Методическая разработка по обучению дошкольников пересказу с приемами инсценирования текста.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Баранова Ольга Владиславовна

Инсценирование текста - это по сути обучение пересказу в игре. А что, как не игра может создать  эмоциональный фон для лучшего запоминания текста? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по обучению дошкольников пересказу с приемами инсценирования текста.

Для педагогов, работающих с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, очень важна образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС ДО. Речевое развитие  включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, развитие звуковой и интонационной культуры.

Основная цель логопедической работы в процессе устранения общего недоразвития речи – развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которая позволяет последовательно излагать свои мысли, полноценно общаться с окружающими.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, синтаксические нарушения, дефектное произношение звуков; психические функции: зрительное и слуховое внимание, память  - снижены.

Мой опыт работы с детьми у которых выявлено общее недоразвитие речи  и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, показал, что дети наиболее эффективно и в более короткие сроки автоматизируют звуки, если занятия проводятся в игровой форме, с использованием  наглядных  пособий. При этом у детей с недостаточной сформированностью мотивационной сферы появляется заинтересованность, повышается готовность к занятию и стремление достичь положительного результата.

Таким образом, важно не только изготовить пособия, придумать игру, но и предложить её с учетом индивидуальных особенностей детей, создавать мотивацию к преодолению речевых расстройств, адекватную возрастным и психофизиологическим особенностям ребенка.

Особое значение для развитие речи имеет пересказ. Какую бы цель не преследовал логопед, предлагая текст для пересказа (например, автоматизация заданного звука в тексте), всегда будут решаться несколько задач одновременно:

  • развитие связной речи
  • обогащение словарного запаса
  • развитие грамматического строя речи
  • совершенствование выразительности речи
  • развитие психических функций: памяти, внимания, воображения.

Сложность речевых нарушений у детей заставляет использовать новые методы, приёмы в их коррекции. Одним из таких приёмов является пересказ-инсценирование с использованием игрушек, пальчикового кукольного театра, мелких фигурок.

Требования к тексту, предъявляемому для пересказа:

  1. доступное смысловое содержание
  2. логичная линия событий
  3. речевые обороты, доступные возрасту
  4. небольшой объем.

Язык произведения должен быть доступным детям, отличаться понятной лексикой, короткими, четкими фразами, без сложных грамматических форм, ярким и выразительным, возможно, содержать элементы диалогической речи, что способствует развитию ее коммуникативной функции и выразительности.

Содержание должно быть понятным детям, близким их опыту, а герои отличаться яркими чертами характера. Важно, чтобы сюжетная линия состояла из ряда последовательных событий с определенной временной последовательностью.

Тексты предлагаемые для автоматизации звука должны быть  насыщены «трудным» звуком. Это могут быть рассказы цепной структуры, сюжетные рассказы, сказки.

Организация работы с текстом:

  1. Оборудование: 2-3 варианта фоновых картинок и игрушки. В качестве таких картинок могут быть использованы книжные иллюстрации, виды природы от настенных календарей, нарисованные самостоятельно. Они могут быть как плоскостными, так и объемными, вертикальными как фон или горизонтальными, как поле для разворачивания событий. В качестве игрушек-героев или для изображения среды могут быть использованы фигурки для пальчикового театра, игрушки из киндер-сюрпризов, наборы мелких зверей, наборы деревянных сказочных фигурок (по сказкам колобок, репка и тому подобное), плоские декоративные фигурки, самодельные картонные. Детали деревянных конструкторов (дома, мостики и тому подобное), фигурки из конструктора ЛЕГО.
  2. Подготовка к пересказу проводится как обычно: чтение текста, ответы на уточняющие вопросы.
  3. Пересказ. Детям предлагается выбрать подходящий фон (по сюжету), выбрать игрушки, которые подходят по сюжету. Это могут быть не только герои рассказа, а и предметы, дополняющие сюжет: дома, деревья, посуда, транспорт.  Выбор всех предметов может проходить поэтапно:
  • фон
  • герои
  • атрибуты.

Пересказ может быть индивидуальным и коллективным. При коллективном пересказе дети могут распределиться по ролям, выбрать из игрушек «своего» героя. Тогда история приобретет большую эмоциональную окраску.

 

Необходимо отметить значимость данного вида пересказа при автоматизации звуков в текстах. Инсценируя текст, ребенок незаметно для себя учится пользоваться нужным звуком в свободной речи.  А именно это и является конечной целью коррекционной работы над звукопроизношением.

Таким образом,  пересказ-инсценирование интересен для детей, вызывает положительные эмоции, разнообразит занятия, делает их более эффективными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "рекомендации по обучению дошкольников пересказу (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"

"рекомендации по обучению дошкольников пересказу  (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"...

Методическая разработка Консультация для воспитателей. Тема: «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности»

Повышать интерес детей к изобразительной деятельности; Способствовать созданию положительного эмоционального настроя и вызвать желание лепить, вырезать и наклеивать;Способствовать привлечению внимания...

методическая разработка:Дистанционное обучение дошкольников. Развитие речи.(старший дошкольный возраст)

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Но наши педагоги всегда найдут интересный выход. Так...

«Методическая разработка по обучению дошкольников рассказыванию сказок посредством использования элементов мнемотехники»

Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Известно, что в раннем возрасте ви...

«Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»

Несформированность связной речи дошкольников отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, пре...

Методическая разработка "Как научить дошкольников перессказывать литературный текст"

Данная публикация подскажет как правильно и быстро научить дошкольника перессказу....

Методы и приемы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений

Методы и приемы в обучении дошкольников перессказу литературных произведений на разных этапах развитии детей в дошкольном возрасте....