Речевая карта
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Логопедическое обследование детей с ТНР необходимо для определения индивидуального маршрута и коррекционного обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевая карта для логопедического обследования детей на два года обучения | 53.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта
1. Фамилия, имя________________________________________________________________
2. Возраст_____________________________________________________________________
3. Домашний адрес_____________________________________________________________
4. Дата поступления в группу____________________________________________________
5. Речевой анамнез: гуление _______ лепет _________первые слова ______ фраза________
прерывалось ли речевое развитие_______________________________________________
6. Речевая среда в семье _________________________________________________________
7. Речевое заключение ПМПК_________________________________________________
Исследование эмоционально-волевой сферы, коммуникации
1.1.Эмоционально-волевая сфера | С 5 до 6 лет | С 6 до 7 лет | ||||||||
Первичное обследование | Динамика | Первичное обследование | Динамика | |||||||
Активен/пассивен | ||||||||||
Работает с удовольствием/из подчинения | ||||||||||
Поведение | ||||||||||
Работоспособность | ||||||||||
снижена | ||||||||||
достаточна | ||||||||||
Уровень речевой коммуникации | С 5до 6лет |
| С 6 до 7 лет | |||||||
Первичное обследование | Динамика | Первичное обследование | Динамика | |||||||
Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут маму? Папу? Где ты живёшь? Кто тебя привёл в детский сад? Какие у тебя любимые игрушки? У тебя есть друзья? | ||||||||||
Исследование неречевых психических процессов | ||||||||||
Восприятие на слух звучание музыкальных интруменов, игрушек | ||||||||||
Послушай и скажи ,что звучало? | ||||||||||
д)Исследование восприятия и воспроизведения ритма | ||||||||||
Инструкция. Послушай внимательно и повтори, как я:..---..---..; -..-..- . | ||||||||||
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно- действенного и наглядно-образного мышления: | ||||||||||
а) складывание картинок из частей: 5 лет (вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы) | ||||||||||
6 лет (вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы) | ||||||||||
б) складывание фигур из палочек по образцу: 5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек) | ||||||||||
в) складывание фигур из палочек по памяти: 6 лет («елочка» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка»из семи палочек) | ||||||||||
II Исследование состояния сенсомоторного уровня речи | ||||||||||
1. Исследование общей произвольной моторики: | ||||||||||
1.1 а) покажи, как петушок стоит на одной ноге. б) покажи, каким ты был маленьким (приседание 3 раза) в) подбрасывай и лови мяч г) попрыгай на двух ногах (до указанного ориентира) | ||||||||||
1.2.Исследование зрительно-пространственной организации движений | ||||||||||
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) 6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу) | ||||||||||
1.3.ориентировка в схеме собственного тела: | ||||||||||
5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) 6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо | ||||||||||
2.Исследование мелкой моторики | ||||||||||
А)Исследование кинестетической основы движений
| ||||||||||
Инструкции: Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперёд, остальные сжаты) поочерёдно каждой рукой, а затем обеими руками вместе. Покажи «ушки зайчика»(указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочерёдно каждой рукой,а затем двумя руками вместе. Покажи « колечко» (поочерёдно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой). Покажи «очки»(одновременно двумя руками) | ||||||||||
Б) Исследование кинетической основы движений | ||||||||||
Инструкции: Поочерёдно сгибай пальцы правой и левой руки Пальчики «здороваются» «Игра на пианино» Кулак-ребро-ладонь(5 лет: ведущей рукой, 6 лет: сначала ведущей, затем другой рукой ) Делай, как я:Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую | ||||||||||
В)Исследование зрительно-моторной координации движений(графические пробы). | ||||||||||
Инструкция: «Дорожки». Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки. «Заборчик» Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги. | ||||||||||
ВЕДУЩАЯ РУКА |
3. Исследование состояния артикуляционного аппарата
А) Строение:
- губы – норма, толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, короткая уздечка верхней губы.
- зубы – ровные, расположены вне челюстной дуги, мелкие, крупные, редкие, кривые, кариозные, наличие диастем, смена зубов.
- прикус – физиологический, открытый передний, открытый боковой.
- строение челюсти –норма, прогения, прогнатия.
- язык – норма, толстый, вялый, напряжённый, микролассия, макроглассия, длинный, узкий, оттянут вглубь рта, укороченная подъязычная связка.
- нёбо(твёрдое, мягкое) – норма, излишне низкое твёрдое нёбо, излишне высокое твёрдое нёбо, уплощённое, готическое, куполообразное, укороченное мягкое нёбо.
- маленький язычок – норма, отсутствует, укорочен, расщеплён, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону.
б) Исследование орального праксиса: Инструкция: Выполни упражнения (перед зеркалом по подражанию): | С 5 до 6 лет | С 6до 7 лет | ||
Первичное обследование | Динамика | Первичное обследование | Динамика | |
Исследование кинестетической основы движений | ||||
для нижней челюсти: «Окошко»_________ для губ: «Оскал»________ «Трубочка» _______поднять вверх верхнюю губу __опустить вниз нижнюю губу ________. для языка: «Лопатка»________«Иголочка»__________, «Грибок»_________ «Вкусное варенье»_________, «Лошадка»__________ «Качели»_________«Маятник»_______ | ||||
Исследование кинетической основы речи: для нижней челюсти: осторожно подвигать нижней челюстью вправо-влево ___________ для мягкого нёба: открыть рот –положить широкий язык на нижнюю губу-покашлять с открытым ртом и с языком на нижней губе_________ Визуально: мышцы мягкого нёба сокращаются и поднимают его. для губ: чередование «Улыбка - Трубочка»__________ для языка: открыть рот- показать широкий язык- поднять его на верхнюю губу –опустить на нижнюю губу - убрать в рот – закрыть в рот ___________, открыть рот-показать узкий язык-коснуться узким языком правого, левого уголков рта-убрать язык в рот-закрыть рот________
| ||||
Тонус(норма, вялый, чрезмерный), темп(норма, медленный, быстрый), переключаемость(норма, замедленная, замены, кинезы, тремор кончика языка, девиация кончика языка вправо, влево, саливация) | ||||
В)Исследование мимической моторики | ||||
Выполнение упражнений: (упражнения выполняются за логопедом перед зеркалом):
(Норма, сглаженность носогубных складок, гипомимия) |
4. Исследование просодической стороны речи
а) Определение типа физиологического дыхания | С 5 до6 лет | С 6 до 7 лет | |||
Первичное обследование | Динамика | Первичное обследование | Динамика | ||
Инструкция: спокойно сиди на стуле и дыши. Руки логопеда проверят, как ты дышишь. (Руки логопеда располагаются одна на плече, другая на животе ребёнка) | |||||
Свободное | |||||
Затруднённое | |||||
Поверхностное | |||||
Неровное | |||||
Дифференциация носового и ротового выдоха | |||||
б)Исследование целенаправленности воздушной струи | |||||
Материал для исследования: пузырёк, ватный шарик. Инструкция. Покажи, как ты умеешь дуть. -Вот мяч, а вот ворота, Подуй на мячик и забей мяч в ворота. ___________________ -Вот пузырёк. Подуй в него так, чтобы пузырёк засвистел.___________________
| |||||
в)Исследование силы воздушной струи
| |||||
Материал: гранёный карандаш Инструкция: Проверим, как сильно умеешь дуть. Вот карандаш(на расстоянии 20 см.), подуй на него так, чтобы он покатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой | |||||
г) Исследование объёма, продолжительности речевого выдоха. | |||||
Инструкция:5 лет (норма: на 2-3 слова на выдохе), 6 лет (норма: 3-5 слов на выдохе): Послушай предложение и повтори его.
| |||||
е)Темп речи | |||||
Нормальный | |||||
Тахилалия | |||||
Брадилалия | |||||
Запинки | |||||
Заикание | |||||
ж)Голос: | |||||
Сильный, звонкий (норма) | |||||
Тихий, слабый, истощающийся (недостаточная сила голоса) | |||||
Отклонение тембра голоса: | |||||
Глухой | |||||
Хриплый | |||||
Напряжённый | |||||
Монотонный | |||||
Дрожащий |
5.Фонетико-фонематический строй языка:
Нарушение звукопроизношения | С 5 до 6 лет | С 6 до 7 лет | ||
Первичное обследование | Динамика | Первичное обследование | Динамика | |
А Инструкция. Слушай внимательно и повтори за мной звуки; слова; фразы.(альбом для обследования) Б) Назови картинки.(альбом для обследования) | ||||
Гласные(характер нарушений) | ||||
свистящие(характер нарушений) | ||||
шипящие(характер нарушений) | ||||
сонорные(характер нарушений) | ||||
заднеязычные(характер нарушений) | ||||
Недостаток произношения губно-губных | ||||
Недостаток произношения губно-зубных | ||||
Недостаток произношения твёрдых согласных | ||||
Озвончение//оглушение согласных | ||||
Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки общая смазанность речи | ||||
б) Состояния фонематического слуха: Инструкция: послушай правильные и неправильные названия картинок. Хлопни в ладоши столько раз, сколько она будет названа правильно (картинки: груша, шапка, сушка): | ||||
Гйуфа, груфа, глуса, груша, глюса, гйуша Фапка, шапка сяпка, шапка, сапка, хапка Суска, шушка, сушка, фуфка, сушка, шуфка | ||||
В)Состояние фонематического восприятия Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной: | ||||
На уровне звука (выделение из ряда звуков) | ||||
На уровне слогов (та-да-та, кя-гя-гя, да-та-та, ка-га-га, на-ма-на) | ||||
На уровне слов (бочка-почка, крыса-крыша, коза-коса, кот-год ) | ||||
На уровне предложений (На ветках распускаются почки. Для засолки огурцов нужны бочки.) | ||||
г)Исследование фонематического анализа и синтеза | ||||
Выделение звука на фоне слова: Инструкция. Хлопни, если услышишь звук М в словах: дом, кот, мак. Хлопни, если услышишь звук К в словах: сук, мак, гусь. | ||||
Выделение звука в словах: Инструкция: Послушай слова, какой звук слышишь: (Звук, необходимый для выделения логопед произносит интонированно). 1-го ударного гласного (аист, удочка, облако) 1-го безударного гласного (ананас, индеец, улитка) последнего гласного (пила, грибы, кольцо,очки) последнего согласного (кот, жук, дом, шар, стул) 1-го согласного (танк, коза, санки, мышка) | ||||
Назови в словах звуки по порядку: сом ___, каша ____стул _____ | ||||
Посчитай, сколько звуков в слове дом? ____ Луна? _____Банан? ______ | ||||
Составь слово (с,а,д;______ д,о,м______ р,у,к,а________) | ||||
Д) )исследование состояния фонематических представлений | ||||
Инструкция: подбери и назови картинки со звуком К. | ||||
6 . Исследование состояния слоговой структуры слов, предложений
(парафазии(замена), элизии(пропуски), итерации(повторение), кантамитации (часть одного слова соединяется с частью другого),персеверации(отсроченное повторение), перестановка звуков, слогов): Инструкция: Повторяй за мной слова, предложения. | С 5 до 6 лет | С 6 до 7 лет | ||
Первичное обследование | Динамика | Первичное обследование | Динамика | |
Односложные слова (дом, лифт) | ||||
Двусложные слова( рука, нога) | ||||
Трёхсложные слова(телефон, самолёт, самовар) | ||||
Слова со стечением согласных(клоун, клумба, кнопка) | ||||
Слова со сложной слоговой структурой (Строительство, архитектура, велосипедистка, регулировщик) | ||||
На уровне предложения: | ||||
Водопроводчик чинит водопровод. Воспитательница читает детям книгу. Регулировщик регулирует движение. Экскурсовод проводит интересную экскурсию. |
III Исследование лексики и грамматического строя речи
Исследование состояния словаря
1.Исследование состояния номинативного словаря (понимание/воспроизведение) Понимание и воспроизведение названий предметов, частей, обобщение. Инструкция: Посмотри на картинки. Какие предметы на них изображены? Как назвать одним словом ? Из каких частей они состоят?(Определяются части некоторых предметов) Игрушки(кукла: голова, шея, туловище, ноги, руки) | С 5 до 6 лет | С 6 до 7 лет | ||
Первичное обследование | Динамика | Первичное обследование | Динамика | |
одежда | ||||
обувь | ||||
овощи | ||||
фрукты | ||||
Посуда (чайник: крышка, носик, донышко, ручка) | ||||
Мебель (стул: сидение, ножки, спинка) | ||||
звери | ||||
домашние животные | ||||
продукты | ||||
С 6 лет: транспорт( кабина, колесо, руль, дверь, фара) | ||||
Различение цвета, формы | ||||
Инструкция. Назови цвет карандашей 5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) | ||||
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, белый, черный) ______________________________________ | ||||
Инструкция. Назови геометрические фигуры. 5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, | ||||
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)
| ||||
2. Исследование состояния предикативного словаря (понимание/воспроизведение) а) Инструкция: Ответь на вопрос. Кто (что?) делает? | ||||
самолёт | ||||
лошадь | ||||
дятел | ||||
мальчик | ||||
девочка | ||||
молния | ||||
солнце | ||||
рыба | ||||
дождь | ||||
часы | ||||
б) Кто как голос подаёт? | ||||
кошка | ||||
корова | ||||
мышь | ||||
медведь | ||||
петух | ||||
воробей | ||||
3. Исследование состояния атрибутивного словаря(понимание/воспроизведение)
| ||||
Трава какая? | ||||
Лимон какой? | ||||
Солнце какое? | ||||
Цветы какие? | ||||
4. Воспроизведение в речи наречий Инструкция: Ответь на мои вопросы: | ||||
Как ползёт черепаха? | ||||
Как светит месяц ночью? | ||||
Когда дети идут в детский сад? | ||||
5. Воспроизведение в речи числительных | ||||
Количественный счёт Инструкция. Посчитай грибочки | ||||
Порядковый счёт Рассмотри картинку. (Сказка «Репка»). Посчитай героев сказки по порядку. | ||||
6. Подбор слов противоположных по значению (антонимы). Инструкция: Скажи слова наоборот. | ||||
чёрный | ||||
сладкий | ||||
маленький | ||||
широкий | ||||
толстый | ||||
низкий | ||||
7.Подбор слов схожих по значению (синонимов) Инструкция. Подбери слова, похожие по значению. Какой мальчик? (смелый, мужественный, отважный) Что делает река? (бежит, течёт, струится) |
IV. Исследование состояния грамматического строя речи
1. Исследование состояния навыков словообразования | С 5 до 6 лет | С 6 до 7 лет | ||||||
А.Образование уменьшительно-ласкательных форм Инструкция. Я скажу про большой предмет, а ты про маленький. | Первичное обследование | Динамика | Первичное обследование | Динамика | ||||
дом | ||||||||
мяч | ||||||||
гнездо | ||||||||
звезда | ||||||||
голубой | ||||||||
сладкий | ||||||||
Б.образование относительных прилагательных Инструкция. Шкаф сделан из дерева. Какой шкаф? | ||||||||
шкаф из дерева | ||||||||
машина из железа | ||||||||
ваза из стекла | ||||||||
горка из снега | ||||||||
шапка из шерсти | ||||||||
ручка из пластмассы | ||||||||
в. образование названий детёнышей Инструкция: кто у кого? | ||||||||
у кошки у лисы у собаки у белки у свиньи у медведицы у лошади у волчицы у коровы | Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч |
Г. г) Образование притяжательных прилагательных 5 лет.Инструкция. Как сказать, чья вещь? | ||||||||
Книга дедушки Сумка мамы Газета папы | ||||||||
С 6 лет: Инструкция. Посмотри на картинки и скажи. Чей хвост? Чья голова? | ||||||||
Хвост зайца Хвост лисы Хвост волка | ||||||||
Голова зайца Голова лисы Голова волка | ||||||||
д) Образование глаголов префиксальным способом Инструкция. Рассмотри картинки и скажи. | ||||||||
Что делает мальчик?(подъезжает, отъезжает, объезжает | ||||||||
2. Исследование состояния навыков словоизменения. Исследование состояния грамматических ФОРМ | ||||||||
А)Употребление существительных во мн. ч. | ||||||||
кошка вагон гнездо кровать ухо письмо лампа яйцо | ||||||||
Б) употребление сущ. в ед. ч и мн .ч. в Р.п. | ||||||||
Ед. ч. Р.п. (без чего?) Чайник Петух Машина стол | ||||||||
Мн.ч. в Р.п. Кого в лесу много? Чего в лесу много? | ||||||||
в) Употребление сущ. ед. ч. в Д.п. : Маша даёт корм кому? | ||||||||
г)Употребление сущ. ед. ч. в Т.п.: Суп едят (чем?) хлеб режут(чем?) Бельё гладят(чем?) цветы поливают(чем?) | ||||||||
д) Употребление сущ. ед. ч. в .П.п Девочка думает о чём? | ||||||||
Е) изменение прилагательных по родам, согласование имён прилагательных с существительными Инструкция: Назови предмет и цвет этого предмета : | ||||||||
Майка (жёлтая) Мяч Яблоко Роза (красная) Флаг Кресло Сумка (синяя) Автобус полотенце | ||||||||
з) изменение глаголов по временам, согласование глаголов с именами существительными Инструкция: ответь на вопросы. | ||||||||
Что делает девочка? Что делала девочка? Что будет делать девочка? | ||||||||
3. Исследование освоения навыков согласования существительных с числительными. (1,2,5) | ||||||||
Тетрадь Карандаш яблоко | ||||||||
4.Исследование воспроизведения предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы: (педагог манипулирует предметами) | ||||||||
Где сидит зайка? (на коробке) (в коробке) (под коробкой) (за коробкой) Откуда спрыгнул зайка? (с коробки) Откуда выпрыгнул зайка? (из коробки) С 6 лет Откуда выглядывает зайка? (из-за коробки) Откуда выпрыгнул зайка (из-под стола) |
V Исследование понимания логико-грамматических отношений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...