Индивидуальная программа логопеда для работы с «Солнечным ребенком»
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Шарабаева Надежда Николаевна

Индивидуальная программа «Развитие навыков общения у детей с синдромом Дауна» направлена на создание потребности, заинтересованности и необходимости в общении посредством вербальной и невербальной коммуникации у детей с синдромом Дауна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_ovz.docx63.84 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа

логопеда для работы с «Солнечным ребенком» (Синдромом Дауна)

Индивидуальная программа «Развитие навыков общения у детей с синдромом Дауна» направлена на создание потребности, заинтересованности и необходимости в общении посредством вербальной и невербальной коммуникации у детей с синдромом Дауна.

Настоящая программа предполагает занятия логопеда с обучающимися в условиях детского сада в течение учебного года и закреплением выработанных навыков в семье.

Программа построена с учетом уровня речевого развития ребенка с постепенным усложнением.

Содержание индивидуальной программы коррекционной работы реализуется в следующих направлениях:

1. формирование предпосылок фонематических представлений;

2. развитие понимания речи и обогащение словарного запаса;

3. развитие общих речевых навыков (общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, схемы тела);

4. формирование экспрессивной речи (лепетный диалог, звукоподражания, односложные, двухсложные и трехсложные слова).

Коррекционная деятельность проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству, но не более 20 минут. В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременное переключение на другую деятельность можно осуществлять при помощи голосовых реакций, интонационных инструкций.

Содержание:

  1. Целевой раздел ……………………………………………………………..  

Пояснительная записка………………………………………………...  3

1.1 Цели и задачи реализации Программы………………………................. 4

  1. Содержательный раздел……………………………………………….. 5
  1. Формирование предпосылок фонематических представлений……….5
  2. Развитие понимания речи и обогащение словарного запаса………….8
  3. Развитие общих речевых навыков…………………………....................10

Общая моторика……………………………………………………….…11

Ощущение собственного тела – схема тела…………………………….12

Мелкая моторика……………………………………………………….…13

Артикуляционная гимнастика……………………………………………14

Дыхательная гимнастика………………………………………………...15

  1. Формирование экспрессивной речи……………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………….23

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

В последнее время отмечается увеличение количества детей с синдромом Дауна. И в основном это безречевые дети. У них активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он включает отдельные звуки, звукоподражания, лепетные слова. Пассивный словарь шире активного, однако, понимание речи вне ситуации ограничено.  На первый план в речи выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы ими не учитываются. Для детей характерно отсутствие понимания значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее и будущее время глаголов, мужской и женский род прилагательного и т.д. Например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». Фразовая речь (если есть) представлена однословными и двухсловными предложениями, состоящими из аморфных слов – корней.

По результатам диагностики на начало учебного года были выявлены такие дети. Обучение этих ребят целесообразнее и результативнее проводить по индивидуальной программе, которая направлена на развитие навыков общения у детей с синдромом Дауна и будет отражать их темп и возможности  усвоения учебного материала. Поэтому возникла необходимость разработать индивидуальную программу по развитию речевой коммуникации у детей с синдромом Дауна, доступного пониманию и воспроизведению.

Одна из основных особенностей развития речи детей с синдромом Дауна - значительное отставание экспрессивной речи. Даже на фоне отставания в других областях развития активная речь оказывается самым слабым звеном.

        Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.

        Возникает речь при наличии определенных биологических предпосылок и основывается на деятельности многих структур головного мозга. Нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы являются фундаментом, на котором строится речевая деятельность ребенка. Поэтому для понимания механизмов речевых нарушений и эффективной организации коррекционного процесса важными являются знания о мозговой организации речи. Это позволяет успешно строить коррекционную работу по развитию  речи у детей с синдромом Дауна, по компенсации нарушенных речевых и неречевых функций. Но речь является важнейшей социальной функцией, поэтому только биологических предпосылок для ее развития недостаточно, она возникает лишь при условии общения ребенка со взрослым. Ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него человеком, чаще всего с матерью или лицом, ее заменяющим.

        Развитие речи в норме и в условиях патологии характеризуется рядом общих черт и закономерностей. Если мы сравним пути усвоения родного языка детьми в норме с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то увидим определенное сходство: при разных формах патологии речи ребенок неизбежно, как и любой другой ребенок, проходит через три основных периода, которые выделены в исследовании А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи».

        Первый период А. Н. Гвоздев называет «Однословное предложение. Предложение из двух слов-корней». Сюда можно отнести первый уровень речевого развития, который в логопедии рассматривается как «отсутствие общеупотребительных словесных средств общения».

        Второй уровень аномального развития речи, который описывается в логопедии как начало фразовой речи с искаженным и ограниченным словарным запасом соответствует в норме периоду «Усвоения грамматической структуры предложения».

        Третий уровень аномального речевого развития, который характеризуется «наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития» соотносится с периодом усвоения ребенком морфологической системы языка.

        Анализ нормального и аномального развития речи и их сравнение позволяет нам сделать вывод, что речь ребенка с отклонениями в речевом развитии формируется на тех же принципах и проходит такие же этапы, как и речь обычного ребенка. Характерной чертой для всех периодов аномального развития речи являются замедленный темп, большое количество искажений, неточностей и ошибок. Наиболее выраженные нарушения речевого развития и речевые расстройства обычно сочетаются с интеллектуальной недостаточностью, выраженными пороками и аномалиями развития.

         Что касается детей с синдромом Дауна, то уже в раннем возрасте они, как правило, готовы к обучению и хотят общаться. Поэтому их необходимо учить различным способам общения с окружающими людьми, чтобы не затормозить дальнейшее развитие. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми с ребенком. При правильной организации деятельности ребенка с синдромом Дауна его речь уже в раннем возрасте может стать основным средством общения. Конечно, у подобных детей существуют трудности, которые обязательно должны учитываться в процессе формирования речи и которые возможно преодолеть совместными усилиями педагога, родителей и ребенка.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: создать потребность, заинтересованность и необходимость в общении посредством вербальной и невербальной коммуникации у ребенка с синдромом Дауна.

Педагогические ориентиры:

  • Преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей (чувство неуверенности, ожидание неуспеха), формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем-логопедом и со сверстниками, развивать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям;
  • Развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность детей;
  • Расширять понимание речи детьми;
  • Учить отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми);
  • Формировать элементарные общие речевые умения.

Коррекционные задачи:

- формировать предпосылки фонематических представлений;

- обогащать словарный запас;

- формировать активную речь;

- формировать ощущения собственного тела;

- развивать общие речевые навыки.

Настоящая программа предполагает занятия логопеда с обучающимися в условиях детского сада в течение учебного года.

Программа построена с учетом уровня речевого развития ребенка и постепенно усложняются.

Содержание индивидуальной программы коррекционной работы реализуется в следующих  направлениях:

  1. формирование предпосылок фонематических представлений;
  2. развитие понимания речи и обогащение словарного запаса;
  3. развитие общих речевых навыков (общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, схемы тела);
  4. формирование экспрессивной речи (лепетный диалог, звукоподражания, односложные, двухсложные и трехсложные слова).

Занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству. В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр. Своевременное переключение на другую деятельность можно осуществлять при помощи голосовых реакций, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму. Важную роль в работе с этой группой детей  - использование поощрения после выполненного задания.

  1. Содержательный раздел

2.1 Формирование предпосылок фонематических представлений

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. У детей с синдромом Дауна отмечаются нарушения становления фонематической системы. Эти расстройства проявляются в недостаточности слухоречевого ритма и нарушении динамического праксиса. Ребенок тяжело переключается с одного звука на другой, ему трудно сливать звуки, слоги, организовывать фразу (заметим, что ритм влияет на активизацию деятельности анализаторных систем, становление межанализаторных связей и развитие интегративной деятельности мозга), он затрудняется в различении неречевых звуков.

Нарушения фонематического восприятия нуждаются в специальных методах коррекционного воздействия. Коррекционно–педагогическая работа организуется по двум взаимосвязанным разделам:

  1. развитие слухового внимания:

- привлечение внимания ребенка к звучащему предмету;

- формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов;

- формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов;

- развивать слуховое внимание, дифференциацию шумов.

  1. формирование фонематического анализа слов:

- формирование способности дифференцировать речевые звуки;

- формировать фонематический анализ слова из речевого потока «дай», «на»;

- различать и запоминать цепочки звукоподражаний.

Приемы коррекционной работы:

  • привлечение внимания к звучащему предмету;
  • совершенствование действий в соответствии со звуковым сигналом;
  • определение местонахождения и направленности звука; знакомство с характером звучащих предметов;
  • различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;
  • запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение голосов;
  • выделение слов из речевого потока, развитие подражания неречевым и речевым звукам;
  • различение и запоминания цепочки звукоподражаний.
  • «Где колокольчик?»

Цель: учить определять место звучащего предмета, развитие направленности внимания.

Оборудование: колокольчик.

Взрослый просит ребенка закрыть глаза, тихо встает в стороне от  него (справа, слева, впереди, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, рукой указывает, откуда доносится звук, и поворачивается лицом в этом направлении.

  • «Коробочки»

Цель: привлечение внимания ребенка к звучащему предмету (колокольчику).

Оборудование: две одинаковые коробочки, колокольчик.

На столе перед ребенком две коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки,  демонстрирует звучание, затем убирает и, переставив коробочки, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

  • «Что звучит?»

Цель: формирование тонких звуковых дифференцировок.

Оборудование: музыкальные инструменты, ширма.

Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты и звучащие предметы – барабан, колокольчик, погремушка и звучащая коробочка… Взрослый знакомит с их звучанием. Аналогичный набор предметов находится за ширмой. Далее, взрослый, демонстрируя звучание барабана за ширмой, предлагает ребенку выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан. Ребенок стучит по лежащему перед ним инструменту.

  • «Сначала, потом»

Цель: формировать умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

Оборудование: дудочка, бубен.

Взрослый предлагает ребенку прослушать звучание двух музыкальных инструментов. Каждое действие с ними он предваряет фразой:

«Сначала поиграю на дудочке, затем – на бубне», интонационно выделяя слова «сначала», «потом».

Затем взрослый просит ребенка:

- Ответить на вопрос или показать, какой музыкальный инструмент взрослый взял сначала (потом).

- Воспроизвести звучание игрушек: - Поиграй, как я (ребенок повторяет действия взрослого со своим набором инструментов).

  • «Бух»

Цель: учить ребенка действовать в соответствии со звуковым сигналом.

Оборудование: коробка, мягкие игрушки, бубен.

Ребенку предлагается бросать на ковер игрушки из коробки на каждый удар бубна с одновременным проговариванием звукоподражания «бух», «бом». В конце игры взрослый помогает малышу собирать игрушки в коробку.

  • «Дай-на»

Цель: формировать навык фонематического анализа слова из речевого потока.  

Оборудование: игрушечная мышка.

Взрослый показывает ребенку игрушечную мышку и читает стихотворение, сопровождая текст движениями рукой и побуждая ребенка производить совместные действия.

Мышка, мышка, на горошку!

Вылей воду на дорожку!              (рука вытянута вперед ладонью вверх)

Мышка, мышка, дай горошку!

Вылей воду на дорожку!              («забирающее» движение рукой)

Затем взрослый показывает действие, а ребенок произносит слово «на» или «дай» в зависимости от движения. (Или – взрослый сам произносит слово или весь стихотворный текст, а ребенок производит соответствующие движения рукой.).

  • «Дай соседу»

Цель: формировать ритмико–интонационную стороны речи, закрепление умения выделять слова «дай», «на» из речевого потока.

Оборудование: игрушки, кружки желтого и красного цветов.

Проводится с группой детей. У каждого из детей своя игрушка (любой предмет). Взрослый предлагает им обменяться предметами, используя слова «дай», «на». Детям раздаются двухсторонние разноцветные кружки (с одной стороны кружок желтый, а с другой – красный). Взрослый предлагает детям поднять кружок красной стороной, если они услышат слово «дай», и желтой стороной, если они услышат слово «на».

  • «Поиграй-ка»

Цель: закреплять умения выделять слова «дай», «на» из речевого потока, различение голосов ближайшего окружения.

Взрослый, произнося стихотворный текст, просит водящего ребенка угадать, кто произнес слова «дай», «на».

Поиграй-ка, Ваня с нами,

Выходи скорей вперед.

И с закрытыми глазами

Угадай, кто здесь поет!

Эту песенку свою

Я тебе, дружок, спою

Ты глаза не открывай,

Кто я, ну-ка отгадай!

  1.  Развитие понимания речи и обогащение словарного запаса

Понимание речи – это умение соотнести слово с содержанием, и потому важно помнить, что знакомство с каждым новым словом происходит в тот момент, когда его произнесение по времени совпадает с демонстрацией того, что оно обозначает, – предмета, действия, качества и т. д. Например, для знакомства ребенка со словом «мяч» вы можете сопровождать вашу совместную игру следующими комментариями:

Смотри, какой мячик.

Лови мячик!

Поймал мячик!

Брось мячик мне.

Ой, мячик укатился!

Где же мячик?

Вот мячик!

Ключевое слово «мячик» использовалось многократно, в интересной эмоционально насыщенной игре с одновременным предъявлением мяча, о котором шла речь.

Приведем несколько простых правил, которые следует учитывать при организации игры, направленной на знакомство и закрепление нового для малыша слова:

• Соотнесенность речи. Выделяйте интонацией ключевое слово и старайтесь одновременно предъявлять ребенку конкретный предмет, рисунок или действие.

• Лаконичность комментариев. Беседуя с ребенком, старайтесь быть немногословными. Ваши высказывания должны быть точными и лаконичными.

• Используйте игру в прятки. Прячьте и снова показывайте предмет, четко называя его в момент появления и исчезновения.

• Используйте указательный жест, чтобы показать называемый предмет.

• Меняйте месторасположение предметов, это поможет ребенку понять, что слово относится к предмету независимо от того, где он находится.

• Наряду со словом познакомьте ребенка с лепетным словом и жестом, которыми также можно обозначить данный предмет. Например, показывая собачку, вы можете показать, как она лает с помощью жеста (смыкание и размыкание пальцев руки, когда большой палец противопоставлен четырем остальным) и звукоподражания «ав-ав».

• Не забывайте про песенки и потешки в сочетании с жестами. Это поможет малышу не только уточнить смысл воспринятого, но и выучить простые жесты.

Безусловно, это совсем не означает, что отныне ваша речь всегда должна

соответствовать только этим требованиям. Нет никаких сомнений в том, что ребенку необходимо слышать обычную, развернутую и разнообразную речь

взрослых. Но часть времени всё же следует посвящать развитию понимания речи, и в эти моменты перечисленные правила становятся обязательными.

Основная задача логопедического воздействия – расширить объем понимания речи и обогатить пассивный предметный и глагольный словарь. Предлагаемые задания для развития понимания речи и обогащения словаря предназначаются для работы с детьми, которые не понимают или с трудом понимают обращенные к ним элементарные просьбы. Логопедическая работа, предусмотренная этим разделом, направлена на расширение понимания обращенной речи и расширения пассивного словаря вначале с использованием игрушек, а затем и  картинок.

  1. Покажи, где…

Рассмотрите с ребенком картинки. Спросите его: «Где мячик? Покажи». Если ребенок не справляется с заданием, возьмите его пальчик и найдите картинку вместе, обязательно приговаривая: «Вот мячик». Если это задание вызывает трудности, возьмите 3-4 объемные игрушки и поиграйте подобным образом. Важно, чтобы ребенок начал понимать вопрос «где?» и просьбы «покажи…», «дай…».

  1. Части тела

Попросите ребенка показать, где у куклы рука. (Когда ребенок покажет руку куклы, попросите его показать свою руку.) Подобным образом показываем ноги, нос, рот, уши – на кукле, а потом обязательно находим эти части тела у ребенка и взрослого, который занимается с ребенком. Если задание вызывает затруднения, возьмите объемную куклу и найдите у нее руки, ноги, голову, глаза, уши, нос, рот.

Затем задание усложняется. Рассмотрите картинки, попросите найти мышку, зайчика, мишку, поросенка. Затем попросите ребенка показать голову, хвост, уши, глаза, нос, лапки у мышки, зайки, медведя, поросенка. В случае затруднения выполните задание сначала на объемных игрушках.

  1. Что делает девочка?

Расширение словарного запаса за чет глаголов. Попросите ребенка найти картинки, где девочка ест, качается, спит, моет руки.

Что делает мальчик?

Найдите с ребенком картинки, где мальчик плачет, одевается, играет в мяч, рисует.

  1. Что нужно, чтобы…

Рассмотрите картинки и попросите ребенка: «Покажи, где шапка, телефон кровать, ложка и т.д.». После того как ребенок запомнит нарисованные предметы, спросите его, рассматривая первый ряд (остальные картинки нужно закрыть бумагой): «Что нужно, чтобы есть кашу? Покажи», «На чем ты будешь спать?», «Чем можно рисовать?».

Затем к другим картинкам: «Что нужно взять, когда идет дождь?», «Чем можно копать?», «Чем будем резать бумагу?».

Картинки: «мяч, кран, шапка, веник, телефон, зубная паста и щетка». Вопросы: «Что можно надеть на голову?  Что нужно, чтобы вымыть ручки?  Во что мы будем играть?  Что нужно, чтобы позвонить, почистить зубы, подмести пол?».

2.3 Развитие общих речевых навыков

 

 Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, так и формированием основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка.

Состояние речи ребенка тесно связано с его психомоторными функциями, поэтому развивать речь дошкольника необходимо одновременно с развитием чувства ритма, мелкой и общей моторики и других элементов речевого звена логопедического воздействия: развития дыхания, артикуляционной моторики.

        

Общая  моторика

        Поскольку у детей с синдромом Дауна из-за гипотонии нарушена мышечная координация, очень важно постоянно тренировать неверно работающие группы мышц, то есть фактически, предлагать детям игры и задания, требующие умения правильно ставить ноги при ходьбе, вставать, садиться или ложиться, выстраивая последовательность движений правильным образом, а также осваивать более сложные, сточки зрения сохранения равновесия и координации, движения.

 Предложенные ниже упражнения помогут развить координацию движений детей. Они научат ребенка сочетать движения со стихотворным текстом и повысят его эмоциональный настрой:

  • Улыбнись – нахмурься. Улыбнитесь перед зеркалом вместе с ребенком. Покажите, какой он славный. А теперь нахмурьтесь. Повторяется 2-3 раза.
  • Тучки – солнышки. Сожмите пальчики в кулачки – это «тучки». А теперь поднимите вверх ручки с раскрытыми пальчиками – это «солнышки».
  • Топ – хлоп.

Мы потопаем немножко: топ – топ – топ (топаем),

Мы похлопаем немножко: хлоп – хлоп – хлоп (хлопаем в ладоши),

А теперь мы повернемся (поворачиваемся вокруг себя),

И все вместе улыбнемся (улыбаемся друг другу и обнимаемся).

  • Бабочка. 

Бабочка летела, летела, на цветочек села (бегаем по кругу, садимся на корточки),

Крылышки сложила (ручки на коленочки), 

Деток покормила (ладошки вместе, подносим ко рту, говорим «ам-ам»).

  • Зверята. 

Зайка скок-скок-скок,

Мишка топ-топ-топ,

Белка прыг-прыг-прыг,

А лисичка хлоп-хлоп.

  • Ежик. 

Вот идет колючий еж (топаем, идем по кругу), 

Он на елочку похож (руки вверх, пальчики растопырены), Все грибочки еж собрал (наклоняемся,  собираем грибочки»), И домой он зашуршал (идем, шурша по полу).

  • Мышка. 

Мышка в норку забежала (ручки вместе, пробегаем по кругу и садимся),

Рядом кошку увидала (ручки на головке, как ушки у кошки)

- Ой! Ой! Ой! – сказала мышка. – Я боюсь (обнимаем себя    руками).

– Не трусь, малышка! Будем мы с тобой дружить, Песни петь и суп варить.

  • Котик. 

Котик выпил молока (высовываем язык и изображаем,  как котик лакает молоко),

Откусил он пирога (ладошки вместе - котик кушает),

Лапки вытер (вытирает лапки), 

Нос помыл (моем нос),

«Мяу! Мяу!» - говорил.

  • «Тук – тук – тук». 

Тук-тук-тук! Строим  дом (кулачком стучим по кулачку).

Дом высокий (руки вверх вытянуть),

Дом с окном (руки вместе и развести в стороны), 

С острой крышей и трубой (руки в виде крыши).

В доме я живу с тобой (обнимаемся).

  • «Животные»

(Ручки на головке как у зайчика).

Это зайка – белый бок.

Зайка, зайка – скок-скок (прыгаем).

Это гусь – га-га-га.

Га-га-га, иди сюда (руки в стороны, ходим, хлопаем крыльями).

Вот коза – ме-ме-ме.

Дай воды, Аня мне (большие пальцы на обеих руках подняты вверх, остальные плотно прижаты друг к другу).

Это белка – прыг-скок (ручки прижаты к груди, как лапки),

Белка, белка – рыжий бок.

  • «Тик – так»

(Руки на поясе, наклоны в сторону).

Тик – так, так – так.

Аня (или имя ребенка), Аня, делай так:

Руки вверх, руки вниз,

Аня, Аня, повернись.

Ноги топ-топ-топ,

Руки хлоп-хлоп-хлоп.

Ощущение собственного тела - схема тела

Сниженная сенсорная чувствительность требует постоянной стимуляции, чтобы ребенок с синдромом Дауна продолжал ассимилировать сенсорный опыт, накапливая его и получая возможность использовать в обычной жизни. Из-за сниженной проприорецепции дети довольно смутно представляют себе схему тела, часто с трудом могут показать его части, особенно спину, колени, плечи, локти, шею. Специального внимания требует наработка чувствования своего тела.

  • «Покажи, что где?»

Нос, рот, голова (показываем пальцами и обхватываем голову)

Уши, щеки, лоб, глаза,

Брови, плечи, шея, грудь (ладонью показываем каждую часть)

Ничего не позабудь (грозим пальцем)

Там – ноги, топ-топ! (топаем)

Вот руки. Хлоп-хлоп (хлопаем)

Здесь – живот, а там – спина (гладим по животу и большим пальцем показываем за спину)

Она отсюда не видна (грозим пальцем)

Это нет (машем головой), а это – да (качаем головой).

Мелкая моторика

        Игры, способствующие развитию мелкой моторики руки, и игры с пальчиками должны помочь ребенку поскорее научиться держать разнообразные предметы, в том числе и очень мелкие. Кроме того, эти игры помогут скорее начать владеть своей рукой в совершенстве и манипулировать различными предметами. Учеными установлено, что развитие мелкой моторики руки напрямую связано с развитием речи. Поэтому если ребенок отстает в развитии речи, то педагоги и врачи всегда используют игры, где задействованы пальцы и руки, а также пальчиковые игры. Что бы играть в «пальчиковые игры», кроме рук и желания ничего не нужно, а польза от них огромная!

  • Игра «пуговицы в мешочке».

      Что нужно для игры: большой полиэтиленовый пакет с застежками, пуговицы, красивые цветные бусины. Насыпьте разнообразные цветные пуговицы и разноцветные бусины в большой пакет и застегните. Дети любят мелкие предметы, через пакет мелкие пуговицы и бусины можно потрогать, но нельзя проглотить. Но все равно не позволяйте ребенку тащить пакет с пуговицами в рот, ребенок может прогрызть полиэтилен. Обычно такое обилие мелких предметов очень восхищает и радует ребенка.

  • Игра «вытягиваем ниточки».

     Что нужно для игры: прозрачная пластиковая коробка от торта, клубочки. В прозрачной коробке от торта проделайте толстой иглой дырочки. Внутрь коробки поместите клубочки с шерстяными нитками, концы которых вытяните наружу. Теперь, если малыш потянет за конец, то клубочек внутри будет разматываться и это порадует ребенка. Покажите, как надо не просто тянуть, а перехватывать нитку, вытягивая ее все длиннее и длиннее. Попробуйте научить ребенка сматывать нитки в глубок, на катушку, на кулачок.

  • Игра «с фасолью и макаронами»

     Что нужно для игры: макаронные изделия различных форм; фасоль, горох; таз, кастрюля или коробка и маленькая игрушка; бутылочка, большая коробка с низкими бортиками; марля для фасолевого коврика; сушки и шнурок. Покажите малышу различные по форме и размеру макаронные изделия. Ребенку будет интересно высыпать их из пакетиков и складывать назад, перебирать, рассыпать, смешивать друг с другом, выкладывать из них фигурки, складывать в маленькую бутылочку, длинные макароны можно ломать. Насыпьте 2 кг фасоли, гороха, макарон в большую емкость, закопайте в нее небольшую игрушку и попросите малыша отыскать ее. Сушки малышу будет надевать на карандаш или палочку от пирамидки. Из маленьких сушек можно сделать бусы, нанизывая их на толстый шнурок. Держите шнурок, а ребенок пусть нанизывает или наоборот. Красивые бусы вы вместе с малышом из самых разных макаронных изделий с дырочками.

Артикуляционная гимнастика

У детей с синдромом Дауна формирование правильного звукопроизношения вызывает большие трудности. Дефекты звукопроизношения встречаются часто и плохо поддаются коррекции. В их основе целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, слабая речеслуховая дифференциация, аномалии в строении артикуляционного аппарата, нарушение речевой моторики, мышечный гипотонус. Ребенку сложно не только произносить звуки, но и глотать, жевать, управлять голосом. Чтобы нормализовать работу органов речи, необходим специальный комплекс артикуляционной гимнастики. Потребуется серьезная тренировка речевых органов. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем лучше результаты.

Эти упражнения помогут улучшить подвижность губ и языка, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и целых слов:

  • Дом. Представьте, что ротик ребенка – это дом. Постучите пальчиком по щечке: «Тук-тук»,  - и ротик ребенка открывается: «Дверки дома открылись».  Говорим: «Пока! Пока!», - и ротик закрывается.
  • Окошечко. Открываем ротик, произнося звук «О». Удерживаем рот в этом положении в течение 3-5 секунд.
  • Вкуснятина. Приоткрываем рот, облизываем верхнюю губу, а затем нижнюю.
  • Лопаточка. Широкий язык высунут и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком положении 5-10 секунд.
  • Блинчик. Высовываем язычок и губками «шлепаем» по нему, проговаривая: «Пя-пя-пя».
  • Волшебные дверки. Укажите ребенку на его губки. Скажите: «Раз-два-три», - и губки улыбаются. Затем снова повторяем: «Раз-два-три», - и губки вытягиваются вперед.
  • Качели. Широко открываем рот и, улыбнувшись, кладем кончик языка за нижние зубы, а потом поднимаем его за верхние зубы.
  • Пузырь. Надуваем щечки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до щечек и сдуваем пузырь.
  • Чистые зубки. Улыбаемся, показываем зубки. Кончиком языка скользим по верхним, а затем по нижним зубам и «чистим» их.
  • Дудочка. Сильно вытянув губы вперед, поем с малышом: «Ту-ту-ту, ду-ду-ду». Следите, чтобы губы не размыкались.

Дыхательная гимнастика

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз        . Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Для того чтобы научиться произносить многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. От детей с синдромом Дауна из-за их физиологических особенностей очень трудно бывает добиться длительного плавного выдоха. При постоянном полуоткрытом рте ребенок не в состоянии сделать полноценный вдох носом, а выдох через рот. Часто дети произносят слова и фразы на вдохе, но вдох у них очень слабый и короткий. Поэтому упражнения на формирование полноценного длительного ротового выдоха, умения сочетать произнесение звука с началом выдоха придается большое значение в коррекционной деятельности с детьми с синдромом Дауна. Также следует включать упражнения на развитие силы голоса, учить детей пользоваться голосом различной громкости.

  • «Свеча» Педагог предлагает задуть пламя свечи. Проще всего научить ребенка делать направленный выдох при задувании пламени свечи, несколько раз показав ему, что происходит, когда мы дуем на свечу. После вздоха зажимаем ребенку нос и рот и, дождавшись увеличения давления воздуха во рту, позволяем сделать выдох, подставив пламя под струю воздуха. После ряда повторений упражнение начнет получаться без дополнительной помощи, малыш будет с удовольствием сам задувать свечу.
  • «Бабочка, лети» Педагог предлагает подуть на бумажных бабочек. К каждой бабочке привязана нитка, и они прикреплены к шнуру на расстоянии 15-20 см друг от друга. Шнур должен находить на уровне лица ребенка. Ребенок вслед за взрослым дует на бабочек.
  • «Сильно подуй» Педагог предлагает ребенку вертушку и показывает, как надо дуть на вертушку, чтобы она завертелась. Ребенок подражает этим действиям.
  • «Чья ватка дальше улетит» Педагог кладет на ладонь маленький кусочек ваты и предлагает подуть на него. Ладонь должна находиться на уровне лица ребенка.
  • «Кораблик, плыви» В тазу плавает бумажный кораблик. Педагог показывает, как нужно дуть, - сложив губы, как для произнесения звука «Ф». Тогда кораблик движется плавно. Но вот налетел порывистый ветер, и нужно многократно произносить звук «п» (п-п-п) на одном выдохе. Следить, чтобы дети при этом не надували щеки.
  • «Домашние животные» Педагог показывает ребенку игрушки и воспроизводит несколько раз их звучание. Потом убирает их и начинает рассказ: «Идем мы по деревне, а на встречу нам… (достает курицу) курица. Как она поздоровается?» - Ребенок: «Ко-ко-ко». – «Идем мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается?» - Ребенок: «Га-га-га». Далее последовательно показывается утка («кря-кря-кря»), собачка («ав-ав-ав») и так далее. Важно следить, чтобы дети произносили звуки на одном выдохе.
  • «Эхо» Педагог громко произносит слова, а ребенок повторяет за ним. Если ребенок не может произнести слова, то можно предложить ему слоги. Речевой материал подбирается строго индивидуально, исходя из речевых возможностей ребенка. Взрослый может начинать с голоса повышенной громкости и доходить до шепота.

  1.  Формирование экспрессивной речи

У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат, в общении со взрослым обогащается пассивный словарь. К году у ребенка, как правило, появляются первые слова, а к двум годам – фраза.

Проблемный ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни – с младенчества. В дальнейшем это отставание прогрессирует. В результате, к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, плохо развитии артикуляционный аппарат, фонематический слух. Многие дети с отклонениями в развитии не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к четырем – пяти годам. На первом этапе работы по развитию речи детей с синдромом Дауна основное внимание уделяют созданию условий для пробуждения и стимулирования их речевой активности.

Огромное значение в речевом развитии детей имеет речевая среда, в создании которой решающая роль принадлежит речевому поведению взрослых. Речь взрослых должна быть естественной, доступной пониманию ребенка, выразительной и, что чрезвычайно важно, построенной по принципу синтаксической синонимии. Педагог постоянно побуждает детей к свободному общению со взрослыми и друг с другом, поддерживает и поощряет их речевую активность в разных ситуациях. На всех занятиях должен быть обеспечен необходимый потребностно-мотивационный план речи.

Безречевых детей с синдромом Дауна обучать говорить мы начинаем приблизительно так, как учат иностранному языку взрослого человека. Начинаем с самого малого, переходя все к более сложному. Начинаем обучать речи не с отдельно взятых слов, и не с постановки отдельно взятых звуков – и уж тем более не с фраз, пусть даже самых коротких. Начинать надо с открытого слога, начинающегося с твердого согласного звука. Сказать ба, ва, га, жа, гораздо легче, чем сказать б, в, г, д. Твердый согласный звук в открытом слоге организует мускулатуру губ и языка и активизирует произношение последующего гласного звука. Неустанный тренаж заставляет ребенка постоянно прислушиваться к тому, как он произносит звуки. Не следует отрабатывать весь ряд ба, бо, бу. Если у ребенка легко выходят слоги ба, бы, то бо, бу могут долго не получаться. Надо начинать с того, что получается. Во время кормления, одевания, укладывания спать – вы можете произносить отдельные звуки, слоги, например напиваем «ла-ла-ла», «ле-ле-ле», «ба-ба-ба» и т.д. Скажи «Ба» и дам тебе машинку, стимулирование в данном случае оправдано и результативно. Ибо хоть и не совсем чисто, какие то слоги ребенок скажет.

  1. Активизация речи, стимуляция речевой практики:
  • «Лепет» Вызывание и стимуляция лепета.

Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, предоставляя ему возможность ответить вам. В тот момент, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, осторожно положите свой указательный палец под его нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, распевно произносящего «а_______» (так будем обозначать в тексте протяжный гласный звук), получилось произнесение слогов «аба-ба-ба».

Используйте сочетание простых повторяющихся движений с цепочками повторяющихся слогов. Например, помогите малышу подпрыгивать, придерживая его под мышки, и одновременно произносите вместе с ним «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма». Так можно играть, посадив малыша на колени, на большой мяч или другую пружинящую поверхность. Тормошите и бережно подкидывайте малыша вверх, обычно это вызывает смех и громкие возгласы.

Если ребенку не нравятся такие игры и он выражает беспокойство при подкидывании его вверх, не настаивайте.

  • «Лепетный диалог» Имитируйте лепет ребенка, стараясь при этом как можно полнее воспроизводить темп, тембр и высоту детской речи. Используйте так называемый лепетный диалог с ребенком, то есть повторяйте за ним все его звуки, делая при этом паузы, чтобы малыш в свою очередь мог повторить их уже за вами. Во время лепетного диалога обязательно привлекайте внимание ребенка к своему к лицу, произнося слоги с губными и переднеязычными звуками: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», при этом вы можете пальцем указать на свои губы.
  • Кто как голос подает?

Рассмотрите картинки и попросите ребенка: «покажи, где кошка. Кошка говорит: «МЯУ». Давай вместе скажем: «МЯУ». Если ребенку вместо «МЯУ» удастся произнести «МЯ» или «МЬ», это очень хорошо, обязательно похвалите его: «Да, молодец. «МЯУ!»». Затем переходите к другой картинке: «Посмотри – цыпленок. Давай скажем: «ПИ-ПИ». Далее: «МЕ-МЕ», «МУ-МУ», «АВ-АВ», «КУ-КУ», «ГА-ГА», «КО-КО». «ИГО-ГО», «ТИНЬ-ТИНЬ», «КАР-КАР», «УФ-УФ».  

  • Повтори

Рассматривая с ребенком картинки, задавайте ему вопросы: «Где часики? Покажи. Как часики идут? Давай скажем: «Тик-так»». Затем: «самолет летит: у-у-у», «колокольчик звенит: динь-динь», «поезд едет: ту-ту», «дождь капает: кап-кап», «лошадка скачет: цок-цок», «барабан стучит: бом-бом», «лягушка квакает: ква-ква», «воробей клюет: клю-клю», «поросенок хрюкает: хрю-хрю», «позовем голубя: гули-гуля», «погремушка гремит: дон-дон».

  • Расскажи историю

Расскажите вместе с ребенком историю про мальчика Колю (имя ребенка). Рассматривайте картинки и читайте короткие фразы, побуждая малыша повторять за вами выделенные слова. Произносите эти звукоподражания каждый раз, когда общаетесь с ребенком: «Коля идет гулять: топ-топ. Коля качается: кач-кач. Коля играет на дудочке: ду-ду-ду. Коля возит машинку: би-би. Коля пришел домой: тук-тук. Мама, открой дверь. Коля моет ручки. Водичка льется: с-с-с. Коля кушает: ам-ам, ням-ням. Коля спит: баю-бай».

  • Дай…на

Этап введения в речь ребенка таких слов, как «дай» и «на». Зная их ребенок сможет построить простые фразы, например: «Мама, дай. Тетя, дай», «На би-би»  и т.д.

Предложите ребенку поиграть в игру «Дай игрушку». Разложите перед ребенком 3-4 игрушки, которые он может назвать, например машинка – «би-би», кукла – «ля-ля», мышка – «пи-пи», поезд – «ту-ту».

Попросите ребенка дать вам игрушку: «Маша, дай куклу, дай ля-ля». Ребенок дает куклу и старается вместе с вами произнести: «На, на ля-ля». На данном этапе все слова произносятся в именительном падеже, т.е. не «Дай ля-лю», а «Дай ля-ля».

Затем вы с ребенком меняетесь ролями. Ребенок (вместе с вами) произносит: «Дай би-би». Вы даете машинку и говорите: «На би-би».

Заключительный вариант игры – перед ребенком разложены не игрушки, а их изображения (картинки).

  1. Двухсложные слова из прямых слогов.

На следующем этапе ребенка учим произносить слова из двух слогов:

  • Кто это? Проговариваем сначала один слог, а потом другой. Проще начинать со слов с одинаковыми слогами: мама, папа, баба, тата, ляля, няня.
  • Как тебя зовут? Попросите ребенка сказать «А», а затем «НЯ». Скажите, прохлопывая слоги: «А-НЯ». Вначале ребенок будет произносить имена с большой паузой: «А» - пауза – «НЯ». Это нормально. У ребят словесная память еще недостаточно развита, им пока сложно запоминать и произносить два слога подряд. С каждым повторением пауза между слогами будет сокращаться, скоро ребенок сможет сам, без вашей помощи, произнести имена из двух слогов: Аня, Ваня, Таня, Оля, Коля, Толя.
  • Назови по именам Отрабатываем имена на сюжетной картинке. Рассмотрите с ребенком  картинку. В произвольном порядке показывайте на изображения детей и называйте их по именам: «Маша. Повтори: Ма-ша». Подобным образом отрабатывается остальной материал. Используйте имена: Паша, Даша, Ася, Вася, Галя, Вова.
  • Назови, кто это К уже отработанному речевому материалу прибавляем слова «ЭТО», «ВОТ» или «ТУТ» (в зависимости от того, что у малыша лучше получается). Таким образом, соединив указательное слово с существительным, ребенок произносит фразу!

Это (тут, вот) Аня. Это Вова. Это баба. Баба Таня. Это деда. Деда Ваня. Это мама. Мама Катя. Это папа. Папа Дима. Это киса. Киса Муся.

  • Скажи: это… Рассмотрев вместе с ребенком картинки, попросите его: «Найди, где КОЗА». После того как ребенок показал нужную картинку, продолжайте: «Правильно, это КОЗА. Давай скажем вместе: «КО-ЗА» (ВОДА, ВАТА, ВАЗА, ДЫНЯ, СОВА, НОТА, МЫЛО, ЧАСЫ, МУХА, ЛИСА, РОЗА). Когда ребенок сможет легко произносить слово из двух слогов, включайте это слово в фразу: «ЭТО ВО-ДА», «ЭТО ВА-ЗА» и т.д.  
  • Расскажи по картинке Рассматриваем картинку и проговариваем: «Вот Аня. Вот Коля. Дети в лесу. Тут сова. (Находим, показываем.) А тут кто? (Показываем на уши зайца.) Тут заяц (возможны варианты произношения: «зая» или «зайка»)». 
  • Кого (чего) нет Игра начинается с двух картинок, остальные пока закрываются бумагой. Назовите с ребенком, что изображено на картинках: «ЭТО КОСА. ЭТО БАБА». После этого предложите ребенку отвернуться, а сами закройте одну картинку. Спросите: «Кого нет?». Далее аналогично проигрывается с другой парой картинок. Затем увеличивается количество картинок от 3-6. (Слова: коса, баба, туча, лиса, юла, часы).

  1. Односложные слова.

Следующий этап – произнесение слов, состоящих из одного закрытого слога. Трудность этого этапа заключается в том, что последний звук в слове для ребенка будет равен еще одному слогу.

  • Что это? Чтобы сказать слово «МАК», ребенок произносит: «МА» - пауза – «К». Это естественный процесс. Пройдет немного времени, и ребенок научится произносить целиком слова из одного закрытого слога. Слова: бак, рак, лук, дом, кот, гусь, конь, пес, сок, лес, мяч, дым.
  • Скажи, что делать Ребенок учится говорить фразы, состоящие из имени собственного и глагола повелительного наклонения: Оля, кати. Ляля, лови. Тата, иди. Ната, мой. Коля, спи. Толя, неси. Дима, беги. Ваня, плыви.
  • Расскажи сказку «Теремок» Это адаптированная сказка, которую ребенку предстоит не только послушать, но и рассказать с небольшой помощью взрослого. Читайте сказку и просите ребенка повторять за вами выделенные фразы.

Вот дом. Вот мышка: «Пи-пи». Мышка стучится: «Тук-тук. Кто туту? Я буду тут жить». И стала мышка жить в теремочке. Идет лягушка: «Ква-ква. Тук-тук. Кто тут живет?»  - «Я мышка. А ты кто?» - «Я лягушка». – «Иди в дом». И стали мышка и лягушка жить вместе. Идет зайка: «Тук-тук. Кто тут?» - «Я – мышка». – «Я – лягушка. А ты кто?» - «Я зайка», - «Иди к нам». И стали мышка, лягушка и зайка жить вместе. Идет лиса: «Тук-тук. Кто тут?» - «Я – мышка». – «Я – лягушка». – «Я – зайка. А ты кто?» - «Я лиса». – «Иди к нам». И стали они жить вместе. Идет волк: «Тук-тук. Кто тут?» – «Я – мышка». -  «Я – лягушка». – «Я – зайка». -  «Я – лиса. А ты кто?» - «Я волк». – «Иди к нам». Идет мишка: «Тук-тук. Кто тут?» – «Я – мышка». -  «Я – лягушка». – «Я – зайка». -  «Я – лиса». – «Я – волк. А ты кто?» - «Я мишка». – «Иди к нам». Стал мишка в домик забираться, домик сломался. Мышка, лягушка, зайка, лиса, волк убежали. Надо строить новый дом. И все звери вместе построили новый теремок.

  1. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

Трудность этого этапа заключается в появлении согласного звука в середине слова, который на первых порах ребенок не слышит.

  • Назови Не волнуйтесь, если он будет опускать согласный звук в середине слова, произнося вместо «банка» слово «бака». На первых порах это вполне допустимо. Произносите слова как можно четче, и постепенно ребенок научится говорить их правильно. Слова: банка, юбка, ветка, утка, нитки, тыква, майка, окно, письмо, коньки, такси, ванна.
  • Расскажи историю «Наша Аня»  Рассмотрите картинки, и рассказывая о том что нарисовано на картинках, составляйте рассказ об Ане: «Это Аня. Это мама. Аня, вот юбка. Надень. Вот кофта. Надень, Аня. Вот шуба. Надень, Аня. Вот шарф. Надень, Аня. Вот шапка. Надень, Аня. Пока – пока, Аня. Иди гулять».
  • Что делает? При работе над материалом старайтесь, чтобы ребенок четко произносил конечный согласный звук «Т». Сначала потренируйтесь произносить только глаголы, а затем всю фразу целиком. Например: «Идет», «Маша идет», «Маша идет гулять». Фразы: Даша моет руки. Костя поет: «ля-ля-ля». Вика возит куклу. Витя несет сумку. Митя едет. Зина льет воду. Аня пишет.
  • Расскажи сказку «Репка» Читайте сказку и просите ребенка повторять за вами выделенные фразы: «Это дед. Это репа большая. Дед подумал: «Надо репу вытянуть». Дед тянет репу. Тянет-потянет, вытянуть не может. Зовет дед бабку: «Баба, иди помоги. Надо репу вытянуть». Баба тянет. Дед тянет. Вытянуть не могут. Зовет бабка внучку Катю: «Катя, иди помоги. Надо репу вытянуть». Катя тянет, баба тянет, дед тянет. Вытянуть не могут. Позвала  Катя собаку Пушка: «Пушок, иди помоги». Пушок тянет репу, Катя тянет репу, баба тянет, дед тянет. Но вытянуть не могут. Позвал Пушок кошку Машку: «Машка, иди помоги». Кошка Машка тянет репу, пес Пушок тянет репу. Катя тянет. Баба тянет. Дед тянет. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Зовут мышку: «Мышка, иди помоги». Ышка тянет репу, кошка Машка тянет репу, пес Пушок тянет репу, Катя тянет репу. Баба тянет.  Дед тянет. Вытянули репу! Вот так репа!

  1. Двухсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога.
  • Назови Взрослый с ребенком показывают и называют предметы: лимон, банан, вагон, парус, утюг, петух, паук, ковер, комар, совок, мешок, диван.
  • Сюжетные картинки  Рассмотрите с ребенком картинки. Прочитайте предложения и попросите ребенка повторить за вами выделенные фразы: «Это Маша. Это Петя. Маша и Петя идут гулять. У Маши кукла. У Пети совок». Петя играет в песок. Маша качает куклу.

Это кукла. Кукла Сима. Кукла упала. У куклы болит ухо, болит рука, болит нога. Пришла девочка Аня: «На, Сима, ешь пирог, пей сок». Кукла поела пирога, выпила соку и поправилась. Не болит у Симы ухо, не болит рука, не болит нога. «Спасибо, Аня».

  1. Двухсложные слова, состоящие из двух закрытых слогов.
  • Назови, что это Сначала рассмотрите с ребенком картинки и произнесите их названия, например: «Дождик, кактус» ит.д. Затем попробуйте сказать фразы. Легкий вариант – добавляем к названию указательное слово: «Это дождик». Сложный вариант – название + глагол: «Дождик идет». Фразы: мальчик упал, чайник кипит, кактус растет, фартук висит, дельфин плывет.
  • Найди пару  Рассмотрите с ребенком картинки, проговорите их названия. К каждой картинке из левой части последовательно подберите такую же картинку из правой части.
  • Расскажи историю Рассмотрите с ребенком картинки. Прочитайте ребенку предложения, а затем вместе расскажите историю по картинкам: «Это Боря и Лиза. Дети пошли в лес. Боря нашел орех. Лиза нашла гриб. На, белка, орех. На, белка, гриб».

  1. Трехсложные слова.
  • Назови Взрослый с ребенком показывают и называют предметы: колобок, самолет, помидор, ананас, попугай, молоток, бегемот, барабан, телефон, чемодан, парашют, паровоз.
  • Расскажи сказку «Колобок» Читайте сказку и просите ребенка повторять за вами выделенные фразы: «Это дед. Это баба. Дед просит бабу: «Баба, испеки колобок». Стала баба колобок печь. Печет и поет: «Я пеку-пеку-пеку. Колобок я испеку. На окно я положу и дедуле покажу». Сидел колобок, сидел. Потом прыг – и убежал. Тут зайка идет: «Колобок, я тебя съем». – «Нет, зайка, не надо. Я тебе песенку спою: - Я – колобок. Я от бабы ушел. Я от деда ушел. И от тебя уйду». Катится колобок. Видит – волк идет. «Колобок, я тебя съем». – «Не надо, волк. Я тебе песенку спою:  - Я – колобок. Я от бабы ушел. Я от деда ушел. Я от зайки ушел. И от тебя уйду». Катится колобок. Видит – мишка идет. «Колобок, я тебя съем». – «Не надо, мишка. Я тебе песенку спою:  - Я – колобок. Я от бабы ушел. Я от деда ушел. Я от зайки ушел. Я от волка ушел. И от тебя уйду». Катится колобок. Видит – лиса идет. «Колобок, я тебя съем». – «Нельзя, лиса. Я тебе песенку спою:  - Я – колобок. Я от бабы ушел. Я от деда ушел. Я от зайки ушел. Я от волка ушел. Я от мишки ушел. И от тебя уйду». Лиса говорит: «Колобок, я плохо слышу. Сядь на мой нос. Спой песню». Колобок сел на нос лисы. А лиса – ам! – и съела колобка.
  • Трехсложные слова со стечением согласных  Взрослый с ребенком показывают и называют предметы: яблоко, конфета, колбаса, шахматы, капуста, девочка, иголка, валенки, улитка, кукушка, удочка, ботинки.

Список литературы

Батяева С.В., Савостьянова Е.В.  Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Москва. «Просвещение» 2003г.

Краузе Е.Н. Логопедия. Санкт – Петербург. Кона принт, 2006г.

Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Метод. пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.

Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под. Ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.

Стребелева Е.А.   Коррекционно - развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект индивидуальной программы "Развитие музыкально-ритмических движений одаренного ребенка"

Проект  идивидуальной программы с одаренными детьми, включает еще и презентацию к проекту....

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья

примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...

Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы по логопедии

Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы по логопедииФамилия, имя ребёнка: …..ОУ: МАДОУ д/с № … «…»Группа: Старшая «…» группа.Заключение:…Цель программы: Исправить дефекты речи.Задач...

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы на 2017-2018 учебный год

В данной программе отражены основные этапы коррекционной работы учителя-логопеда на учебный год с ребенком подготовительной к школе группы....

Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы с гиперактивным ребёнком.

Постоянно усиливающееся влияние отрицательных факторов окружающей среды на организм ребенка часто приводит к осложнениям его психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы....

Индивидуальная программа по коррекции речевого развития у ребенка с общим недоразвитием речи при ринолалии

В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с  ринолалией в групп...