Подгрупповое занятие для детей 4-5 лет с ОНР по теме «Весна-красна».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Торгаева Ольга Анатольевна

В статье представлено занятие, направленное на развитие лексико-грамматического строя речи (составление простых предложений по картине, употребление обобщающих понятий «транспорт», «перелётные птицы», употребление имён существительных в Р.п). Описываются игровые упражнения на развитие речи, координацию движений, развитие фонематического слуха.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие для детей 4-5 лет с ОНР

по теме «Весна-красна»

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна». Совершенствование лексико-грамматического строя речи (составление простых предложений по картине, употребление обобщающих понятий «транспорт», «перелётные птицы», употребление имён существительных в Р.п).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитный набор «Весна», магнитная доска, контейнер с карандашами, мультимедийная презентация.

Предварительная работа. Наблюдения за изменениями в природе во время прогулки. Формирование знания признаков весны.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Создание положительного эмоционального фона).

Дети заходят в кабинет и садятся за стол. Приветствие «Ладошки».

Ладошки вверх, ладошки вниз,

Ладошки набок и сжали в кулачок.

Ладошки вверх подняли

И «здравствуйте» сказали!

Логопед: К нам на занятие пришёл Пёс Барбос.

Логопед: Пёс Барбос приглашает вас в путешествие. (Дети достают из коробочки автобус, машину, поезд и самолёт). Ребята, что это? (дети называют свой вид транспорта).

Дети: Самолёт. Поезд. Машина. Автобус.

Логопед: А как назвать всё это одним словом?

Дети: Транспорт.

2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

Логопед: Ой, ребята, Пёс Барбос говорит, что нам пора в путь.

Мы едем-едем-едем

В далёкие края,

И много интересного

Узнаем вновь, друзья!

Логопед: А теперь все вместе: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями своего вида транспорта).

Логопед: Выбирайте себе остановку, какая вам понравилась. На обороте обозначена цифра. Итак, первая остановка «Весёлый язычок». У кого остановка с цифрой один? Прикрепи её на доску.

Артикуляционная гимнастика с использованием мультимедийной презентации «Пёс Барбос и весёлая гимнастика для Язычка»: улыбочка, трубочка, окно, лопаточка, иголочка, хоботок, забор, грибок, лошадка, часики, качели.

Логопед: Язычок натренирован, отправляемся дальше.

3. Развитие лексико-грамматических категорий. (Развитие связной речи).

Дети: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями).

Логопед: Следующая остановка – «Маленькие говоруны».  Будем много говорить. У кого остановка с цифрой два?  Прикрепи её на доску.

Логопед: Пес Барбос загадает вам загадку, слушайте внимательно:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса 

Значит, к нам пришла.. 

        (Весна)

Логопед: Ребята, вы самостоятельно выберете картинки, подходящие к весеннему времени года.

(Дети работают с магнитным набором «Весна», в этот момент играет музыка П.И.Чайковского «Подснежник»).

Логопед: Ребята, назовите приметы весны. А кто прилетает весной из тёплых стран?

А весной прилетают перелётные птицы. Выберите из птиц только перелётных. Кто это, назовите. (Грач, ласточка, скворец, журавль, соловей, ворона, голубь, дятел-показ картинок).

Логопед: Пёс Барбос предлагает нам поиграть в игру  «Кого не стало?» (Разложить картинки птиц, по очереди убирать). Говорят все дети по очереди.

        

Логопед. Молодцы! Ребята, ранней весной на улице еще холодно. Давайте представим, что мы замерзли на прогулке. Что мы будем делать, чтобы согреться?

Логопед: Поэтому следующая остановка – «Весенняя физкультура». У кого остановка с цифрой три? Прикрепи её на доску.

Дети: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями).

4. Физкультурная пауза «Воробей». (Координация речи с движением). Пёс Барбос тоже участвует.

Логопед приглашает детей на ковер и делает упражнение вместе с ними.

Воробей с березы

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Ритмично прыгают, хлопают руками по бокам.

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек,

Бегут по кругу, взявшись за руки.

И не зябнут лапки —

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки —

Чик-чирик!           (М. Клокова)

Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом против.

5. Развитие фонематических представлений.

Логопед: А мы вместе с Псом Барбосом отправляемся к следующей остановке – «Чудесные звуки». У кого остановка с цифрой четыре?

Дети: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями).

Игра «Поймай звук ». Хлопните в ладоши, когда услышите звук [а].

Поднимите свой транспорт, когда услышите звук [у].

Игра «Угадай звук»: логопед беззвучно произносит гласные звуки, дети определяют их по беззвучной артикуляции.

Логопед: Ай, да молодцы! Ребята, весной расцветают самыми первыми красивые цветы Мать-и-мачеха. На что похож этот цветок? (демонстрация фотографии мать-и-мачехи).

Дети: Этот цветок похож на солнышко.

Логопед: Как вы думаете, что вам подарит Пёс Барбос? Он дарит вам …солнышки. Только чего-то не хватает у солнышек. Кто самый внимательный, кто скажет, что нужно дорисовать?

Дети: Лучики!

Логопед: Верно! Но сначала разомнем наши пальчики! И мы приблизились к следующей остановке – «Волшебный карандаш». У кого остановка с цифрой пять?

Дети: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями).

6. Развитие тонкой моторики. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Горячий чай». (Формирование направленной воздушной струи).

Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.
(пальцы на обеих руках сжимать и разжимать в кулачки)
Этот пальчик гриб нашёл,
(разгибать большой пальчик)
этот пальчик чистить стал,
(разгибать указательный пальчик)
этот резал,
(разгибать средний пальчик)
этот ел,
(разгибает  безымянный пальчик)
ну а этот лишь глядел!
(разгибать мизинчик)

Раз, два, три, четыре, пять, все пошли домой опять!

Дома стоит стул (кулачок-ладонь), стол (ладонь-ладонь), а на столе чашки с горячим чаем (ладошками изобразить чашечку).

Остудим чай? (макеты чашек с бумажной бахромой – дети выполняют дыхательное упражнение).

7. Формирование графомоторных навыков.

 

Логопед: Молодцы, ребята! Дорисуем лучики солнышку.

(звучит музыка П.И.Чайковского «Подснежник»)

8. Окончание занятия. (Оценка работы детей).

Логопед просит детей положить картинки рядом с собой и предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Логопед: Мы приблизились к последней остановке «Солнечный сюрприз».

Дети: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями).

Логопед: Что вам сегодня было самым интересным на занятии? Почему?

Логопед: Вы очень хорошо рассказали о том, что вам было интересно. А мне и Псу Барбосу очень понравилось, как вы занимались. Молодцы! Пёс Барбос приготовил вам сюрприз! (волшебная коробочка, в которой лежат конвертики со сладким сюрпризом).

Прощание в конце занятия:

Все дети дружно встают в круг, кладут правую руку на левое плечо («от сердца, от души») и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пёс Барбос и весёлая гимнастика для язычка

Слайд 2

Улыбочка

Слайд 3

Трубочка

Слайд 4

Окно

Слайд 5

Лопаточка

Слайд 6

Иголочка

Слайд 7

Хоботок

Слайд 8

Забор

Слайд 9

Грибок

Слайд 10

Лошадка

Слайд 11

Часики

Слайд 12

Качели

Слайд 13

Молодцы!

Слайд 14

Интернет-ресурсы http://s43.radikal.ru/i102/0901/35/72544a67e659.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5905/svetlera.233/0_5a2e9_2bfbcf22_L.png http://img-fotki.yandex.ru/get/5905/svetlera.233/0_5a2e0_a1798d9c_L.png http://linda6035.ucoz.ru/ https://yandex.ru/images/search?text http://instamam.ru/index.php/2015/09/05/art-gimnastika/ http://teremok-8.ru/2-uncategorised/28-artikulyatsionnaya-gimnastika


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Весна-красна!"

Цель: закрепить признаки весны, уточнить названия перелетных птиц, пополнять словарный запас....

Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с нарушениями речи Тема: «Путешествие с Цветиком – Семицветиком»

Конспект подгруппового занятия  для детей подготовительной группы  с нарушениями речиТема: «Путешествие с Цветиком – Семицветиком»...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ВЕСНА-КРАСНА КО ВСЕМ ПРИШЛА».

На основе расширения ориентировки детей в окружающем, развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить картинки....

Конспект открытого занятия по познавательно – речевому развитию в средней группе тема: «Весна - Красна».

Цель: закрепление знаний детей по теме «Весна». Задачи: Образовательные  Активизировать словарь детей по теме «Весна».  Развивать связанную речь, учить пользоваться предложениями...

Конспект занятия - развлечения с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста тема "Весна красная пришла"

Обобщение знаний у детей по теме "Весна" через народные игры. Знакомство с русским фольклором....

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы с ТНР на тему «Звуки [Б], [Б\']. Буква Б»

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы с ТНР на тему «Звуки [Б], [Б']; [Б] - [Б']. Буква Б»...

Конспект занятия в старшей группе нетрадиционной техникой рисования на тему "Весна красна"

Конспект занятия в старшей группе нетрадиционной техникой рисования на тему "Весна красна"...