ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по развитию речи на тему

Бессонова Наталья Борисовна

Статья о значении игры для коррекции речевого развития детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.  

                                                                     Н. Б. Бессонова, учитель – логопед,

                                                                 МБДОУ г. Иркутска  детский сад № 179

Игра – это огромное светлое окно, через которое в   духовный мир  ребёнка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

                                                          Сухомлинский В. А.

        «Что наша жизнь? Игра». [Герман. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»]. И действительно, человек всю свою жизнь играет, выполняя любую работу, проживая свою жизнь, просчитывает её на «несколько ходов вперёд».      

Сам термин «игра» на разных языках соответствует понятиям о шутке и хохоте, лёгкости и удовольствии и показывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.  Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная либо ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая ситуация”.

Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех сторон жизнедеятельности коллектива. Это ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благопритные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игровых действий ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Необходимым компонентом общения является речь. Для детей, имеющих какие – либо речевые нарушения, общение значительно затруднено, так как окружающие не понимают ребёнка. При этом общение сводится к минимуму или же ребёнок практически отказывается от вербального общения с незнакомыми людьми, кроме этого снижается познавательная активность. Следовательно любое нарушение речевого развития отрицательно сказывается на деятельности и поведении ребёнка и на формировании личности в целом. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный писатель Джанни Родари писал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».  

Развивающее значение игры многообразно, она обладает важнейшей особенностью, отличающей её от других видов деятельности. В игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные и ролевые замещения. Во время игры детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, дети постоянно вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому общение наиболее мотивированно и естественно.

Говоря об игре необходимо помнить, что игры бывают разных видов: Дидактические, подвижные, настольно – печатные, сюжетно – ролевые, театрализованные и т.д. Каждый из этих видов игры имеет своё значение для речевого развития дошкольников. Развитие речи происходит не только и не столько на специально организованных занятиях, а в процессе всей жизнедеятельности дошкольников, поэтому включая детей в различные игры, необходимо помнить о том, что ребёнок играя, должен проговаривать свои действия, общаться с другими детьми или взрослыми. Даже складывая мозаику или пазлы, дети стараются рассказать о том, что они сделали или показать, что у них получилось, если этого не происходит, то необходимо ребёнка вызвать на контакт, поинтересоваться, что он делает, что получилось или получится, помочь ребёнку сформулировать свой ответ, предложить продолжить игру и сделать что – нибудь ещё. Ребёнок охотнее идёт на контакт, если видит неподдельный интерес к его игре.

       Активизировать речевое развитие  нам помогает  вовлечение детей в игровую    деятельность. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка.          Речевые игры являются важным направлением в речевом развитии. Их необходимо использовать уже в младшем возрасте. Эти игры предусматривают всестороннее речевое развитие детей в соответствии с возрастными физиологическими особенностями.

 Развитие речи у  младших дошкольников происходит очень быстро:   активно пополняется словарный запас, улучшается звуковая сторона речи, фразы становятся более развёрнутыми. В этом возрасте у детей начинает появляться и особый интерес к словам. Они пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение, создают свои слова. Дети обращают внимание на звуковое оформление слов.  Они воспринимают слово как смысловую единицу речи, со словом соотносят конкретный предмет, качество предмета, действие, которое с ними совершают. В среднем и старшем дошкольном возрасте проиходит дальнейшее совершенствование речи: значительно обогащается словарь, формируется грамматический строй речи и развивается связная речь. Введение заданий на формирование этих сторон речи  в игровую ситуацию во многом облегчает и ускоряет процесс овладения речевыми компонентами. «Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка». М. Горький. На занятиях мы  активно используем следующие речевые игры: «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот»; «Цепочка слов»; «У кого кто?»; «Чей хвост?»;  «Карлики и великаны»;  «Предложение рассыпалось»; «Один – много»; «Какой? Какая? Какое»;  «Когда это бывает?»; «Кто в домике живет?»; «Четвертый лишний»; «Расскажи сказку»; «Назови одним словом»; «Угадай по описанию»; «Чудесный мешочек» и т. д.

Кроме речевых игр в своей работе уделяем большое внимание дидактическим, настольно – печатным, сюжетно – ролевым и театрализованным играм.

       Театрализованные игры имеют очень важное значение для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя,игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

    Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Участвуя втеатрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы,перевоплощаются в него. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой – либо готовый литературный материал.

          Главная особеность этих игр в том, что ребёнок обучается незаметно для самого себя, он артист и учится публично говорить и действовать.

          Но не следует думать, что участвуя в различных играх, ребёнок сразу же начнёт использовать в своей речи морфологически, грамматически и синтаксически правильные конструкции, свойственные речи взрослого: это происходит постепенно и длительно, но освоение их осуществляется самозабвенно и творчески. «Ребёнок – труженик слова. Овладение речью – одно из величайших чудес детской психической жизни», - так, восхищаясь лингвистическим мастерством ребёнка, писал К. И. Чуковский.

                                      Литература.

  1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  2. Белая К. Ю., Сотникова В. М. Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 336 с.
  3. Бочкарёва Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М.,  «КНОРУС», 2007.
  4. Гербова В. В. Учусь говорить: Метод.  рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение 2000.
  5. Горбушина Л. А., Николичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005.
  6. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа./ Автор – сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
  7. Краснощёкова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – 2007 – 251 с.
  8. Менджерицкая Д. В. Игра – драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994.
  9. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Пособие для воспитателей детского сада. - М. «Пресс», 2004.
  10. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Изд. 6–е. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 382с.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...

«Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....

Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"

Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....

«Игры по познавательно – речевому развитию детей дошкольного возраста дома»

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательно – речевой сферы деятельности детей во взаимодействии с родителями». В материале представлен совместный проект с родителями, а также игры по познав...

«Художественно-развивающие игры, как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в своб...

Методическая разработка. «Пальчиковые игры как основа речевого развития детей дошкольного возраста»

Актуальность. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», – писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремить...

«Театрализованная деятельность в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста»

Главная мысль сказки в том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людми, и рассказывать им о себе. Основная идея в том, что дети не должны ходить в лес одни....