Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Акименко В.М.
материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данном пособии представлена система обследования детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akimenko_v.m._diagnostika.docx | 43.67 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Обследование звукопроизношения
Обследование звукопроизношения детей подготовительной группы №14
№ | Ф.И | свистящие | шипящие | сонорные | Заднеязычные, | Уровень нарушения | |||||||||||||||
[с] | [с’] | [з] | [з’] | [ц] | [ш] | [щ] | [ж] | [ч] | [л] | [л’] | [р] | [р’] | [г] | [к] | [х] | [] | [] | [] | |||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||
25 |
Первый уровень (низкий, 1балл) – у ребёнка нарушено более 5 групп, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют место синкинезии, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребёнка нарушены 3-4 группы звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют место синкинезии, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.
Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребёнка нарушено 7-11 звуков, относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребёнок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.
Четвёртый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребёнка нарушено 1-6 звуков, относящихся к одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться, искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребёнок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – ребёнок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий , гиперкинезов лицевых, мимических мышц.
2. Обследование артикуляционной моторики
Обследование артикуляционной моторики детей подготовительной группы № 12
№ | Ф.И. | Исследование подвижности губ | Исследование подвижности языка | Исследование подвижности нижней челюсти | Исследование подвижности мягкого нёба | Уровень нарушения |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 | ||||||
25 |
Первый уровень (низкий, 1балл) – ребёнок затрудняется в движениях артикуляторных органов, наблюдается невозможность выполнения большинства движений губами, языком. Не может по подражанию вытянуть губы вперёд, отвести их уголки в стороны, поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, облизнуть их, вызвать вибрацию губ, надуть щёки, втянуть их. При выполнении движения языком отмечается неумение выполнить упражнение на последовательность движений, на распластывание языка (язык «комком») при повышенном тонусе. При пониженном тонусе (язык тонкий, вялый) может быть тремор, гиперкинезы, синкинезии, гиперсаливация. Отмечается отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, отсутствие рефлексов задней стенки глотки.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – отмечается невозможность выполнения многих движений органами артикуляционного аппарата, неполный объём движений, тонус мускулатуры напряжённый или вялый, движения неточные, отсутствует последовательность движений, имеются сопутствующие, насильственные движения, отмечается саливация, темп движений или замедленный, или быстрый. При этом ребёнок недостаточно удерживает артикуляторы в определённой позиции.
Третий уровень (средний, 3 балла) – при выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируется ограничение объёма движений, трудности изменения заданного положения речевых органов, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Может иметь место тремор, замедление темпа при повторных движениях.
Четвёртый уровень (выше среднего, 4 балла) – артикуляционная моторика сформирована, объём движений полный, но они являются замедленными, неловкими, недифференцированными. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Во время выполнения движений органами артикуляционного аппарата нет синкинезий, гиперкинезов, саливации.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – артикуляционная моторика сформирована полностью. Движения артикуляторного аппарата активные, объём движений полный, тонус мускулатуры нормальный, движения точные, темп нормальный, сопутствующие движения отсутствуют.
3.Обследование строения артикуляционного аппарата
Первый уровень (низкий, 1балл) – у ребёнка имеются грубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, большой язык, малые или большие размеры верхней или нижней челюсти, готическое нёбо, прогнатия, прогения, открытый передний прикус, мезио-дистальное смещение зубного ряда и т.д. Выделенные нарушения усугубляют речевое недоразвитие, обусловленной дизартрией.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребёнка имеются грубые и негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, твёрдое нёбо – узкое, низкое, уплощённое, зубной ряд – кривые, мелкие, редкие, шиповидные, уродливые; прикус – прямой, плавающий, глубокий и.т.д. Выделенные нарушения усугубляют речевое недоразвитие, обусловленное дизартрией.
Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребёнка имеются негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, твёрдое нёбо узкое, низкое, уплощённое; зубной ряд – кривые, мелкие, редкие, шиповидные, уродливые; прикус – прямой, плавающий, глубокий и.т.д.
Четвёртый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребёнка имеется нарушение в строении артикуляционного аппарата, но оно негрубое.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – у ребёнка нет нарушений в строении артикуляционного аппарата.
Обследование строения артикуляционного аппарата детей подготовительной группы №
№ | Ф.И. | Исследование губ | Исследование зубного ряда | Исследование прикуса | Исследование языка | Исследование твёрдого и мягкого нёба | Исследование нижней челюсти | Уровень нарушения |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
18 | ||||||||
19 | ||||||||
20 | ||||||||
21 | ||||||||
22 | ||||||||
23 | ||||||||
24 | ||||||||
25 |
4. Обследование фонематического восприятия
Первый уровень (низкий, 1балл) – у ребёнка фонематическое восприятие не сформировано. Фонематический слух нарушен.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребёнка фонематическое восприятие не сформировано. Ребёнок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребёнок затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определённый звук. Фонематический слух нарушен.
Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребёнка фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ребёнок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребёнок иногда затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определённый звук. Фонематический слух нарушен.
Четвёртый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребёнка фонематическое восприятие сформировано неполностью. Ребёнок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребёнок может допустить отдельные ошибки при определении наличия звука и количества звуков в словах, при составлении слова из звуков, при придумывании слов на заданный звук, при отборе картинок, названия которых начинаются на определённый звук. Фонематический слух не нарушен.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – у ребёнка фонематическое восприятие полностью сформировано. Фонематический слух развит.
Обследование фонематического восприятия детей подготовительной группы №12
№ | Ф.И. | Исследование состояния физиологического слуха | Исследование дифференциации неречевых звуков | Исследование слуховой памяти и понимание речи | Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками | Исследование фонематического анализа и синтеза | Уровень нарушения |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | |||||||
20 | |||||||
21 | |||||||
22 | |||||||
23 | |||||||
24 | |||||||
25 |
5. Обследование слоговой структуры слова
Первый уровень (низкий, 1балл) – ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. Например, ребёнок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному, наблюдаются элизии слогов, опускание согласных в стечениях, парафазии, перестановки при сохранении контура слов, итерации, персеверации, добавление звуков (слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого). При произнесении слов различного слогового состава имеются нарушения не всех групп.
Третий уровень (средний, 3 балла) – имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. При произнесении слов различного слогового состава нарушений почти нет.
Четвёртый уровень (выше среднего, 4 балла) – имеются нарушения слов сложного слогового состава.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – нет нарушений у слоговой структуры слова.
Обследование слоговой структуры слова детей подготовительной группы №12
№ | Ф.И. | Исследование произнесения слов сложного слогового состава | Исследование произнесения слов различного слогового состава | Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях | Уровень нарушения |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
24 | |||||
25 |
6. Обследование лексики
Первый уровень (низкий, 1балл) – словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых звукокомплексов, звукоподражаний.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – актуализация словаря вызывает затруднения. Не знает многих слов: названий животных, профессий, инструментов, частей предметов. Не усвоены слова обобщённого, отвлечённого значения; испытывает трудности, называя профессии людей; не может подбирать антонимы; неточно употребляет слова. Слова используются в излишне широком значении, в других случаях - в слишком узком. Распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди существительных наблюдаются замены слов путём объединения их в одно родовое понятие. Наблюдается смешение слов на основе сходства.
Третий уровень (средний, 3 балла) – затруднения при актуализации незначительного количества слов. Не усвоены слова обобщённого, отвлечённого значения. Вместо антонимов использует слова, семантически близкие. Среди существительных наблюдаются замены слов путём объединения их в одно родовое понятие. Наблюдается смешение слов на основе сходства.
Четвёртый уровень (выше среднего, 4 балла) – словарь соответствует возрастной норме, но слова актуализирует недостаточно быстро. Знает названия животных, профессий, инструментов и частей предметов, называет профессии людей, может подбирать антонимы, усвоены слова обобщённого, отвлечённого значения.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – словарь соответствует возрастной норме. Быстро актуализирует слова, знает названия животных, профессий, инструментов и частей предметов, называет профессии людей, может подбирать антонимы, усвоены слова обобщённого, отвлечённого значения.
Обследование лексики детей подготовительной группы №12
№ | Ф.И. | Исследование словаря существительных | Исследование обобщающих понятий | Исследование глагольного словаря | Исследование словаря прилагательных | Исследование подбора антонимов | Уровень нарушения |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | |||||||
20 | |||||||
21 | |||||||
22 | |||||||
23 | |||||||
24 | |||||||
25 |
7.Обследование грамматического строя
Первый уровень (низкий, 1балл) – не использует морфологические элементы для передачи грамматических отношений.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.
Третий уровень (средний, 3 балла) – грамматический строй имеет отклонения от возрастной нормы. Не всегда удаётся употреблять правильно предложенные предлоги, согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детёнышей.
Четвёртый уровень (выше среднего, 4 балла) – грамматический строй соответствует возрастной норме, однако имеются незначительные затруднения при выполнении не более 2 заданий.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – грамматический строй соответствует возрастной норме. Безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, существительные в косвенных падежах. Употребляет правильно все предложенные предлоги. Может согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детёнышей, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные, приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.
Обследование грамматического строя (словоизменение) детей подготовительной группы №12
№ | Ф.И. | Исследова ние образова ния существи тельных именитель ного падежа множествен ного числа | Исследова ние образования существи тельных в косвенных падежах | Исследование образования существитель ных родительного падежа множественного числа | Исследова ние употребле ния предлогов | Исследование согласования числительного с существитель ным | Исследование согласования прилагатель ного с существитель ным | Уровень нарушения |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
18 | ||||||||
19 | ||||||||
20 | ||||||||
21 | ||||||||
22 | ||||||||
23 | ||||||||
24 | ||||||||
25 |
Обследование грамматического строя (словообразование) детей подготовительной группы
№ | Ф.И. | Исследова ние образова ния названий детёнышей | Исследова ние образования существи тельных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Исследование образования относительных прилагательных от существитель ных | Исследова ние притяжа тельных прилага тельных | Исследование приставочных глаголов | Исследование образования глаголов совершенноговида | Уровень нарушения |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
18 | ||||||||
19 | ||||||||
20 | ||||||||
21 | ||||||||
22 | ||||||||
23 | ||||||||
24 | ||||||||
25 |
8.Обследование связной речи
Первый уровень (низкий, 1балл) – ребёнок не владеет связной речью. Задание не выполнено.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
Третий уровень (средний, 3 балла) – используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
Четвёртый уровень (выше среднего, 4 балла) – пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передаётся содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – ребёнок владеет связной речью. Пересказ составлен самостоятельно. Полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.
Обследование связной речи детей подготовительной группы №
№ | Ф.И. | Исследование пересказа | Исследование составления рассказа по сюжетной картинке | Исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок | Уровень нарушения |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
24 | |||||
25 |
Обоснование логопедического заключения
По результатам обследования и на основании количества баллов, набранных ребёнком, учитель логопед даёт заключение о состоянии речевого развития каждого ребёнка. В результате полного обследования ребёнка могут быть следующие варианты заключений.
Первый уровень (низкий, 8-10 баллов) – общее недоразвитие речи (ОНР), I уровень. Речь как коммуникативная функция отсутствует.
Второй уровень (ниже среднего, 11-18 баллов) – общее недоразвитие речи (ОНР), II уровень. Речевая активность возросла, но речь не выполняет своей роли как коммуникативная функция.
Третий уровень (средний, 19-29 баллов) – общее недоразвитие речи (ОНР), III уровень. Речь понятная, однако имеют место лексико-грамматические, фонетико-фонематические нарушения и в целом несформированность связной речи.
Четвёртый уровень (выше среднего, 30-37 баллов) – фонетико-фонематическое недоразвитие. Наряду с нарушением фонетической стороны речи имеются и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Возможно (чаще всего как результат логопедического воздействия) нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При отсутствии нарушений звукопроизношения возможно заключение: лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР): у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего как результат логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
Пятый уровень (высокий, 38-40 баллов) – возможна норма речевого развития. При наличии нарушенного звукопроизношения возможно фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).
Данная форма фиксации полученных результатов, уровневый подход к оценке результатов исследования позволяют делать правильное заключение о состоянии речевого развития ребёнка, надёжно отслеживать динамику коррекции речевого дефекта не только у одного конкретного ребёнка, но и в целом в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а так же глубины и степени....
Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями
На сегодняшний день количество детей с нарушениями речевого развития возрастает, в связи, с чем требуется разработка профилактических и коррекционных ме...
Презентация к сообщению «Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями»
Презентация к сообщению «Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями»...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...
Сообщение на тему: "Логопедическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения".
Правильная, развернутая речь является одним из основных показателей ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих ...
Технология логопедического обследования дошкольников с речевыми нарушениями (ОВЗ)
Данный диагностический материал поможет молодым специалистам-логопедам при обследовании дошкольников с ОВЗ и заполнении речевых карт....