ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «НЕЙРОИГРЫ» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год
рабочая программа (подготовительная группа)

Прокудина Татьяна Яковлевна

Программа «Нейроигры» предназначена для систематических занятий с детьми 5 - 7 лет в условиях дошкольной образовательной организации – Детского сада № 356 «Жар-Птица» и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования и развития высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов. Успешное обучение детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.).

Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста. Одним из универсальных методов является так же и кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие у детей дошкольного возраста, которое является основой интеллекта.

Программа составлена в соответствии с ФГОС и ФОП

Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Нейроигры».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 356 «ЖАР-ПТИЦА  Г. НОВОСИБИРСК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«НЕЙРОИГРЫ»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

C:\Users\79386\Desktop\scale_1200.jpeg

Разработал воспитатель:

Прокудина Т.Я.

Новосибирск 2024 год.


Содержание:

Пояснительная записка

3

1. Целевой раздел программы

4

1.1

Цель и задачи

4

1.2

Методы и приёмы работы

5

1.3

Сроки реализации программы

5

1.4

Виды, формы, методы работы

5

1.5

Ожидаемые результаты

6

1.6

Режим занятий

6

2. Содержательный раздел

8

2.1

Диагностическая работа

8

2.2

Развивающая работа с детьми

8

2.2.1

Структура занятия

9

2.2.2

Календарно-тематическое планирование

10

2.3

Взаимодействие с родителями

21

3.Организационный раздел

22

3.1

Оборудование и материалы

22

3.2

Перечень игр и упражнений

22

3.3

Список литературы

22


Пояснительная записка

Программа «Нейроигры» предназначена для систематических занятий с детьми 5 - 7 лет в условиях дошкольной образовательной организации – Детского сада № 356 «Жар-Птица» и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования и развития высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов. Успешное обучение детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.).

Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста. Одним из универсальных методов является так же и кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие у детей дошкольного возраста, которое является основой интеллекта.

Программа составлена в соответствии с ФГОС и ФОП

Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Нейроигры».


1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

  1. Цель и задачи программы

Цель программы:

Активизация речи у детей, развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

Развивающие:

  • развивать межполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр;
  • развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников; - развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
  • стимулировать речевую активность у детей. Образовательные:
  • активизировать познавательный интерес;
  • формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • формировать обще учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
  • формировать индивидуальные творческие способности личности. Воспитательные:
  • воспитывать у детей к умению работать в коллективе;
  • воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.

Программа нейропсихологического сопровождения развития детей представляет собой цикл занятий для детей 5-7 лет с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов. Нейропсихологические игры - это специальные игровые комплексы, обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной системы способствующие развитию нервно- психических функций, психических процессов. Предлагаемые комплексы нейропсихологических игр кинезиологических упражнений имеют превентивную направленность и помогут провести        работ по предупреждению у ребенка 5-7 лет недостаточности в развитии, а также активизируют формирование межполушарных связей, переключают мозг ребенка в интегрированный режим работы:

  • сенсомоторных, психомоторных, речедвигательных процессов;
  • психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи;
  • зрительно-моторной и пространственной координации.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а также средство развития, благодаря которому формируются двигательные, познавательные, коммуникативно - речевые и другие навыки, необходимые ребенку.

Данная программам имеет два блока:

  • телесно-ориентированный;
  • практико-ориентированный.

  1. Методы и приемы работы:

  • Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты).
  • Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).
  • Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации).
  • Практические (игры, упражнения).
  • Нейродинамическая гимнастика.
  • Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактический материал).

  1. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 1 год.

  1. Виды, формы, методы работы.

Занятия, включают различные виды детской деятельности:

  • познавательную;
  • продуктивную;
  • двигательную;
  • коммуникативную;
  • конструктивную.

В процессе занятий используются различные формы:

  • традиционные;
  • комбинированные;
  • практические;
  • игры.

Формы работы с детьми:

  • игра;
  • ситуативный разговор;
  • беседа;
  • рассказ;
  • интегративная деятельность;
  • проблемная ситуация.

Методы работы с детьми:

Словесный – обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).

Практический – (упражнения, игры).

Наглядный – (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций).

Поисковый – (моделирование, опыты, эксперименты).

Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов).

Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)

Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактический материал)

В программе в каждом занятии описаны пять основных блоков упражнений:

  • дыхательные упражнения;
  • глазодвигательные упражнения;
  • суджок-терапия;
  • телесные движения;
  • задания когнитивного тренинга.

Занятия по программе «Нейроигры» представляет собой комплекс различных видов деятельности, направленный на физическое и психологическое здоровье ребенка.

  1. Ожидаемые результаты.

Дети умеют:

  • выполнять кинезиологические упражнения разной сложности;
  • рассуждать, описывать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы и явления окружающей действительности;
  • работать в парах, микрогруппах;
  • проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

У детей улучшится двигательная координация, общая и мелкая моторика, память, внимание, пространственные представления и, как результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий).

  1. Режим занятий.

Используется групповая форма работы. Программа предполагает проведение занятий во вторую половину дня. Занятия проводятся 2 раза в неделю (с каждой возрастной подгруппой детей).

Продолжительность занятий 25-30 минут.

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Время занятия:

5-7 лет – 30 минут.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Годовой календарный учебный график

Содержание

Возраст

5-7лет

Количество групп

1

Начало учебного года

01.10.202 г.

Продолжительность учебного года

8 месяцев

Окончание учебного года

30.05.2025 г.

Продолжительность образовательной деятельности

32 недели

Недельная образовательная нагрузка занятий

1

Объём образовательной нагрузки за неделю

30

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий за год

64

Сроки проведения мониторинга

09.09.2024 г. – 20.09.2024 г.

12.05.2024 г. – 23.05.2025 г.

Летний оздоровительный период

02.06.2025 г. -

Занятия носят развивающий характер и проходит в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Основное содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные на коррекцию двигательной сферы и общей моторики, координацию рече-двигательных анализаторов, ориентацию в пространстве, в схеме собственного тела и на листе бумаги, осознание своей деятельности через речь.

Регулярное использование нейроигр и кинезиологических упражнений оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников.


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Диагностическая работа

Результативность дополнительной образовательной программы «Нейроигры» определяется посредством педагогической диагностики по направлению: познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление).

Диагностика проводиться два раза в год: в сентябре и мае. Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала.

Диагностический инструментарий:

п/п

Методика

Автор

Область исследования

Возраст детей

1.

Шкала метрическая Озерецкого

Н.И. Озерецкий

Психомоторное развитие

5-7 лет

2.

Переплетённые линии

Т.В. Чередникова

Устойчивость внимания

5-7 лет

3.

Исключение четвёртого

М.М. Семаго

Обобщение

5-7 лет

4.

Классификация

Гольдштейн - Сахаров

Классификация

5-7 лет

5.

Тест «Нахождение недостающих деталей»

Т.Д. Марцинковская

Образное мышление

5-6 лет

  1. Развивающая работа с детьми

Развивающая работа с детьми дошкольного возраста направлена развитие речи, двигательной координации, памяти, внимания, мышления, пространственных представлений и как результата повышения уровня интеллектуальных способностей и активизации работы головного мозга (правого и левого полушарий). Это достигается благодаря систематическому выполнению упражнений и заданий:

  • Задания и упражнения, влияющие на оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, которые влияют на поднятие тонуса коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
  • Задания и упражнения, влияющие на улучшение приёма и переработку информации (движения перекрёстного характера, направленные непосредственно на развитие мозолистого тела головного мозга).
  • Задания и упражнения, влияющие на улучшение контроля и регулирования деятельности (ритмичное изменение положения рук).
  • Задания и упражнения, направленные на анализ и синтез полученной информации, обучающие логически мыслить, классифицировать, обобщать, сравнивать, а также устанавливать причинно-следственные связи.
  • Задания и упражнения, направленные на формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (работа двумя руками одновременно)

2.2.1. Структура занятия:

        Занятия включают в себя:

  • дыхательное упражнение;
  • самомассаж;
  • глазодвигательное упражнение;
  • упражнение на мелкую моторику;
  • коррекционное телесное упражнение;
  • упражнение когнитивного тренинга.

Упражнения даются в порядке усложнении, одно занятие включает в себя не менее 3-х видов упражнений.


2.2.2. Календарно – тематическое планирование

Тема занятий

Содержание образовательной деятельности

Дополнительное методическое обеспечение

1 год обучения

1

Диагностика

Проведение диагностики оценки психомоторного развития детей.

Шкала метрическая Озерецкого

2

Диагностика

Проведение диагностики для выявления уровня устойчивости внимания.

Переплетенные линии

Т.В.Чередникова

3

Диагностика

Проведение диагностики для выявления уровня обобщения.

Исключение четвертого        

М.М. Семаго

4

Диагностика

Проведение диагностики для выявления уровня классификации.

Классификация

Гольдштейн-Сахаров

5

Диагностика

Проведение диагностики для выявления уровня образного мышления.

Тест «Нахождение недостающих деталей»        

Т.Д.Марцинковская

6

Зрительно-моторная координация.

Упражнение замок с вращением больших пальцев.

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Барабанщик»

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

Графомоторные навыки.

Упражнение «Кулак  ладонь».

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

Глазодвигательное упражнение.

 Телесное упражнение «Перекрёстное марширование»

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

8

Ориентирование

Упражнение «Два гуся»

Ориентирование на листе бумаги с применением камушков Марбл.

Глазодвигательное упражнение.

Рисование с закрытыми глазами под диктовку.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

9

Регуляция напряжения мышц

Упражнение «Лиса и заяц».

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и на развитие регуляции напряжения мышц.

Глазодвигательное упражнение.

Телесное упражнение «Колено- локоть».

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

10

Зрительно-моторная координация.

Упражнение «Кулак – ладонь»

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

Глазодвигательное упражнение.

Дыхательное упражнение «Ныряльщик»

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

11

Зрительно-моторная координация

Упражнение «Собака – ножницы».

Упражнениение на развитие зрительно-моторной координации

Глазодвигательное упражнение.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

12

Копирование

Упражнение «Скрещевание рук, замок».

Упражнение «Копировальщик».

Рисование с закрытыми глазами.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

13

Межполушарное взаимодействие

Упражнение «Замок – ежик».

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

Глазодвигательное упражнение.

Телесное упражнение «Робот»

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

14

Графомоторные навыки

Упражнение «Кулак-ладонь»

Упражнение на развитие графомоторных навыков.

Глазодвигательное упражнение.

Рисование с закрытыми глазами.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

15

Ориентирование

Упражнение «Ухо-нос».

Упражнение на ориентирование в пространстве.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение на релаксацию «Путешествие на облаке»

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

16

Регуляция напряжения мышц

Упражнение «Кулак-ладонь»

Упражнение на регуляцию напряжения мишц.

Глазодвигательное упражнение.

Рисование обеими руками.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

17

Зрительно-моторная координация

Упражнение «Две ладони».

Упражнение на развитие зрительно-моторной координации.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Полопай».

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

18

Копирование

Упражнение «Кольцо-указательный-мизинец».

Упражнение «Копировальщик».

Глазодвигательное упражнение.

Дорисуй рисунок обеими руками.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

19

Межполушарное взаимодействие

Упражнение «Перекрещивание рук»

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

Глазодвигательное упражнение.

Рисование двумя руками.

Телесное упражнение «Дерево»

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

20

Графомоторные навыки

Упражнение «Кулаки».

Упражнение на развитие графомоторных навыков.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

21

Ориентирование

Упражнение «Кольцо».

Упражнение на ориентирование в пространстве.

Глазодвигательное упражнение.

Телесное упражнение «Крюки»

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

22

Регуляция напряжения мышц

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Упражнение на регуляцию напряжения мышц.

Глазодвигательное упражнение.

Рисование двумя руками.

Релаксация «Ковёр-самолёт».

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

23

Зрительно-моторная координация

Упражнение «Скрещивание рук».

Упражнение на развитие зрительно-моторной координации.

Глазодвигательное упражнение.

Рисование обеими руками.

Выкладывание узора камушками обеими руками.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

24

Копирование

Упражнение «Кольцо-указательный-мизинец».

Упражнение «Копировальщик»

Глазодвигательное упражнение.

Разукрашивание двумя руками.

Телесное упражнение «Яйцо».

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

25

Межполушарное взаимодействие

Упражнение «Кольцо».

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

Глазодвигательное упражнение.

Дыхательное упражнение «Свеча».

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

26

Графомоторные навыки

Упражнение «Собака-ножницы».

Упражнение на развитие графомоторных навыков.

Глазодвигательное упражнение.

Телесное упражнение «Крюки».

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

27

Ориентирование

Упражнение «Подними палец».

Упражнение на ориентирование в пространстве.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Заполни таблицу»

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

28

Регуляция напряжения мышц

Упражнение «Кулак-ладонь».

Упражнение на регуляцию напряжения мышц.

Глазодвигательное упражнение.

Рисование обеими руками.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

29

Зрительно-моторная координация

Упражнение «Смотрители».

Упражнение на развитие зрительно-моторной координации.

Глазодвигательное упражнение.

Рисование двумя руками.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

30

Копирование

Упражнение «Два гуся».

Упражнение «Копировальщик»

Глазодвигательное упражнение.

Телесное упражнение «Перекрёстное марширование».

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

31

Межполушарное взаимодействие

Упражнение «Замок-ежик»

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

Глазодвигательное упражнение.

Дыхательное упражнение «Губы трубочкой».

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

32

Графомоторные навыки

Упражнение «Кольцо-указательный-мизинец».

Упражнение на развитие графомоторных навыков.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение с масажным мячиком.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

33

Ориентирование

Упражнение «Кулак-ладонь».

Упражнение на ориентирование в пространстве.

Глазодвигательное упражнение.

Самомассаж Суджок.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

34

Регуляция напряжения мышц

Упражнение «Кольцо»

Упражнение на регуляцию напряжения мышц.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Зеркальное отражение»

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

35

Зрительно-моторная координация

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Упражнение на развитие зрительно-моторной координации.

Глазодвигательное упражнение.

Рисование двумя руками.

Теледвигательное упражнение «Колено-локоть».

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

36

Копирование

Упражнение «Кольцо»

Упражнение «Копировальщик»

Глазодвигательное упражнение.

Рисование обеими руками.

Нейропрописи для тренировки мозга.

В.Г. Дмитриева

37

Межполушарное взаимодействие

Упражнение «Собака-ножницы».

Рисрвание двумя руками.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Межполушарная доска»

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

38

Фонематический слух

Упражнение «Кулак-ладонь».

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Глазодвигательное упражнение.

Выкладывание букв камнями обеими руками

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

39

Артикуляция и ритм

Упражнение «Два гуся».

Упражнение «Ритмичные дорожки».

Игра «Послуша, повтори»

Глазодвигательное упражнение.

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

40

Прастранственные представления

Упражнение «Кулак –ладонь»

Упражнение на формирование пространственного представления.

Глазодвигательное упражнение.

Рисование с закрытыми глазами.

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

41

Зрительное внимание и память

Упражнение «Кольцо».

Упражнение на внимание «Дорисуй домик».

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Найди букву»

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

42

Зрительное восприятие

Упражнение «Лиса-заяц».

Упражнение «Сосчитай предметы».

Глазодвигательное упражнение.

Игра «Распредели камушки».

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

43

Анализ и синтез

Упражнение «Сцепи пальцы».

Игра «Составь слово».

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Заполни таблицу».

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

44

Слуховое внимание и память

Упражнение «Подними пальчик».

Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Хлопни».

Упражнение «Пара слов».

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

45

Межполушарное взаимодействие

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

Глазодвигательная гимнастика.

Рисование обеими руками.

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

46

Фонематический слух

Упражнение «Поочередное сгибание пальцев».

Упражнение на формирование фонематического слуха.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Угадай слово по звукам».

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

47

Артикуляция и ритм

Упражнение «Собака-ножницы».

Упражнение на формирование артикуляции и ритма.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Угадай какой звук».

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

48

Зрительное восприятие

Упражнение «Скрещивание рук».

Дорисуй рисунок по клеточкам.

Глазодвигательное упражнение.

Телесное упражнение «Паровоз».

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

49

Пространственные представления

Упражнение «Замок-ежик».

Упражнение на формирование пространственных представлений.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение с массажным мячом.

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

50

Зрительное внимание и память

Упражнение «Кулак-ладонь».

Упражнение «Нарисуй по клеткам».

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти.

Телесное упражнение «Робот»

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

51

Анализ и синтез

Упражнение «Кулак-ладонь».

Упражнение «Бусы».

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Кубики»

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

52

Слуховое внимание и память

Упражнение «Кулак-ладонь».

Упражнение на формирование слухового внимания и памяти.

Глазодвигательное упражнение.

Телодвигательное упражнение «Крюки»

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

53

Межполушарное взаимодействие

Упражнение «Две ладони».

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

Глазодвигательное упражнение.

Рисование обеими руками.

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

54

Фонематический слух

Упражнение «Кольцо».

Упражнение на формирование фонематического слуха.

Глазодвигательное упражнение.

Телодвигательное упражнение «Мельница»

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

55

Артикуляция и ритм

Упражнение «Скрещивание ладоней».

Упражнения на формирование артикуляции и ритма.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

56

Зрительное восприятие

Упражнение «Скрещивание кулаков».

Упражнение на развитие зрительного восприятия.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Соедини половинки».

Дыхательная гимнастика «Дышим носом»

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

57

Пространственные представления

Упражнение «Колечко».

Упражнение, направленное на формирование пространственных представлений.

Глазодвигательное упражнение.

Рисование по клеткам.

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

58

Зрительное внимание и память

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь.

Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти.

Глазодвигательная гимнастика.

Упражнение «Перемещение по клеткам».

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

59

Анализ и синтез

Упражнение «Скрещивание рук».

Упражнение на развитие анализа и синтеза.

Глазодвигательное упражнение.

Упражнение «Распредели слова по слогам»

Нейропрописи для развития орфографической зоркости.

О.А. Звонцова

60

Диагностика

Проведение диагностики оценки психомоторного развития детей.

Шкала метрическая Озерецкого

61

Диагностика

Проведение диагностики для выявления уровня устойчивости внимания.

Переплетенные линии

Т.В.Чередникова

62

Диагностика

Проведение диагностики для выявления уровня обобщения.

Исключение четвертого        

М.М. Семаго

63

Диагностика

Проведение диагностики для выявления уровня классификации.

Классификация

Гольдштейн-Сахаров

64

Диагностика

Проведение диагностики для выявления уровня образного мышления.

Тест «Нахождение недостающих деталей»        

Т.Д.Марцинковская

  1. Взаимодействие с родителями.

Взаимодействие с родителями направлено на повышение их педагогической культуры. Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:

–        выработка у педагога уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;

–        вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс;

–        внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни группы;

–        создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

–        повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Оборудование и материалы.

  • Нейрокарточки «Работаем двумя руками»
  • Камушки Марбл.
  • Доски для развития межполушарного взаимодействия.
  • Дидактические игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействие.
  • Карандаши простые и цветные.
  • Мячики, кубики.
  • Суджок для самомассажа.
  • Разноцветные камушки.
  • Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева.
  • Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова.

  1. Перечень игр и упражнений.

  • Картотека кинезеологических упражнений.
  • Картотека коррекционных движений тела.
  • Картотека самомассажа.
  • Картотека глазодвигательных упражнений.
  • Картотека дыхательных упражнений.

3.3 Список литературы

  1. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. Сп-б, «Детство – Пресс», 2012.
  2. Дмитриева В.Г. Нейропрописи для тренировки мозга. Уневирсальный развивающий тренажор/ сост. В.Г. Дмитриева. – Москва: Издательство АСТ, 2023. – 79.
  3. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - М., Ставрополь, «Илекса», «Сервис школа», 2001.
  4. Звонцова О.А. Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова. – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 70.
  5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис- пресс, 2015.
  6. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020.
  7. Троицкая Ж. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками». - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2019.
  8. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Бодрячок» для детей 3-7 лет срок реализации 4 года Выполнил инструктор по физической культуре Елисеева М.В.

Дополнительная общеразвивающая программа«Бодрячок»для детей 3-7 летсрок реализации 4 годаВыполнил инструктор по физической культуре Елисеева М.В....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Речевичок» Возраст обучающихся-5-6 лет Срок реализации: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Речевичок»  Возраст обучающихся-5-6 лет Срок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...