Конспект логопедического занятия на районный конкурс " Воспитатель года 2018."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Живаева Елена Николаевна

Данное занятие было подготовлено к  конкурсу " Воспитатель года 2018." В ходе занятия дети выполняли самомассаж, логопедическую распевку делали под песню Queen- We will rock you, повторили домашних животных, названия их жилищ и чем фермер кормит своих животных. Динамическая пауза проводилась с движениями и с пропеванием слов, а в практической части занятия дети наносили на шаблоны животных клеем ПВА  пятнышки, полоски, " закрашивали" копыта, рога... а затем посыпали манкой. В конце занятия мы " заселяли " нашу ферму животными и раскладывали для них соответствующие корма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_zanyatie_gotovoe_.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                Логопедическое занятие на тему

« Ферма. Домашние животные.»

(старшая группа)

Цель: развитие мелкой моторики детей, отработка чёткого произношения слогов, слов одновременно с движениями, способствовать обогащению словаря и развитие грамматической стороны речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнение, обобщение и расширение знаний детей по теме «Ферма. Домашние животные», уточнение обобщающего понятия «домашние животные»; формирование навыка составления монологического высказывания из 2-3 предложений, учить согласовывать имена существительные с числительными, упражнять в употреблении имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; познакомить детей со словами, обозначающими животных разного рода

Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику руки детей; формировать динамическую организацию двигательного акта: координацию, переключаемость движений

Воспитательные: воспитание умения у детей выполнять задания до конца; воспитывать умение слушать своих товарищей, продолжать упражнять детей в ответах полными предложениями.

Оборудование для детей: шаблоны животных, клеёнки по количеству детей, тарелочки с манной крупой на каждого ребёнка, клей ПВА на каждого ребёнка, салфетки влажные на каждого ребёнка, интерактивный плакат.

Оборудование для логопеда: шаблон животного, ноутбук, звёздочки по количеству детей, дидактическая игра «Один-много» (игра с прищепками), картинки с разными видами корма для животных (трава, зерно, яблоки, картошка, миска с молоком, косточка).

Демонстрационный материал: шаблоны  животных, интерактивный плакат, картинки детёнышей животных.

Словарная работа. Номинативная лексика: названия домашних животных и их жилищ (козлёнок, ягнёнок, селезень, конь, кобыла, бык, боров, жеребёнок; конюшня, свинарник, коровник, птичник, конура, хлев), скотина, корма, сено, солома, кости, мясо, молоко, ферма, фермер.

Предикативная лексика: заботится, ухаживает, заготавливает, мяукает, лает, хрюкает, ржёт, мычит, блеет, кудахчет.

                             Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, приветствуют гостей и рассаживаются за столы. 

Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться, размяться. Сделаем сейчас самомассаж рук и лица.

-Ручки растираем и разогреваем (растирание ладоней с обеих сторон).

-И лицо теплом своим мы умываем (имитация движений умывания лица).

-Грабельки сгребают все плохие мысли (кончиками пальцев движение от середины лба к вискам).

-Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин ладошками).

-И вперёд сгибаем (сгибание ушных раковин вперед).

-А потом уходим пальцами на щёчки (кончиками пальцев разминают щёчки круговыми движениями).

-Губки разминаем, чтобы улыбались (большим и указательным пальцем разминают сначала нижнюю, потом верхнюю губу).

-Уголками губ мы щёчки поднимаем (средними пальцами рук по очереди приподнимают то правый, левый уголок рта).

-А потом от носа мы к губам спускаемся (спиралевидными  движениями средних пальцев рук опускаются от крыльев носа к уголкам рта).

-Губки мы смыкаем (плотно смыкают губы и затем открывают рот).

-И язычок мы пожуём (покусывание языка зубами).

 (Дети вместе с логопедом выполняют.)

  1. Изучение нового материала.

-  Вводная беседа на тему: «Ферма. Домашние животные».

Логопед: Дети, сегодня поговорим с вами о ферме и о тех, кто живёт на там. Скажите пожалуйста,  для кого ферма является домом, кто  живёт на ферме, как вы думаете?

Дети: Корова, собаки, куры, поросята ……

Логопед: Как можно одним словом назвать животных, которые  живут на ферме?

Дети:  домашние животные.

Логопед:  Почему  их так называют?  Отвечаем полными предложениями.

Дети: Их называют домашними животными, потому что они живут рядом с человеком. Люди за ними ухаживают, они их кормят, поют, заготавливают для них корма…

Логопед. Всё верно. А как называют людей, которые работают на ферме, ухаживают за животными?

Дети: фермеры

Логопед: Верно.  Фермеры  выращивают скотину, обрабатывают поля и засеивают их, собирают урожай. Повторим все вместе новое слово, оно нам сегодня пригодится на занятии - фермеры. Вот и у нас появилась своя небольшая ферма, посмотрите какая она (обратить внимание детей на интерактивный плакат с изображением фермы). Есть здесь и поля, и луга, и постройки для скотины, но вот только мало животных в загонах, конюшнях, да и грустные они… Предлагаю сейчас поиграть в игру «Мама, папа и детёныш» (см. Приложение № 1).

Я показываю вам картинку животного, о котором будем говорить. Например: цыплёнок, его мама курица, а папа петух. Вам понятно, как нужно отвечать?       (Показываю картинки жеребёнка, щенка, котёнка, поросёнка, утёнка, цыплёнка, козлёнка, ягнёнка). Скажите, что они делают, когда издают звуки? (кудахчет, мычит, ржёт, блеет, крякает, хрюкает; (см. Приложение № 2).

Молодцы, для первого раза вы хорошо справились с заданием. А сейчас предлагаю сделать нам распевку про животных  и порадовать  всех обитателей фермы.

  1. Логопедическая распевка с элементами логоритмики.

Жа-жа-жа-мы в лесу нашли ежа.

Жу-жу-жу-дали яблоко ежу.

Же-же-же- ёжик съел его уже.

Жи-жи-жи- нам животик покажи.

Ко-ко-ко-курочке сказать легко.

Ца-ца-ца- стоит белая овца.

Бе-бе-бе- чётко блеет в тишине.

Мур-мур-мур- мурлыка-кошка.

Гав-гав-гав- лает дворняжка.

Му-му-му- привезли меня на ферму.

Ра-ра-ра - я кричу с тобой ура.

  1. Практическая часть.

Логопед.  Замечательно у нас получилось. Распевочку мы сделали, животных повеселили. Но нашим животным не хватает друзей.  Давайте поможем фермеру обзавестись новой скотиной, а для тех, кто там уже живёт- друзьями. Для этого нам понадобится: клеёнка, шаблон животного, клей, манка и салфетка, чтоб вытирать руки. У всех всё есть? Замечательно. У каждого свой шаблон животного, который вы должны сделать узнаваемым, красивым с помощью клея и манки. Клеем отмечаете у животного, например, рога, копыта или пятнышки на теле. Затем очень хорошо посыпаем манкой, густо и оставляем подсыхать. Всё понятно? Тогда  приступаем к работе (звучит фоновая музыка).

(Логопед находится рядом с детьми на случай, если надо помочь, подсказать.)

Логопед: Молодцы, хорошо поработали, отложили в сторону свои шаблоны. Сейчас вы по очереди расскажите: какое животное у вас было; что вы о нём знаете; чем оно питается? Только постарайтесь, что бы предложения были полными.

Предполагаемые ответы детей (дети отвечают сидя).

Кирилл: У меня была корова. Это домашнее животное и питается она зерном, травой. А жить она будет в коровнике.

Полина: А у меня коза. Она живёт в хлеву и кушает травку, пьёт воду.

Рината: Мне досталась кошка. Она ест рыбу и пьёт молоко.

Аналогично опрашиваются все дети.

Логопед. Какие же вы молодцы! Давайте немного разомнёмся сейчас.

  1. Динамическая пауза, с элементами логоритмики.

         (см. Приложение № 6)

  1. Закрепление изученного  материала.

           Работа с интерактивным плакатом.

Логопед: а теперь мы должны расселить наших животных по местам, кто где живёт на ферме- в свинарнике, коровнике, хлеву или конюшне и какой корм они любят. Подходим по очереди к плакату и говорим, кого и куда помещаете. А ещё прикрепляйте картинки с тем кормом, который едят животные (показываю, где находятся картинки с изображением корма; см. Приложение № 3).

Амир: У меня свинья и она живёт в свинарнике. А кормят её яблоками, картошкой

Динар: Моя лошадь будет жить в конюшне. Кормить её будут зерном, травой.

Все дети размещают своих животных, корм и проговаривают предложения.

Логопед: Вот ребята, нашим животным мы добавили друзей, рассказали полными предложениями о том месте, где они живут (об их домах) и о том, кто, что ест.

Давайте теперь вместе проговорим предложения, кто где живёт. ( Дети договаривают предложения, начатые логопедом)

- Корова живёт в…

-Конь живёт в…

-Куры и селезни живут…

Аналогично проговариваем по всем животным.

Замечательно у нас всё получилось. А в качестве поощрения предлагаю вам игру «Один-много». Согласны ещё поиграть?

Дети: Да

Подходим к столу, берём по одной прищепке и по очереди называем изображённого животного, открываем прищепку, смотрим на цифру написанную и говорим про этого же животного, но во множественном числе. (см. Приложение №)

А как ласково можно назвать твоего животного? (вопрос задаётся каждому ребёнку; см. Приложение №  ).

Какие же вы у меня молодцы, справились и с этим заданием на отлично!

  1. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Логопед: Чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам запомнилось, понравилось больше всего  из того, что мы делали?  Как вы думаете, получилось у нас с вами заполнить ферму животными? Кому мы так помогли?

Вы все сегодня работали хорошо, Молодцы.  И поэтому каждый получает от меня вот такую звездочку. Молодцы. А нашим гостям мы бы хотели на память подарить небольшие сувениры-шнуровки.

Спасибо вам за внимание.

     Приложение.

                               Приложение № 1. Игра «Мама, папа и детёныш».

Цель: познакомить детей с названиями животных мужского и женского рода, повторить и закрепить уже имеющиеся знания о названиях животных и их детёнышей.

Номинативная лексика: жеребёнок, кобылица, конь, селезень, боров, пёс, кот, бык, ягнёнок, баран, овца, коза, козёл.

Краткое содержание.

Логопед показывает картинку с цыплёнком и даёт образец высказывания: детёныш- цыплёнок, его мама-курица, а папа- петух. Аналогично по всем картинкам.

                        Приложение № 2. «Кто что делает, когда издаёт звуки».

Цель: расширение и активизация глагольного словаря детей, ознакомление с новыми словами действиями.

Предикативная лексика: лает, хрюкает, мычит, ржёт, блеет, мяукает, кудахчет, крякает, гогочет.

Краткое содержание.

Каждое животное издаёт какие-то звуки: мяу-мяу-что делает кошка? (мяучит). А собака лает, овца и коза- они блеют. Лошадь ржёт, а собака ……

Подобным образом проговариваем по всем известным домашним животным и птицам.

                           Приложение № 3. «Накорми животных».

Цель: активизация номинативного словаря детей, уточнение знаний о том, чем кормят домашних животных.

Номинативный словарь: сено, жмых, кости, молоко, мясо, зерно, овёс, рыба, трава, картошка, очистки овощные.

Краткое содержание: нам нужно накормить каждого животного, а для этого мы должны знать, кто чем питается. Выбираем любого животного и выбираем из этих картинок, то чем можно накормить его.

Приложение № 4. Игра с прищепками «Один -много».

Цель: отработка «пинцетного захвата» пальцами, упражнять в согласовании имён существительных с числительными от одного до десяти.

Краткое содержание.

Про одного и того же животного можно сказать в единственном (когда он один) и во множественном числе  (когда их много). Посмотрите на картинку: один крот- девять кротов теперь ваша очередь: одна корова – пять коров, одна утка –три утки…

Приложение № 5.  «Назови ласково».

Цель: упражнять детей в употреблении имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Краткое содержание.

Всем и каждому нравится, когда их называют ласково и животным тоже. Вот мы и потренируемся сейчас в этом. Я вам буду называть животного, а вы называете его ласково, по очереди: курица –курочка, собака – собачка, лошадь – лошадка, кошка – кошечка

Приложение № 6. Динамическая пауза под музыку

с элементами логоритмики.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах,

На шее.  на локтях,

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:

                                                                      На лбу, ушах,

                                                                                 На шее.  на локтях,

Есть на носах, на животах,

                                                                                Коленях и носках.

У котят есть шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котят есть шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде:

На лбу, ушах,

На шее.  на локтях,

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде:

На лбу, ушах,

На шее.  на локтях,

 Есть на носах, на животах,

Коленях и носках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - путешествие по пожарной безопасности для детей старшей группы. Представленное мной на районном конкурсе «Воспитатель года -2012» «Юные пожарные спешат на помощь»

Занятие - путешествие по  пожарной безопасности для детей старшей группы. Представленное мной на районном конкурсе «Воспитатель года -2012»«Юные пожарные спешат на помощь» ЦЕЛЬ: Формировать ...

Эссе "Я - воспитатель" Сочинение на районный конкурс "Воспитатель года - 2016"

В эссе раскрывается мотивация выбора профессии воспитателя, понимание миссии педагога, смысла собственного профессионального развития....

Методический материал к районному конкурсу "Воспитатель года - 2018"

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Я убеждена, что в  основе этого лежит развитие нравственных чувств, и для того, чтобы слова «Я люблю свою...

Конструкт НОД (открытое занятие) к конкурсу "Воспитатель года 2018"

Закрепить знания в области дифференциации звуков у ребят хотелось ярко и необычно. В занятиях по развитию речи использовала в работе "Звуковые  замки", выходя на незнакомую аудиторию мн...

Конспект интегрированного занятия - по здоровьесбережению в подготовительной группе на тему: « Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу» воспитатель Кобзаренко С.Г. Районный конкурс "Воспитатель года 2019"

Здоровый образ жизни,  правила личной гигиены;  полезные продукты, витамины, свойства воздуха с опорой на исследовательские действия.Презентация к занятию....

Сценарий учебного занятия "Путешествие во вселенную" для участия в районном конкурсе "Воспитатель года 2019г"

Познавательное занятие для детей подготовительной группы. Развитие мышления ( образное, логическое, пространственное воображение, ориентировка на листе бумаги), воспитывать любознательность, активност...

Конспект открытого занятия на окружной конкурс "Воспитатель года 2022" тема: "Магнит и его свойства"

Цель: Расширение знаний детей о магните и некоторых его свойствах;Задачи:1.познакомить детей с понятием магнит и его свойствами. 2.формировать умение детей устанавливать причинно-следственные свя...