ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Речевичок» Возраст обучающихся-5-6 лет Срок реализации: 1 год
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Речевичок» Возраст обучающихся-5-6 лет Срок реализации: 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_platniki_knyazeva.docx | 47.31 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Целевой раздел программы
1.1 Пояснительная записка.
Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4-5 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.
Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов.
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.
При разработке дополнительной общеобразовательной программы «Речевичок» для детей 4-5 лет учитывались следующие нормативные документы:
● Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании РФ»
● Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384) ● Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 (с изм. От 04.04.2014) « Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Дополнительная общеобразовательная программа "Речевичек" направленна на коррекцию неправильного звукопроизношения и расчитана на средний и старший дошкольный возраст.
Цель программы: обеспечение системы средств и условий для коррекции речевых нарушений у детей среднего и старшего дошкольного возраста, не посещающих логопедический пункт и логопедическую группу ДОУ, обеспечение полноценного речевого и психического развития.
Основные задачи:
- Развитие у детей основных движений органов речи посредством артикуляционной гимнастики.
- Развитие речевого дыхания.
- Постановка дефектно произносимых звуков.
- Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи.
- Развитие фонематического (звукового) слуха и просодических компонентов речи.
- Дифференциация звуков.
- Развитие у дошкольников мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей рук.
Принципы формирования программы.
В соответствии с ФГОС Программа опирается на следующие принципы:
коррекционно-педагогические:
• принцип системного подхода;
• онтогенетический принцип;
• принцип опоры на сохранные анализаторы;
• принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка;
• принцип учёта структуры речевого дефекта;
• принцип учёта зоны ближайшего и актуального развития;
общедидактические:
- принцип наглядности регламентирует подбор наглядного материала;
- принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребёнка.
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода отражается на комплектовании подгрупп в зависимости от результатов обследования детей с нарушениями речевого развития.
Программа предполагает систему коррекционно - развивающих занятий и состоит из следующих курсов: " Развитие фонематического слуха", "Развитие мелкой моторики рук", "Овладение правильным звукопроизношением". Коррекционно - развивающие занятия организуются на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №177». Имеют следующую временную структуру: 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия не более 20 минут (средний и старший возраст)
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Показатели развития детей в результате освоения программы:
- понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи;
- правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- владеет навыками диалогической и монологической речи;
- грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- использует в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- пользуется сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать);
- владеет элементарными графическими навыками;
- умеет хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
Мониторинг усвоения Программы осуществляется педагогом по диагностическим методикам с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений:
- Поваляева М.А. Справочник логопеда.
- Кирьянов Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет. Материалы для специалиста образовательного учреждения.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
2. Содержательный раздел программы:
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)
Основные направления работы.
Фонетическое недоразвитие речи: | Фонетико - фонематическое недоразвития речи |
- коррекция звукопроизношения. | -развития фонематического восприятия; - совершенствования слоговой структуры слова; - коррекция звуко - произношения. |
Содержание коррекционно-развивающей работы.
1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ в такой последовательности:
- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
- шипящий Ш
- сонор Л
- шипящий Ж
- соноры Р, Р'
- шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5).ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6). АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко В.В., 1998)
7). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения
8). СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.
9). РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно произносимых звуков. Лексические и грамматические упражнения. Нормализация просодической стороны речи.Обучение рассказыванию.
Методы и приемы, средства коррекции развития речи.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Этапы | Задачи этапа | Результат |
1 этап исходно- диагностический | 1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка. 2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. | Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач корр. работы. |
2 этап организационно- подготовительный | 1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности. 2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования. 3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы. 4. Формирование информационной готовности педагогов МДОУ №177 и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми по дополнительной общеразвивающей программе "Речевичок". 5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения. | Календарно-тематическое планирование работы в подгруппах, коррекционно-развивающие занятия. |
3 этап коррекционно- развивающий | 1. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. 2. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии |
4 этап итогово- диагностический | 1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане). 2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей. | Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы. |
Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.
Содержание Программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой. Реализация содержания дополнительной общеразвивающей программы «Речевичок» для детей 4-5 лет осуществляется через различные формы активности ребенка:
- игровую деятельность (развивающие игры, игры с правилами и другие виды игры,
- коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
-познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
- конструирование и моделирование (виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.)
- творческую, двигательную.
3. Организационный раздел.
3. 1 Учебный график
Программа рассчитана на детей 4-5 лет.
Сроки реализации рабочей программы - 1 год (с сентября по май).
Реализация Программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия.
Количество занятий в неделю - 2 в месяц 8. Форма организации подгрупповая
Продолжительность 1 занятия для детей 4-5 лет не более 20 минут.
Раздел программы | Периодичность занятий по программе | ||
В неделю | В месяц | В год | |
" Формирования звукопроизношения" "Формирования лексико-грамматических средств языка и связной речи" | 1 1 | 4 4 | 36 36 |
3.2 Учебно-тематическое планирование.
№ недели | Месяц | Время проведения | Форма занятий | Количество часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1,2 | сентябрь | 15.15-15.35 | игровая | 4 | Диагностическое обследование | Логопедический кабинет | Игровые задания |
3 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | «Овощи» «Звук у» | ||||
4 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | « Золотая осень» «Звук А» | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
1 | октябрь | 15.15-15.35 среда 15.15-15-35 четверг | 1 1 | «Лес, деревья, грибы» «Звук « У» | Логопедический кабинет | Игровые задания | |
2 | 15.15-15.35 Среда 15.15-.15.35 четверг | 1 1 | «Части тела, предметы туалета» «Звук» «А, у» | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
3 | 15.15-15.35 среда
15.15-15.35 четвенг | 1 1 | «Семья» «Звук Н» | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
4 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | «Перелетные птицы» «Звук М» | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
1 | ноябрь | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | «домашние Животные» «Звук П» | Логопедический кабинет | Игровые задания | |
2 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | «Поздняя осень» «Звук Т» | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
3 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | «Домашние птицы» «Звук К» | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
4 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | «Дикие животные" "Звуки К,Т" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
1 | декабрь | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Зима изминения в природе" "Звуки П,Т" | Логопедический кабинет | Игровые задания | |
2 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Продукты питания" "Звуки П,Т,К" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
3 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Посуда" "Звук Х" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
4 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Зимние забавы.Новый год" "Звуки К,Х" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
1,2 | Январь | Новогодние праздники | |||||
3 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Зимующие птицы" "Звук О" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
4 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Мебель" "Звук С" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
1 | Февраль | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Дом и его части" "Звук З" | Логопедический кабинет | Игровые задания | |
2 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Профессии" "Звуки С,З" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
3 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "День защитника" "Звук Ш" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
4 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Театр,сказки" "Звуки Ш,Ж" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
1 | Март | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "8 мара" "Звуки С,Ш" | Логопедический кабинет | Игровые задания | |
2 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Весна" "Звук Ы" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
3 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Одежда.Головные уборы" "Звуки И,Ы" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
4 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Обувь" "Звук Л" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
1 | Апрель | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Спорт" "Звуки Л,Й" | Логопедический кабинет | ||
2 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Космос" "Звук Р" | Логопедический кабинет | |||
3 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Транспорт" "Звуки Л,Р" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
4 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Животные Африки" "Звук В" | Логопедический кабинет | |||
1 | Май | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Времена года" "Звук Ф" | Логопедический кабинет | Игровые задания | |
2 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "День Победы" "Звуки Ф,В" | Логопедический кабинет | |||
3 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Насекомые, цветы" "Звук Б" | Логопедический кабинет | Игровые задания | ||
4 | 15.15-15.35 среда 15.15-15.35 четверг | 1 1 | "Наша Родина,город,улица" "Звуки Б,П" | Логопедический кабинет | Игровые задания |
3.3 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М. : 1998.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М. : 1998.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М. : Гном-Пресс, 1999.
4. Крупенчук О. И. // Научите меня говорить правильно. – С. -Пб. : Литера, 2001.
5. Лылова Л. С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Воронеж, ИП Лакоценина Н. А, 2012.
6. МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 46, Процюк Р. А., Дудкина Т. В., учителя-логопеды высшей квалификационной категории
7. Нищева Н. В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
8. Пожиленко Е. А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М. : ВЛАДОС, 2001.
3.4 Описание материально – технического обеспечения программы дополнительного образования
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Печатные пособия | ||
Наглядный материал по развитию речи | Д | |
Наборы сюжетных (предметных) картинок. | Ф | |
Альбомы для работы над звукопроизношением. | Д | |
Артикуляционная гимнастика. | Д | |
Пальчиковая гимнастика. | Д | |
Скороговорки для автоматизации звуков. | Д | |
Загадки по лексическим темам. | Д | |
Технические средства обучения | ||
Ноутбук | Д | |
Игры и игрушки | ||
Игры для развития мелкой моторики. | П | |
Игры для развития речевого дыхания | П | |
Игры для развития фонематических процессов. | К | |
Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения | П | |
Резиновые массажные мячи. | П | |
Оборудование | ||
Детская мебель для практической деятельности стулья -4 шт., столы – 2 шт. | К | соответствии с санитарно- гигиеническими нормами |
Передвижная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок | Д |
Условное обозначение:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на группу);
К – полный комплект (на каждого ребенка);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух детей);
П – комплект для работы в группах ( один на 4-5 детей).
Содержание:
1 Целевой раздел программы.
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Планируемые результаты освоения программы.
2 Содержательный раздел программы.
3 Организационный раздел.
3.1 Учебный графи.
3.2 Учебно-тематическое планирование.
3.3 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
3.4 Описание материально – технического обеспечения программы дополнительного образования.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №177»
Ленинского района г. Саратова
Принята на заседании педагогического совета от 28.08.2015 г. Протокол №1 | УТВЕРЖДЕНО заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида №177» _____________Н.В.Невейкина Приказ от 28.08.2015 г. № 190 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Речевичок»
Возраст обучающихся 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Учитель-логопед
Князева С.Н
г. Саратов, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Бодрячок» для детей 3-7 лет срок реализации 4 года Выполнил инструктор по физической культуре Елисеева М.В.
Дополнительная общеразвивающая программа«Бодрячок»для детей 3-7 летсрок реализации 4 годаВыполнил инструктор по физической культуре Елисеева М.В....
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеразвивающая программа творчески-познавательный, информационный «Волшебный пластилин» (пластилинография) (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 го
АктуальностьВ последнее время родители очень часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет
Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «НЕЙРОИГРЫ» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год
Программа «Нейроигры» предназначена для систематических занятий с детьми 5 - 7 лет в условиях дошкольной образовательной организации – Детского сада № 356 «Жар-Птица» и р...
Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной, речевой, познавательной направленности «Рифмопластика» Срок реализации программы 1 год
Содержание и структура программы.Программа составлена с учетом основных педагогических и логопедических принципов, связана с основными лекси...