Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "На бабушкином дворе" ("Домашние птицы").
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гончарова Галина Владимировна

Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Цель: Активизировать словарный запас детей по теме "Домашние птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_babushkinom_dvore_goncharova.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  детский сад №17 компенсирующего вида  Калининского района г. Санкт- Петербурга

КОНСПЕКТ

НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)

ТЕМА: «На бабушкином дворе»

         («Домашние птицы»).

Образовательная область: «Речевое развитие».

Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Подготовила и провела:

 воспитатель высшей квалификационной категории

Гончарова Галина Владимировна

Г. Санкт-Петербург

2018 год.

Цель:

-активизировать словарный запас детей по теме «Домашние птицы».

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь по теме «Домашние птицы» (домашние птицы: курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, утка, селезень, утенок, птичница, птичий двор, ухаживать, водоплавающие, яйцо, перья);

-формировать у детей знания и представления о домашних птицах, цикле их развития и среде обитания;

- совершенствовать навык составления предложений и коротких рассказов;

- формировать умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные и прилагательные от основ существительных;

- совершенствовать звуковую культуру речи.

Развивающие:

- развивать связную речь, речевой слух, мышление, зрительное внимание и восприятие, память;

- формировать умение детей анализировать, делать выводы;

-развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

- воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;

- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности;

-воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников;

- выполнять поставленную задачу;

- выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Приоритетная область:

-Речевое развитие.

                       Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

- социально – коммуникативное развитие,

- художественно – эстетическое развитие,

-физическое развитие.

                                           Оборудование:

Плетеное гнездо для наседки; фигурка курочки-наседки; цветные перышки; плоскостные изображения домашних птиц и яиц; панно «Пруд»; плоскостной птичий домик; для модели плоскостного птичьего двора: солнышко, дом птичницы, деревья, птичий дом, забор; для проведения опыта: фартуки, нарукавники, емкость с маслом, салфетки, влажные салфетки, перья: гусиные, куриные, индюшачьи.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о домашних птицах, чтение детской художественной литературы, отгадывание загадок, подбор игр, разучивание игр, упражнений по теме «Домашние птицы»

                                 Ход непрерывной образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите,  как много гостей к нам сегодня пришло! Давайте поздороваемся!

«С добрым утром! С новым днём!

 С новым солнцем за окном!

 Утро доброе встречай!

 День хороший начинай!»

Дети здороваются и встают полукругом вокруг воспитателя.

-Дети, кто из вас был в деревне?

-А кто из вас был на птичьем дворе?

- Дети, а кто из вас знает, кто живёт на птичьем дворе?

+Куры, гуси, утки….и т.д.

-А как, одним словом можно назвать этих птиц?

+Домашние птицы.

-Почему все эти птицы называются домашними?

+Они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.

-Могут они жить самостоятельно, без помощи человека?

+Нет.

- Дети, а вам хочется  побывать на птичьем дворе?

+Да.

- Тогда отправляемся в деревню. Посмотрите, у меня есть красивые, цветные пёрышки. Пёрышки эти не простые, а волшебные.

«Стоит на них подуть

И они укажут путь,

В какую сторону пойти,

Чтоб деревню нам найти».

Воспитатель раздает детям цветные перышки.

- Для того, чтобы перышко хорошо летело и правильно указало нам путь, сначала сделайте вдох, а на выдохе дуйте на своё перышко.

Дети дружно дуют на свои пёрышки.

(В это время воспитатель надевает косынку и фартук)

                                              2.Упражнение «Чьё яйцо?».

-Дети, волшебное перышко не только привело нас в деревню, но и превратило меня в бабушку Арину – хозяйку птичьего двора.

-А кто знает, как другим словом, можно меня ещё назвать?

+Птичница.

- Правильно, я хозяйка птичьего двора или птичница.

-Дети, посмотрите, в тихом укромном месте, наседка в гнезде. Интересно, что там происходит? Давайте, тихо подойдем и всё рассмотрим.

-Кто это?

+Курица.

- А почему я назвала её наседкой?

+Она высиживает птенцов в гнезде.

- Дети, посмотрите,  гнездо птицы выложено перышками. В нем четыре яйца и все разные по размеру, а некоторые и по цвету. Как вы думаете, почему?

+Это яйца разных птиц.

- Правильно, дети, я положила наседке в гнездо по одному яйцу курицы, индюшки, утки и гусыни.

- Это яйцо курицы. Как его можно назвать иначе?

+Куриное яйцо.

-Это яйцо индюшки. Яйцо индюшки - индюшачье яйцо. Я вас просто знакомлю с этим словом, но оно трудное для вас и пока мы будем называть: яйцо индюшки.

-Это яйцо утки. Или ?

+Утиное яйцо.

-Это яйцо гусыни. Как его можно назвать иначе?

+Гусиное яйцо.

- Правильно.

- Дети, а сейчас подойдите к магнитной доске и сядьте на стулья. (Дети садятся на стулья, расставленные около магнитной доски.)

                       3.Игра «Что сначала, что потом»  (цикл развития домашних птиц).

-А сейчас выложите цепочки развития домашних птиц. Выкладывая цепочку , рассказывайте, что было сначала, что потом. Будем начинать с яйца. Например:

- Сначала было индюшачье яйцо. Из яйца вылупился индюшонок. Индюшонок вырос и стал индюшкой или индюком.

Дети составляют цепочку развития курицы.

+Сначала было куриное яйцо. Из него вылупился цыплёнок. Он вырос и стал курицей или петухом.

Дети составляют цепочку развития утки.

+Сначала было утиное яйцо.  Из яйца вылупился утенок. Утенок  вырос и стал уткой или селезнем.

Дети составляют цепочку развития гусыни.

+: Сначала было гусиное яйцо. Из него вылупился гусенок.  Он вырос и стал гусыней или гусем.

- Молодцы дети.

4. Игра «Назови семью».

Убираю в каждой цепочке яйцо.

- Дети посмотрите, что у нас получилось в каждой цепочке.

+ Семья.

-Перечисли, пожалуйста, семью в первой цепочке.

+ Индюшонок, индюшка, индюк.

- Семья во второй цепочке.

+Цыпленок, курица, петух.

- Назови семью в третьей цепочке.

+Утёнок, утка, селезень.

- Назови семью  четвертой цепочки.

+ Гусёнок, гусыня, гусь.

- Молодцы!

5.Физкультурная минутка «Уточки»

Координация слова с движением.

Мы уточки, мы уточки,

Мы топаем по улочке,

Шагаем вперевалочку,

И крякаем считалочку:

Кря-кря-кря, кря-кря-кря.

Что нам реки и моря,

Раз, два, три, четыре, пять –

Нас водой не испугать!

Нет! Кря – кря!

Дети идут за воспитателем по кругу.

Топают ногами.

Дети идут «вперевалочку».

Продолжают идти «вперевалочку».

Идут и «крякают».

Разводят руки в стороны.

Считают, продолжая движение.

Подпрыгивают на месте,

Хлопок в ладоши над головой.

6.Игра «Кто, где обитает».

-Дети,  поместите домашних птиц, которые большую часть своей жизни проводят в воде на пруд, а тех, которые не умеют плавать на птичий двор.

Дети прикрепляют домашних птиц в привычную для них среду обитания.

+ Утка плавает в пруду.

+Курица живет на птичьем дворе.

И т.д.

-Вы выполнили моё задание правильно.

-Как одним словом называют домашних птиц, которые умеют плавать

+Водоплавающие.

-Правильно.

А теперь, давайте, перейдем к столу  опытов и узнаем, почему же одни птицы могут плавать, а другие нет.

                              7. Опыт: «В воде искупался, а сух остался» и «Мокрая, как курица»

Дети помогают друг другу надеть фартуки и нарукавники.

На столе таз с водой, емкости с растительным маслом и перья: гусиные, куриные, перья индюшки  и утиные. Перья разложены по видам.

-Дети, мы с вами уже говорили о том, что водоплавающим птицам помогают плавать перепонки на лапах. Перепончатыми лапами водоплавающие птицы гребут в воде, как веслами. Но есть еще одно очень важное отличие водоплавающих птиц от остальных. Вы не задумывались, почему они не намокают, находясь, весь день в воде? Давайте разберемся. Давайте, опустим руку в воду, сразу же вынем ее и встряхнем. Какая у вас рука?

+Мокрая.

-А теперь вытрите насухо руку салфеткой и немного смажьте маслом. Снова опустите руку в воду и снова встряхните ее. Что вы видите?

+Вода капельками слетает с руки.

+Рука сухая.

(дети вытирают руки салфеткой).

А теперь попробуем объяснить, почему водоплавающие птицы не намокают в воде.

-Дети, вы слышали поговорки «В воде искупался, а сух остался» и «Мокрая, как курица»?

-Очень хорошо, давайте докажем их правильность. Итак, существует поговорка «В воде искупался, а сух остался», Версия: Перья водоплавающих птиц не намокают в воде. Давайте проверим. По очереди опустите перья: гусиные и утиные в воду и постарайтесь их намочить. Выньте перья и немного их стряхните.  Положите их на салфетку.

А теперь, тоже по очереди, намочите куриные перья  и  перья индюшки. Встряхните. Положите на другую салфетку.

- А теперь давайте их рассмотрим и сделаем вывод.

Вывод:

+ Гусиные и утиные перья сухие или с маленькими капельками. Они смазаны жиром. А смазывают они их жиром копчиковой железы. Поговорка правильная.

+Куриные перья и перья индюшки намокли, все слиплись, стали похожи на полоски, с них течет вода. Не даром  -  говорят  «Как мокрая курица».

Вывод воспитателя: Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлены к ней. Водоплавающие птицы, приспособлены жить в воде, а другие только на суше.

                                                       

                                                                 8. Итог.

-Бабушка Арина благодарит детей. А сейчас, вам пора возвращаться домой в детский сад. А помогут вам в этом ваши волшебные цветные перышки. Они укажут вам дорогу домой.

Дети дуют на перышки.

(Воспитатель снимает косынку и фартук).

- Ну вот, мы и дома и я снова превратилась в воспитателя.

Дети, где мы сегодня с вами были

+В деревне, на птичьем дворе.

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

- Какие задания показались трудными?

- Сегодня вы хорошо работали, старались, спасибо вам большое.

Дети прощаются с гостями.

«С добрым утром! С новым днём!

 С новым солнцем за окном!

 Утро доброе встречай!

 День хороший начинай!»

«Стоит на них подуть

И они укажут путь,

В какую сторону пойти,

Чтоб деревню нам найти».

5.Физкультурная минутка «Уточки»

Координация слова с движением.

Мы уточки, мы уточки,

Мы топаем по улочке,

Шагаем вперевалочку,

И крякаем считалочку:

Кря-кря-кря, кря-кря-кря.

Что нам реки и моря,

Раз, два, три, четыре, пять –

Нас водой не испугать!

Нет! Кря – кря!

Дети идут за воспитателем по кругу.

Топают ногами.

Дети идут «вперевалочку».

Продолжают идти «вперевалочку».

Идут и «крякают».

Разводят руки в стороны.

Считают, продолжая движение.

Подпрыгивают на месте,

Хлопок в ладоши над головой.

                              7. Опыт: «В воде искупался, а сух остался» и «Мокрая, как курица»

Дети помогают друг другу надеть фартуки и нарукавники.

На столе таз с водой, емкости с растительным маслом и перья: гусиные, куриные, перья индюшки  и утиные. Перья разложены по видам.

-Дети, мы с вами уже говорили о том, что водоплавающим птицам помогают плавать перепонки на лапах. Перепончатыми лапами водоплавающие птицы гребут в воде, как веслами. Но есть еще одно очень важное отличие водоплавающих птиц от остальных. Вы не задумывались, почему они не намокают, находясь, весь день в воде? Давайте разберемся. Давайте, опустим руку в воду, сразу же вынем ее и встряхнем. Какая у вас рука?

+Мокрая.

-А теперь вытрите насухо руку салфеткой и немного смажьте маслом. Снова опустите руку в воду и снова встряхните ее. Что вы видите?

+Вода капельками слетает с руки.

+Рука сухая.

(дети вытирают руки салфеткой).

А теперь попробуем объяснить, почему водоплавающие птицы не намокают в воде.

-Дети, вы слышали поговорки «В воде искупался, а сух остался» и «Мокрая, как курица»?

-Очень хорошо, давайте докажем их правильность. Итак, существует поговорка «В воде искупался, а сух остался», Версия: Перья водоплавающих птиц не намокают в воде. Давайте проверим. По очереди опустите перья: гусиные и утиные в воду и постарайтесь их намочить. Выньте перья и немного их стряхните.  Положите их на салфетку.

А теперь, тоже по очереди, намочите куриные перья  и  перья индюшки. Встряхните. Положите на другую салфетку.

- А теперь давайте их рассмотрим и сделаем вывод.

Вывод:

+ Гусиные и утиные перья сухие или с маленькими капельками. Они смазаны жиром. А смазывают они их жиром копчиковой железы. Поговорка правильная.

+Куриные перья и перья индюшки намокли, все слиплись, стали похожи на полоски, с них течет вода. Не даром  -  говорят  «Как мокрая курица».

Вывод воспитателя: Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлены к ней. Водоплавающие птицы, приспособлены жить в воде, а другие только на суше.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжёлыми нарушениями речи)"В гости к лесным жителям"

Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы "В гости к лесным жителям" с использованием технологии (здоровьесбережения и мнемотаблицы).Образовательная область "Реч...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).Тема: "Домашние животные"

Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "Насекомые"

Приоритетная облась: Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) с участием родителей. Тема "Пасха"

Приоритетная область: Познавательное развитие. Цель:  Обогащать социальный опыт детей, приобщать детей и родителей к традициям и обычаям празднования христианской Пасхи....

Конспект непрерывно образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжелыми нарушениями речи) тема: "Волшебница Зима".

Конспект непрерывно образовательной деятельностиОбразовательная область -речевое развитиеинновационные технологии: игровые, информационно-коммуникативные....