Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Приоритетная облась: Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Цель: Активизировать словарный запас детей по теме "Насекомые".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nasekomye_goncharova.docx | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт- Петербурга
КОНСПЕКТ
НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)
ТЕМА: «Насекомые».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Подготовила и провела:
воспитатель высшей квалификационной категории
Гончарова Галина Владимировна
Г. Санкт-Петербург
2018 год.
Цель:
-активизировать словарный запас детей по теме «насекомые».
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение понимать и отгадывать загадки;
-формировать у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых;
- формировать умение детей в подборе слов-антонимов;
- совершенствовать навык составления предложений.
- совершенствовать звуковую культуру речи.
Развивающие:
-совершенствовать навыки счета, умение согласовывать числительные с существительным в роде, числе и падеже;
-активизировать словарь по теме «Насекомые»;;
- развивать связную речь, речевой слух, мышление, зрительное внимание и восприятие;
- формировать четкую артикуляцию звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности;
-развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
-воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников;
- выполнять поставленную задачу;
- выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Приоритетная область:
-Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие,
- социально – коммуникативное развитие,
- художественно – эстетическое развитие,
-физическое развитие.
Оборудование:
Картинки с изображением насекомых; карточки с изображением схемы насекомого и паука; мяч; подбор картинок для игры «Четвертый лишний»; Карточки для игры «Сосчитай-ка»; карточка-игра «Часть – целое».
Предварительная работа:
Беседа с детьми о признаках и приметах весны, беседа о насекомых, разучивание игр, упражнений, подбор игр.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
1. Отгадывание загадок.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, как много гостей к нам сегодня пришло! Давайте поздороваемся!
«Доброе утро всем, кто проснулся,
Доброе утро, кто улыбнулся,
Глазки откройте и посмотрите,
Мы всех вас любим, и вы нас любите!»
Дети здороваются и присаживаются по местам.
-Ребята, я вам сейчас загадаю загадки. Слушайте внимательно. Вам надо отгадать загадку и объяснить по каким признакам вы догадались, о ком идет речь. Если вы правильно отгадаете загадку, то я прикреплю к доске картинку с изображением данного обитателя нашей планеты.
«Летит, пищит.
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит:
Сядет и укусит».
+ Это комар. Он летит и пищит, у него длинные ноги и он кусается.
Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением комара.
-«Этот увалень мохнатый,
Сладкоежка полосатый,
Опускает хоботок,
В распустившийся цветок.»
-Кто это?
+Это шмель. Он мохнатый и полосатый. Он собирает нектар хоботком.
Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением шмеля.
- «На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться,
Людям воск и мед дала
Беспокойная…..»
-Кто это?
+Это пчела. Она много трудится и дает людям воск и мед.
Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением пчелы.
- «Кто над нами
Вверх ногами,
Ходит – не страшится,
Упасть не боится»
+Это муха. Она умеет ходить по потолку.
Воспитатель прикрепляет картинку с изображением мухи.
- «Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел».
- Кто это?
+Это бабочка. Она красивая и похожа на цветок.
Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением бабочки.
- «Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом»».
-Кто это?
+Это муравей. Он трудолюбивый и строит себе муравейник.
Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением муравья.
-«У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее….
+Стрекоза. У нее четыре крыла, тонкое тело и большие глаза.
Воспитатель прикрепляет картинку с изображением стрекозы.
-«Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки
Черные точки»
-Кто это?
+Божья коровка. Она красивая, алая и на крыльях у нее черные кружочки.
Воспитатель прикрепляет к доске картинку с божьей коровкой.
«Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца»
- Кто это?
+ Кузнечик. Он зеленого цвета, а имя похоже на слово кузнец.
Воспитатель прикрепляет картинку с изображением кузнечика.
-«Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке лежу,
Я на ветке сижу.
Букву «Ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу ее все лето».
-Кто это?
+Это жук. Он жужжит и может сидеть и лежать на ветке.
- Дети, вы молодцы. Правильно отгадали загадки. А теперь посмотрите внимально на картинки и скажите, как одним словом можно назвать этих маленьких обитателей нашей планеты?
+Насекомые.
-Правильно. Насекомые.
2.Подбери схему, которая обозначает насекомых.
-Дети я забыла прикрепить картинку еще с одним насекомым.
Прикрепляю картинку с изображением паука.
-Я правильно сделала? Это насекомое?
+Нет. Это паук.
-Дети перед вами две карточки со схематическим изображением. Выберите карточку со схематическим изображением насекомых и объясните свой выбор.
+У всех насекомых по три ноги с каждой стороны. А всего ног шесть.
Ребенок прикрепляет к доске карточку со схематическим изображением насекомых.
Воспитатель убирает паука.
-Правильно. Паук относится к классу паукообразных. У паука четыре пары ног, а у насекомых три пары ног.
3. Актуализация знаний.
- Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых?
+Зимой холодно и насекомые спят.
- Где спят домашние пчелы?
+ Пчелы спят в ульях.
- А дикие пчелы?
+В дуплах деревьев.
Где спят муравьи?
+ Муравьи спят в муравейниках.
-Где спят остальные насекомые?
+ Они прячутся в щели деревьев, в пни, под сухие листья и там спят.
- Когда насекомые появляются на улице?
+Весной.
-Почему весной?
+Весной становится тепло и насекомые вылезают из своих укрытий.
4. Подбор слов – антонимов. Игра «Скажи наоборот».
Воспитатель: Дети, встаньте около меня в круг. Я буду вам бросать мяч и давать определение насекомым, а вы мне мяч будете возвращать и давать противоположное определение. Игра так и называется «Скажи наоборот».
-Комар злой, а бабочка…
+добрая.»
-Шмель большой, а божья коровка….
+маленькая.»
-Пчела полезная, а муха….
+вредная.»
-Жук живет на улице, а таракан….
+дома.»
-Кузнечик прыгает, а муравей ….
+ползает.»
-Жук жужжит, а божья коровка…
+молчит.»
--Стрекоза летает быстро, а комар…
+медленно.»
-Бабочка красивая, а комар….
+страшный.»
-Пчела летает, а кузнечик…..
+прыгает.»
-«Муха вредная, а пчела….
+полезная»
5.Физкультурная минутка «Жучок».
Координация слова с движением.
6. Игра «Четвертый лишний»
а) Картинка с изображением мухи, бабочки, божьей коровки и крыла мухи.
-Какая картинка лишняя и почему.
+Лишняя картинка с изображением крыла. Муха, бабочка и божья коровка – это насекомые, а крыло это часть насекомого.
б) Картинка с изображением кузнечика, муравья, комара и голубя.
- Какая картинка лишняя и почему?
+Лишняя картинка с изображением голубя. Он птица, а все остальные насекомые.
+Лишняя картинка с изображением голубя. Кузнечик, муравей, комар это насекомые, а голубь – птица.
7. Игра «Сосчитай-ка».
а) Карточка с изображение одной мухи, двух мух и пяти мух.
+ Одна муха, две мухи, пять мух.
б) Карточка с изображением одной бабочки, двух бабочек, пяти бабочек.
+ Одна бабочка, две бабочки, пять бабочек.
в) Карточка с изображением одной стрекозы, двух стрекоз и пяти стрекоз.
+ Одна стрекоза, две стрекозы, пять стрекоз.
8. Упражнение «Расскажи чистоговорку».
- Воспитатель: А теперь давайте расскажем чистоговорку про осу. Все слова в чистоговорке надо произносить ясно и чисто, и выразительно.
-Сделайте вдох а на выдохе расскажите чистоговорку:
«У осы – не усы, не усищи, а усики».
Дети по очереди произносят чистоговорку. Некоторым усложнять задание: скажи в быстром темпе, медленном, тихо, громко.
9. Игра «Часть – целое»
Карточка с изображением частей тела насекомых под микроскопом (часть крыла бабочки, голова мухи, брюшко стрекозы с частью крылышка, часть брюшка кузнечика с лапкой, часть туловища и крылышка шмеля, часть туловища, крылышка и лапок комара)
- Скажи какое насекомое под микроскопом?
+ Бабочка.
-По каким признакам это можно понять?
+ По форме и расцветке.
- А это какое насекомое?
+ Муха. Я узнала ее по глазам и форме головы.
И т.д.
9. Итог.
Дети, о ком мы сегодня говорили?
+ Мы говорили о насекомых.
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
- Какие задания показались трудными? Сегодня хорошо работали, старались, спасибо Вам большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "В поисках весны"
Образовательная область "Речевое развитие"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) по образовательной области "Познавательное развитие" "Эти чудесные, дивные сказки"
Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжёлыми нарушениями речи)"В гости к лесным жителям"
Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы "В гости к лесным жителям" с использованием технологии (здоровьесбережения и мнемотаблицы).Образовательная область "Реч...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).Тема: "Домашние животные"
Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "На бабушкином дворе" ("Домашние птицы").
Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) с участием родителей. Тема "Пасха"
Приоритетная область: Познавательное развитие. Цель: Обогащать социальный опыт детей, приобщать детей и родителей к традициям и обычаям празднования христианской Пасхи....
Конспект непрерывно образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжелыми нарушениями речи) тема: "Волшебница Зима".
Конспект непрерывно образовательной деятельностиОбразовательная область -речевое развитиеинновационные технологии: игровые, информационно-коммуникативные....