Открытое занятие по формированию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Скопинцева Татьяна Валерьевна

Тема: "Звуки У-А".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие 27 октября 2016 года в логопедической группе для детей с ТНР (ОНР) средний возраст.

Провела учитель-логопед: Басерова Т.В.

Тема: Звуки  «У», «А»

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия.

Задачи:

  1. Закрепить произношение и различение звуков «У», «А».
  2. Учить произносить по символам звукосочетания «АУ» «УА».
  3. Формировать просодическую сторону речи (громко-тихо, коротко-длинно)
  4. Развивать слуховое и зрительное внимание, артикуляционную и зрительную моторику.

Оборудование: зеркала, кукла, паровозик, символы звуков «У» «А» (по количеству детей), колокольчик, солнышко.

Ход занятия

I этап : Организационный этап:

«Колокольчик нас зовет,

Начинать пора урок.

Тонким, тонким голоском

Пропоет он «ДИНЬ, ДИНЬ, ДОН»

Повторите за колокольчиком.

Приветствие:

Ребята, скажите, какая часть суток сейчас? (утро)

Значит пора здороваться с солнышком.

«Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок.

Здравствуй милый мой дружок»

II этап:  Повторение.

Пальчиковая гимнастика

«Ладошка это солнышко, а пальчики лучи.

Поет о солнце скворушка,

Кричат о нем грачи» (выполняется на левой ручке)

«Солнышко милое, поделись своей силою.

Просыпайтесь лучики, согревайтесь рученьки» (выполняется на правой ручке)

III этап: Подведие к новой теме.

Сядет тот, в чьем имени есть звук А.

Логопед называет имя ребенка выделяя голосом звук «А»

IV этап:  Обучающий.

1.Артикуляционная гимнастика: 

улыбочка, дудочка, заборчик, окошко, месим тесто, блинчик, лопаточка, часики, качельки, лошадка.

(Проводится в виде сказки)

2.Кукла Аня приходит в гости. Дети вспоминают, как плакала Аня.

На доске предметные картинки: кукла Аня, фотография звука «А» и символ звука «А»

Произнесите звук «А» коротко, тихо, громко. (логопед выборочно просит детей)

Логопед каждому ребенку раздает символ звука «А», просит назвать этот символ.

3.Далее приезжает паровозик. Дети вспоминают, как гудит паровозик.

На доске предметная картинка «паровозик» и символ звука «У»

Логопед просит некоторых детей произнести звук «У» длительно, коротко, тихо, громко.

Логопед каждому раздает символ звука «У», просит назвать его.

4.Игра: «Хлопни в ладошки когда услышишь звук «А».

           «Топни правой ножкой, когда услышишь звук «У».

Игра «Произнеси звук, когда увидишь символ»

Логопед поднимает символ звука «А» или звука «У» - дети произносят соответствующий звук.

V этап:  Физкультминутка.

Игра: «Эхо в лесу»

«Мы в лес пойдем грибов наберем,

Друзей мы громко позовем: «АУ, АУ, АУ»

Никто не отзывается,

Лишь тихо эхо откликается: «ау,ау,ау»

Упражнение: «Малыш проснулся»

Выполняются движения в соответствии с текстом.

«Наш Андрюшенька проснулся и в кроватке потянулс.

Маму он не увидал, очень громко закричал: «УА, УА, УА»

VI Этап:  Закрепление.

Упражнение «прочитай по символам».

Логопед выкладывает схему: АУ, дети читают, далее каждый выкладывает схему у себя на парте.

Логопед просит выложит детей перед собой схему : УА и прочитать её.

Логопед спрашивает: «Как плачет малыш?» (Дети читают схему «УА»)

Логопед спрашивает: «Как кричат дети в лесу?» (Дети читают схему «АУ»)

Упражнение: «Хлопни, когда услышишь».

Логопед дает задание детям хлопнуть в ладошки, если они услышат «АУ»

(«УА») среди других «СЛОГОВ» (ЭА, ИУ и т.д.)

VII этап: Итог.

Логопед дает положительную оценку деятельности детей.

Дети встают около своих стульчиков и проводится ритуал прощания, пальчиковая гимнастика:

«Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку.

Красиво, четко, грамотно

Я говорить хочу!»

Дети расходятся отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников» (средний дошкольный возраст)

Консультация для педагогов  Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников»(средний дошкольный возраст)...

Приёмы работы по формированию фонематических процессов у детей логопатов дошкольного возраста.

В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова....

Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю вам материал для проведения семинара-практикума для родителей, в целях привлечения их к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Матери...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...

«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»

В    последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории дет...

План самообразования "Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр"

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач логопеда, работающих с детьми с фонетико- фонематическим недоразвтием речи. Фонематисеское восриятие является важнейшим стимулом ф...

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...