МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация работы в кабинете познавательного развития»
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
Организуя познавательно-исследовательскую деятельность , мы постарались учесть принципы , сформулированные в федеральных требованиях : принцип развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости , принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой из которых является игра, позволило нам решить программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей .
Необходимым условием , определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого , материал строиться не в виде готовых знаний , а в виде проблем , побуждающих к самостоятельному поиску. Таким образом самостоятельные «открытия» детей , разрешающие проблемные ситуации , выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.
ЦЕЛЬ
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
- развитие у детей познавательных интересов, любознательности , активности , способности самостоятельно действовать в повседневной жизни.
УСЛОВИЯ
1. Работа организуется с детьми малыми группами (по 6—8 человек) по интересам;
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в комнате познавательного развития организуется один раз в неделю: с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по 15—20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25—30 минут.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ
Используются следующие методы :
- беседа ;
- наблюдение ;
- экспериментирование
Формы проведения
1. Игра - Эксперимент
Структура проведения игры-экспериментирования:
• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• проверка гипотез;
• подведение итогов, вывод;
• фиксация результатов;
• вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив (почему так?);
• ситуация выбора.
2. Игра – Путешествие
3. Экскурсия
Работа в кабинете познавательного развития начинается с экскурсии, где дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель воды чернеет и многое другое. Главное не торопиться с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Можно прислать в группу книгу или подсказку, либо спросить папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые детские вопросы могут стать темами очередной встречи .
Необходимое оборудование
1) Зеркало
2) Столы
3) Большая меловая доска
4) Магнитная доска
5) Мольберт
6) Детские халаты , клеенчатые фартуки , полотенца ,
7) Контейнеры для хранения и работы с различными материалами
8) Классификационные таблицы
9) Стойки или емкости для хранения коллекций
10) Глобус и большая физическая карта полушарий
11) Карта-панно ( обозначающую «реку времени» )
11) Карточки – схемы проведения экспериментов
12) Правила работы с материалом. условные обозначения , разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для организации работы
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема ( стаканы . ковшики , миски , бутылочки); мерные ложки ; сита и воронки разного материала и объема ; резиновые груши разного объема ; половинки мыльниц , формы для изготовления льда , пластиковые упаковки от конфет ; резиновые перчатки ; пипетки с закругленными концами , пластиковые шприцы без игл ; соломка для коктейля ; пищевые красители , растворимые продукты ( сахар , соль ) ; взбивалка , деревянная лопатка , шпатели . палочки от мороженого ; природный материал ( емкости с землей , глиной , песком , водой) ; технические материалы ( гайки , болты) в контейнерах , бросовый материал ( кожа , поролон , пенопласт , коробки и пр. ) ; прихватки , пинцеты с закругленными концами ; увеличительные стекла , микроскоп , пробирки ; рулетка , портновский метр , линейка , треугольник , часы механические , песочные ; свеча в подсвечнике ; календари ( отрывные , перекидные ) бумага для записей , зарисовок ; степлер , дырокол , ножницы ; тальк , детский крем.
НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Работа в кабинете познавательного развития строится по четырем культурно-смысловым контекстам – типам исследования :
1. опыты - освоение причинно-следственных связей и отношений;
2. коллекционирование (классификация) - освоение родовидовых отношений;
3. путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
4. путешествие по «реке времени» -освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему).
Отправной точкой для развертывания каждого культурно-смыслового контекста может послужить любое интересное событие, но есть некоторые предпочтения.
Так, для опытов и классификационной работы имеет смысл обратиться к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита, коллекции минералов и т.п.).
Воображаемые события (из художественных текстов) целесообразно использовать как отправной момент для «путешествий» - по карте и по «реке времени». Хотя и здесь нельзя исключить возможности использования реального события (к примеру, Олимпийские игры в Австралии как повод для путешествия в эту страну-континент) или смоделированного (внесение старинной керосиновой лампы или перьевой ручки как повод для «путешествия» в прошлое).
Например, занятие в контексте «опыты» воспитатель может начать с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта (все это должно происходить в ситуации свободного, непринужденного размещения участников вокруг предмета исследования). Затем детям предоставляется возможность свободно поэкспериментировать самим (для этого нужно иметь несколько наборов материала, по крайней мере, один на 3-4 человека). Обсудив полученный эффект, можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается. Результатом таких экспериментов будет формулирование каких-либо причинно-следственных связей (если.., то...; потому.., что...). Один из наборов материала должен остаться после занятия в групповом помещении в специально отведенном месте, где им можно было бы воспользоваться. Постепенно этот уголок-лаборатория наполняется все новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт и утвердиться в своих представлениях.
В контексте «коллекционирование (классификация) цель исследовательской работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов и т.п.). В зависимости от темы это могут быть реальные предметы (например, образцы минералов) или вырезки-картинки (изображения животных, транспорта и т.п.). Воспитатель и дети ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице.
Это может быть большой лист ватмана с обозначенным вверху «родовым именем» сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (например, транспорт -воздушный, водный, наземный). В работе принимают участие все дети.
Если исследовались реальные предметы (например, засушенные листья для гербария, образцы минералов и т.п.), они размещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями этих предметов (надписи дети могут сделать с помощью воспитателя).
Классификационная таблица на занятии заполняется лишь отчасти и помещается в групповой комнате. Оставшиеся в ней «пустоты» дети могут заполнить, найдя подходящие иллюстрации дома. «Продолженная» жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и служит поводом для ее обсуждения с детьми вне занятий.
Для контекста «путешествие по карте» в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира». Эти предметы не экзотичны для современного старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации и познавательную литературу.
Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (отправиться ли на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, и т.п.), подходящий для путешествия вид транспорта, намечают маршрут (выбирают возможные пути) на глобусе, «прокладывают» его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.
Такое путешествие - повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т.п. В такой форме дети легко осваивают природные и культурные метки-символы частей света (например, для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг и т.п.).
Постепенно в ходе таких занятий карта полушарий (пли заготовленная воспитателем на листах ватмана большая контурная карта, раскрашенная вместе с детьми) «оживает» - заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками-«метками» частей света (животные, растения, люди, занятые типичным трудом). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.
Для «путешествий во времени» также нужна своего рода карта-панно. Это длинный бумажный лист (можно использовать обои), на котором прямой полосой синего цвета обозначается «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечается несколько условных «остановок», например: «древность» - «старина» - «наше время» (в соответствии с историческими эпохами: древний мир, средневековье, современность). Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации - лаконичные «метки» каждой «остановки». Такими символами-метками могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра; жители средневековой крепости; обитатели современного города).
В качестве отправного момента для всего цикла «путешествий во времени» можно использовать события, происходящие в повести-сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так» (предварительно прочитав ее детям)2. Воспитатель демонстрирует детям заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»
Начать следует с самого доступного для дошкольника - обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше - в «старину», и еще раньше - в «древности». Из множества заранее подготовленных иллюстраций-вырезок выбираются подходящие и наклеиваются на соответствующих «остановках», дополняя первые «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т.д., широко используя красочные книги познавательного характера, обращаясь к художественным текстам (С. Маршак «Вчера и сегодня», «Колеса»; С. Баруздин «Сказка о трамвае»; Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Как было написано первое письмо» и т.п.).
Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться - заполняться соответствующим иллюстративным материалом. Там, где это возможно, следует подкрепить рассказ воспитателя и обсуждение не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать их в действии (удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей и т.п.).
Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно «река времени» следует найти постоянное место на стенах группового помещения, чтобы в свободное время ребенок мог подойти и «поработать» с ними; все они «открыты» для дополнения детьми по собственной инициативе. Эти материалы должны быть мобильны: на очередном занятии надо иметь возможность снять их со стены, расположить на полу или на большом столе для дальнейших «исследований». Заполненные классификационные таблицы желательно подшивать в большую папку и хранить ее в месте, доступном для каждого ребенка. Из принесенных детьми старинных или экзотических вещей, коллекций можно организовать собственный «музей», снабдив экспонаты ярлычками - надписями.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Возможны два варианта планирования совместной деятельности с детьми в течение года:
Первый вариант - последовательное движение от опытов, связанных с практическим действием, и классификационной работы к путешествиям по карте и «реке времени» (уровень образно-символических действий).
Второй вариант - мозаичное движение по разным контекстам с использованием ассоциативных связей. Например, от опытов с движением воздуха к классификации видов транспорта, к путешествию во времени (история транспорта), к путешествию по карте (по водным пространствам Земли - океанам), далее к классификации обитателей водных пространств, снова к опытам - с водными потоками и т.д.
Для выстраивания ассоциативной цепи используются различные отправные точки. Это могут быть события, происходящие в данный момент времени в природе, в социальной жизни, в читаемых детям художественных текстах, или специально смоделированные воспитателем (например, внесение неизвестного детям предмета -старинного или экзотического и т.п.).
Такой вариант подбора содержаний позволяет не только «подстраиваться» под сезонные явления и праздники (как обычно бывает на практике), но и гибко реагировать на актуальные события в детской жизни, которые не могут быть предусмотрены программой.
Для младшего возраста рекомендуется использование только двух направлений – опыты в виде игр и коллекционирование
ПРИМЕРНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ
МЛАДШЕ – СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
МЕСЯЦ | ТЕМА | ОПЫТЫ ( примерные варианты) | МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ |
СЕНТЯБРЬ | ВОДА | «Веселое путешествие» «Веселые кораблики» «Ветерок гоняет волны»
| Емкости разной формы и размера , мелкие игрушки , бросовый материал , лодочки , кораблики |
ЖИВОТНЫЕ | «Кошкина шуба» «Мой и кошкин язык» «Кошка умывается» | Кусочек меха , веревка , вата , карандаш, пилочка для ногтей | |
ОКТЯБРЬ | ПЕСОК | «Лепим колобки» «Делаем фигурки» «Делаем дорожки и узоры» | Песок сухой и мокрый , формочки , лопатки, бумага, лейка, ведро, сито |
ВОЗДУХ | «Опыт с полиэтиленовыми мешками» | полиэтиленовые мешки | |
ВОДА | «Вот какая пена» «Разноцветная вода» «Ловкие пальчики» | Емкости с водой, цветная гуашь , шампунь , губки разного цвета и формы | |
НОЯБРЬ | ВОДА | «Бульбочки» | Большая емкость с водой , резиновые игрушки , бутылочки |
ВОЗДУХ | «Летает – не летает» | Воздушные шарики , перышки , листья | |
ДЕКАБРЬ | ВОДА | «Цветной снег» «Волшебные узоры» ( рассматривание снежинок) | Краски , мелкие игрушки , лупа |
КАМНИ | «Каждому камешку свой дом» «Разбор камней по величине» | Камни разные по величине и цвету | |
ЯНВАРЬ | ВОДА | «Игры со снегом» «Льдинки» «Куда спряталась снежинка» | Снег , лед |
ВОЗДУХ | «Опыт с плотно закрытой крышкой банкой с водой» «Опыт с губкой» | Банки с крышками , вода , губка | |
ФЕВРАЛЬ | ВОДА - СНЕГ | «Снег – одеяло» | Снег , одеяло |
ПЕСОК | «Песок с водой» «Пересыпание песка» | Песок , емкости , вода | |
МАРТ | ПЕСОК | «Мокрый песок» «Песочные часы» «Песок может двигаться» | Песок , пластиковые бутылки , вода , песочные часы , поднос |
РАСТЕНИЯ | «Посадка лука» | Луковицы , банки , песок , земля | |
АПРЕЛЬ | РАСТЕНИЯ | «Срезанные ветки» «Проращивание семян» | Срезанные ветки растений , овес , блюдца |
ПЕСОК | «Рассматривание песка под лупой» «Нагревание песка под лампой» | Песок , лупа , настольная лампа | |
МАЙ | ПОЧВА | «Такая разная земля» «Земля после дождя» | Земля , вода |
ВОДА | «Измеряем дождь» «Очищение воды» | Емкости для воды , фильтры | |
ВОЗДУХ | «Опыт с резиновыми игрушками» «Опыт с соломинкой» «Реактивные шары» | Резиновые игрушки , воздушные шары , емкости с водой |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
МЕСЯЦ | ТЕМА | ОПЫТЫ ( примерные варианты) | МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ |
СЕНТЯБРЬ | ВОДА | «Вода меняет форму» «Сила воды» «Впитывание воды» «Испарение» | Тарелки , тазы , стаканы , земля , песок , стекло , цветочный горшок , емкости разного размера и формы |
РАСТЕНИЯ | «Потребность растений в воде» | Комнатные растения | |
ПОЧВА | «Состояние почвы» | Земля , песок , лед из холодильника | |
ОКТЯБРЬ | ВОЗДУХ | «Как обнаружить ветер» «Воздух вокруг нас» «Свойства воздуха» | Резиновые игрушки , воздушные шарики, свеча , бумага , полиэтиленовые пакеты |
РАСТЕНИЯ | «Различные потребности комнатных растений во влаге , свете , тепле» | Комнатные растения в горшках , лампа , вода | |
ПОЧВА , ПЕСОК | «Песок может двигаться ( песчаный конус)» «Свойства рассеянного песка» «Своды и тоннели» «Свойства мокрого песка» «Песочные часы» | Бутылки , песок , подносы , вода , модели | |
НОЯБРЬ | МАГНИТЫ | «Знакомство с магнитом» «Сила притяжения» «Притягивание через предметы( бумага , фанера , железо , пластмасса) | Магниты разной величины , бумага , картон , фанера , ткань , бросовый материал , план группы , модели |
ПОЧВА | «Состав почвы ( песок с водой , глина с водой , земля с водой)» «Водопроницаемость песка и земли» «Как происходит загрязнение почвы» «В почве есть воздух» «В какой почве больше воздуха» | Глина , земля , песок , емкости для воды , модели | |
ДЕКАБРЬ | ЗВУК | «Опыты с линейкой и проволокой» Спичечный телефон» «Извлечение звуков из стаканов , наполненных разным количеством воды» | Проволока , линейки , спичечные коробки , стаканы , вода |
ВОДА | «Защитные свойства снега» «Впитывание воды» «Определение причины разных состояний воды» «Испарение воды» | Снег , красная гуашь , лед | |
РАСТЕНИЯ | «Разная потребность растений во влаге» | Комнатные растения , вода | |
ЯНВАРЬ | ВОДА | «Снег и лед , вода , изменившаяся свое состояние под воздействием низкой температуры» «Что тяжелее : снег в воде или земля в воде» «Скорость таяния льда в зависимости от температуры» «Плавучесть : испытание разных форм» «Игры с лодками»
| Снег , вода , лед , емкости для воды , различный бросовый материал , лодки с парусами из пенопласта различной формы |
РАСТЕНИЯ | «Необходимость влаги для роста растений» «Посадка семян» | Семена злаковых растений , блюдца , вода | |
ФЕВРАЛЬ | СОЛНЦЕ | «Солнечные зайчики в тени и на свету» «Измерение тени взрослого и ребенка» «Снег тает вокруг стволов на освещенных участках» «Деревья зимой «загорают» | Зеркала , линейки , фанерный щит , бумага , бинт |
РАСТЕНИЯ | «Необходимость света для роста растений» | Стеклянные банки , луковицы , семена злаковых растений , блюдца , земля | |
МАРТ | ВОДА | «Замерзание пара на металлических предметах» «Смешивание воды» «Как разделить смеси» «Растворы» «Волшебный стаканчик» «Вода течет вверх» «Поднимающаяся вода» | Чайник , гуашь разного цвета , соль , сахар , масло подсолнечное , фильтры из бумаги , ткани , из песка. Стаканчики из – под йогурта , резиновая трубка |
РАСТЕНИЯ | «Вверх по стеблю сельдерея» «Рост овса в зависимости от освещения» | Стакан , стебель сельдерея , красная гуашь , овес , земля | |
АПРЕЛЬ | ВОЗДУХ | «Сила ветра и воды ( кораблики с разными парусами) | Деревянные кораблики с различными по форме парусами Ю емкости с водой |
ВОДА | «Маленькие айсберги» «Рассматривание предметов сквозь воду» «Измерение объема воды в разных сосудах» «Измерение глубины воды различными мерками» | Сосуды с водой разного объема , бросовый материал , линейки , палки , мелкие игрушки , лед | |
МАЙ | РАСТЕНИЯ | «Зависимость развития растения от солнечного освещения» «Как выглядит солнце» «Расстояние от земли до луны» «Солнечные часы» | Комнатные растения , песочные часы , палочки , песок , модель солнечной системы |
ПОЧВА | «Домашняя засуха» | Горшки с землей , вода | |
ВОЗДУХ | «Как увидеть воздух» «Буря в стакане» «Мыльные пузыри» «Воздух при нагревании расширяется Ю а при охлаждении сжимается» | Сосуды разной формы , прозрачные , стаканы , соломинки , мыльный раствор , холодильник | |
СВЕТ – ТЕНЬ | «Картины нарисованные тенью» | Мелки разного цвета |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ПО КОНТЕКСТАМ
ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опыты (экспериментирование) | Коллекционирование |
Состояния и превращения вещества. | (классификация) |
Движение воздуха, воды. | Виды растений. |
Свойства почвы и минералов. | Виды животных. |
Условия жизни растений. | Виды строительных сооружений. |
Свет и цвет в природе (оптические | Виды транспорта. |
эффекты). | Виды профессий и т.д. |
Простейшие механические устройства и т.д. |
|
| Путешествие по «реке времени» |
Путешествие по карте | Прошлое и настоящее человечества |
Стороны света. | (историческое время) в «метках» |
Рельефы местности. | материальной цивилизации: |
Природные ландшафты и их обитатели. | история жилища и бытоустройства; |
Части света, их природные и культурные | история транспорта; |
«метки-символы и т.д. | история почты; |
| история письменности (книги); |
| история профессий и т.д. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_nitkina_2012_.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Организация работы в кабинете познавательного развития»
Автор разработки – Ниткина Мария Борисовна – старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 29 Приморского района Санкт – Петербурга
Дата разработки – 2012 год
Организуя познавательно-исследовательскую деятельность , мы постарались учесть принципы , сформулированные в федеральных требованиях : принцип развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости , принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой из которых является игра, позволило нам решить программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей .
Необходимым условием , определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого , материал строиться не в виде готовых знаний , а в виде проблем , побуждающих к самостоятельному поиску. Таким образом самостоятельные «открытия» детей , разрешающие проблемные ситуации , выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.
ЦЕЛЬ
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
- развитие у детей познавательных интересов, любознательности , активности , способности самостоятельно действовать в повседневной жизни.
УСЛОВИЯ
1. Работа организуется с детьми малыми группами (по 6—8 человек) по интересам;
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в комнате познавательного развития организуется один раз в неделю: с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по 15—20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25—30 минут.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ
Используются следующие методы :
- беседа ;
- наблюдение ;
- экспериментирование
Формы проведения
1. Игра - Эксперимент
Структура проведения игры-экспериментирования:
• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• проверка гипотез;
• подведение итогов, вывод;
• фиксация результатов;
• вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив (почему так?);
• ситуация выбора.
2. Игра – Путешествие
3. Экскурсия
Работа в кабинете познавательного развития начинается с экскурсии, где дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель воды чернеет и многое другое. Главное не торопиться с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Можно прислать в группу книгу или подсказку, либо спросить папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые детские вопросы могут стать темами очередной встречи .
Необходимое оборудование
1) Зеркало
2) Столы
3) Большая меловая доска
4) Магнитная доска
5) Мольберт
6) Детские халаты , клеенчатые фартуки , полотенца ,
7) Контейнеры для хранения и работы с различными материалами
8) Классификационные таблицы
9) Стойки или емкости для хранения коллекций
10) Глобус и большая физическая карта полушарий
11) Карта-панно ( обозначающую «реку времени» )
11) Карточки – схемы проведения экспериментов
12) Правила работы с материалом. условные обозначения , разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для организации работы
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема ( стаканы . ковшики , миски , бутылочки); мерные ложки ; сита и воронки разного материала и объема ; резиновые груши разного объема ; половинки мыльниц , формы для изготовления льда , пластиковые упаковки от конфет ; резиновые перчатки ; пипетки с закругленными концами , пластиковые шприцы без игл ; соломка для коктейля ; пищевые красители , растворимые продукты ( сахар , соль ) ; взбивалка , деревянная лопатка , шпатели . палочки от мороженого ; природный материал ( емкости с землей , глиной , песком , водой) ; технические материалы ( гайки , болты) в контейнерах , бросовый материал ( кожа , поролон , пенопласт , коробки и пр. ) ; прихватки , пинцеты с закругленными концами ; увеличительные стекла , микроскоп , пробирки ; рулетка , портновский метр , линейка , треугольник , часы механические , песочные ; свеча в подсвечнике ; календари ( отрывные , перекидные ) бумага для записей , зарисовок ; степлер , дырокол , ножницы ; тальк , детский крем.
НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Работа в кабинете познавательного развития строится по четырем культурно-смысловым контекстам – типам исследования :
1. опыты - освоение причинно-следственных связей и отношений;
2. коллекционирование (классификация) - освоение родовидовых отношений;
3. путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
4. путешествие по «реке времени» -освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему).
Отправной точкой для развертывания каждого культурно-смыслового контекста может послужить любое интересное событие, но есть некоторые предпочтения.
Так, для опытов и классификационной работы имеет смысл обратиться к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита, коллекции минералов и т.п.).
Воображаемые события (из художественных текстов) целесообразно использовать как отправной момент для «путешествий» - по карте и по «реке времени». Хотя и здесь нельзя исключить возможности использования реального события (к примеру, Олимпийские игры в Австралии как повод для путешествия в эту страну-континент) или смоделированного (внесение старинной керосиновой лампы или перьевой ручки как повод для «путешествия» в прошлое).
Например, занятие в контексте «опыты» воспитатель может начать с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта (все это должно происходить в ситуации свободного, непринужденного размещения участников вокруг предмета исследования). Затем детям предоставляется возможность свободно поэкспериментировать самим (для этого нужно иметь несколько наборов материала, по крайней мере, один на 3-4 человека). Обсудив полученный эффект, можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается. Результатом таких экспериментов будет формулирование каких-либо причинно-следственных связей (если.., то...; потому.., что...). Один из наборов материала должен остаться после занятия в групповом помещении в специально отведенном месте, где им можно было бы воспользоваться. Постепенно этот уголок-лаборатория наполняется все новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт и утвердиться в своих представлениях.
В контексте «коллекционирование (классификация) цель исследовательской работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов и т.п.). В зависимости от темы это могут быть реальные предметы (например, образцы минералов) или вырезки-картинки (изображения животных, транспорта и т.п.). Воспитатель и дети ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице.
Это может быть большой лист ватмана с обозначенным вверху «родовым именем» сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (например, транспорт -воздушный, водный, наземный). В работе принимают участие все дети.
Если исследовались реальные предметы (например, засушенные листья для гербария, образцы минералов и т.п.), они размещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями этих предметов (надписи дети могут сделать с помощью воспитателя).
Классификационная таблица на занятии заполняется лишь отчасти и помещается в групповой комнате. Оставшиеся в ней «пустоты» дети могут заполнить, найдя подходящие иллюстрации дома. «Продолженная» жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и служит поводом для ее обсуждения с детьми вне занятий.
Для контекста «путешествие по карте» в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира». Эти предметы не экзотичны для современного старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации и познавательную литературу.
Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (отправиться ли на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, и т.п.), подходящий для путешествия вид транспорта, намечают маршрут (выбирают возможные пути) на глобусе, «прокладывают» его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.
Такое путешествие - повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т.п. В такой форме дети легко осваивают природные и культурные метки-символы частей света (например, для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг и т.п.).
Постепенно в ходе таких занятий карта полушарий (пли заготовленная воспитателем на листах ватмана большая контурная карта, раскрашенная вместе с детьми) «оживает» - заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками-«метками» частей света (животные, растения, люди, занятые типичным трудом). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.
Для «путешествий во времени» также нужна своего рода карта-панно. Это длинный бумажный лист (можно использовать обои), на котором прямой полосой синего цвета обозначается «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечается несколько условных «остановок», например: «древность» - «старина» - «наше время» (в соответствии с историческими эпохами: древний мир, средневековье, современность). Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации - лаконичные «метки» каждой «остановки». Такими символами-метками могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра; жители средневековой крепости; обитатели современного города).
В качестве отправного момента для всего цикла «путешествий во времени» можно использовать события, происходящие в повести-сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так» (предварительно прочитав ее детям)2. Воспитатель демонстрирует детям заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»
Начать следует с самого доступного для дошкольника - обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше - в «старину», и еще раньше - в «древности». Из множества заранее подготовленных иллюстраций-вырезок выбираются подходящие и наклеиваются на соответствующих «остановках», дополняя первые «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т.д., широко используя красочные книги познавательного характера, обращаясь к художественным текстам (С. Маршак «Вчера и сегодня», «Колеса»; С. Баруздин «Сказка о трамвае»; Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Как было написано первое письмо» и т.п.).
Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться - заполняться соответствующим иллюстративным материалом. Там, где это возможно, следует подкрепить рассказ воспитателя и обсуждение не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать их в действии (удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей и т.п.).
Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно «река времени» следует найти постоянное место на стенах группового помещения, чтобы в свободное время ребенок мог подойти и «поработать» с ними; все они «открыты» для дополнения детьми по собственной инициативе. Эти материалы должны быть мобильны: на очередном занятии надо иметь возможность снять их со стены, расположить на полу или на большом столе для дальнейших «исследований». Заполненные классификационные таблицы желательно подшивать в большую папку и хранить ее в месте, доступном для каждого ребенка. Из принесенных детьми старинных или экзотических вещей, коллекций можно организовать собственный «музей», снабдив экспонаты ярлычками - надписями.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Возможны два варианта планирования совместной деятельности с детьми в течение года:
Первый вариант - последовательное движение от опытов, связанных с практическим действием, и классификационной работы к путешествиям по карте и «реке времени» (уровень образно-символических действий).
Второй вариант - мозаичное движение по разным контекстам с использованием ассоциативных связей. Например, от опытов с движением воздуха к классификации видов транспорта, к путешествию во времени (история транспорта), к путешествию по карте (по водным пространствам Земли - океанам), далее к классификации обитателей водных пространств, снова к опытам - с водными потоками и т.д.
Для выстраивания ассоциативной цепи используются различные отправные точки. Это могут быть события, происходящие в данный момент времени в природе, в социальной жизни, в читаемых детям художественных текстах, или специально смоделированные воспитателем (например, внесение неизвестного детям предмета -старинного или экзотического и т.п.).
Такой вариант подбора содержаний позволяет не только «подстраиваться» под сезонные явления и праздники (как обычно бывает на практике), но и гибко реагировать на актуальные события в детской жизни, которые не могут быть предусмотрены программой.
Для младшего возраста рекомендуется использование только двух направлений – опыты в виде игр и коллекционирование
ПРИМЕРНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ
МЛАДШЕ – СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
МЕСЯЦ | ТЕМА | ОПЫТЫ ( примерные варианты) | МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ |
СЕНТЯБРЬ | ВОДА | «Веселое путешествие» «Веселые кораблики» «Ветерок гоняет волны» | Емкости разной формы и размера , мелкие игрушки , бросовый материал , лодочки , кораблики |
ЖИВОТНЫЕ | «Кошкина шуба» «Мой и кошкин язык» «Кошка умывается» | Кусочек меха , веревка , вата , карандаш, пилочка для ногтей | |
ОКТЯБРЬ | ПЕСОК | «Лепим колобки» «Делаем фигурки» «Делаем дорожки и узоры» | Песок сухой и мокрый , формочки , лопатки, бумага, лейка, ведро, сито |
ВОЗДУХ | «Опыт с полиэтиленовыми мешками» | полиэтиленовые мешки | |
ВОДА | «Вот какая пена» «Разноцветная вода» «Ловкие пальчики» | Емкости с водой, цветная гуашь , шампунь , губки разного цвета и формы | |
НОЯБРЬ | ВОДА | «Бульбочки» | Большая емкость с водой , резиновые игрушки , бутылочки |
ВОЗДУХ | «Летает – не летает» | Воздушные шарики , перышки , листья | |
ДЕКАБРЬ | ВОДА | «Цветной снег» «Волшебные узоры» ( рассматривание снежинок) | Краски , мелкие игрушки , лупа |
КАМНИ | «Каждому камешку свой дом» «Разбор камней по величине» | Камни разные по величине и цвету | |
ЯНВАРЬ | ВОДА | «Игры со снегом» «Льдинки» «Куда спряталась снежинка» | Снег , лед |
ВОЗДУХ | «Опыт с плотно закрытой крышкой банкой с водой» «Опыт с губкой» | Банки с крышками , вода , губка | |
ФЕВРАЛЬ | ВОДА - СНЕГ | «Снег – одеяло» | Снег , одеяло |
ПЕСОК | «Песок с водой» «Пересыпание песка» | Песок , емкости , вода | |
МАРТ | ПЕСОК | «Мокрый песок» «Песочные часы» «Песок может двигаться» | Песок , пластиковые бутылки , вода , песочные часы , поднос |
РАСТЕНИЯ | «Посадка лука» | Луковицы , банки , песок , земля | |
АПРЕЛЬ | РАСТЕНИЯ | «Срезанные ветки» «Проращивание семян» | Срезанные ветки растений , овес , блюдца |
ПЕСОК | «Рассматривание песка под лупой» «Нагревание песка под лампой» | Песок , лупа , настольная лампа | |
МАЙ | ПОЧВА | «Такая разная земля» «Земля после дождя» | Земля , вода |
ВОДА | «Измеряем дождь» «Очищение воды» | Емкости для воды , фильтры | |
ВОЗДУХ | «Опыт с резиновыми игрушками» «Опыт с соломинкой» «Реактивные шары» | Резиновые игрушки , воздушные шары , емкости с водой |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
МЕСЯЦ | ТЕМА | ОПЫТЫ ( примерные варианты) | МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ |
СЕНТЯБРЬ | ВОДА | «Вода меняет форму» «Сила воды» «Впитывание воды» «Испарение» | Тарелки , тазы , стаканы , земля , песок , стекло , цветочный горшок , емкости разного размера и формы |
РАСТЕНИЯ | «Потребность растений в воде» | Комнатные растения | |
ПОЧВА | «Состояние почвы» | Земля , песок , лед из холодильника | |
ОКТЯБРЬ | ВОЗДУХ | «Как обнаружить ветер» «Воздух вокруг нас» «Свойства воздуха» | Резиновые игрушки , воздушные шарики, свеча , бумага , полиэтиленовые пакеты |
РАСТЕНИЯ | «Различные потребности комнатных растений во влаге , свете , тепле» | Комнатные растения в горшках , лампа , вода | |
ПОЧВА , ПЕСОК | «Песок может двигаться ( песчаный конус)» «Свойства рассеянного песка» «Своды и тоннели» «Свойства мокрого песка» «Песочные часы» | Бутылки , песок , подносы , вода , модели | |
НОЯБРЬ | МАГНИТЫ | «Знакомство с магнитом» «Сила притяжения» «Притягивание через предметы( бумага , фанера , железо , пластмасса) | Магниты разной величины , бумага , картон , фанера , ткань , бросовый материал , план группы , модели |
ПОЧВА | «Состав почвы ( песок с водой , глина с водой , земля с водой)» «Водопроницаемость песка и земли» «Как происходит загрязнение почвы» «В почве есть воздух» «В какой почве больше воздуха» | Глина , земля , песок , емкости для воды , модели | |
ДЕКАБРЬ | ЗВУК | «Опыты с линейкой и проволокой» Спичечный телефон» «Извлечение звуков из стаканов , наполненных разным количеством воды» | Проволока , линейки , спичечные коробки , стаканы , вода |
ВОДА | «Защитные свойства снега» «Впитывание воды» «Определение причины разных состояний воды» «Испарение воды» | Снег , красная гуашь , лед | |
РАСТЕНИЯ | «Разная потребность растений во влаге» | Комнатные растения , вода | |
ЯНВАРЬ | ВОДА | «Снег и лед , вода , изменившаяся свое состояние под воздействием низкой температуры» «Что тяжелее : снег в воде или земля в воде» «Скорость таяния льда в зависимости от температуры» «Плавучесть : испытание разных форм» «Игры с лодками» | Снег , вода , лед , емкости для воды , различный бросовый материал , лодки с парусами из пенопласта различной формы |
РАСТЕНИЯ | «Необходимость влаги для роста растений» «Посадка семян» | Семена злаковых растений , блюдца , вода | |
ФЕВРАЛЬ | СОЛНЦЕ | «Солнечные зайчики в тени и на свету» «Измерение тени взрослого и ребенка» «Снег тает вокруг стволов на освещенных участках» «Деревья зимой «загорают» | Зеркала , линейки , фанерный щит , бумага , бинт |
РАСТЕНИЯ | «Необходимость света для роста растений» | Стеклянные банки , луковицы , семена злаковых растений , блюдца , земля | |
МАРТ | ВОДА | «Замерзание пара на металлических предметах» «Смешивание воды» «Как разделить смеси» «Растворы» «Волшебный стаканчик» «Вода течет вверх» «Поднимающаяся вода» | Чайник , гуашь разного цвета , соль , сахар , масло подсолнечное , фильтры из бумаги , ткани , из песка. Стаканчики из – под йогурта , резиновая трубка |
РАСТЕНИЯ | «Вверх по стеблю сельдерея» «Рост овса в зависимости от освещения» | Стакан , стебель сельдерея , красная гуашь , овес , земля | |
АПРЕЛЬ | ВОЗДУХ | «Сила ветра и воды ( кораблики с разными парусами) | Деревянные кораблики с различными по форме парусами Ю емкости с водой |
ВОДА | «Маленькие айсберги» «Рассматривание предметов сквозь воду» «Измерение объема воды в разных сосудах» «Измерение глубины воды различными мерками» | Сосуды с водой разного объема , бросовый материал , линейки , палки , мелкие игрушки , лед | |
МАЙ | РАСТЕНИЯ | «Зависимость развития растения от солнечного освещения» «Как выглядит солнце» «Расстояние от земли до луны» «Солнечные часы» | Комнатные растения , песочные часы , палочки , песок , модель солнечной системы |
ПОЧВА | «Домашняя засуха» | Горшки с землей , вода | |
ВОЗДУХ | «Как увидеть воздух» «Буря в стакане» «Мыльные пузыри» «Воздух при нагревании расширяется Ю а при охлаждении сжимается» | Сосуды разной формы , прозрачные , стаканы , соломинки , мыльный раствор , холодильник | |
СВЕТ – ТЕНЬ | «Картины нарисованные тенью» | Мелки разного цвета |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ПО КОНТЕКСТАМ
ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опыты (экспериментирование) | Коллекционирование |
Состояния и превращения вещества. | (классификация) |
Движение воздуха, воды. | Виды растений. |
Свойства почвы и минералов. | Виды животных. |
Условия жизни растений. | Виды строительных сооружений. |
Свет и цвет в природе (оптические | Виды транспорта. |
эффекты). | Виды профессий и т.д. |
Простейшие механические устройства и т.д. | |
Путешествие по «реке времени» | |
Путешествие по карте | Прошлое и настоящее человечества |
Стороны света. | (историческое время) в «метках» |
Рельефы местности. | материальной цивилизации: |
Природные ландшафты и их обитатели. | история жилища и бытоустройства; |
Части света, их природные и культурные | история транспорта; |
«метки-символы и т.д. | история почты; |
история письменности (книги); | |
история профессий и т.д. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика...
Методическая разработка "Организация активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр"
Данная методическая разработка, создана для педагогов по личному опыту и может использоваться в качестве методического материала. Для детей старшей-подготовительной группы....
Методическая разработка Организация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы, по теме «День защитника Отечества»
Методическая разработка к 23 февраля...
Методическая разработка Организация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы, по теме «Снег-снежок»
Методическая разработкаОрганизация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы,по теме «Снег-снежок»...
Методическая разработка Организация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы, по теме «Дни науки в детском саду» (эксперимент с воздухом)
Методическая разработкаОрганизация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы,по теме «Дни науки в детском саду» (экс...
Методическая разработка организации непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «В поисках домовёнка Кузи»
Создание условий для совершенствования речи детей. Расширение словарного запаса детей по теме «Дом и его части» через участие в словесно – речевых играх..Совершенств...
Методическая разработка: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.
Методическая разработка:Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду....