Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Лизунова Алла Павловна

Материал создан в помощь специалистам при обследовании детей и оформлении речевой карты

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями

 Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями проводится в начале коррекционной работы.

 Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словестные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.

  У детей с речевыми нарушениями могут быть легко выраженные, парциальные двигательные расстройства, могут наблюдаться частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе.

 Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.

 Прием: педагог показывает три  движения для рук и предлагает их повторить.

 Упражнения для рук: руки вперед, вверх, в стороны;  перед грудью, на пояс, вниз.

 Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

  Исследование статической координации движений.

 Прием: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения  5 секунд, по два раза каждой ноги.

Прием: стоять с закрытыми глазами на правой ноге, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и  отказывается выполнять пробу.

Исследование динамической координации движений.

Прием: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями.

Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго - третьего раза; напрягается, движения рук и ног скованные;

Чередование шага и хлопка не удается.

Прием: выполнить подряд 3 плавных   приседаний. Пятками пола не касаться, выполнять только на носках.

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками, крайне напрягается, становится на всю ступню.

Исследование внимания.

Прием: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой: вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.

Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность.

Исследование координации движений, переключаемости, наличия или отсутствия движения.

Исследование координации движений.

Прием: выполнить движения – ноги в стороны, на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе.
 Исследование переключаемости движений.

Прием: предложить поднять руки в стороны на уровне плеч, согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки, на пояс, присесть, выпрямиться, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движений менять по сигналу).

Исследование наличия или отсутствия движений

Прием: предложить поднять руки вверх, в стороны поставить на пояс. Согнуть руки в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

Отметить по всем приемам раздела: наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого , второго, третьего раза; невыполнение задания.

Исследование пространственной организации движения.

Прием: по подражанию. Повторить за педагогом движения на ходу по кругу, в  обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева, Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла.

Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету, начиная движение справа; то же, слева.

 По словесной инструкции проделать эти же  задания.

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

 Исследование произвольной моторики пальцев рук.

Приемы по подражанию. Выполнять под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5 – 6 раз); сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);

Попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затеи левой, затем обеих рук одновременно  «Здравствуйте пальчики». На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5 -6раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5 – 6 раз). То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

 Исследование орального праксиса. Исследование объема и качества движения губ.

 По словесной инструкции: вытянуть губы вперед «трубочкой», удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.

 Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

 Исследование объема и качества движений мышц щек.

 Прием: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

 Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.

Исследование объема и качества движения языка.

Прием: показать язык вперед «жалом», удержать на три счета.

Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта. Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к   подбородку, Пощелкать «поцокать» языком.

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

 Исследование произвольной мимической моторики. Исследование объема и качества движения мышц лба.

Приемы: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.

Отметить: выполнение правильное; или движения выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); или движение не удается.

 Исследование объема и качества движений мышц глаз.

Прием: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное; или испытуемый зажмуривает глаза; или возникают содружественные движения; или движение не удается.

  Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Прием: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.

Объяснение: удивление – брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед;

                          печаль – брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты;

                           ужас – брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт;

                          радость – губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены;

                          сомнение – брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены;

                          подозрительность – губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Отметить: правильное выполнение указанных мимических поз; или мимическая картина нечеткая; или движение не удается.

 Исследование слухового внимания.

Прием: показать, какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги – тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т.д.

Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, неумение определить направление звучания.

 Исследование ритмического чувства.

Прием: « Музыкальное эхо». Педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту: бубен, тарелки, барабан и т.д. испытуемый в том же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка, повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

 Исследование продолжительности и силы выдоха.

Прием: поддувать пушинки, листок бумаги, задуть свечку и т.д.

Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).

Исследование темпа.

Прием: В течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движении рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в сторону, на пояс, опустить.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

В заключении отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния лиц с речевой патологией (провести мониторинг  психомоторного развития каждого ребенка).

Фамилия имя

ритм

Мышечный тонус

Координация движения с речью

Ориентировка в пространстве

Активность выполнения движений

Общий вывод

Маша Г.

1

1

2

2

2

Низкий уровень

Вова П.

2

2

3

2

3

Средний уровень

Даша С.

2

3

3

3

2

Средний уровень

Петя У.

1

1

2

2

1

Низкой уровень

1 балл – плохое выполнение

2 балла – среднее выполнение

3 балла – хорошее выполнение



Предварительный просмотр:

                                                 Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями

 Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями проводится в начале коррекционной работы.

 Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словестные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.

  У детей с речевыми нарушениями могут быть легко выраженные, парциальные двигательные расстройства, могут наблюдаться частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе.

 Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.

 Прием: педагог показывает три  движения для рук и предлагает их повторить.

 Упражнения для рук: руки вперед, вверх, в стороны;  перед грудью, на пояс, вниз.

 Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

  Исследование статической координации движений.

 Прием: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения  5 секунд, по два раза каждой ноги.

Прием: стоять с закрытыми глазами на правой ноге, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и  отказывается выполнять пробу.

Исследование динамической координации движений.

Прием: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями.

Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго - третьего раза; напрягается, движения рук и ног скованные;

Чередование шага и хлопка не удается.

Прием: выполнить подряд 3 плавных   приседаний. Пятками пола не касаться, выполнять только на носках.

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками, крайне напрягается, становится на всю ступню.

Исследование внимания.

Прием: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой: вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.

Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность.

Исследование координации движений, переключаемости, наличия или отсутствия движения.

Исследование координации движений.

Прием: выполнить движения – ноги в стороны, на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе.
 Исследование переключаемости движений.

Прием: предложить поднять руки в стороны на уровне плеч, согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки, на пояс, присесть, выпрямиться, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движений менять по сигналу).

Исследование наличия или отсутствия движений

Прием: предложить поднять руки вверх, в стороны поставить на пояс. Согнуть руки в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

Отметить по всем приемам раздела: наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого , второго, третьего раза; невыполнение задания.

Исследование пространственной организации движения.

Прием: по подражанию. Повторить за педагогом движения на ходу по кругу, в  обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева, Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла.

Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету, начиная движение справа; то же, слева.

 По словесной инструкции проделать эти же  задания.

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

 Исследование произвольной моторики пальцев рук.

Приемы по подражанию. Выполнять под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5 – 6 раз); сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);

Попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затеи левой, затем обеих рук одновременно  «Здравствуйте пальчики». На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5 -6раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5 – 6 раз). То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

 Исследование орального праксиса. Исследование объема и качества движения губ.

 По словесной инструкции: вытянуть губы вперед «трубочкой», удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.

 Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

 Исследование объема и качества движений мышц щек.

 Прием: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

 Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.

Исследование объема и качества движения языка.

Прием: показать язык вперед «жалом», удержать на три счета.

Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта. Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к   подбородку, Пощелкать «поцокать» языком.

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

 Исследование произвольной мимической моторики. Исследование объема и качества движения мышц лба.

Приемы: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.

Отметить: выполнение правильное; или движения выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); или движение не удается.

 Исследование объема и качества движений мышц глаз.

Прием: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное; или испытуемый зажмуривает глаза; или возникают содружественные движения; или движение не удается.

  Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Прием: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.

Объяснение: удивление – брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед;

                          печаль – брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты;

                           ужас – брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт;

                          радость – губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены;

                          сомнение – брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены;

                          подозрительность – губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Отметить: правильное выполнение указанных мимических поз; или мимическая картина нечеткая; или движение не удается.

 Исследование слухового внимания.

Прием: показать, какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги – тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т.д.

Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, неумение определить направление звучания.

 Исследование ритмического чувства.

Прием: « Музыкальное эхо». Педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту: бубен, тарелки, барабан и т.д. испытуемый в том же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка, повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

 Исследование продолжительности и силы выдоха.

Прием: поддувать пушинки, листок бумаги, задуть свечку и т.д.

Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).

Исследование темпа.

Прием: В течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движении рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в сторону, на пояс, опустить.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

В заключении отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния лиц с речевой патологией (провести мониторинг  психомоторного развития каждого ребенка).

Фамилия имя

ритм

Мышечный тонус

Координация движения с речью

Ориентировка в пространстве

Активность выполнения движений

Общий вывод

Маша Г.

1

1

2

2

2

Низкий уровень

Вова П.

2

2

3

2

3

Средний уровень

Даша С.

2

3

3

3

2

Средний уровень

Петя У.

1

1

2

2

1

Низкой уровень

1 балл – плохое выполнение

2 балла – среднее выполнение

3 балла – хорошее выполнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями   заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...

Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми  нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой ф...

Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми  нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой ф...

Обследование состояния психомоторики у детей с ОНР.

В статье описаны приемы для исследования психомоторики у детей с ОНР, которые использовались в речевом детском саду во время мониторинга (сентябрь, январь, май). По результатам мониторинга составлялся...

Состояние мышечного тонуса при речевых нарушениях в таблице.

Состояние мышечного тонусаМышцыДополнительная симптоматикаязыкагубжевательныемягкого нёбамимическиеПовышен резкоЯзык напряжён, оттянут кзади, положение в ротовой полости «комком». Кончик языка не выра...

Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей логопедического пункта

Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей  логопедического пункта...

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Акименко В.М.

В данном пособии представлена система обследования детей с речевыми нарушениями....