Речевая карта
консультация по логопедии по теме
Пример заполнения речевой карты на воспитанника с ОНР III с дизартрическим компонентом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевая карта (ОНР III) | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма № 2
Форма № 2
Утверждено Департаментом
образования г. Москвы
«27» июля 2010 г.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «13» марта2018г.
Фамилия, имя ребенка Тащилин Кирилл Возраст 4 года
Родители (законные представители) Тащилина Екатерина Александровна
1.Общие представления ребенка об окружающем мире
Обеднённые представления об окружающем мире;
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий («Строитель»-«Человек строит»). Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Пользуется только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Ошибки в согласовании числительного с существительными всех трёх родов («пять пальцо/в» - пять па/льцев)
Системная организация словаря (ассоциативные связи)
Системная организация словаря находится на уровне установления первичных звуковых («матрёшка,-кошка, окошко»-«матрёшка- «вон стоит», ситуативных («корова-молоко, бабушка, деревня»- «коза- «с рогами», «ме»); понятийных обусловленных связей («собака-домашнее животное, друг человека»- «кошка- «мяукает». В лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено на понятийном уровне («стрелки»-«часы»). Ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Не знает названий цвета предмета, его формы, размера
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Уровень сформированности грамматической компетенции ниже возрастной нормы.
Словоизменительные навыки и умения
В речи наблюдается словоизменительные ошибки. Пропуски предлогов («Девоцька подосла столу»), Согласовании частей речи («Коска вылезла под шкаф», «Безали два собаки»)
Словообразовательные навыки и умения.
В речи наблюдается трудности усвоения нерегулярных словообразовательных моделей. (Назови человека, который водит машину. Вместо «шофёр»-«дядя»). Не всегда называет глаголы («вымыли пол» вместо «вымыли»- «он мокрый»). Затрудняется при образовании уменьшительно-ласкательных прилагательных (локоть- локоток «локтик», ведро –ведёрко «вёдресько»).
Синтаксические навыки и умения
В речи наблюдаются затруднения при построении сложносочинённых предложений с причинно-следственной или временной связью. Преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. При пересказе предложенного текста затрудняется в построении предложения . (Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. «Илюса лыбалка посёл. Земя цельвяки копал посёл лецка»)
2.3. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции
Не соответствует возрастной норме. Наблюдается недифференцированное произнесение свистящих и шипящих звуков, замена звука «ш» на «сь». Замена звуков («..покатаюся, поваляюся по косточкам, по рёбрышкам..» (отрывок из речи Бабы Яги)-«..поттаюся, повайяюся тостоцкам, лёбыскам»).
Состояние фонематического слуха
Не сформирован: наблюдаются трудности различения твёрдых и мягких согласных. Звук «с», «ш» заменяет на «сь», звук «ч» на «ць» (чашка- «цяська», шляпа-«сяпа»).
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза
Нарушена: пропуски количества слогов при повторении слова за логопедом. Перестановка и замена звуков в слоге слова. Сокращение при стечении согласных в слове. (земля-«зеля», змея»-«зея»)
Звукопроизношение
Нарушено. Мягкий звук «с», заменяет звук «с» («сяпоги»), «ш» («сюба» вместо шуба), «щ» («сетка» вместо щетка); замена группы звуков более простыми по артикуляции. В разных словах отмечается замена одного и того же звука. (изолированно звук произносит верно)
| с | с’ | з | з’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | н | н’ | м | м’ | j | ||
1 | + |
| + |
|
|
|
|
|
| + | + |
|
| + |
|
|
|
| ||
2 |
| + |
| + |
|
| + | + |
|
|
|
|
|
| + | + | + |
| ||
3 |
|
|
|
| + | + |
|
| + |
|
| + | + |
|
|
|
| + | ||
| т | т’ | д | д’ | к | к’ | г | г’ | х | х’ | в | в’ | ф | ф’ | а | о | у | ы | э | и |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 – изолированно; 2 – в словах; 3 – в спонтанной речи
Просодическое оформление речи
Нарушено; речь интонационно не выразительна: Голос во время произнесения тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных или других персонажей). Ослаблен речевой выдох.
Темп речи ускорен.
Ритм речи нарушен: ускоренное произношение слов, слогов и звуков. Незначительное спотыкание.
2.4. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста
Понимает только основную информацию текста.
Продуцирование текста
Не может построить собственное высказывание на основе полученной визуальной информации; рассказ не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта частично; нарушена связность и логичность изложения.
При воспроизведении текста неправильно группирует предложения по смыслу. Возвращается к уже сказанному. Из 4-х предложенных картинок затрудняется сложить их в смысловой последовательности. Испытывает затруднения даже при наводящих вопросах.
Репродуцирование текста
Не может воспроизвести текст, воспринятый на слух; сюжетная линия нарушена; не сохраняет лексику оригинала.
3. Состояние речевого аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата
Отсутствуют передние верхние зубы аномалии языка (макроглоссия); аномалий уздечек верхней и нижней губы и языка не наблюдаются; расщелины губы, твёрдого и мягкого нёба не наблюдается, деформации челюсти нет, несмыкание губ.
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата
Отмечается неточность в выполнении заданий, не полный объём, неточность, синкинезии. Тонус мышц губ, дистоничен. нарушение функций мускулатуры языка 6 тонус мышц языка (атония). Мягкое нёбо малоподвижное.
Вегетативные расстройства : гиперсаливация (усиливающаяся в процессе речи), затруднение жевания твёрдой пищи.
3.3. Речевое дыхание и голосообразование
Нарушение ритма речевого дыхания. Дыхание поверхностное, верхнерёберного типа. Выдох укорочен, вдох неглубокий Голос тихий, писклявый. Наблюдается повышенная утомляемость.
4. Двигательное развитие
4.1. Основные двигательные навыки и состояние координаторной сферы
(Основные двигательные навыки сформированы недостаточно;
Наблюдаются нарушения первичной моторной функции: снижение силы, нарушения тонуса: дистония.
4.2. Моторные функции кистей и пальцев рук
(наблюдаются диспраксические расстройства :конструктивной деятельности ( не умеет пользоваться ножницами, плохо владеет ложкой);артикуляционного аппарата (оральная диспраксия (плохо расставляет слова в нужном порядке)). Графомоторная диспраксия (карандаш во время рисования удерживает неправильно, не ловко владеет навыками рисования.
5. Психологическая база речи
5.1. Вербальная память
объём вербальной памяти не достаточный для осуществления полноценной коммуникации : наблюдаются трудности актуализации слов, хранения и воспроизведения вербальной информации..
5.2. Речевое внимание
Не сформировано;
Наблюдаются трудности концетрации и распределения внимания при работе с вербальным материалом
5.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект)
Инертность, неустойчивость мыслительной деятельности. Непонимание смысла поговорок и загадок. (Какого предмета не хватает на картинке. Почему ты так думаешь?).
6. Дополнительная информация
6.1. Особенности раннего речевого развития. Первая речь в 3 года 6-7 месяцев (лепетание)
6.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Наблюдается скудный словарный запас у матери с большим количеством употребляемых диалектов. Некоммуникативность,
6.3. Особенности речевого поведения
Пассивность. Экспрессивная речь отстаёт от импрессивнойРаботоспособность снижена.
6.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) В норме.
6.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях: отсутствуют
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: общее недоразвитие речи III с дизартрическим компонентом.
РЕКОМЕНДАЦИИ
- рекомендуется консультация у специалистов
- ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых
- в целях компенсации и выравнивания недостатков речевого развития, избегать перегрузок, рекомендуется обучение в специальной коррекционной организации, коррекционной группе (занятия с логопедом)
- систематизация умения и навыков;
- для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес, создание ситуации “успеха”;
единство требований к ребенку воспитателя, логопеда, психолога и родителей.
Логопед Короткова М.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...