Влияние качества речи на познавательную активность детей.
методическая разработка по логопедии на тему
Влияние качества речи на познавательную активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kachestva_rechi_na_poznavatelnuyu_aktivnost.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №158 города Тюмени.
Консультация
Тема: «Влияние качества речи
на познавательную активность детей»
Подготовила:
воспитатель Фаррахова Г.Ф
Тюмень 2017г.
I.Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательной активности является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Проблема активности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи является одной из актуальных так как познавательная деятельность является необходимым условием умственного и эмоционального развития.
Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.
Речь ребенка формируется под влиянием взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики, а также от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Требования к речи педагога:
Правильность – речь должна соответствовать языковым нормам, то есть педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.
Точность – Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотреблении.
Логичность -Умение выражать свои мысли последовательно.
Чистота не допускать слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность речи - интонация, темп речи, сила, высота голоса.
Богатство – лексикон самого педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление слов, соответствующих ситуации и условиям общения.
Речь педагога должна соответствовать возрасту и развитию ребенка. К требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средства общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Практическая часть
II. Владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками влияет на речевое развитие ребенка.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи. Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми – это одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, спросить, договориться о совместной игре и т. д. И наоборот, чем ниже познавательная активность ребенка, инициативность, тем скуднее словарь, что весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывают тяжелый отпечаток на его характер. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными, агрессивными.
У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур, это мешает ребенку полноценно развиваться и заглушает познавательные интересы, которые в свою очередь бедны и без помощи взрослого не развиваются.
Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, педагогу необходимо стремиться создать такие условия, которые обеспечивают устойчивые интересы дошкольников:
- создание и обогащенной предметно-пространственной среды;
- организация познавательного поиска детей;
- вовлечение в выполнение творческих заданий;
- интеграция разнообразной деятельности;
- формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности;
- создание проблемно-поисковых ситуаций;
- включение занимательности в содержание;
- стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Сотрудничество детей во время игр создает благоприятные условия для развития их коммуникативных качеств, умение вести диалог, видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия. Дети начинают творчески мыслить, содержательно спорить, становятся инициативными в получении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребёнка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Приложение№1
Практикум "Грамоте учиться - всегда пригодиться».
Прежде, чем учить детей быть грамотными, то есть быть успешными в нашем современном мире, мы должны сами быть образцом для подражания.
Грамотность бывает не только врожденной, но и приобретенной. Каждый человек в любом возрасте - хоть трехлетний малыш, хоть пенсионер - в состоянии научиться писать без ошибок. Итак, приступим к первому заданию.
1. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль)-муж тюлем
Лицо скрыто (вуаль) –жен вуалью
Вымою голову (шампунь)-муж шампунем
Голова покрыта (шаль)- жен шалью
2. Расставить ударение и прочесть слова:
Звонит (на И), красивее (на И), баловать (А), щавель (Е), вручит (И), газопровод(На последнюю букву О), исчерпать (на Е), ломота (на последнюю О).
3.Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с (колени). КОЛЕН
В саду много (яблони, (вишни, (смородина). ЯБЛОНЬ,ВИШЕН,СМОРОДИНЫ
Карантин по гриппу продолжался 25 (сутки). СУТОК
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). ГРАБЕЛЬ
4. Подберите (современные) синонимы к словам:
Бесить - раздражать, выводить из себя, действовать на нервы, подбешивать, сердить, выбешивать.
Прикольно- классно, клево, интересно, здорово, отпад.
Невероятный - афигенный, безумный
Восхищение -очарование, восторг, завороженность, экстаз
Красивый -прекрасный, прелестный, роскошный, шикарный
Круто -феноменально, ништяк, лафа, класс, тип-топ, знатно
5. Исправить предложение:
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. (надел)
Коля является ( ведущим) лидером нашей группы.
Когда я вернулся (обратно )к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему (завершающему) концу.
Все дети своевременно выполнили (заданное )задание.
Врачиха выписала детям лекарство.(ВРАЧ ВЫПИСАЛ)
6. Инсценировка пословиц
Изобразите, как вы понимаете эти пословицы:
У страха глаза велики.
Пуганая ворона куста боится.
У нашего Трошки задрожали ножки.
Пугается, как заяц на ветру.
Прячется, как лягушка в камышах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский проект, как средство развития речи и познавательной активности детей
Одной из новых форм работы с семьей является проектная деятельность. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включи...
Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумаги
Развитие познавательной активности детей;В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового;Поз...
Влияние творческой игры на познавательную активность детей.
Я убедилась, что использование творческой игры открывает простор детской фантазии. развивает речь детей. учит их сравнивать и анализировать. делать выводы....
Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дети в ожидании зимы, так как их ждет много разных забав: катание с горки на санках и ледянках; катание на лыжах, коньках; игра в снежки, эксперименты со снегом....
Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности детей»
Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей"...
Лего-конструирование как средство развития речи и познавательной активности детей раннего возраста
В данной статье рассматриваются особенности обучения детей раннего возраста лего-конструированию.Охарактеризованы возможности лего- конструирования для развития речи и познавательной активности детей....
Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...