Конспект открытого индивидуального логопедического занятия для ребенка с РАС.
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект открытого логопедического занятия. Формирование речевых навыков через эмоциональное вовлечение у детей с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия.
Тема: «ЗИМНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯЗЫЧКА»
Рабочая тема: «ЗВУК И БУКВА «К»»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи: продолжать формировать знания о механизме образования речевого звука, его акустических особенностях; закрепить артикуляцию гласных звуков; навык соотнесения звуки/буквы с символами; активизировать лексикон по теме «Зима», упражнять в практическом навыке построения простой фразы.
Коррекционно-развивающие: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать силу и продолжительностью выдоха, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа c опорой на кинестетический символ и зрительный образ, закрепить правильное произношение звука «К» в слогах, словах, чистоговорках, продолжать формировать слоговую структуру слова .
Воспитательные: воспитывать желание активно работать на занятии, усидчивость, умение сосредоточиться на задании.
Оборудование и материалы: карточки-символы звуков, игрушка-перчатка «Язычок», презентация Power Point, игрушечный пистолет с мягкими пулями, салфетки, одноразовые перчатки, вата, демонстрационные карточки- визуальный план занятия (солнышко, язычок, глаза, уши, книга, диалог, игрушки, движения, колокольчик)..
№ | Содержание занятия | Деятельность ребенка | Виды помощи |
1 | Организационный момент (ритуал приветствия) Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться! Очень рады мы друг другу! Крепко руки жмем | Улыбается, Поднимает брови, (демонстрация удивления). Улыбается, разводит руки в стороны. Рукопожатия. | Размещает на доске карточку «солнце» (визуализация начала занятия) Совместные действия |
2 | Сказка о веселом язычке. Артикуляционная гимнастика (общий комплекс, упражнения для заднеязычных звуков) Жил-был веселый язычок. Он любил играть и путешествовать. Вспомним любимые игры язычка. «Бегемотик» Рот по шире открываем, В бегемотиков играем. «Слоник» Любим подражать слону, Губки хоботком тяну «Лягушка» Подражаем мы лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Чередование «Лягушка-Слоник» Проголодался язычок, решил пирогов и блинов напечь, замесил тесто. «Тесто» Тесто мнем, мнем, мнем. Тесто жмем, жмем, жмем Пироги мы испечем «Блинчик» Взял большую сковородку, стал блины печь. Поел язычок, нужно и зубы почистить. «Почистим зубы». «Окошко» Решил язычок на улицу выйти. Открыл окошко, выглянул, а там…Ветер воет «ввввв», снег идет, дети с горы катаются, зима на дворе. Интересно стало. Оделся потеплей и на улицу вышел. (Демонстрация сюжетной картинки «Зимняя прогулка».) «Горка» Много снега выпало, построим высокую горку. «Сдуй снежинку» Снежинка летела, на ладошку села. Сдуй ее. | Переходит к зеркалу. Широко открывает рот, удерживает в таком положении 5 секунд (выполняет 5 раз). Вытягивает губы вперед «трубочкой» (5 раз по 5 секунд). Губы в широкой улыбке, зубы обнажены. Динамическая организация движений губ. На улыбке «покусывание» языка от кончика до середины в прямом и обратном направлении. Удерживает широкий язык на нижней губе. (3 сек, 3 раза) Круговые движения языком по зубам. (5 сек) Губы широко раскрыты, немного округлены, зубы слегка разомкнуты (щель 2 мм) Кончик языка за нижними зубами, спинка языка поднимается, выгибается вперед. Высовывает язык, удерживает в такой позе 3-5 сек. Демонстрирует сильный ротовой выдох, | Размещает на доске карточку для следующего этапа «смайлик с язычком» Педагог надевает игрушку –перчатку «Язычок». Придерживает подбородок, помогает удерживать рот открытым. Формирует артикуляционный уклад, помогает удержать его 5 секунд. Придерживает передний край языка на нижней губе. Направляющая помощь, задает направление движения. Помогает сформировать артикуляционный уклад. Надавливает на спинку языка, предлагает преодолеть сопротивление. Проводит по средней линии языка. |
3 | Объявление темы занятия. «Волшебный экран» (демонстрация сюжетной картинки по теме «зима» на экране ноутбука. На календаре декабрь. Снег идет, сугробы, ветер холодный дует. Носят теплую одежду. Какое время года наступило? (На экране два ответа.) | Пересаживается за парту. Выбирает ответ, касается сенсорного экрана, произносит:«Зима» | Размещает на доске символ следующего этапа «смайлик- смотри». Выбор из двух, с опорой на визуальную подсказку. |
4 | Д/И «Что за звук» Зимой ветер дует: «ВВВ», метель шумит: «УУУ», холодно, греем руки: «ХХХ». Я произнесу звук, а ты отгадай, что это. | Слушает, соотносит звук с картинкой. Выбирает из трех символов нужный. | Размещает на доске символ следующего этапа «Слушай». |
5 | Игра «Снежинки» Работа над гласными. Посмотри на экран, снежинки летят, с них спрятан звук (картинка-символ). Отгадай его. «А» - руки широко разводим в стороны. «О»- сводим руки над головой. «У» - тянем руки вперед «И» - руки складываем перед грудью, локти в стороны. | Произносит звук в соответствии с предъявленным символом . Произнесение сопровождает кинестетическим жестом. | Размещает символ следующего этапа «говори». Беззвучно артикулирует, использует кинестетический жест. |
6 | Речь с движением «Зимняя прогулка». Зимой очень интересно. Расскажем, об этом. Помогут нам картинки. Посмотри на экран. Раз, два, три, четыре, пять. Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили. Птичек зернами кормили. Целый день в снегу валялись. И от снега очищались.
| Ребенок переходит в игровую зону. Хлопает в ладоши Шаги на месте, высоко поднимает колени Имитационные движения «лепит снежный комок» Перебирает пальчиками (имитация «сыпет» зерна). Стряхивает «снег» с рук и туловища. | Размещает на доске символ следующего этапа «двигайся» Показ, совместные действия. |
7 | Ввод символа звука «К». Игра с пистолетом. А еще ребята очень любят играть в снежки, они стреляют снегом, устраивают настоящие снежные обстрелы. Из чего еще можно стрелять? Пистолет стреляет «К-К-К» . Сложим пальчики «пистолетом». (Средний палец, безымянный, мизинец прижаты, указательный палец выпрямлен перед, большой палец поднят на вверх). У тебя отлично получилось, молодец! У меня для тебя сюрприз игрушечные пистолет. Постреляем!, | «Из пистолета» Складывает пальцы, произносит «К-К-К» Ребенок выходит из-за стола. Заряжает пистолет мягкими пулями, производит выстрелы.
| Размещает на доске символ следующего этапа «играй» Демонстрирует картинку. Показ. Направляющая помощь. Совместная игра. |
8 | Автоматизация звука «К» в конце слова. Утрированное произнесение звука. | ||
9 | Игра «Добавь слог» Я начну, а ты продолжи, у нас получится целое слово. Ка-ка-ка – это ВЕТ- КА Ка-ка-ка – это СЕТ-КА Ка-ка-ка – это КЕП-КА Ка-ка-ка – это НИТ-КА | - «ка» - «вет-ка» (произнесение звука сопровождает жестом «пистолетик») | |
10 | Отработка звука «К» в слоге со стечением согласных. Пистолет «К» ветерок «В» Соединим, что получится. Добавим «А» Что получилось? Кто издает такой звук? | Произносит «КВ» с опорой на карточки. - «Ква» - «Лягушка» | Картинки символы выложены на столе. Кинестетические жесты «ветерок», «пистолет». |
11 | Чтение. Вставь букву. (Педагог предъявляет картинки, подписанные снизу, в словах отсутствует буква «К») | Читает -от Добавляет пропущенную букву, вставляет букву «К» в окошечко. Читает снова «кот» -кит, -ком (аналогично) | Размещает на доске символ следующего этапа «читай». Привлекает слуховое внимание. «Это ом?, на картинке «ит»? |
12 | Составление предложения по сюжетной фотографии. Рассмотри картинку. (Под картинкой три окошечка символы слов.) Что это? Кто это? Одна девочка катит ком. Покажи, кто катит ком. Эту зовут Катя . Повтори. Другая, что делает? Попроси ее помочь подруге. Составим предложение. | -ком -девочки -Катя -лепит, катит -стоит - «Катя, кати ком!» | Задает вопросы, направляет внимание ребенка, показывает объекты, изображенные на фотографии. При произнесении каждого слова, ребенок пальцем «нажимает» на «кнопку»- символ слова, изображенный под картинкой. |
13 | Итог. Приближается звонок, завершается урок. О каком времени года мы говорили? Какой звук учились четко произносить? | - о зиме (зима) -К | Размещает на доске символ окончания занятия (колокольчик). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия для ребёнка с ринолалией "Волшебная страна Шипения"
Цель: автоматизация звука «Ш» в слогах, словах фразах.Задачи: Коррекционно - образовательные:Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений для звука «Ш»;Совершенствовать произ...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с ребенком 6-7 лет на логопункте детского сада по теме:Автоматизация звука Р
индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука р...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в рамках ресурсного центра. Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, слогах, предложениях»
Цели:1. Коррекционно – образовательные:- Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Продукты»
Представлен конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ.Отражен метод "глобального чтения"....
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком ЗРР 3–4 лет
Цель: формирование у ребёнка речевой активности.Коррекционно-образовательные задачи:- формирование навыка у ребенка активной подражательной речевой деятельности. - формирование умения проговарива...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с детьми 6-7 лет «Путешествие в город правильной речи» на логопедическом пункте детского сада.
Цель: Формирование у детей словарного запаса, достижение умения изъясняться полными предложениями и выражать свои мысли....