МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация работы в кабинете познавательного развития»
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Ниткина Мария Борисовна

Организуя позна­вательно-исследовательскую деятель­ность , мы постарались учесть принципы , сформулированные в федеральных требованиях : принцип развивающего образования,  научной обоснованности и практической применимости , принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой из которых является игра, позволило нам решить  программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей .

Необходимым условием , определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого ,  материал строиться не в виде готовых знаний , а в виде проблем , побуждающих к самостоятельному поиску. Таким образом самостоятельные «открытия» детей , разрешающие проблемные ситуации , выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.

 

ЦЕЛЬ

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

- развитие у детей познавательных интересов, любознательности , активности , способности самостоятельно действовать в повседневной жизни.

 

УСЛОВИЯ

1. Работа организуется  с детьми малыми группами (по 6—8 человек) по интересам;

2.  Совместная деятельность воспитателя с детьми в комнате познавательного развития  организуется один раз в неделю: с детьми младшего и сред­него дошкольного возраста по 15—20 минут, с детьми старше­го дошкольного возраста по 25—30 минут.

 

МЕТОДЫ И ФОРМЫ

Используются следующие методы :

   -    беседа ;

    -   наблюдение ;

    -   экспериментирование

 

Формы проведения

1. Игра - Эксперимент

Структура проведения игры-экспериментирования:

•    постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

•    выдвижение  предположений,  отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

•    проверка гипотез;

•    подведение итогов, вывод;

•    фиксация результатов;

•    вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольни­ков используются различные стимулы:

•    внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

•    тайна, сюрприз;

•    мотив помощи;

•    познавательный мотив (почему так?);

•    ситуация выбора.

2. Игра – Путешествие

3. Экскурсия

 

Работа в кабинете познавательного развития  начинается с экскурсии, где дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель воды чернеет и многое другое. Главное не торопиться  с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Можно прислать в группу книгу или подсказку, либо спросить папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые детские вопросы могут стать темами очередной встречи .

 

Необходимое оборудование

 

1) Зеркало

2) Столы

3) Большая меловая доска

4) Магнитная доска

5) Мольберт

6) Детские халаты , клеенчатые фартуки , полотенца ,

7) Контейнеры для хранения и работы с различными материалами

8) Клас­сификационные таблицы

9) Стойки или емкости для хранения коллекций

10) Глобус и большая физическая карта полушарий

11) Карта-панно ( обозначающую «реку времени» )

11) Карточки – схемы проведения экспериментов

12) Правила работы с материалом. условные обозначения , разрешающие и  запрещающие  знаки.

 

Материал для организации  работы

 

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема ( стаканы . ковшики , миски , бутылочки); мерные ложки ; сита и воронки разного материала и  объема ; резиновые груши разного объема ; половинки мыльниц , формы для изготовления льда , пластиковые упаковки от конфет ; резиновые перчатки ; пипетки с закругленными концами , пластиковые шприцы без игл ;  соломка для коктейля ; пищевые красители , растворимые продукты ( сахар , соль ) ; взбивалка , деревянная лопатка , шпатели . палочки от мороженого ; природный материал ( емкости с землей , глиной , песком , водой) ; технические материалы ( гайки , болты) в контейнерах  , бросовый материал ( кожа , поролон , пенопласт , коробки и пр. ) ; прихватки , пинцеты с закругленными концами ; увеличительные стекла , микроскоп , пробирки ; рулетка , портновский метр , линейка , треугольник , часы механические , песочные ; свеча в подсвечнике ; календари ( отрывные , перекидные ) бумага для записей , зарисовок ; степлер , дырокол , ножницы ; тальк , детский крем.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ  И СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

Работа  в кабинете познавательного развития  строится по четырем культурно-смысловым контекстам – типам исследования :

 

1.  опыты - освоение причинно-следст­венных связей и отношений;

2. коллекционирование (классифи­кация) - освоение родовидовых отноше­ний;

3. путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);

4. путешествие по «реке времени» -освоение временных отношений (пред­ставления об историческом времени - от прошлого к настоящему).

 

Отправной точкой для развертывания каждого культурно-смыслового контекста может послужить любое интересное собы­тие, но есть некоторые предпочтения.

Так, для опытов и классификацион­ной работы имеет смысл обратиться к со­бытиям, реально происходящим в приро­де, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита, коллекции минералов и т.п.).

Воображаемые события (из художест­венных текстов) целесообразно использо­вать как отправной момент для «путешест­вий» - по карте и по «реке времени». Хотя и здесь нельзя исключить возможности ис­пользования реального события (к приме­ру, Олимпийские игры в Австралии как повод для путешествия в эту страну-континент) или смоделированного (внесение старинной керосиновой лампы или перье­вой ручки как повод для «путешествия» в прошлое).

Например, занятие в контексте «опы­ты» воспитатель может начать с привлече­ния внимания детей «интригующим» ма­териалом или демонстрацией необычного эффекта (все это должно происходить в ситуации свободного, непринужденного размещения участников вокруг предмета исследования). Затем детям предоставля­ется возможность свободно поэксперимен­тировать самим (для этого нужно иметь несколько наборов материала, по крайней мере, один на 3-4 человека). Обсудив по­лученный эффект, можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается. Результатом таких экспериментов будет формулирование ка­ких-либо причинно-следственных связей (если.., то...; потому.., что...). Один из на­боров материала должен остаться после занятия в групповом помещении в специ­ально отведенном месте, где им можно бы­ло бы воспользоваться. Постепенно этот уголок-лаборатория наполняется все но­выми материалами для экспериментирова­ния, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт и утвердить­ся в своих представлениях.

В контексте «коллекционирование (классификация) цель исследователь­ской работы взрослого с детьми заключа­ется в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, живот­ных, минералов и т.п.). В зависимости от темы это могут быть реальные предметы (например, образцы минералов) или вы­резки-картинки (изображения животных, транспорта и т.п.). Воспитатель и дети ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсужде­ния-рассуждения возможные основания для их группировки. Затем материал раз­мещается в заранее приготовленной клас­сификационной таблице.

Это может быть большой лист ватмана с обозначенным вверху «родовым именем» сравниваемых объектов и пустыми графа­ми, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (например, транспорт -воздушный, водный, наземный). В работе принимают участие все дети.

Если исследовались реальные предметы (например, засушенные листья для герба­рия, образцы минералов и т.п.), они раз­мещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их кар­тинки или просто ярлычки с названиями этих предметов (надписи дети могут сде­лать с помощью воспитателя).

Классификационная таблица на занятии заполняется лишь отчасти и помещается в групповой комнате. Оставшиеся в ней «пу­стоты» дети могут заполнить, найдя подхо­дящие иллюстрации дома. «Продолжен­ная» жизнь таблицы поддерживает инте­рес к теме и служит поводом для ее обсуж­дения с детьми вне занятий.

Для контекста «путешествие по кар­те» в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира». Эти предметы не экзотичны для со­временного старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации и познавательную литературу.

Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (отправиться ли на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айбо­лита, и т.п.), подходящий для путешест­вия вид транспорта, намечают маршрут (выбирают возможные пути) на глобусе, «прокладывают» его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.

Такое путешествие - повод для того, что­бы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т.п. В такой форме дети легко осваивают при­родные и культурные метки-символы час­тей света (например, для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг и т.п.).

Постепенно в ходе таких занятий карта полушарий (пли заготовленная воспитате­лем на листах ватмана большая контур­ная карта, раскрашенная вместе с детьми) «оживает» - заполняется линиями прой­денных маршрутов, маленькими вырезками-«метками» частей света (животные, растения, люди, занятые типичным тру­дом). Эта карта, фиксирующая приобре­тенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, что­бы дети могли продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.

Для «путешествий во времени» также нужна своего рода карта-панно. Это длин­ный бумажный лист (можно использовать обои), на котором прямой полосой синего цвета обозначается «река времени», симво­лизирующая линейное движение истори­ческого времени: от прошлого к настояще­му. Вдоль «реки времени» намечается не­сколько условных «остановок», например: «древность» - «старина» - «наше время» (в соответствии с историческими эпохами: древний мир, средневековье, современ­ность). Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации - лако­ничные «метки» каждой «остановки». Та­кими символами-метками могут быть изо­бражения человека в типичной для исто­рической эпохи среде (например, кочевни­ки у костра; жители средневековой крепо­сти; обитатели современного города).

В качестве отправного момента для все­го цикла «путешествий во времени» можно использовать события, происходящие в по­вести-сказке Д. Биссета «Путешествие дя­дюшки Тик-Так» (предварительно прочи­тав ее детям)2. Воспитатель демонстрирует детям заготовленное панно с первоначаль­ными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке вре­мени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»

Начать следует с самого доступного для дошкольника - обсуждения, в каких жи­лищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше - в «старину», и еще раньше - в «древности». Из множества заранее подготовленных иллюстраций-вырезок выбираются подходящие и наклеиваются на соответствующих «остановках», допол­няя первые «метки». В следующих «путе­шествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т.д., широко используя красочные книги познавательного характера, обращаясь к художественным текстам (С. Маршак «Вчера и сегодня», «Колеса»; С. Баруздин  «Сказка о трамвае»; Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Как было написано первое письмо» и т.п.).

Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться - запол­няться соответствующим иллюстративным материалом. Там, где это возможно, следу­ет подкрепить рассказ воспитателя и об­суждение не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать их в дей­ствии (удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей и т.п.).

Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно «река времени» следу­ет найти постоянное место на стенах груп­пового помещения, чтобы в свободное вре­мя ребенок мог подойти и «поработать» с ними; все они «открыты» для дополнения детьми по собственной инициативе. Эти материалы должны быть мобильны: на очередном занятии надо иметь возмож­ность снять их со стены, расположить на полу или на большом столе для дальней­ших «исследований». Заполненные класси­фикационные таблицы желательно под­шивать в большую папку и хранить ее в месте, доступном для каждого ребенка. Из принесенных детьми старинных или экзо­тических вещей, коллекций можно орга­низовать собственный «музей», снабдив экспонаты ярлычками - надписями.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

 

Возможны два варианта планирова­ния совместной деятельности с детьми  в течение года:

 

Первый вариант - последовательное движение от опытов, связанных с практи­ческим действием, и классификационной работы к путешествиям по карте и «реке времени» (уровень образно-символичес­ких действий).

 

Второй вариант - мозаичное движение по разным контекстам с использованием ассоциативных связей. Например, от опы­тов с движением воздуха к классификации видов транспорта, к путешествию во вре­мени (история транспорта), к путешест­вию по карте (по водным пространствам Земли - океанам), далее к классификации обитателей водных пространств, снова к опытам - с водными потоками и т.д.

Для выстраивания ассоциативной цепи используются различные отправные точки. Это могут быть события, происходящие в данный момент времени в природе, в соци­альной жизни, в читаемых детям художе­ственных текстах, или специально смоде­лированные воспитателем (например, внесение неизвестного детям предмета -старинного или экзотического и т.п.).

Такой вариант подбора содержаний поз­воляет не только «подстраиваться» под се­зонные явления и праздники (как обычно бывает на практике), но и гибко реагиро­вать на актуальные события в детской жизни, которые не могут быть предусмот­рены программой.

 

 

Для младшего возраста рекомендуется использование  только двух  направлений – опыты в виде игр и коллекционирование

 

ПРИМЕРНОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ

МЛАДШЕ – СРЕДНИЙ  ВОЗРАСТ

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ОПЫТЫ

( примерные варианты) 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ

СЕНТЯБРЬ

ВОДА

«Веселое путешествие»

«Веселые кораблики»

«Ветерок гоняет волны»

 

Емкости разной формы и размера , мелкие игрушки , бросовый материал , лодочки , кораблики

ЖИВОТНЫЕ

«Кошкина шуба»

«Мой и кошкин язык»

«Кошка умывается»

Кусочек меха , веревка , вата , карандаш, пилочка для ногтей

ОКТЯБРЬ

ПЕСОК

«Лепим колобки»

«Делаем фигурки»

«Делаем дорожки и узоры»

Песок сухой и мокрый , формочки , лопатки, бумага, лейка, ведро, сито

ВОЗДУХ

«Опыт с полиэтиленовыми мешками»

полиэтиленовые мешки

ВОДА

«Вот какая пена»

«Разноцветная вода»

«Ловкие пальчики»

Емкости с водой, цветная гуашь , шампунь , губки разного цвета и формы

НОЯБРЬ

ВОДА

«Бульбочки»

Большая емкость с водой , резиновые игрушки , бутылочки

ВОЗДУХ

«Летает – не летает»

Воздушные шарики , перышки , листья

ДЕКАБРЬ

ВОДА

«Цветной снег»

«Волшебные узоры»

( рассматривание снежинок)

Краски , мелкие игрушки , лупа

КАМНИ

«Каждому камешку свой дом»

«Разбор камней по величине»

Камни разные по величине и цвету

ЯНВАРЬ

ВОДА

«Игры со снегом»

«Льдинки»

«Куда спряталась снежинка»

Снег , лед

ВОЗДУХ

«Опыт с плотно закрытой крышкой банкой с водой»

 «Опыт с губкой»

Банки с крышками , вода , губка

ФЕВРАЛЬ

ВОДА - СНЕГ

«Снег – одеяло»

Снег , одеяло

ПЕСОК

«Песок с водой»

«Пересыпание песка»

Песок , емкости , вода

МАРТ

ПЕСОК

«Мокрый песок»

«Песочные часы»

«Песок может двигаться»

Песок , пластиковые бутылки , вода , песочные часы , поднос

РАСТЕНИЯ

«Посадка лука»

Луковицы , банки , песок , земля

АПРЕЛЬ

РАСТЕНИЯ

«Срезанные ветки»

«Проращивание семян»

Срезанные ветки растений , овес , блюдца

ПЕСОК

«Рассматривание песка под лупой»

«Нагревание песка под лампой»

Песок , лупа , настольная лампа

МАЙ

ПОЧВА

«Такая разная земля»

«Земля после дождя»

Земля , вода

ВОДА

«Измеряем дождь»

«Очищение воды»

Емкости для воды , фильтры

ВОЗДУХ

«Опыт с резиновыми игрушками»

«Опыт с соломинкой»

«Реактивные шары»

Резиновые игрушки , воздушные шары , емкости с водой

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ

СТАРШИЙ  ВОЗРАСТ

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ОПЫТЫ

( примерные варианты) 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ

СЕНТЯБРЬ

ВОДА

«Вода меняет форму»

«Сила воды»

«Впитывание воды»

«Испарение»

Тарелки , тазы , стаканы , земля , песок , стекло , цветочный горшок , емкости разного размера и формы

РАСТЕНИЯ

«Потребность растений в воде»

Комнатные растения

ПОЧВА

«Состояние почвы»

Земля , песок , лед из холодильника

ОКТЯБРЬ

ВОЗДУХ

«Как обнаружить ветер»

«Воздух вокруг нас»

«Свойства воздуха»

Резиновые игрушки , воздушные шарики, свеча , бумага , полиэтиленовые пакеты

РАСТЕНИЯ

«Различные потребности комнатных растений во влаге , свете , тепле»

Комнатные растения в горшках , лампа , вода

ПОЧВА , ПЕСОК

«Песок может двигаться ( песчаный конус)»

«Свойства рассеянного песка»

«Своды и тоннели»

«Свойства мокрого песка»

«Песочные часы»

Бутылки , песок , подносы , вода , модели

НОЯБРЬ

МАГНИТЫ

«Знакомство с магнитом»

«Сила притяжения»

«Притягивание через предметы( бумага , фанера , железо , пластмасса)

Магниты разной величины , бумага , картон , фанера , ткань , бросовый  материал , план группы , модели

ПОЧВА

«Состав почвы ( песок с водой , глина с водой , земля с водой)»

«Водопроницаемость песка и земли»

«Как происходит загрязнение почвы»

«В почве есть воздух»

«В какой почве больше воздуха»

Глина , земля , песок , емкости для воды , модели

ДЕКАБРЬ

ЗВУК

«Опыты с линейкой и проволокой»

Спичечный телефон»

«Извлечение звуков из стаканов , наполненных разным количеством воды»

Проволока , линейки , спичечные коробки , стаканы , вода

ВОДА

«Защитные свойства снега»

«Впитывание воды»

«Определение причины разных состояний воды»

«Испарение воды»

Снег , красная гуашь , лед

РАСТЕНИЯ

«Разная потребность растений во влаге»

Комнатные растения , вода

ЯНВАРЬ

ВОДА

«Снег и лед , вода , изменившаяся свое состояние под воздействием низкой температуры»

«Что тяжелее : снег в воде или земля в воде»

«Скорость таяния льда в зависимости от температуры»

«Плавучесть : испытание разных форм»

«Игры с лодками»

 

Снег , вода , лед , емкости для воды , различный бросовый материал , лодки с парусами из пенопласта различной формы

РАСТЕНИЯ

«Необходимость влаги для роста растений»

«Посадка семян»

Семена злаковых растений , блюдца , вода

ФЕВРАЛЬ

СОЛНЦЕ

«Солнечные зайчики в тени и на свету»

«Измерение тени взрослого и ребенка»

«Снег тает вокруг стволов на освещенных участках»

«Деревья зимой «загорают»

Зеркала , линейки , фанерный щит , бумага , бинт

РАСТЕНИЯ

«Необходимость света для роста растений»

Стеклянные банки , луковицы , семена злаковых растений , блюдца , земля

МАРТ

ВОДА

«Замерзание пара на металлических предметах»

«Смешивание воды»

«Как разделить смеси»

«Растворы»

«Волшебный стаканчик»

«Вода течет вверх»

«Поднимающаяся вода»

Чайник , гуашь разного цвета , соль , сахар , масло подсолнечное , фильтры из бумаги , ткани , из песка. Стаканчики из – под йогурта , резиновая трубка

РАСТЕНИЯ

«Вверх по стеблю сельдерея»

«Рост овса в зависимости от освещения»

Стакан , стебель сельдерея , красная гуашь , овес , земля

АПРЕЛЬ

ВОЗДУХ

«Сила ветра и воды ( кораблики с разными парусами)

Деревянные кораблики с различными по форме парусами Ю емкости с водой

ВОДА

«Маленькие айсберги»

«Рассматривание предметов сквозь воду»

«Измерение объема воды в разных сосудах»

«Измерение глубины воды различными мерками»

Сосуды с водой разного объема , бросовый материал , линейки , палки , мелкие игрушки , лед

МАЙ

РАСТЕНИЯ

«Зависимость развития растения от солнечного освещения»

«Как выглядит солнце»

«Расстояние от земли до луны»

«Солнечные часы»

Комнатные растения , песочные часы , палочки , песок , модель солнечной системы

ПОЧВА

«Домашняя засуха»

Горшки с землей , вода

ВОЗДУХ

«Как увидеть воздух»

«Буря в стакане»

«Мыльные пузыри»

«Воздух при нагревании расширяется Ю а при охлаждении сжимается»

Сосуды разной формы , прозрачные , стаканы , соломинки , мыльный раствор , холодильник

СВЕТ – ТЕНЬ

«Картины нарисованные тенью»

Мелки разного цвета

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ПО КОНТЕКСТАМ

ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Опыты (экспериментирование)

Коллекционирование

Состояния и превращения вещества.

(классификация)

Движение воздуха, воды.

Виды растений.

Свойства почвы и минералов.

Виды животных.

Условия жизни растений.

Виды строительных сооружений.

Свет и цвет в природе (оптические

Виды транспорта.

эффекты).

Виды профессий и т.д.

Простейшие механические устройства и т.д.

 

 

Путешествие по «реке времени»

Путешествие по карте

Прошлое и настоящее человечества

Стороны света.

(историческое время) в «метках»

Рельефы местности.

материальной цивилизации:

Природные ландшафты и их обитатели.

история жилища и бытоустройства;

Части света, их природные и культурные

история транспорта;

«метки-символы и т.д.

история почты;

 

история письменности (книги);

 

история профессий и т.д.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_nitkina_2012_.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Организация работы в кабинете познавательного развития»

Автор разработки – Ниткина Мария Борисовна – старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 29 Приморского района Санкт – Петербурга

Дата разработки – 2012 год

Организуя познавательно-исследовательскую деятельность , мы постарались учесть принципы , сформулированные в федеральных требованиях : принцип развивающего образования,  научной обоснованности и практической применимости , принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой из которых является игра, позволило нам решить  программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей .

Необходимым условием , определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого ,  материал строиться не в виде готовых знаний , а в виде проблем , побуждающих к самостоятельному поиску. Таким образом самостоятельные «открытия» детей , разрешающие проблемные ситуации , выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.

ЦЕЛЬ 

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

- развитие у детей познавательных интересов, любознательности , активности , способности самостоятельно действовать в повседневной жизни.

УСЛОВИЯ

1. Работа организуется  с детьми малыми группами (по 6—8 человек) по интересам;

2.  Совместная деятельность воспитателя с детьми в комнате познавательного развития  организуется один раз в неделю: с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по 15—20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25—30 минут.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ

Используются следующие методы :

   -    беседа ;

    -   наблюдение ;

    -   экспериментирование

Формы проведения

1. Игра - Эксперимент

Структура проведения игры-экспериментирования:

•    постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

•    выдвижение  предположений,  отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

•    проверка гипотез;

•    подведение итогов, вывод;

•    фиксация результатов;

•    вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

•    внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

•    тайна, сюрприз;

•    мотив помощи;

•    познавательный мотив (почему так?);

•    ситуация выбора.

2. Игра – Путешествие

3. Экскурсия

Работа в кабинете познавательного развития  начинается с экскурсии, где дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель воды чернеет и многое другое. Главное не торопиться  с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Можно прислать в группу книгу или подсказку, либо спросить папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые детские вопросы могут стать темами очередной встречи .

Необходимое оборудование

1) Зеркало

2) Столы

3) Большая меловая доска

4) Магнитная доска

5) Мольберт

6) Детские халаты , клеенчатые фартуки , полотенца ,

7) Контейнеры для хранения и работы с различными материалами

8) Классификационные таблицы

9) Стойки или емкости для хранения коллекций

10) Глобус и большая физическая карта полушарий

11) Карта-панно ( обозначающую «реку времени» )

11) Карточки – схемы проведения экспериментов

12) Правила работы с материалом. условные обозначения , разрешающие и  запрещающие  знаки.

Материал для организации  работы

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема ( стаканы . ковшики , миски , бутылочки); мерные ложки ; сита и воронки разного материала и  объема ; резиновые груши разного объема ; половинки мыльниц , формы для изготовления льда , пластиковые упаковки от конфет ; резиновые перчатки ; пипетки с закругленными концами , пластиковые шприцы без игл ;  соломка для коктейля ; пищевые красители , растворимые продукты ( сахар , соль ) ; взбивалка , деревянная лопатка , шпатели . палочки от мороженого ; природный материал ( емкости с землей , глиной , песком , водой) ; технические материалы ( гайки , болты) в контейнерах  , бросовый материал ( кожа , поролон , пенопласт , коробки и пр. ) ; прихватки , пинцеты с закругленными концами ; увеличительные стекла , микроскоп , пробирки ; рулетка , портновский метр , линейка , треугольник , часы механические , песочные ; свеча в подсвечнике ; календари ( отрывные , перекидные ) бумага для записей , зарисовок ; степлер , дырокол , ножницы ; тальк , детский крем.

НАПРАВЛЕНИЯ  И СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

Работа  в кабинете познавательного развития  строится по четырем культурно-смысловым контекстам – типам исследования :

1.  опыты - освоение причинно-следственных связей и отношений;

2. коллекционирование (классификация) - освоение родовидовых отношений;

3. путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);

4. путешествие по «реке времени» -освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему).

Отправной точкой для развертывания каждого культурно-смыслового контекста может послужить любое интересное событие, но есть некоторые предпочтения.

Так, для опытов и классификационной работы имеет смысл обратиться к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита, коллекции минералов и т.п.).

Воображаемые события (из художественных текстов) целесообразно использовать как отправной момент для «путешествий» - по карте и по «реке времени». Хотя и здесь нельзя исключить возможности использования реального события (к примеру, Олимпийские игры в Австралии как повод для путешествия в эту страну-континент) или смоделированного (внесение старинной керосиновой лампы или перьевой ручки как повод для «путешествия» в прошлое).

Например, занятие в контексте «опыты» воспитатель может начать с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта (все это должно происходить в ситуации свободного, непринужденного размещения участников вокруг предмета исследования). Затем детям предоставляется возможность свободно поэкспериментировать самим (для этого нужно иметь несколько наборов материала, по крайней мере, один на 3-4 человека). Обсудив полученный эффект, можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается. Результатом таких экспериментов будет формулирование каких-либо причинно-следственных связей (если.., то...; потому.., что...). Один из наборов материала должен остаться после занятия в групповом помещении в специально отведенном месте, где им можно было бы воспользоваться. Постепенно этот уголок-лаборатория наполняется все новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт и утвердиться в своих представлениях.

В контексте «коллекционирование (классификация) цель исследовательской работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов и т.п.). В зависимости от темы это могут быть реальные предметы (например, образцы минералов) или вырезки-картинки (изображения животных, транспорта и т.п.). Воспитатель и дети ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице.

Это может быть большой лист ватмана с обозначенным вверху «родовым именем» сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (например, транспорт -воздушный, водный, наземный). В работе принимают участие все дети.

Если исследовались реальные предметы (например, засушенные листья для гербария, образцы минералов и т.п.), они размещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями этих предметов (надписи дети могут сделать с помощью воспитателя).

Классификационная таблица на занятии заполняется лишь отчасти и помещается в групповой комнате. Оставшиеся в ней «пустоты» дети могут заполнить, найдя подходящие иллюстрации дома. «Продолженная» жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и служит поводом для ее обсуждения с детьми вне занятий.

Для контекста «путешествие по карте» в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира». Эти предметы не экзотичны для современного старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации и познавательную литературу.

Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (отправиться ли на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, и т.п.), подходящий для путешествия вид транспорта, намечают маршрут (выбирают возможные пути) на глобусе, «прокладывают» его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.

Такое путешествие - повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т.п. В такой форме дети легко осваивают природные и культурные метки-символы частей света (например, для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг и т.п.).

Постепенно в ходе таких занятий карта полушарий (пли заготовленная воспитателем на листах ватмана большая контурная карта, раскрашенная вместе с детьми) «оживает» - заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками-«метками» частей света (животные, растения, люди, занятые типичным трудом). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.

Для «путешествий во времени» также нужна своего рода карта-панно. Это длинный бумажный лист (можно использовать обои), на котором прямой полосой синего цвета обозначается «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечается несколько условных «остановок», например: «древность» - «старина» - «наше время» (в соответствии с историческими эпохами: древний мир, средневековье, современность). Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации - лаконичные «метки» каждой «остановки». Такими символами-метками могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра; жители средневековой крепости; обитатели современного города).

В качестве отправного момента для всего цикла «путешествий во времени» можно использовать события, происходящие в повести-сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так» (предварительно прочитав ее детям)2. Воспитатель демонстрирует детям заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»

Начать следует с самого доступного для дошкольника - обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше - в «старину», и еще раньше - в «древности». Из множества заранее подготовленных иллюстраций-вырезок выбираются подходящие и наклеиваются на соответствующих «остановках», дополняя первые «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т.д., широко используя красочные книги познавательного характера, обращаясь к художественным текстам (С. Маршак «Вчера и сегодня», «Колеса»; С. Баруздин  «Сказка о трамвае»; Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Как было написано первое письмо» и т.п.).

Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться - заполняться соответствующим иллюстративным материалом. Там, где это возможно, следует подкрепить рассказ воспитателя и обсуждение не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать их в действии (удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей и т.п.).

Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно «река времени» следует найти постоянное место на стенах группового помещения, чтобы в свободное время ребенок мог подойти и «поработать» с ними; все они «открыты» для дополнения детьми по собственной инициативе. Эти материалы должны быть мобильны: на очередном занятии надо иметь возможность снять их со стены, расположить на полу или на большом столе для дальнейших «исследований». Заполненные классификационные таблицы желательно подшивать в большую папку и хранить ее в месте, доступном для каждого ребенка. Из принесенных детьми старинных или экзотических вещей, коллекций можно организовать собственный «музей», снабдив экспонаты ярлычками - надписями.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Возможны два варианта планирования совместной деятельности с детьми  в течение года:

 

Первый вариант - последовательное движение от опытов, связанных с практическим действием, и классификационной работы к путешествиям по карте и «реке времени» (уровень образно-символических действий).

Второй вариант - мозаичное движение по разным контекстам с использованием ассоциативных связей. Например, от опытов с движением воздуха к классификации видов транспорта, к путешествию во времени (история транспорта), к путешествию по карте (по водным пространствам Земли - океанам), далее к классификации обитателей водных пространств, снова к опытам - с водными потоками и т.д.

Для выстраивания ассоциативной цепи используются различные отправные точки. Это могут быть события, происходящие в данный момент времени в природе, в социальной жизни, в читаемых детям художественных текстах, или специально смоделированные воспитателем (например, внесение неизвестного детям предмета -старинного или экзотического и т.п.).

Такой вариант подбора содержаний позволяет не только «подстраиваться» под сезонные явления и праздники (как обычно бывает на практике), но и гибко реагировать на актуальные события в детской жизни, которые не могут быть предусмотрены программой.

Для младшего возраста рекомендуется использование  только двух  направлений – опыты в виде игр и коллекционирование

ПРИМЕРНОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ

МЛАДШЕ – СРЕДНИЙ  ВОЗРАСТ

МЕСЯЦ

ТЕМА

ОПЫТЫ

( примерные варианты)  

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ

СЕНТЯБРЬ

ВОДА

«Веселое путешествие»

«Веселые кораблики»

«Ветерок гоняет волны»

Емкости разной формы и размера , мелкие игрушки , бросовый материал , лодочки , кораблики

ЖИВОТНЫЕ

«Кошкина шуба»

«Мой и кошкин язык»

«Кошка умывается»

Кусочек меха , веревка , вата , карандаш, пилочка для ногтей

ОКТЯБРЬ

ПЕСОК

«Лепим колобки»

«Делаем фигурки»

«Делаем дорожки и узоры»

Песок сухой и мокрый , формочки , лопатки, бумага, лейка, ведро, сито

ВОЗДУХ

«Опыт с полиэтиленовыми мешками»

полиэтиленовые мешки

ВОДА

«Вот какая пена»

«Разноцветная вода»

«Ловкие пальчики»

Емкости с водой, цветная гуашь , шампунь , губки разного цвета и формы

НОЯБРЬ

ВОДА

«Бульбочки»

Большая емкость с водой , резиновые игрушки , бутылочки

ВОЗДУХ

«Летает – не летает»

Воздушные шарики , перышки , листья

ДЕКАБРЬ

ВОДА

«Цветной снег»

«Волшебные узоры»

( рассматривание снежинок)

Краски , мелкие игрушки , лупа

КАМНИ

«Каждому камешку свой дом»

«Разбор камней по величине»

Камни разные по величине и цвету

ЯНВАРЬ

ВОДА

«Игры со снегом»

«Льдинки»

«Куда спряталась снежинка»

Снег , лед

ВОЗДУХ

«Опыт с плотно закрытой крышкой банкой с водой»

 «Опыт с губкой»

Банки с крышками , вода , губка

ФЕВРАЛЬ

ВОДА - СНЕГ

«Снег – одеяло»

Снег , одеяло

ПЕСОК

«Песок с водой»

«Пересыпание песка»

Песок , емкости , вода

МАРТ

ПЕСОК

«Мокрый песок»

«Песочные часы»

«Песок может двигаться»

Песок , пластиковые бутылки , вода , песочные часы , поднос

РАСТЕНИЯ

«Посадка лука»

Луковицы , банки , песок , земля

АПРЕЛЬ

РАСТЕНИЯ

«Срезанные ветки»

«Проращивание семян»

Срезанные ветки растений , овес , блюдца

ПЕСОК

«Рассматривание песка под лупой»

«Нагревание песка под лампой»

Песок , лупа , настольная лампа

МАЙ

ПОЧВА

«Такая разная земля»

«Земля после дождя»

Земля , вода

ВОДА

«Измеряем дождь»

«Очищение воды»

Емкости для воды , фильтры

ВОЗДУХ

«Опыт с резиновыми игрушками»

«Опыт с соломинкой»

«Реактивные шары»

Резиновые игрушки , воздушные шары , емкости с водой

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ

СТАРШИЙ  ВОЗРАСТ

МЕСЯЦ

ТЕМА

ОПЫТЫ

( примерные варианты)  

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ

СЕНТЯБРЬ

ВОДА

«Вода меняет форму»

«Сила воды»

«Впитывание воды»

«Испарение»

Тарелки , тазы , стаканы , земля , песок , стекло , цветочный горшок , емкости разного размера и формы

РАСТЕНИЯ

«Потребность растений в воде»

Комнатные растения

ПОЧВА

«Состояние почвы»

Земля , песок , лед из холодильника

ОКТЯБРЬ

ВОЗДУХ

«Как обнаружить ветер»

«Воздух вокруг нас»

«Свойства воздуха»

Резиновые игрушки , воздушные шарики, свеча , бумага , полиэтиленовые пакеты

РАСТЕНИЯ

«Различные потребности комнатных растений во влаге , свете , тепле»

Комнатные растения в горшках , лампа , вода

ПОЧВА , ПЕСОК

«Песок может двигаться ( песчаный конус)»

«Свойства рассеянного песка»

«Своды и тоннели»

«Свойства мокрого песка»

«Песочные часы»

Бутылки , песок , подносы , вода , модели

НОЯБРЬ

МАГНИТЫ

«Знакомство с магнитом»

«Сила притяжения»

«Притягивание через предметы( бумага , фанера , железо , пластмасса)

Магниты разной величины , бумага , картон , фанера , ткань , бросовый  материал , план группы , модели

ПОЧВА

«Состав почвы ( песок с водой , глина с водой , земля с водой)»

«Водопроницаемость песка и земли»

«Как происходит загрязнение почвы»

«В почве есть воздух»

«В какой почве больше воздуха»

Глина , земля , песок , емкости для воды , модели

ДЕКАБРЬ

ЗВУК

«Опыты с линейкой и проволокой»

Спичечный телефон»

«Извлечение звуков из стаканов , наполненных разным количеством воды»

Проволока , линейки , спичечные коробки , стаканы , вода

ВОДА

«Защитные свойства снега»

«Впитывание воды»

«Определение причины разных состояний воды»

«Испарение воды»

Снег , красная гуашь , лед

РАСТЕНИЯ

«Разная потребность растений во влаге»

Комнатные растения , вода

ЯНВАРЬ

ВОДА

«Снег и лед , вода , изменившаяся свое состояние под воздействием низкой температуры»

«Что тяжелее : снег в воде или земля в воде»

«Скорость таяния льда в зависимости от температуры»

«Плавучесть : испытание разных форм»

«Игры с лодками»

Снег , вода , лед , емкости для воды , различный бросовый материал , лодки с парусами из пенопласта различной формы

РАСТЕНИЯ

«Необходимость влаги для роста растений»

«Посадка семян»

Семена злаковых растений , блюдца , вода

ФЕВРАЛЬ

СОЛНЦЕ

«Солнечные зайчики в тени и на свету»

«Измерение тени взрослого и ребенка»

«Снег тает вокруг стволов на освещенных участках»

«Деревья зимой «загорают»

Зеркала , линейки , фанерный щит , бумага , бинт

РАСТЕНИЯ

«Необходимость света для роста растений»

Стеклянные банки , луковицы , семена злаковых растений , блюдца , земля

МАРТ

ВОДА

«Замерзание пара на металлических предметах»

«Смешивание воды»

«Как разделить смеси»

«Растворы»

«Волшебный стаканчик»

«Вода течет вверх»

«Поднимающаяся вода»

Чайник , гуашь разного цвета , соль , сахар , масло подсолнечное , фильтры из бумаги , ткани , из песка. Стаканчики из – под йогурта , резиновая трубка

РАСТЕНИЯ

«Вверх по стеблю сельдерея»

«Рост овса в зависимости от освещения»

Стакан , стебель сельдерея , красная гуашь , овес , земля

АПРЕЛЬ

ВОЗДУХ

«Сила ветра и воды ( кораблики с разными парусами)

Деревянные кораблики с различными по форме парусами Ю емкости с водой

ВОДА

«Маленькие айсберги»

«Рассматривание предметов сквозь воду»

«Измерение объема воды в разных сосудах»

«Измерение глубины воды различными мерками»

Сосуды с водой разного объема , бросовый материал , линейки , палки , мелкие игрушки , лед

МАЙ

РАСТЕНИЯ

«Зависимость развития растения от солнечного освещения»

«Как выглядит солнце»

«Расстояние от земли до луны»

«Солнечные часы»

Комнатные растения , песочные часы , палочки , песок , модель солнечной системы

ПОЧВА

«Домашняя засуха»

Горшки с землей , вода

ВОЗДУХ

«Как увидеть воздух»

«Буря в стакане»

«Мыльные пузыри»

«Воздух при нагревании расширяется Ю а при охлаждении сжимается»

Сосуды разной формы , прозрачные , стаканы , соломинки , мыльный раствор , холодильник

СВЕТ – ТЕНЬ

«Картины нарисованные тенью»

Мелки разного цвета

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ПО КОНТЕКСТАМ

ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Опыты (экспериментирование)

Коллекционирование

Состояния и превращения вещества.

(классификация)

Движение воздуха, воды.

Виды растений.

Свойства почвы и минералов.

Виды животных.

Условия жизни растений.

Виды строительных сооружений.

Свет и цвет в природе (оптические

Виды транспорта.

эффекты).

Виды профессий и т.д.

Простейшие механические устройства и т.д.

Путешествие по «реке времени»

Путешествие по карте

Прошлое и настоящее человечества

Стороны света.

(историческое время) в «метках»

Рельефы местности.

материальной цивилизации:

Природные ландшафты и их обитатели.

история жилища и бытоустройства;

Части света, их природные и культурные

история транспорта;

«метки-символы и т.д.

история почты;

история письменности (книги);

история профессий и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.

      При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика...

Методическая разработка "Организация активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр"

Данная методическая разработка, создана для педагогов по личному опыту и может использоваться в качестве методического материала. Для детей старшей-подготовительной группы....

Методическая разработка Организация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы, по теме «Снег-снежок»

Методическая разработкаОрганизация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми  средней группы,по теме «Снег-снежок»...

Методическая разработка Организация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы, по теме «Дни науки в детском саду» (эксперимент с воздухом)

Методическая разработкаОрганизация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми  старшей  группы,по теме «Дни науки в детском саду» (экс...

Методическая разработка организации непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «В поисках домовёнка Кузи»

Создание  условий  для совершенствования речи детей. Расширение словарного запаса детей по теме «Дом и его части» через участие в словесно – речевых играх..Совершенств...

Методическая разработка: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.

Методическая разработка:Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду....