  группу ...

Методическая разработка образовательной работы с детьми по направлению углубленной работы «Музыкально-дидактические игры как инструмент воспитания эмоций и развития художествено-эстетических представлений младшей группы».

Основное назначение музыкально-дидактических игр — фор­мировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство р...

Методическая разработка по обучению дошкольников пересказу с приемами инсценирования текста.

Инсценирование текста - это по сути обучение пересказу в игре. А что, как не игра может создать  эмоциональный фон для лучшего запоминания текста?...

Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....