Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной, речевой, познавательной направленности «Рифмопластика» Срок реализации программы 1 год
рабочая программа (средняя группа)
Содержание и структура программы.
Программа составлена с учетом основных педагогических и логопедических принципов, связана с основными лексическими темами, которые предлагаются ребенку младшего возраста, с большим количеством рифмовок, потешек, чистоговорок, сказок, рассказов.
Цель программы – продолжать развивать и обогащать речь малыша.
Задачи программы:
- Развивать положительные эмоции к игре и окружающему миру;
- формировать диалогическую форму общения;
- развивать правильное речевое дыхание;
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
- развивать фонетико-фонематические стороны речи;
- развивать правильное звукопроизношение;
- развивать тактильное восприятие;
- развивать память, воображение, эмоционально-волевую сферу;
- развивать мелкую моторику пальцев рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_varrifmoplastika_3_goda_vosstanovlen.docx | 53.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № » «Московского района г. Казань
Принято Утверждено
На педагогическом совете Заведующая МАДОУ№
Протокол № 1 от 29.08.2024 __________
Дополнительная образовательная программа
социально-коммуникативной,
речевой, познавательной направленности
«Рифмопластика»
Срок реализации программы 1 год
Выполнила:
учитель-логопед
Рахимова Л.И.
Программа «Рифмопластика» для детей младшего дошкольного возраста рассчитана на один учебный год.
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Содержание и структура программы.
- Перспективное планирование (младший возраст)
- Мониторинг. Ожидаемые результаты промежуточного и итогового мониторинга.
- Список литературы.
- Пояснительная записка.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека.
С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.
Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.
Детки в возрасте трех лет обладают слабым укороченным выдохом, а некоторые говорят не очень громко, но при этом у них не получается шептать. Внимание такого ребенка обычно бывает проблематично удержать, он часто отвлекается. Обычно развитие речи напрямую завит от их общения с взрослыми. Благодаря этому пополняется словарный запас, постепенно усложняются словесные конструкции. При этом специалисты советуют заботиться о том, чтобы ребенок произносил не только много разных слов, но и о том, чтобы он понимал, что именно произносит. Лучше всего создавать такие ситуации, при которых малыш будет соотносить используемые слова с конкретными живыми и подвижными, яркими, красочными образами.
Для этого нужно, чтобы жизнь ребенка заполнялась миром реальных событий и вещей, чтобы в ней хватало того, о чем можно было бы поговорить. Помните, что развитие речи детей 3 лет проходит во многом за счет обогащения их личного опыта. Чем больше ребенок будет взаимодействовать с окружающим миром, предметами из этого мира, тем лучше будет для всех. Разнообразие явлений, которые наблюдает малыш, прекрасно способствуют развитию речи у детей 3 лет.
Педагоги советуют обращать внимание малыша на то, насколько ярко светит солнышко во время прогулки. Или на то, как именно играет собака, что делают другие ребята.Развитие речи ребенка в 3 года не должно быть чем неприятным: сюда можно и нужно подключать игровую форму.
Однако все, сказанное выше, не означает, что с малюткой нельзя разговаривать о прошлом. Напротив, знакомые могут завести с ребенком разговор о том, что было год тому назад или же на прошлых выходных. Это поможет развить не только речь, но и память, мышление. Комплексные занятия иногда бывают самыми полезными, интересными и актуальными.
На этом развитие речи ребенка в 3 года не должно останавливаться. С ним нужно говорить регулярно, при этом постоянно проговаривая все текущие события. Не стоит упускать из вида и повседневные занятия: переодевание, прогулки, уборку и не только. Взрослым, которые следят за малышом, тоже стоит вести себя во время учебы, игр, при просмотре мультфильмов или же при общении со сверстниками аналогично. Взрослому стоит обращаться к ребенку с вопросами первому, включаться в его игру, предлагать малышу о чем-то поговорить. И если тот не находится с ответами, стоит помочь ему. Если дети не понимают, какого ответа от них ждут, то взрослым стоит самостоятельно подсказать приемлемые варианты.Очень полезно в плане развития вместе с малышом рассматривать отдельные изображения или же книжку-картинку. Взрослый может в игровой, занимательной форме начать комментировать то, что происходит с нарисованными персонажами. Можно придумать какую-то другую историю вместе, если картинки или фотографии это позволяют. Обратите внимание на то, что дети часто с большим удовольствием слушают истории про животных, про других детей или даже про самих себя. Развитие речи ребенка в 3 года пойдет лучше, если начать с ним шутить. Правда, юмор должен быть малышу понятным.Однако обратите внимание на то, чтобы рассказ был понятным. Не нужно его перегружать дополнительными подробностями, деталями, прилагательными и деепричастными оборотами. Иначе малышу это все может стать просто-напросто неинтересным, он начнет скучать и отвлекаться. А вот внимание ребенка можно удерживать, если создать соответствующую обстановку: в помещение должно быть тихо, минимум отвлекающих деталей. Многие взрослые почему-то ошибочно полагают, что будто развитие речи детей 3 лет никак не может предполагать чтения стихов. Одни просто считают, что малышам такое будет слишком скучным. Другие – что они ничего не поймут, нужно еще дорасти и так далее. Однако на практике видно, насколько малышей радует ритмика стихотворений, стихи обогащают речь, помогают развивать мышление. Для детей этого возраста предусмотрены специальные стихи, которые как раз рассчитаны на такую аудиторию. Так что главное – внимательно подобрать все, что нужно.
Образы, которые используются в произведении, ребенку должны быть знакомы и понятны. А если встречается что-то в первый раз, то надо ост Отдельно стоит обращать внимание на характер произношения ребенком слов. Специалисты советуют понаблюдать за детьми, которые произносят согласные, как при этом работают губы, насколько чисто звучат те или иные звуки. Если малыш слишком рано перешел на искусственное вскармливание, то у него может быть крайне вялой губная артикуляция. Однако по-настоящему заметным это становится как раз после двух лет, когда словарь ребенка начинает с каждым днем пополняться новыми словами. Когда малыш осваивает новые, длинные и сложные слова, четкость произношения ухудшается. И с этим стоит работать: в игровой форме просите его произносить требуемые звуки в односложных слогах. В итоге проблема решится.
Не стоит упускать из вида возрастную категорию ребенка: лучше всего работать с малышом в легкой, доступной для него форме, где ключевым моментом будет произношение как раз того слога или слова, которое нужно разучить.именно в этот сенситивный период развития малыша игры с логопедом помогут сделать речь ребенка правильной.Помогут ребенку в общении со взрослым, разовьют речь, мышление, память, воображение.
2.Содержание и структура программы.
Программа составлена с учетом основных педагогических и логопедических принципов, связана с основными лексическими темами, которые предлагаются ребенку младшего возраста, с большим количеством рифмовок, потешек, чистоговорок, сказок, рассказов.
Цель программы – продолжать развивать и обогащать речь малыша.
Задачи программы:
- Развивать положительные эмоции к игре и окружающему миру;
- формировать диалогическую форму общения;
- развивать правильное речевое дыхание;
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
- развивать фонетико-фонематические стороны речи;
- развивать правильное звукопроизношение;
- развивать тактильное восприятие;
- развивать память, воображение, эмоционально-волевую сферу;
- развивать мелкую моторику пальцев рук
Структура программы:
Речевые темы распределены помесячно в соответствии с планированием работы с детьми 3 года жизни. Материал выстроен с учетом постепенного усложнения. При организации образовательного процесса используется интегративный подход. Согласно принципу интеграции позновательное развитие малыша осуществляется в процессе различных видов детской деятельности, через физкультминутки, пальчиковые игры, дидактические игры, фольклорные и подвижные игры.
Требования к проведению игр:
- при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному).
Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды занятий, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
- не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка вызывается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам (нанизывание, работа с бумагой ит.д.);
- занятия должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое «изделие» малыша должно дариться, показываться, быть предметом игр и гордости малыша;
- если малыш постоянно требует продолжения игры, надо переключать его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера;
- недопустимо переутомление ребенка в игре, которое может привести к негативизму.
Основными структурными компонентами речи является звуковой состав, словарь и грамматический строй. Все эти составные части закономерно связаны друг с другом, поэтому речевое развитие ребенка является последовательным формированием всех указанных элементов. Основой правильного звукопроизношения являются общие речевые навыки. К ним относятся: темп, ритм, артикуляция, голос, дикция, речевое дыхание, выразительность, произношение, ударение. Чтобы понять, отчего зависит формирование общих речевых навыков, и что способно повлиять на их правильное развитие, надо хорошо представлять основные закономерности речевого развития ребенка от 2 лет.Работа по преодолению недостатков звукопроизношения у детей раннего возраста ведется с учетом развития ребенка и этапами логопедической работы над формированием правильного звукопроизношения. При составлении плана работы учитывается артикуляционная трудность звуков:
- губно-губные – (П), (Б), (М);
- переднеязычные – (Т), (Д), (Н);
- заднеязычные – (К), (Г), (Х).
Следует помнить о том, что обучая правильному произнесению простых звуков, мы тем самым готовим артикуляционный аппарат ребенка для произнесения более сложных звуков (С), (З), (Ц).
В качестве речевого материала в данном возрасте лучше использовать изолированные звуки, звукоподражание или слова с доступными для произнесения ребенком звуками.
При обучении ребенка правильному воспроизведению звуков, взрослый дает образец произнесения звука (четкое, неторопливое). Упражнения желательно проводить перед зеркалом, висящим перед ребенком на таком уровне, чтобы было видно отражение лиц ребенка и взрослого, проводящего с ним занятие.
При проведении занятия используется различный дидактический материал, игрушки, настольный театр, пособия на фланелеграфе. При подборе речевого материала для отработки звука следует учитывать возможности каждого ребенка. Работу следует проводить поэтапно.
Уточнение и закрепление правильного произнесения звука: изолированно, в слогах и звукоподражаниях, в словах, в тексте.Чистоговорки с опорой на картинку направлены на то, чтобы ребенок многократно повторял выделенные слоги в начале чистоговорки и договаривал последние слова. Если слово недоступно для его произнесения, надо предложить ребенку договорить только его окончание.Помимо словесных методов, на занятиях используются методы и приемы, оказывающие влияние на развитие сенсорных ощущений ребенка, а именно:
- игры на развитие тактильного восприятия;
- игры с водой, с песком;
- массаж массажными мячиками и колечками;
- самомассаж с природным материалом;
- игры на нанизывание,
- игры с пластилином,
- игры с бумагой,
- фольклорные пальчиковые игры,
- игры на выкладывание (крупа, природный материал)
При освоении программы происходит формирование правильного звукопроизношения звуков, которые формируются у ребенка в данном возрасте; подготовка артикуляционного аппарата; развиваются сенсорные навыки детей.
3.Перспективное планирование.
месяц | тема | Содержание и игры |
Сентябрь 2-6
| Игрушки 1 неделя | «Что принес Петрушка?» Обучение пониманию, реагированию на слова педагога. Вызывание речевого подражания у детей. Развитие слухового внимания и восприятия. |
Звук (А) | «Веселый клубочек» Развитие умения произносить звук (А) на длительном выдохе (изолированное произношение звука) | |
2-6 | «Покатаем куклу» Уточнение произношения гласных. Работа над пониманием однословных вопросов. | |
«Кукла плачет» Соотнесение игрушки со звукоподражанием; различение громких и тихих звуков. | ||
Моя семья 2 неделя | «Моя семья» Отработка произношения названий близких ребенку лиц и имен кукол. Работа над пониманием однословных вопросов. | |
Звуки (У) 9-13 | «Споем вместе» Уточнение произношения гласных (А, У). Закрепление названий игрушек , стихотворения А.Барто «Мячик» | |
Части тела 3 неделя 16-20 | «Умоем куклу» Закрепление частей тела. Расширение словаря за счет прилагательных с оценочным значением. Развитие соотносящих движений рук. | |
Звук (А и У) | «Кто лучше сделает дудочку?» Знакомство с правильной артикуляцией звука; выполнение упражнений по подражанию. | |
«Собери пирамидку» Развитие мелкой моторики пальцев рук, мышления | ||
Осень 4 неделя | «Что нам осень принесла?» Работа над расширением словаря, начиная с глаголов повелительного наклонения. Развитие обонятельного восприятия. | |
23-27.09 | «Что внутри?» «Непослушные шарики» Развитие мелкой моторики пальцев, соотносящих движений рук. | |
Звук (О) | «Что умеют животные?» Закрепление животных, развитие и обогащение словаря. | |
« октябрь | Посуда 1 неделя | «Собери сервиз» Работа над пониманием названий действий, над формированием фразы-просьбы. |
30-4.10 | «Остуди чай» Работа по воспитанию плавного и длительного выдоха через рот. | |
«Накорми куклу» Продолжать работу над формированием фразы-просьбы. Закрепление предметов посуды. | ||
Звук (И) | «Катя улыбается» Активизация мышц губ, развитие умения улыбаться, показывать верхние и нижние зубки, Произношение звука. | |
«Перебираем крупу» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Обогащение словаря. | ||
Фрукты 2 неделя | «Корзина с фруктами» Формирование умения узнавать предметы на ощупь. Обогащать словарь. | |
7-11.10 | «Прожорливые фрукты" Развитие речевого дыхания | |
«Мы делили апельсин» Развитие мелкой моторики, координации движений | ||
Звук Э | Развитие умения произносить звук (Э) на длительном выдохе (изолированное произношение звука) | |
Овощи (3 неделя) 14- 18.10 | «Что растет на грядке?» Развитие осязательного восприятия. Развитие умения объединять предметы в группу по какому-либо признаку. | |
«Сеньор-помидор» Развитие мелкой моторики, координации движений. | ||
«Баиньки, баиньки…» Развитие у ребенка умения загибать пальчики по очереди на правой и левой руке; совершать действия на поверхности стола (пальчики «бегут по столу») | ||
| Мебель 4 недели | «В гостях у Маши» Работа по активизации предметного словаря. Развитие осязательного восприятия. |
21.- 25.10 | «Дует в поле ветерок…» Развитие умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. | |
«Чего на хватает?» Учить выделять детали у знакомого предмета. Развитие памяти. | ||
Звук Ы | «Вот так чудо паровоз» Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом | |
«Где лежали игрушки?» Обогащать словарь детей. Знакомство с предлогом (на). | ||
Головные уборы 5 неделя 28.10 – 1.11 | «Оденем Катю на прогулку» Расширение и обогащение словаря. Закрепление в речи предлога (на). | |
«Собери пирамидку» Развитие мелкой моторики пальцев рук, мышления | ||
«Заборчик» Укрепление мышц губ, развитие умения улыбаться, показывая зубки и не напрягая губы. | ||
НОЯБРЬ ноябрь | Одежда 1 неделя 11.11- 15.11 | «Купим сыну валенки» Развитие умения двигать пальчиками в соответствии с текстом потешки, показывать по очереди указательный и средний пальчики на поверхности стола. |
«Платье для Тани» Дальнейшее развитие умения ребенка ориентироваться на листе бумаги; развитии мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря:«шью», «одела»,«семья». | ||
Звук (М) - (МЬ) | «Птенчики хотят есть» Активизация работы нижней челюсти, развитие умения открывать и закрывать рот, закрывать губами зубы, не выпячивать вперед нижнюю челюсть | |
«Подуй на снежинку» Развитие плавного, длительного выдоха; активизация мышц губ. | ||
«Корова и теленок» Развитие умения произносить звукоподражания правильно, четко и внятно, громко и тихо, соотносить их с игрушкой. | ||
«Корова с теленком» Продолжение выработки умения произносить звукоподражания громким и тихим голосом, продолжение развития силы голоса, закрепление правильного произношения звуков (М) и (У). | ||
Новый год | «Елка» Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом. Развитие голоса. | |
«Подарки для мишки» Закрепление навыков употребления в речи глаголов повелительного наклонения. | ||
январь | Зима | «Весело зимой» Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом. Развитие голоса и мимики. |
«Снежок» Работа над пониманием формы единственного и множественного числа глаголов. | ||
«Слепим снеговика» Развитие представлений о форме предметов. Упражнение на развитие мелкой моторики. | ||
«Что забыл нарисовать художник?» Развитие зрительного восприятия и памяти. | ||
февраль | Звуки (П) и (ПЬ) | «Двери хлопают во тьме» Развивать умение легко, без напряжения смыкать губы и также легко их размыкать выходящей струей воздуха. |
«Пароход» Развивать умение легко, без напряжения смыкать губы и так же легко их размыкать выходящей струей воздуха. | ||
«Мышка и цыпленок» Развитие умения правильно и четко произносить звук (П)-(ПЬ) в звукоподражаниях; произносить звукоподражания громко и тихо. | ||
Домашние животные | «Кто пришел?» Развитие и обогащение словаря. Развитие памяти и работа над силой голоса. | |
«Пес» Работа над пониманием падежных конструкций с предлогами. Закрепление работы над силой голоса. | ||
«Дорожки для животных» Обучение составлению фигурок из счетных палочек по образцу | ||
Дикие животные | «Отгадай и назови» Учить детей отгадывать загадки, развивать и обогащать словарь. | |
«Посади елочку для зайки» Составление фигурок из счетных палочек по образцу. | ||
март | Звук (Б), (БЬ) | «Бу-бу-бу, бе-бе-бе – я играю на трубе…» Укрепление артикуляционного и голосового аппарата; развитие умения четко и правильно произносить звук (Б) в слоге, произносить звукоподражания громко и тихо. |
«Вместе с мамой повторяй» Развитие умения правильно и четко произносить звук (Б)- (БЬ), дифференцировать громкость произношения. | ||
Наша мама | «Подари маме цветок» Развитие мелкой моторики, глазомера, координации движений, зрительного внимания. | |
Мамин праздник | «Расскажи про маму» Заучивание стиха про маму. Развитие памяти. | |
«Что делает мама?» Работа по расширению словаря с использованием в речи глаголов. | ||
«Подарок маме» Развитие воображения и мелкой моторики. Работа с бросовым материалом. | ||
«Цветы для мамы» Активизация движений большого, указательного и среднего пальца. | ||
«Мама» Упражнение на развитие мелкой моторики. Развитие голоса и мимики. | ||
апрель | Звук (Х) | «Погреем ручки» Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха; умения многократно произносить звук «Х-х-х» на одном выдохе. |
«Зайка умывается» Формирование навыка выполнять действия в соответствии с текстом, договаривать выделенные в тексте слова, закрепляя правильное и четкое произношение звука (Х). | ||
«Хома делает зарядку» Имитировать все движения хомячка, о которых говорится в игре, повторять выделенные слова в тексте, закрепляя правильное и четкое произношение звука (Х) в словах. | ||
Домашние птицы | «Кто спрятался за забором» Работа над формированием навыка понимания предложений с предлогом | |
«На птичьем дворе» Включение в активный словарь детей личных и притяжательных предлогов. | ||
Транспорт | «Грузовая машина» Расширение словаря за счет употребления наречий места. | |
«Водитель» Расширения словаря детей за счет употребления наречий времени. Активизация мелкой моторики. | ||
«Моя машина» Развитие мелкой моторики рук. Развитие воображения, работа с крупой. | ||
май | Звук (К) | «Непослушный язычок» Развитие умения поднимать спинку языка, производить артикуляционные движения языком по подражанию |
«Котенька-коток» Развитие умения четко и внятно произносить слова со звуком (К) в начале слова, активизировать слова: «кукла», «кольцо», «колобок», «жук», «веник», «бублик» | ||
«Куры и петух» Закрепление правильного и четкого произношения звука (К) в звукоподражаниях, имитировать движения петуха и курочки. | ||
Весна | «Пришла весна» Развития навыков понимания вопросов педагога по сюжетным картинам. | |
«Весна» Развитие памяти. Учить детей соотносить движения в соответствии с текстом. | ||
Цветы | «Одуванчик» Отработка навыка понимания вопросов педагога по предложенному рассказу. | |
«Дети потерялись» Работа над формированием навыка употребления простых повествовательных предложений из трех слов. | ||
Лето | «Летние забавы» Развитие мелкой и общей моторики. Развитие воображения. |
4. Мониторинг.
Мониторинг проводится 2 раза в год.Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг в начале года с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводиться в конце года.
Ожидаемый результат по окончании обучения :
- Ребенок умеет слышать и слушать педагога;
- ребенок выполняет просьбы педагога в процессе игры;
- ребенок соотносит движения в соответствии с текстом;
- ребенок владеет правильным дыханием;
- ребенок умеет выполнять простейшие упражнения артикуляционной гимнастики;
- ребенок употребляет в речи простые предложения их трх слов;
- ребенок умеет произносить согласные переднеязычные, заднеязычные и губно-губные звуки;
- ребенок понимает вопросы педагога по предложенному рассказу;
- ребенок выполняет пальчиковые гимнастики;
- ребенок выражает положительные эмоции к игре и окружающему миру.
Диагностическая карта мониторинга
№ | Ф.И. ребенка | Критерии мониторинга | ||
развитие правильного дыхания | умение ребенка слушать и повторять | развитие мелкой моторики пальцев рук | ||
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Уровень результативности диагностики:
Высокий уровень – ребенок выполняет задания без помощи педагога.
Средний уровень - ребенок выполняет задания с помощью педагога.
Низкий уровень – ребенок не может выполнить задание.
Приложение
(игры и упражнения, используемые в ходе занятий по отработке звуков и развивающие сенсорные ощущения ребенка).
Игра «Что принес Петрушка?»
Оборудование: игрушка – барабан, колокольчик; мешочек.
Ход. Педагог ставит на стол мешочек с игрушками и говорит: «Петрушка принес игрушки. Сейчас вам покажет и даст поиграть». Петрушка достает по одной игрушке, показывает детям и дает поиграть. Дети подражают их звукчанию (бум-бум; динь-динь).
Игра «Покатаем игрушки на машине»
Оборудование: кукла Маша, игрушки – машина, корова, кошка, собака.
Ход. Маше понравилось как дети «разбудили» ручки, и теперь она хочет показать свои игрушки: корову, кошку, собаку. Дети называют игрушки.
Игра «Покатаем куклу»
Оборудование: грузовик, кукла.
Ход. Кукла показывает свою машину. Говорит, что очень любит кататься и петь песенки. Дети сажают куклу в машину, по очереди катают и поют: (а-а-а), (о-о-о), (у-у-у).
Игра «Мама кормит птенчика»
Оснащение: игрушечная птичка с открывающимся клювом.
Ход игры: посадите ребенка к себе лицом. Покажите ему птичку, произведите с ней игровые действия (открывает клюв – поет, машет крыльями – летает) и прочтите рифмовку:
Птенчик весело летал,
Птенчик клювик открывал,
Вот так, вот так,
Птенчик клювик открывал.
Выполняйте движения в соответствии с текстом. Предложите ребенку поиграть с вами. Скажите, что вы будете мамой-птичкой, а он – птенчиком. Предложите ребенку «полетать» - помахать крылышками. Когда мама и птенчик прилетят, предложите птенчику поесть. Скажите, что он должен широко открывать клюв, Игру можно повторить несколько раз.
Игра «У доктора»
Оснащение: сюжетная картинка (доктор осматривает горло ребенка).
Ход игры: Спросите ребенка, помнит ли он, как доктор осматривал его горлышко, когда он болел? Рассмотрите вместе с ребенком картинку, после чего предложите ему поиграть с вами в «доктора и пациента».Возьмите на себя роль доктора, а ребенку предложите быть пациентом. Скажите, что он должен открыть рот и удерживать его открытым несколько секунд, пока вы не осмотрите состояние его горлышка.
Игра «Веселый клубок»
Оснащение: клубок из толстых ниток для вязания, короткая и длинная нитки.
Ход игры: отмотайте у клубка с нитками для вязания длинную нитку (не отрывая от клубка). Попросите взять ее двумя пальцами (указательным и большим ) ведущей руки, провести ими по нитке как можно дальше. Спросите ребенка: «Какая нитка?» (Длинная). Затем предложите таким же образом обследовать короткую ниточку, спросив ребенка о ее длине. Скажите ребенку, что нитка волшебная и она любит петь. Если мы проведем пальчиками по длинной нитке, то она будет долго петь: «А-А-А-А-А-А-А», а если по короткой ниточке – песенка будет коротенькой : «А-А».
Попросите ребенка спеть сначала песенку вместе с вами. Затем предложите ему спеть самостоятельно, проводя пальчиками по короткой и длинной ниткам.
Игра «Кукла плачет»
Оснащение: две куклы- большая и маленькая, предметные картинки с их изображением.
Ход игры: покажите ребенку маленькую и большую куклу, прочтите рифмовку:
Это – Маша, это – Даша,
Плачут куколки с утра,
Успокоить их пора.Предложите ребенку покачать понравившуюся куклу и спеть ей колыбельную песенку: «А-а-а-а».
Наша Маня:
«А да А» -Вот и все ее слова.
Игра «Кто к нам пришел в гости?»
Оснащение: предметные картинки с изображением курицы, лошади.
Ход игры: предложите ребенку поиграть с картинками. Положите картинки на стол изображением вниз.Предложите ребенку взять картинку, перевернуть изображением вверх и назвать изображенное животное. Попросите ребенка спеть песенку каждого животного громким и тихим голосом.
Игра «Вышла курочка гулять»
Оснащение: шапочки курочки и цыплят.
Ход игры: поиграйте с ребенком. Предложите ему быть цыпленком, а вы возьмите на себя роль курочки. Читайте текст и выполняйте действия по его содержанию. Попросите ребенка помочь вам «спеть» песенку курочки вместе с вами: «Ко-ко-ко».
Вышла курочка гулять, Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Свежей травки поклевать, Не ходите далеко,
А за ней – ребятки, Лапками гребите,
Желтые цыплятки. Зернышки ищите
Игра «Я на дудочке играю»
Оснащение: игрушечная дудочка; предметная картинка с ее изображением; сюжетная картинка (пастушок, играющий на дудочке).Ход игры: покажите ребенку дудочку. Скажите, как она называется. Поиграйте на дудочке, предложите ребенку поиграть на ней.
Покажите ребенку картинку с изображением дудочки. Спросите: «Что это?» Покажите сюжетную картинку, спросите ребенка: «Кто это?» (Пастушок). «Что делает пастушок» (играет на дудочке, подзывает коровок). Прочтите рифмовку:
Я на дудочке играю: Вы идите все за мной:
«У- У- У, У- У- У!» «У- У- У, У- У- У!»
Всех коровок собираю: Скоро мы придем домой:
«У- У- У, У- У- У!» «У- У- У, У- У- У!»
Попросите ребенка быть дудочкой. Читайте рифмовку и просите ребенка играть на дудочке «У- У- У», чтобы коровки не потерялись.
Игра «Споем вместе»
Оборудование: игрушки – медведь, лошадка, паровоз.
Ход. Педагог читает стих А. Барто «Мячик». Затем дети подражают плачу куклы: «А-а-а». Педагог: «Не плачь Танечка, посмотри, какой паровозик едет и гудит: у-у-у. На паровозике приехала лошадка и мишка. Лошадка поет песенки: и-и-и, а мишка сердится: о-о-о». Дети повторяют за педагогом. Таня перестает плакать и улыбается вместе с ней.
Игра «Соберем пирамидку».
Оборудование: стержень от пирамидки; кольца с отверстием по диаметру, равному стрежню.
Ход. Тане понравилось, как дети играли. Она хочет подарить детям пирамидку. Дети по очереди собирают её.
Игра «Непослушные шарики»
Оборудование: шарики по числу детей.
Ход. Педагог: «Кукле понравилось, как вы играли. Она хочет подарить вам шарики». Раздает шарики всем детям и читает рифмовку, дети выполняют соответствующие движения.
Шарик в ручку я возьму, на ладошку положу.
Покатаю, покатаю. В кулачок его сожму.
- Где шарик? Вот он.
Игра «Что умеют животные?
Оборудование: игрушечные зайчик, собачка, птичка, стульчик.
Ход. Педагог показывает игрушки и говорит, что зайчик умеет прыгать: «Давайте попросим его: зайчик, прыгай!» Затем дети прыгают вместе с зайчиком. Также с другими игрушками (иди, лети). Педагог: «Игрушки устали, хотят посидеть (Обращаясь к кому-то из детей по имени). Возьми зайчика. Посади на стул». Так же со всеми игрушками.
Игра «Слоненок»
Оснащение: ширма, игрушечный слон.
Ход игры: покажите ребенку слона. Предложите его рассмотреть. Выделите части тела, назовите их. Обратите внимание ребенка на хобот. Скажите, он
длинный. Спросите у ребенка: «Какой хобот?» Предложите вместе с ребенком «сделать такой же из губ». Прочтите рифмовку:
Хобот у слоненка
Длинный и большой,
Посмотрите, дети,
Может, вот такой?
Игра «Осенние листочки»
Оснащение: вырезанные из тонкой бумаги листочки желтого и красного цвета.
Ход игры: прочтите рифмовку:
Стали листики кружиться,
Тихо на землю ложиться,
Покрывая покрывалом
Сквер у нашего окна.
Игра «Катя улыбается»
Оснащение: кукла Катя.
Ход игры: расскажите ребенку: «Наша Катя сегодня очень радостная. У нее день рождения. Когда мы радуемся. То смеемся или улыбаемся. Посмотри на Катю. Давай вместе с Катей улыбнемся и покажем ей свои красивые зубки.
Игра «Заборчик»
Оснащение: счетные палочки, образец заборчика.
Ход игры: предложите ребенку выложить заборчик из палочек. Попросите ребенка «построить заборчик» - поставить верхние зубы на нижнюю губу.
Игра «Дует в поле ветерок»
Оснащение: травка, вырезанная из тонкой цветной бумаги; ромашка, сделанная из нескольких материалов; букашка, сделанная из нескольких материалов.
Ход игры: прочтите рифмовку. Читая, показывайте травку, ромашку, букашку.
Дует в поле ветерок,
На травку, на ромашку,
На крошечку букашку
И на цветочек кашку.
Предложите ребенку поиграть. Скажите, что он будет ветерком и полетит в поле. Поясните, что ветерок будет дуть не торопясь, сложив губки трубочкой, не надувая щек.
Игра «Кукла Таня»
Оснащение: кукла Таня и картинка с ее изображением.
Ход игры: покажите ребенку куклу Таню. Прочтите рифмовку.
Солнышко проснулось,
Щечки коснулось.
Таня потянулась,
Солнцу улыбнулась: «И-И-И».
Попросите ребенка улыбнуться и произнести звук (И).
Игра «Птенчики хотят есть»
Оснащение: игрушечная мама-птичка и птенчик.
Ход игры: покажите ребенку игрушки. Спросите, кто это. Прочтите рифмовку:
Мама птенчика любила,
Зернышки ему носила.
Мама детке говорила:
«Ротик шире открывай
Ешь скорей и закрывай».
Предложите ребенку поиграть в маму –птичку и птенчика. Скажите, что птенчик должен широко открывать рот, а потом его закрывать, чтобы еда не выпала из клюва.
Игра «Подуй на снежинку»
Оснащение: вертушка.
Ход игры: предложите ребенку поиграть с вертушкой. Обратите внимание ребенка на то, что вертушка должна находиться на уровне его лица. Покажите, как нужно дуть на вертушку, чтобы она завертелась.
Игра «Корова и теленок»
Оснащение: игрушечная корова с теленком, картинки с их изображением; «Чудесный мешочек».
Ход игры: покажите ребенку игрушки. Спросите, как они называются. Скажите, что корова и теленок разговаривают на своем языке – мычат. Теленок мычит тоненьким голоском , а мама мычит грубым голосом (образец).
Спрячьте игрушки на глазах у ребенка в «Чудесный мешочек». Попросите ребенка опустить в мешочек обе руки, нащупать, находящуюся, в нем игрушку и, не вынимая ее из мешочка, сказать, кого он взял. Затем попросите ребенка вытащить игрушку и позвать игрушку, оставшуюся в мешочке.
Игра «Двери хлопают во тьме»
Ход игры: Прочтите рифмовку:
Ветер сильно задувает,
Тучи в небе разгоняет.
Двери хлопают во тьме.
Вам не страшно в темноте?
«Ну, я хоть и маленький,
Но зато удаленький!»
Вспомните с ребенком, что когда дует ветер, в домах могут хлопать двери, вот так: «П-П-П».
Предложите ребенку изобразить звуком хлопающую дверь.
Игра «Пароход»
Оснащение: налитая в таз вода, бумажный пароходик.
Ход игры: прочтите рифмовку:
Пароход плывет по речке,
В небо выпустив колечки.
Предложите ребенку дуть на пароход, произнося звук (П).
Игра «Собери сервиз»
Оборудование: игрушечный сервиз, несколько чашек и чайник другого цвета.
Ход: Котик приглашает детей попить чай, рассматривает с детьми разную посуду, ставит на стол чашку и просит найти такую же: «Дай такую же чашку (блюдца, чайник)». Когда весь сервиз будет собран, котик всем наливает чай. Дети говорят: «Котик. Пей чай!» Котик говорит, что чай горячий и просит детей на него подуть.
Упражнение на дыхание «Остуди чай»
Педагог показывает, как подуть на «горячий» чай. Дети берут чашки и дуют.
Игра «Корзина с фруктами»
Оборудование: корзина, яблоко, апельсин, груша.
Ход. Педагог показывает детям корзину с фруктами, читает стихи и достает соответствующие предметы.
Яблоко с ветки в траву упадет, яблоко с ветки зайчик найдет.
Яблоко зайчик домой принесет, крошкам зайчатам на терке натрет.
На столе лежал один очень вкусный апельсин.
Груши сочные поспели и на дереве висели.
Даша грушу увидала, бах! Одна из них упала.
Игра «Накормим куклу»
Оборудование: фрукты, тарелка.
Ход. Педагог предлагает детям по очереди накормить куклу: «Возьми яблоко и дай кукле! Возьми апельсин и положи его на тарелку!» После этого педагог знакомит детей с обобщающим словом «фрукты». Кукла ест фрукты.
Игра «Что растет на грядке?»
Оборудование: игрушечные овощи.
Ход. Педагог читает загадки, дети отгадывают их. Педагог показывает соответствующие овощи.
Игра «Бу-бу-бу, бе-бе-бе – я играю на трубе»
Оснащение: две дудочки – большая и маленькая.
Ход игры: покажите ребенку обе дудочки. Спросите. Что это такое. Скажите. Что дудочки умеют играть. Голоса у дудочек разные – у большой голос грубый, а у маленькой – тоненький. Попросите ребенка закрыть глаза, и в это время уберите обе дудочки. Когда ребенок откроет глаза и увидит, что дудочек нет, прочтите рифмовку:
К нам мышка прибегала,
Обе дудочки украла.
Чтобы дудочки вернуть,
Нужно мышку обмануть.
Нужно дудочки позвать,
И придут они опять.
Предложите ребенку позвать дудочки (большую дудочку «БУ-БУ» - громко; маленькую «Бу-бу» - тихо).
Игра «Моя машина» песенка.
Оснащение: две игрушечные машины – большая и маленькая; картинки с их изображением.
Ход игры: покажите ребенку игрушечные машины. Предложите поехать по дороге в лес на машине. Поставьте перед едущей машиной игрушечную корову и спросите «Что же теперь делать?» (Нужно посигналить «БИ-И-И-И-И»). Аналогично- с маленькой машиной. Обратите внимание, что сигналы у машин разные (грубый, тоненький).
Игра «Вместе с мамой повторяй»
Оснащение: игрушечный барабан, машина, барашек, ширма.
Ход игры: предложите ребенку поиграть с вами в игру «Угадайки». Положите перед ребенком картинки с изображением машины. Барабана, барана. Попросите его назвать то, что на них изображено. Скажите, что вы прочтете рифмовку, а он должен угадать и показать на картинке ту игрушку, которая звучала.
Что же это, угадай?Вместе с мамой повторяй:
По дороге едет, едет и гудит:
- Ты с дороги, мишка, быстро уходи,
БИ-БИ-БИ!
Вот стоит упрямый с рожками баран,
Он тебя пугает, песни распевает:
- БЕ да БЕ. Не хочу идти к тебе
Это круглый ба-ра-бан. Он не вреден, но упрям.
-БОМ-БОМ-БОМи БОМ-БОМ-БОМ!
Игра «Погреем ручки»
Оснащение: сюжетная картинка (девочка в зимней одежде, согревающая дыханием свои ручки).
Ход игры: рассмотрите с ребенком картинку. Задайте вопросы: кто это? Что делает девочка? Предложите ребенку научиться согревать ручки на морозе.
- «Дуй на ручки, произноси звук (Х)»
- Попросите ребенка повторить его несколько раз на одном выдохе.
- Покажите ребенку, как нужно это делать.
Игра «Какое у Маши высокое крылечко»
Оснащение: игрушечный домик или его изображение; животные-игрушки или их изображения; строительный материал – кирпичики или кубики.
Ход игры: расскажите ребенку: «Дом куклы Мани стоит на горе. К нему ведут ступени». На столе разложены картинки с изображениями животных. В гости к кукле приходят разные звери, голосом изображающие усталость (хо-хо-хо, ох-ох-ох, ух-ух-ух, ах-ах-ах).
Игра «Зайка умывается»
Ход игры: прочтите потешку, выполняя вместе с ребенком действия в соответствии с текстом:Белый зайка умывается, (потираем одну ручку о другую)
Видно, в гости собирается,
Вытер носик, вымыл хвостик, (моем «лапкой» перечисляемые части тела)
Вымыл ухо, вытер сухо.
Игра «Хома делает зарядку»
Ход игры: прочтите потешку , выполняя вместе с ребенком действия в соответствии с текстом:
Хома рано просыпается,
Чистит мех и умывается.
Ходит гордо он по хатке - у Хомы ведь все в порядке.
Игра «Непослушный язычок»
Ход игры: расскажите, что язычок, который живет у меня во рту-домике, был ужасным проказником. Он любил…. А что он любил, я тебе расскажу, а ты послушай и посмотри.
Непослушный язычок,
В домике он прыг да скок.
В молоточек он стучит,
Шалит, Ваню веселит!
Сначала язычок стучал в потолок своего домика тихо «К-К-К» (стучим вместе). Потом язычок совсем расшалился и стал стучать громко «Г-Г-Г» (стучим вместе). Ротик-домик очень расстроился из-за такого поведения язычка и решил закрыть двери (сомкнуть губы).
Игра «Сдуй снежинку с рукавички»
Оснащение: вырезанная из цветного картона рукавичка, снежинка, вырезанная из тонкой белой бумаги и прикрепленная на тонкой нитке к рукавичке.
Ход игры: покажите ребенку рукавичку. Спросите. Как называется то, что вы показываете ребенку. Предложите ребенку сдуть снежинку с рукавички, произнося звук (К).
Игра «Куры и петух»
Оснащение: шапочки петуха и курицы.
Ход игры: прочтите рифмовку от имени петуха:
Ку-ка-ре-ку!
Выходите, курочки,
Собирайте крошки,
Много здесь есть мушек, (курочки машут крыльями, произносят «ко-ко-ко», ходят и клюют крошки)
На моей дорожке.
Игра с водой «Семья»
Оснащение: два тазика (один с кусочками льда, другой с теплой водой), полотенце.
Ход игры: опустите ненадолго руки ребенка в тазик, приговаривая:
Тарарам, тарарам!Кто явился в гости к нам?
Посмотри-ка поскорей. На любимых на гостей:
Дедушка, бабушка, папа, мама, я-Вся моя семья.
Затем опустите руки малыша в тазик с теплой водой, а в конце занятия насухо вытрите полотенцем.
Игра на нанизывание «Собери игрушки»
Оснащение: два игрушечных медвежонка разной величины, пирамидка-конус.
Ход игры: предложите ребенку собрать колечки по возрастающей и по убывающей величине. Затем попросите его дать большие кольца большому медвежонку, а маленькие колечки – маленькому.
Игра с пластилином «Украсим наш мячик»
Оснащение: кукла, старый резиновый мяч, пластилин, разноцветные блестки.
Ход игры: покажите ребенку нарядно одетую куклу со старым мячом и скажите, что кукле очень жалко старый мяч. Он стал некрасивый.
Положите перед ребенком разноцветный пластилин. Оторвите от каждого бруска по маленькому кусочку, разомните его, приклейте к мячу и вдавите в него блестку. Предложите ребенку продолжить работу самостоятельно.
Фольклорная пальчиковая игра «Купим сыну валенки»
Оснащение: картинка с изображением мальчика в валенках.
Ход игры: спросите ребенка «Почему мальчик такой радостный и улыбается». Прочитайте потешку:
А баиньки, баиньки, (левой рукой возьмите ладонь правой и укачивайте ее)
Купим сыну валенки,
Наденем на ножки, (покажите по очереди «ножки»)
Пустим по дорожке. (выставляя указательный, затем средний палец, как бы пританцовывая)
Игра на выкладывание «Платье для Танюши»
Оснащение: нарисованное на бумаге или сделанное в виде аппликации платье; пуговки синего и желтого цветов.
Ход игры: предложите ребенку выложить на платье пуговки (сначала синие, затем желтые).
Игра «Дорожки для животных»
Оборудование: счетные палочки.
Ход. Животным пора возвращаться домой. Педагог предлагает построить дорожку, чтобы животные не заблудились. Дети по образцупедагога строят дорожку из палочек.
Игра с бумагой «Подари маме цветок»
Оснащение: фломастеры; круг из желтой бумаги и ножницы; пять полосок белой бумаги для лепестков и желтая середина.
Ход игры: предложите ребенку сделать маме к празднику два цветка. Сначала сделайте одуванчик, затем – ромашку (с помощью взрослого).
Игра на тактильное восприятие «Горячая-холодная»
Оснащение: два тазика (с холодной водой, с горячей водой); полотенце для рук.
Ход игры: опустите обе руки ребенка в тазик с холодной водой. Спросите «какая вода в этом тазике, холодная или горячая?» Так же обследуйте горячую воду. Затем предложите ребенку с завязанными глазами определить, какая вода в том или ином тазике.
Игра на выкладывание «Почки-листочки»
Оснащение: гречневая крупа; листочки из тонкой зеленой бумаги; нарисованное на картоне дерево.
Ход игры: положите перед малышом нарисованное дерево. Спросите «Что здесь нарисовано?» Предложите ребенку выложить на ветках «почки» (гречневая крупа) и «листочки» там, где он захочет.
Игра «Соберем цветы»
Оборудование: предметные картинки по количеству детей с изображением цветов (ромашка, мак, колокольчик, одуванчик), звонок-колокольчик.
Ход. Педагог раскладывает на ковре картинки. Звучит колокольчик. Дети гуляют на полянке. Звон прекращается, все берут по одному цветочку и называют его: «Я взял мак. Я взял колокольчик». Игра повторяется несколько раз. После этого по одному виду цветка вешают на доску.
5. Список литературы.
- Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики) – Борисенко М.Г., Лукина Н.А. – СПб: «Паритет», 2003- 144с.- (Серия «Рождаюсь. Расту, Развиваюсь»).
- Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста – Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н. – СПб: «Паритет», 2003- 100с.- (Серия «Рождаюсь. Расту, Развиваюсь»).
- Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (развитие общей моторики) - Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. – СПб: «Паритет», 2005- 150с.- (Серия «Рождаюсь. Расту, Развиваюсь»).
- Учимся слушать и слышать (развитие слухового восприятия, внимания и памяти)- Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. – СПб: «Паритет», 2007- 90с.- (Серия «Рождаюсь. Расту, Развиваюсь»).
- Смотрим. Видим. Запоминаем (развитие зрительного восприятия, внимания и памяти) Борисенко М.Г., Лукина Н.А. – СПб: «Паритет», 2007- 110с.- (Серия «Рождаюсь. Расту, Развиваюсь»).
- Помоги мне сделать самому (развитие навыков самообслуживания)- Авдеева И.С., Борисенко М.Г., Лукина Н.А. – СПб: «Паритет», 2007- 90с.- (Серия «Рождаюсь. Расту, Развиваюсь»).
- Научи меня слышать (развитие слухового восприятия, внимания и памяти)- Лукина Н.А., Никинен И.И. – СПб: «Паритет», 2007- 110с.- (Серия «Рождаюсь. Расту, Развиваюсь»).
- Как научить ребенка говорить, читать и думать – Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. – СПб: «Паритет», 2007- 100с.- (Серия «Рождаюсь. Расту, Развиваюсь»).
- Сам себе логопед – Глазунова Е.Н., Залмаева Р.Я. – СПб: «Паритет», 2008- 50с.- (Серия «Рождаюсь. Расту, Развиваюсь»).
- Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет – Шемякина О.В. – М: «Гном», 2014-166с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа (по ФГОС) воспитателя подготовительной группы «Звёздочки» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.
Рабочая учебная программа (по ФГОС) воспитателя подготовительной группы «Звёздочки» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г....
Рабочая учебная программа воспитателя второй младшей группы № 10 «Улыбка» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г. (По ФГОС)
Рабочая учебная программа воспитателя второй младшей группы № 10 «Улыбкасрок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.(По ФГОС)...
Рабочая учебная программа (по ФГОС) воспитателя подготовительной группы «Звёздочки» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.
Рабочая учебная программа (по ФГОС)воспитателя подготовительной группы «Звёздочки»срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Лепландия» Направленность: : художественно-эстетическая Уровень программы: ознакомительный Возраст учащихся:6-7 лет Срок реализации: 1 год (76 часов)
1.2. Цель реализации программы: Программа ставит перед собой цель: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия пластикой, художественн...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...
Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленности составлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой срок реализации программы 2022-2023 учебный год
Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленностисоставлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н...