Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме
Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой функциональной системы с учетом личности и поведения. Следует знать особенности развития, воспитания и коррекции общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица; воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение путем коррекции психомоторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_sostoyaniya_psihomotoriki_detey_s_rechevymi_narusheniyami.docx | 36.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями
Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями проводится в начале коррекционной работы.
Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словестные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.
У детей с речевыми нарушениями могут быть легко выраженные, парциальные двигательные расстройства, могут наблюдаться частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе.
Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.
Прием: педагог показывает три движения для рук и предлагает их повторить.
Упражнения для рук: руки вперед, вверх, в стороны; перед грудью, на пояс, вниз.
Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений.
Исследование статической координации движений.
Прием: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд, по два раза каждой ноги.
Прием: стоять с закрытыми глазами на правой ноге, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.
Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу.
Исследование динамической координации движений.
Прием: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями.
Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго - третьего раза; напрягается, движения рук и ног скованные;
Чередование шага и хлопка не удается.
Прием: выполнить подряд 3 плавных приседаний. Пятками пола не касаться, выполнять только на носках.
Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками, крайне напрягается, становится на всю ступню.
Исследование внимания.
Прием: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой: вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.
Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность.
Исследование координации движений, переключаемости, наличия или отсутствия движения.
Исследование координации движений.
Прием: выполнить движения – ноги в стороны, на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе.
Исследование переключаемости движений.
Прием: предложить поднять руки в стороны на уровне плеч, согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки, на пояс, присесть, выпрямиться, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движений менять по сигналу).
Исследование наличия или отсутствия движений
Прием: предложить поднять руки вверх, в стороны поставить на пояс. Согнуть руки в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.
Отметить по всем приемам раздела: наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого , второго, третьего раза; невыполнение задания.
Исследование пространственной организации движения.
Прием: по подражанию. Повторить за педагогом движения на ходу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева, Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла.
Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету, начиная движение справа; то же, слева.
По словесной инструкции проделать эти же задания.
Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.
Исследование произвольной моторики пальцев рук.
Приемы по подражанию. Выполнять под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5 – 6 раз); сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);
Попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затеи левой, затем обеих рук одновременно «Здравствуйте пальчики». На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5 -6раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5 – 6 раз). То же по словесной инструкции.
Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.
Исследование орального праксиса. Исследование объема и качества движения губ.
По словесной инструкции: вытянуть губы вперед «трубочкой», удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.
Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.
Исследование объема и качества движений мышц щек.
Прием: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.
Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.
Исследование объема и качества движения языка.
Прием: показать язык вперед «жалом», удержать на три счета.
Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта. Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку, Пощелкать «поцокать» языком.
Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.
Исследование произвольной мимической моторики. Исследование объема и качества движения мышц лба.
Приемы: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.
Отметить: выполнение правильное; или движения выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); или движение не удается.
Исследование объема и качества движений мышц глаз.
Прием: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.
Отметить: выполнение правильное; или испытуемый зажмуривает глаза; или возникают содружественные движения; или движение не удается.
Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.
Прием: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.
Объяснение: удивление – брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед;
печаль – брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты;
ужас – брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт;
радость – губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены;
сомнение – брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены;
подозрительность – губы сжаты, один или оба глаза прищурены.
Отметить: правильное выполнение указанных мимических поз; или мимическая картина нечеткая; или движение не удается.
Исследование слухового внимания.
Прием: показать, какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги – тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т.д.
Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, неумение определить направление звучания.
Исследование ритмического чувства.
Прием: « Музыкальное эхо». Педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту: бубен, тарелки, барабан и т.д. испытуемый в том же ритме точно повторяет услышанное.
Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка, повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.
Исследование продолжительности и силы выдоха.
Прием: поддувать пушинки, листок бумаги, задуть свечку и т.д.
Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).
Исследование темпа.
Прием: В течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движении рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в сторону, на пояс, опустить.
Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.
В заключении отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния лиц с речевой патологией (провести мониторинг психомоторного развития каждого ребенка).
Фамилия имя | ритм | Мышечный тонус | Координация движения с речью | Ориентировка в пространстве | Активность выполнения движений | Общий вывод |
Маша Г. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | Низкий уровень |
Вова П. | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | Средний уровень |
Даша С. | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | Средний уровень |
Петя У. | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | Низкой уровень |
1 балл – плохое выполнение
2 балла – среднее выполнение
3 балла – хорошее выполнение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....
Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями
Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой ф...
Использование современных образовательных технологий в процессе работы по подготовке детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению грамотой
Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи существует давно. Подготовка к обучению грамоте находится в есной связи со звуковой культурой речи. Если р...
Сенсорное развитие детей с тяжелыми речевыми нарушениями
раскрыто значение сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи....
Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями
Материал создан в помощь специалистам при обследовании детей и оформлении речевой карты...
Консультация для педагогов "Регулирование эмоционального состояния и снижение мышечного тонуса у детей с тяжелыми речевыми нарушениями".
Поскольку мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления речи, возникает необходимость введения в структуру занятий вначале расслабляющих, а затем релаксационных у...
Загадка как средство развития познавательных психических процессов у детей с тяжелыми речевыми нарушениями
Логопедическое и психологическое обследование детей, поступающих в детский сад, свидетельствует о несформированности психических процессов наряду с речевыми нарушениями. В поиске наиболее эф­...