Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Лизунова Алла Павловна

Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми  нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой функциональной системы с учетом личности и поведения. Следует знать особенности развития, воспитания и коррекции общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица; воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение путем коррекции психомоторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями

 Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями проводится в начале коррекционной работы.

 Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словестные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.

  У детей с речевыми нарушениями могут быть легко выраженные, парциальные двигательные расстройства, могут наблюдаться частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе.

 Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.

 Прием: педагог показывает три  движения для рук и предлагает их повторить.

 Упражнения для рук: руки вперед, вверх, в стороны;  перед грудью, на пояс, вниз.

 Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

  Исследование статической координации движений.

 Прием: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения  5 секунд, по два раза каждой ноги.

Прием: стоять с закрытыми глазами на правой ноге, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и  отказывается выполнять пробу.

Исследование динамической координации движений.

Прием: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями.

Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго - третьего раза; напрягается, движения рук и ног скованные;

Чередование шага и хлопка не удается.

Прием: выполнить подряд 3 плавных   приседаний. Пятками пола не касаться, выполнять только на носках.

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками, крайне напрягается, становится на всю ступню.

Исследование внимания.

Прием: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой: вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.

Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность.

Исследование координации движений, переключаемости, наличия или отсутствия движения.

Исследование координации движений.

Прием: выполнить движения – ноги в стороны, на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе.
 Исследование переключаемости движений.

Прием: предложить поднять руки в стороны на уровне плеч, согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки, на пояс, присесть, выпрямиться, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движений менять по сигналу).

Исследование наличия или отсутствия движений

Прием: предложить поднять руки вверх, в стороны поставить на пояс. Согнуть руки в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

Отметить по всем приемам раздела: наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого , второго, третьего раза; невыполнение задания.

Исследование пространственной организации движения.

Прием: по подражанию. Повторить за педагогом движения на ходу по кругу, в  обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева, Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла.

Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету, начиная движение справа; то же, слева.

 По словесной инструкции проделать эти же  задания.

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

 Исследование произвольной моторики пальцев рук.

Приемы по подражанию. Выполнять под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5 – 6 раз); сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);

Попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затеи левой, затем обеих рук одновременно  «Здравствуйте пальчики». На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5 -6раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5 – 6 раз). То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

 Исследование орального праксиса. Исследование объема и качества движения губ.

 По словесной инструкции: вытянуть губы вперед «трубочкой», удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.

 Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

 Исследование объема и качества движений мышц щек.

 Прием: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

 Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.

Исследование объема и качества движения языка.

Прием: показать язык вперед «жалом», удержать на три счета.

Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта. Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к   подбородку, Пощелкать «поцокать» языком.

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

 Исследование произвольной мимической моторики. Исследование объема и качества движения мышц лба.

Приемы: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.

Отметить: выполнение правильное; или движения выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); или движение не удается.

 Исследование объема и качества движений мышц глаз.

Прием: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное; или испытуемый зажмуривает глаза; или возникают содружественные движения; или движение не удается.

  Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Прием: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.

Объяснение: удивление – брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед;

                          печаль – брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты;

                           ужас – брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт;

                          радость – губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены;

                          сомнение – брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены;

                          подозрительность – губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Отметить: правильное выполнение указанных мимических поз; или мимическая картина нечеткая; или движение не удается.

 Исследование слухового внимания.

Прием: показать, какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги – тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т.д.

Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, неумение определить направление звучания.

 Исследование ритмического чувства.

Прием: « Музыкальное эхо». Педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту: бубен, тарелки, барабан и т.д. испытуемый в том же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка, повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

 Исследование продолжительности и силы выдоха.

Прием: поддувать пушинки, листок бумаги, задуть свечку и т.д.

Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).

Исследование темпа.

Прием: В течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движении рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в сторону, на пояс, опустить.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

В заключении отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния лиц с речевой патологией (провести мониторинг  психомоторного развития каждого ребенка).

Фамилия имя

ритм

Мышечный тонус

Координация движения с речью

Ориентировка в пространстве

Активность выполнения движений

Общий вывод

Маша Г.

1

1

2

2

2

Низкий уровень

Вова П.

2

2

3

2

3

Средний уровень

Даша С.

2

3

3

3

2

Средний уровень

Петя У.

1

1

2

2

1

Низкой уровень

1 балл – плохое выполнение

2 балла – среднее выполнение

3 балла – хорошее выполнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....

Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми  нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой ф...

Использование современных образовательных технологий в процессе работы по подготовке детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению грамотой

Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи существует давно. Подготовка к обучению грамоте находится в есной связи со звуковой культурой речи. Если р...

Сенсорное развитие детей с тяжелыми речевыми нарушениями

раскрыто значение сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи....

Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями

Материал создан в помощь специалистам при обследовании детей и оформлении речевой карты...

Консультация для педагогов "Регулирование эмоционального состояния и снижение мышечного тонуса у детей с тяжелыми речевыми нарушениями".

Поскольку мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления речи, возникает необходимость введения в структуру занятий вначале расслабляющих, а затем релаксационных у...

Загадка как средство развития познавательных психических процессов у детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Логопедическое и психологическое обследование де­тей, поступающих в детский сад, свидетельствует о несформированности психических процессов наряду с речевыми нарушениями. В поиске наиболее эф­...