ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «НЕЙРОИГРЫ» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа «Нейроигры» предназначена для систематических занятий с детьми 5 - 7 лет в условиях дошкольной образовательной организации – Детского сада № 356 «Жар-Птица» и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования и развития высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов. Успешное обучение детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.).
Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста. Одним из универсальных методов является так же и кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие у детей дошкольного возраста, которое является основой интеллекта.
Программа составлена в соответствии с ФГОС и ФОП
Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Нейроигры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа по нейро играм | 158.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 356 «ЖАР-ПТИЦА Г. НОВОСИБИРСК
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«НЕЙРОИГРЫ»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработал воспитатель:
Прокудина Т.Я.
Новосибирск 2024 год.
Содержание:
Пояснительная записка | 3 | |
1. Целевой раздел программы | 4 | |
1.1 | Цель и задачи | 4 |
1.2 | Методы и приёмы работы | 5 |
1.3 | Сроки реализации программы | 5 |
1.4 | Виды, формы, методы работы | 5 |
1.5 | Ожидаемые результаты | 6 |
1.6 | Режим занятий | 6 |
2. Содержательный раздел | 8 | |
2.1 | Диагностическая работа | 8 |
2.2 | Развивающая работа с детьми | 8 |
2.2.1 | Структура занятия | 9 |
2.2.2 | Календарно-тематическое планирование | 10 |
2.3 | Взаимодействие с родителями | 21 |
3.Организационный раздел | 22 | |
3.1 | Оборудование и материалы | 22 |
3.2 | Перечень игр и упражнений | 22 |
3.3 | Список литературы | 22 |
Пояснительная записка
Программа «Нейроигры» предназначена для систематических занятий с детьми 5 - 7 лет в условиях дошкольной образовательной организации – Детского сада № 356 «Жар-Птица» и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования и развития высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов. Успешное обучение детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.).
Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста. Одним из универсальных методов является так же и кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие у детей дошкольного возраста, которое является основой интеллекта.
Программа составлена в соответствии с ФГОС и ФОП
Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Нейроигры».
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Цель и задачи программы
Цель программы:
Активизация речи у детей, развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Развивающие:
- развивать межполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр;
- развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников; - развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
- стимулировать речевую активность у детей. Образовательные:
- активизировать познавательный интерес;
- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- формировать обще учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
- формировать индивидуальные творческие способности личности. Воспитательные:
- воспитывать у детей к умению работать в коллективе;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.
Программа нейропсихологического сопровождения развития детей представляет собой цикл занятий для детей 5-7 лет с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов. Нейропсихологические игры - это специальные игровые комплексы, обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной системы способствующие развитию нервно- психических функций, психических процессов. Предлагаемые комплексы нейропсихологических игр кинезиологических упражнений имеют превентивную направленность и помогут провести работ по предупреждению у ребенка 5-7 лет недостаточности в развитии, а также активизируют формирование межполушарных связей, переключают мозг ребенка в интегрированный режим работы:
- сенсомоторных, психомоторных, речедвигательных процессов;
- психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи;
- зрительно-моторной и пространственной координации.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а также средство развития, благодаря которому формируются двигательные, познавательные, коммуникативно - речевые и другие навыки, необходимые ребенку.
Данная программам имеет два блока:
- телесно-ориентированный;
- практико-ориентированный.
- Методы и приемы работы:
- Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты).
- Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).
- Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации).
- Практические (игры, упражнения).
- Нейродинамическая гимнастика.
- Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактический материал).
- Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 1 год.
- Виды, формы, методы работы.
Занятия, включают различные виды детской деятельности:
- познавательную;
- продуктивную;
- двигательную;
- коммуникативную;
- конструктивную.
В процессе занятий используются различные формы:
- традиционные;
- комбинированные;
- практические;
- игры.
Формы работы с детьми:
- игра;
- ситуативный разговор;
- беседа;
- рассказ;
- интегративная деятельность;
- проблемная ситуация.
Методы работы с детьми:
Словесный – обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
Практический – (упражнения, игры).
Наглядный – (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций).
Поисковый – (моделирование, опыты, эксперименты).
Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов).
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактический материал)
В программе в каждом занятии описаны пять основных блоков упражнений:
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- суджок-терапия;
- телесные движения;
- задания когнитивного тренинга.
Занятия по программе «Нейроигры» представляет собой комплекс различных видов деятельности, направленный на физическое и психологическое здоровье ребенка.
- Ожидаемые результаты.
Дети умеют:
- выполнять кинезиологические упражнения разной сложности;
- рассуждать, описывать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы и явления окружающей действительности;
- работать в парах, микрогруппах;
- проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
У детей улучшится двигательная координация, общая и мелкая моторика, память, внимание, пространственные представления и, как результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий).
- Режим занятий.
Используется групповая форма работы. Программа предполагает проведение занятий во вторую половину дня. Занятия проводятся 2 раза в неделю (с каждой возрастной подгруппой детей).
Продолжительность занятий 25-30 минут.
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Время занятия:
5-7 лет – 30 минут.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Годовой календарный учебный график
Содержание | |
Возраст | 5-7лет |
Количество групп | 1 |
Начало учебного года | 01.10.202 г. |
Продолжительность учебного года | 8 месяцев |
Окончание учебного года | 30.05.2025 г. |
Продолжительность образовательной деятельности | 32 недели |
Недельная образовательная нагрузка занятий | 1 |
Объём образовательной нагрузки за неделю | 30 |
Количество занятий в месяц | 4 |
Количество занятий за год | 64 |
Сроки проведения мониторинга | 09.09.2024 г. – 20.09.2024 г. 12.05.2024 г. – 23.05.2025 г. |
Летний оздоровительный период | 02.06.2025 г. - |
Занятия носят развивающий характер и проходит в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Основное содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные на коррекцию двигательной сферы и общей моторики, координацию рече-двигательных анализаторов, ориентацию в пространстве, в схеме собственного тела и на листе бумаги, осознание своей деятельности через речь.
Регулярное использование нейроигр и кинезиологических упражнений оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Диагностическая работа
Результативность дополнительной образовательной программы «Нейроигры» определяется посредством педагогической диагностики по направлению: познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление).
Диагностика проводиться два раза в год: в сентябре и мае. Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала.
Диагностический инструментарий:
№ п/п | Методика | Автор | Область исследования | Возраст детей |
1. | Шкала метрическая Озерецкого | Н.И. Озерецкий | Психомоторное развитие | 5-7 лет |
2. | Переплетённые линии | Т.В. Чередникова | Устойчивость внимания | 5-7 лет |
3. | Исключение четвёртого | М.М. Семаго | Обобщение | 5-7 лет |
4. | Классификация | Гольдштейн - Сахаров | Классификация | 5-7 лет |
5. | Тест «Нахождение недостающих деталей» | Т.Д. Марцинковская | Образное мышление | 5-6 лет |
- Развивающая работа с детьми
Развивающая работа с детьми дошкольного возраста направлена развитие речи, двигательной координации, памяти, внимания, мышления, пространственных представлений и как результата повышения уровня интеллектуальных способностей и активизации работы головного мозга (правого и левого полушарий). Это достигается благодаря систематическому выполнению упражнений и заданий:
- Задания и упражнения, влияющие на оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, которые влияют на поднятие тонуса коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
- Задания и упражнения, влияющие на улучшение приёма и переработку информации (движения перекрёстного характера, направленные непосредственно на развитие мозолистого тела головного мозга).
- Задания и упражнения, влияющие на улучшение контроля и регулирования деятельности (ритмичное изменение положения рук).
- Задания и упражнения, направленные на анализ и синтез полученной информации, обучающие логически мыслить, классифицировать, обобщать, сравнивать, а также устанавливать причинно-следственные связи.
- Задания и упражнения, направленные на формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (работа двумя руками одновременно)
2.2.1. Структура занятия:
Занятия включают в себя:
- дыхательное упражнение;
- самомассаж;
- глазодвигательное упражнение;
- упражнение на мелкую моторику;
- коррекционное телесное упражнение;
- упражнение когнитивного тренинга.
Упражнения даются в порядке усложнении, одно занятие включает в себя не менее 3-х видов упражнений.
2.2.2. Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятий | Содержание образовательной деятельности | Дополнительное методическое обеспечение |
1 год обучения | |||
1 | Диагностика | Проведение диагностики оценки психомоторного развития детей. | Шкала метрическая Озерецкого |
2 | Диагностика | Проведение диагностики для выявления уровня устойчивости внимания. | Переплетенные линии Т.В.Чередникова |
3 | Диагностика | Проведение диагностики для выявления уровня обобщения. | Исключение четвертого М.М. Семаго |
4 | Диагностика | Проведение диагностики для выявления уровня классификации. | Классификация Гольдштейн-Сахаров |
5 | Диагностика | Проведение диагностики для выявления уровня образного мышления. | Тест «Нахождение недостающих деталей» Т.Д.Марцинковская |
6 | Зрительно-моторная координация. | Упражнение замок с вращением больших пальцев. Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Барабанщик» | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
Графомоторные навыки. | Упражнение «Кулак ладонь». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Перекрёстное марширование» | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева | |
8 | Ориентирование | Упражнение «Два гуся» Ориентирование на листе бумаги с применением камушков Марбл. Глазодвигательное упражнение. Рисование с закрытыми глазами под диктовку. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
9 | Регуляция напряжения мышц | Упражнение «Лиса и заяц». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и на развитие регуляции напряжения мышц. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Колено- локоть». | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
10 | Зрительно-моторная координация. | Упражнение «Кулак – ладонь» Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Дыхательное упражнение «Ныряльщик» | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
11 | Зрительно-моторная координация | Упражнение «Собака – ножницы». Упражнениение на развитие зрительно-моторной координации Глазодвигательное упражнение. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
12 | Копирование | Упражнение «Скрещевание рук, замок». Упражнение «Копировальщик». Рисование с закрытыми глазами. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
13 | Межполушарное взаимодействие | Упражнение «Замок – ежик». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Робот» | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
14 | Графомоторные навыки | Упражнение «Кулак-ладонь» Упражнение на развитие графомоторных навыков. Глазодвигательное упражнение. Рисование с закрытыми глазами. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
15 | Ориентирование | Упражнение «Ухо-нос». Упражнение на ориентирование в пространстве. Глазодвигательное упражнение. Упражнение на релаксацию «Путешествие на облаке» | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
16 | Регуляция напряжения мышц | Упражнение «Кулак-ладонь» Упражнение на регуляцию напряжения мишц. Глазодвигательное упражнение. Рисование обеими руками. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
17 | Зрительно-моторная координация | Упражнение «Две ладони». Упражнение на развитие зрительно-моторной координации. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Полопай». | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
18 | Копирование | Упражнение «Кольцо-указательный-мизинец». Упражнение «Копировальщик». Глазодвигательное упражнение. Дорисуй рисунок обеими руками. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
19 | Межполушарное взаимодействие | Упражнение «Перекрещивание рук» Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Рисование двумя руками. Телесное упражнение «Дерево» | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
20 | Графомоторные навыки | Упражнение «Кулаки». Упражнение на развитие графомоторных навыков. Глазодвигательное упражнение. Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
21 | Ориентирование | Упражнение «Кольцо». Упражнение на ориентирование в пространстве. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Крюки» | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
22 | Регуляция напряжения мышц | Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Упражнение на регуляцию напряжения мышц. Глазодвигательное упражнение. Рисование двумя руками. Релаксация «Ковёр-самолёт». | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
23 | Зрительно-моторная координация | Упражнение «Скрещивание рук». Упражнение на развитие зрительно-моторной координации. Глазодвигательное упражнение. Рисование обеими руками. Выкладывание узора камушками обеими руками. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
24 | Копирование | Упражнение «Кольцо-указательный-мизинец». Упражнение «Копировальщик» Глазодвигательное упражнение. Разукрашивание двумя руками. Телесное упражнение «Яйцо». | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
25 | Межполушарное взаимодействие | Упражнение «Кольцо». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Дыхательное упражнение «Свеча». | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
26 | Графомоторные навыки | Упражнение «Собака-ножницы». Упражнение на развитие графомоторных навыков. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Крюки». | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
27 | Ориентирование | Упражнение «Подними палец». Упражнение на ориентирование в пространстве. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Заполни таблицу» | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
28 | Регуляция напряжения мышц | Упражнение «Кулак-ладонь». Упражнение на регуляцию напряжения мышц. Глазодвигательное упражнение. Рисование обеими руками. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
29 | Зрительно-моторная координация | Упражнение «Смотрители». Упражнение на развитие зрительно-моторной координации. Глазодвигательное упражнение. Рисование двумя руками. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
30 | Копирование | Упражнение «Два гуся». Упражнение «Копировальщик» Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Перекрёстное марширование». | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
31 | Межполушарное взаимодействие | Упражнение «Замок-ежик» Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Дыхательное упражнение «Губы трубочкой». | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
32 | Графомоторные навыки | Упражнение «Кольцо-указательный-мизинец». Упражнение на развитие графомоторных навыков. Глазодвигательное упражнение. Упражнение с масажным мячиком. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
33 | Ориентирование | Упражнение «Кулак-ладонь». Упражнение на ориентирование в пространстве. Глазодвигательное упражнение. Самомассаж Суджок. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
34 | Регуляция напряжения мышц | Упражнение «Кольцо» Упражнение на регуляцию напряжения мышц. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Зеркальное отражение» | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
35 | Зрительно-моторная координация | Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Упражнение на развитие зрительно-моторной координации. Глазодвигательное упражнение. Рисование двумя руками. Теледвигательное упражнение «Колено-локоть». | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
36 | Копирование | Упражнение «Кольцо» Упражнение «Копировальщик» Глазодвигательное упражнение. Рисование обеими руками. | Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева |
37 | Межполушарное взаимодействие | Упражнение «Собака-ножницы». Рисрвание двумя руками. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Межполушарная доска» | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
38 | Фонематический слух | Упражнение «Кулак-ладонь». Упражнение на развитие фонематического слуха. Глазодвигательное упражнение. Выкладывание букв камнями обеими руками | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
39 | Артикуляция и ритм | Упражнение «Два гуся». Упражнение «Ритмичные дорожки». Игра «Послуша, повтори» Глазодвигательное упражнение. | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
40 | Прастранственные представления | Упражнение «Кулак –ладонь» Упражнение на формирование пространственного представления. Глазодвигательное упражнение. Рисование с закрытыми глазами. | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
41 | Зрительное внимание и память | Упражнение «Кольцо». Упражнение на внимание «Дорисуй домик». Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Найди букву» | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
42 | Зрительное восприятие | Упражнение «Лиса-заяц». Упражнение «Сосчитай предметы». Глазодвигательное упражнение. Игра «Распредели камушки». | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
43 | Анализ и синтез | Упражнение «Сцепи пальцы». Игра «Составь слово». Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Заполни таблицу». | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
44 | Слуховое внимание и память | Упражнение «Подними пальчик». Упражнение на развитие слухового внимания и памяти. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Хлопни». Упражнение «Пара слов». | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
45 | Межполушарное взаимодействие | Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательная гимнастика. Рисование обеими руками. | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
46 | Фонематический слух | Упражнение «Поочередное сгибание пальцев». Упражнение на формирование фонематического слуха. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Угадай слово по звукам». | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
47 | Артикуляция и ритм | Упражнение «Собака-ножницы». Упражнение на формирование артикуляции и ритма. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Угадай какой звук». | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
48 | Зрительное восприятие | Упражнение «Скрещивание рук». Дорисуй рисунок по клеточкам. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Паровоз». | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
49 | Пространственные представления | Упражнение «Замок-ежик». Упражнение на формирование пространственных представлений. Глазодвигательное упражнение. Упражнение с массажным мячом. | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
50 | Зрительное внимание и память | Упражнение «Кулак-ладонь». Упражнение «Нарисуй по клеткам». Глазодвигательное упражнение. Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти. Телесное упражнение «Робот» | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
51 | Анализ и синтез | Упражнение «Кулак-ладонь». Упражнение «Бусы». Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Кубики» | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
52 | Слуховое внимание и память | Упражнение «Кулак-ладонь». Упражнение на формирование слухового внимания и памяти. Глазодвигательное упражнение. Телодвигательное упражнение «Крюки» | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
53 | Межполушарное взаимодействие | Упражнение «Две ладони». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Рисование обеими руками. | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
54 | Фонематический слух | Упражнение «Кольцо». Упражнение на формирование фонематического слуха. Глазодвигательное упражнение. Телодвигательное упражнение «Мельница» | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
55 | Артикуляция и ритм | Упражнение «Скрещивание ладоней». Упражнения на формирование артикуляции и ритма. Глазодвигательное упражнение. Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
56 | Зрительное восприятие | Упражнение «Скрещивание кулаков». Упражнение на развитие зрительного восприятия. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Соедини половинки». Дыхательная гимнастика «Дышим носом» | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
57 | Пространственные представления | Упражнение «Колечко». Упражнение, направленное на формирование пространственных представлений. Глазодвигательное упражнение. Рисование по клеткам. | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
58 | Зрительное внимание и память | Упражнение «Кулак-ребро-ладонь. Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти. Глазодвигательная гимнастика. Упражнение «Перемещение по клеткам». | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
59 | Анализ и синтез | Упражнение «Скрещивание рук». Упражнение на развитие анализа и синтеза. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Распредели слова по слогам» | Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова |
60 | Диагностика | Проведение диагностики оценки психомоторного развития детей. | Шкала метрическая Озерецкого |
61 | Диагностика | Проведение диагностики для выявления уровня устойчивости внимания. | Переплетенные линии Т.В.Чередникова |
62 | Диагностика | Проведение диагностики для выявления уровня обобщения. | Исключение четвертого М.М. Семаго |
63 | Диагностика | Проведение диагностики для выявления уровня классификации. | Классификация Гольдштейн-Сахаров |
64 | Диагностика | Проведение диагностики для выявления уровня образного мышления. | Тест «Нахождение недостающих деталей» Т.Д.Марцинковская |
- Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с родителями направлено на повышение их педагогической культуры. Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
– выработка у педагога уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
– вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс;
– внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни группы;
– создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
– повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Оборудование и материалы.
- Нейрокарточки «Работаем двумя руками»
- Камушки Марбл.
- Доски для развития межполушарного взаимодействия.
- Дидактические игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействие.
- Карандаши простые и цветные.
- Мячики, кубики.
- Суджок для самомассажа.
- Разноцветные камушки.
- Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева.
- Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова.
- Перечень игр и упражнений.
- Картотека кинезеологических упражнений.
- Картотека коррекционных движений тела.
- Картотека самомассажа.
- Картотека глазодвигательных упражнений.
- Картотека дыхательных упражнений.
3.3 Список литературы
- Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. Сп-б, «Детство – Пресс», 2012.
- Дмитриева В.Г. Нейропрописи для тренировки мозга. Уневирсальный развивающий тренажор/ сост. В.Г. Дмитриева. – Москва: Издательство АСТ, 2023. – 79.
- Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - М., Ставрополь, «Илекса», «Сервис школа», 2001.
- Звонцова О.А. Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова. – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 70.
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис- пресс, 2015.
- Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020.
- Троицкая Ж. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками». - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2019.
- Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Бодрячок» для детей 3-7 лет срок реализации 4 года Выполнил инструктор по физической культуре Елисеева М.В.
Дополнительная общеразвивающая программа«Бодрячок»для детей 3-7 летсрок реализации 4 годаВыполнил инструктор по физической культуре Елисеева М.В....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Речевичок» Возраст обучающихся-5-6 лет Срок реализации: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Речевичок» Возраст обучающихся-5-6 лет Срок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеразвивающая программа творчески-познавательный, информационный «Волшебный пластилин» (пластилинография) (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 го
АктуальностьВ последнее время родители очень часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...