«Путешествие по стране Словографии».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Елена Михайловна Данилюк

Цель: знакомить детей с основами языкознания через словарно-лексическую тему «Транспорт».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_slovografiya.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи  в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Автор материала: учитель-логопед МБДОУ  детского сада  № 58

                                  г.Иркутска  Данилюк Елена  Михайловна.

Тема: «Путешествие по стране Словографии».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: знакомить детей с основами языкознания через словарно-лексическую тему «Транспорт».

Задачи (программное содержание):

Коррекционно-образовательные:

закрепление приобретенных произносительных  навыков;

совершенствование навыка согласования числительных и существительных;

развитие темпо-ритмической характеристики речи;

активизация словаря по теме "Транспорт";

Коррекционно-развивающие:

совершенствование зрительной и слуховой памяти, внимания;

совершенствование координации речи с движением;

развитие локомоторных функций;

Коррекционно-воспитательные:

закрепить умение договариваться, советоваться с товарищами;

совершенствовать умение работать в коллективе;

повышать активность и интерес к логопедическим занятиям.

Материал и оборудование: проектор мультимедиа, экран, презентация в режиме Power Point,  аудиозапись «шум транспорта», дидактические конверты, предметные картинки словарной темы, цветные карандаши, счётные палочки.

 Технологии: информационно-коммуникативные технологии; словография.

Форма организации: подгрупповая, совместная деятельность педагога с детьми, работа в парах, самостоятельная деятельность.

Содержание занятия.

1.Создание мотивационного поля. Слайд №1-

Приветствие феи Фонетики /голосовой файл).  Фея Фонетика частый гость на наших занятиях, сегодня она опять пришла с волшебными заданиями-подарками для нас.   Предлагаются  задания  детям:

а/.локомоторный тренинг "Бусы для феи Графики";

б/. артикуляционный тренинг "Умелый язычок";

в/.дыхательный тренинг "Волшебная пушинка".

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация: нам нужно помочь фее Фонетике в выборе транспорта. Она решила навестить свою подругу  фею Графику и  приглашает  нас с собой в путешествие. На чем отправимся в путь?

Слайд  № 2: Демонстрация Технологической карты с наложенным контурным изображением видов транспорта.  /Какой транспорт «спрятался» здесь?/

Цель: обеспечить узнавание видов транспорта, дать возможность детям сначала самим подумать, ответить, затем сделать вывод: Транспорт бывает наземный, водный, воздушный.

Загадки в стихах  /трамвай, ракета, машина, поезд, самолёт/.

Открытие детьми нового знания.

Слайд  № 3: Развивающая игра "4-ый лишний"- /исключение транспорта, не принадлежащего к данной категории/.

Цель: выбрать, соотнести с моделью, аргументировать свой выбор; вызвать желание помочь товарищу в затруднениях.

Слай № 4: Игра "Из чего - какое?"- /образование прилагательных от существительных/. На экране детали машины. Вопросы логопеда:

От какого транспорта эти детали?-   (от машины)

У машины много деталей, и все они сделаны из разных материалов.

Колесо из резины, какое?

Дверца из металла, какая?

Руль из пластмассы, какой?

Фары из стекла, какие?

Локомоторный  диктант "Машина" из счётных палочек.

 Цель: предложить детям работу в парах; обеспечить запоминание и воспроизведение графического контура модели из счётных палочек; пробудить чувство товарищества. /Дети выбирают себе пары и самостоятельно работают в них/.

Логопед: ребята,  мы с феей Фонетикой  уже долго путешествуем, нам нужно дать телеграмму её подруге Графике, чтобы она не волновалась.

Слайд № 5: Игра «Телеграфисты» - на экране схема-модель  слова  =МАШИНА=.  Цель: предложить детям работу со словом в следующем алгоритме:

а/. слоговой анализ;

б/. звуко - буквенный  анализ слова;

в/. самоконтроль /проверка-образец на экране/.

Логопед: Ну, вот! Наконец-то мы и доехали на этой замечательной машине к фее Графике. Хозяйка нас встречает и сразу же даёт графические задания.

Графический диктат  «Верный путь» -  / графомоторика бордюра-дороги на листе в клетку/.

Цель: добиться  воспроизведение диктанта на тетрадном листе по словесной инструкции логопеда.

Слайд № 6: самоконтроль - (сверка  с экраном).

Игровой диалог. Установка: "А мы транспорт посчитаем, если цифры угадаем":

Цель: согласование вычислительных и существительных.

Вариативность: дети меняются ролями, диалог повторяется.

Как замечательно гостить  у такой милой хозяйки. Но пора собираться и в обратный путь, домой. А давайте полетим на самолёте, согласны? /Да./

Динамическая пауза "Самолёт" /магнитофон/.

Цель: обеспечить охранно-педагогический режим; совершенствовать умение выполнять движения, сопряжённые с речью; помочь детям получить эмоциональный релакс.

Самолеты загудели,   -  согнутые в локтях руки вращаются;

Самолёты  полетели, - руки прямые в стороны - «летим»;

На поляну тихо сели, -  присесть на корточки;

Да и снова полетели. -  руки прямые, в стороны – «летим».

Магнитофон: - фоновые звуки-загадки (шумы различных видов транспорта).

Игра "Внимательные  ушки" -  фея Фонетика решила отдохнуть после долгого перелёта, пока она отдыхает - мы внимательно послушаем, какой транспорт ездит по улицам нашего города?

Слайд № 7: -  на экране виды транспорта и люди профессий, которые им управляют.  Д/игра " Кто чем управляет?"/машинист,  лётчик, моряк, шофёр ит.д./

Цель: подвести детей к выводу, что транспорт управляется человеком; обеспечить развитие умения составлять отличительную характеристику профессий на транспорте.

Фея Фонетика путешествовала на различных видах  транспорта, давайте вспомним, кто же управлял транспортом  в нашем путешествии?

Итог. Рефлексия:

О чём мы разговаривали на занятии?

Какое задание показалось вам более трудным?

На каких видах транспорта путешествовала фея Фонетика?

А что может случиться, если не соблюдать правила дорожного движения?

Логопед предлагает детям оценить занятие с помощью символов-карточек.

Ребята, все мы очень помогли в пути фее  Фонетике, она нас благодарит и дарит на память о нашем  путешествии = Дорожные знаки,=  а для чего они нам нужны?  

Дети: чтобы на дорогах было безопасно.

Попрощаемся с феей Фонетикой, и на память о нашем замечательном  путешествии споём.

 Магнитофон (флэш - карта) Песенка «Весёлых путешественников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,

   Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность.     Задачи:  Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"

Описание материала:   Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа «Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа«Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста Тема: «Путешествие в страну «Геральдика» НОД «Путешествие в страну «Геральдика. Флаг Минераловодского района»

Образовательные области: «Познавательное развитие », «Социально- коммуникативное развитие », «Художественно-эстетическое развитие », «Речевое развитие »...

Открытое занятие в средней группе «Путешествие в страну «Путешествие в страну Геометрию».

Закреплять представление детей о числовом ряде, числах и цифрах от 1 до 5, тренировать умение соотносить цифру с количеством. Развивать умение сравнивать предметы по величине, по цвету, развивать глаз...