Детско-родительский проект, как средство развития речи и познавательной активности детей
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Одной из новых форм работы с семьей является проектная деятельность. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включить ее как полноправного партнера в коррекционно-образовательный процесс и эффект от коррекционно-педагогического воздействия усилится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-roditelskiy_proekt_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_i_poznavatelnyh_sposobnostey_detey.docx | 109.25 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»
«ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»
г.Урай, 2015г.
Пояснительная записка
Одним из требований деятельности дошкольного образовательного учреждения, в свете новых ФГОС, является работа не только с детьми, но и с родителями, как с непосредственными участниками воспитательного и образовательного процесса.
В данное время в образовательных учреждениях существует практика взаимодействия с семьей, которая не учитывает интересы семьи, а зачастую семье ребенка навязывают чуждые ей ценности, что ведет к непониманию, разногласиям педагогов и родителей, а ребенок не получает полноценного воспитания.
В наше время проблема взаимодействия с семьей особенно актуальна, так как большинство родителей в современном мире стремятся улучшить свое материальное благополучие, а воспитание ребенка перекладывают на дошкольное учреждение.
Именно по этой причине мы обратились к проблеме создания единого коррекционно-образовательного пространства на основе взаимопонимания и доверия, с семьями детей, имеющих нарушения речи.
Используя традиционные методы работы по устранению речевых нарушений, мы занялись поиском более эффективных технологий, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции, и изменили существующую практику работы с семьей.
Одной из новых форм работы с семьей является проектная деятельность. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включить ее как полноправного партнера в коррекционно-образовательный процесс и эффект от коррекционно-педагогического воздействия усилится.
На родительском собрании мы познакомили родителей с результатами обследования связной речи детей. Выяснилось, что многие родители не владеют знаниями, которые помогают развивать речь детей, и им необходима наша помощь. Для того чтобы решить эту задачу и оптимизировать коррекционную работу с детьми, мы предложили приступить к реализации разработанного нами проекта по развитию связной речи детей.
Цель проекта:
На основе партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости с семьей, развивать речевые способности детей, путем стимулирования их интереса самостоятельно мыслить, использовать различные источники информации, добывать и применять знания на практике.
Задачи проекта:
- Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда, по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями;
- Повысить заинтересованность родителей в результатах коррекционно-воспитательной работы с детьми;
- Развивать коммуникативные способности детей: активизировать и обогащать словарный запас дошкольников, развивать связную речь;
Ожидаемые результаты
- Решить речевые проблемы дошкольника;
- Подготовить ребенка с нарушениями речи к успешному обучению в школе;
- Развивать свободную творческую личность;
- Помочь детям преодолеть застенчивость, нерешительность, замкнутость, чувство неполноценности;
- Оптимизировать содержания коррекционно-образовательного процесса;
- Помочь родителям развить творческие способности как их самих, так и ребенка.
Участники проекта:
Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, их родители, а также педагоги дошкольного учреждения.
Данный проект долгосрочный и рассчитан на два года обучения.
Пути реализации проекта
Использованы формы:
- публичные выступления
- оформление альбомов
- фотовыставки
- выставки опорного материала для рассказывания
- просмотр видеоматериала
- электронные презентации
- игры-драматизации
- театрализация
- открытая непосредственно-образовательная деятельность
- итоговые мероприятия
Использован метод:
- исследовательский
- репродуктивный
В основу работы над проектом легли технологии:
- развивающего обучения
- игровые
- компьютерные
Этапы реализации проекта:
№ | Содержание | Время проведения | Участники |
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | |||
1. | В начале года на родительском собрании мы представляем родителям результаты диагностики детей по развитию связной речи, рассказываем, почему так важно заботиться и своевременно формировать речь детей, предлагаем участвовать в проекте, который поможет раскрыть речевые и познавательные возможности их детей. Родители охотно поддерживают нашу идею. | Сентябрь | Учитель-логопед, воспитатели, родители |
II. ОСНОВНОЙ | |||
1. | Родители выбирают лексическую тему для составления рассказа, получают рекомендации от педагогов по подготовке к рассказыванию. | Сентябрь | Учитель-логопед, воспитатели, родители |
2. | Дома родители с ребенком накапливают необходимый материал для составления рассказа: читают и рассматривают энциклопедии, книги, смотрят документальные фильмы по теме, получают необходимую информацию из интернета, беседуют с ребенком, проводят исследования, наблюдения и т.д. | В течение года | Родители, дети |
3. | Когда рассказ готов, учитель-логопед прослушивает рассказ ребенка, дает необходимые рекомендации. | Когда рассказ готов | Учитель-логопед, дети |
4. | Затем следует сам рассказ ребенка. Невозможно передать с каким удовольствием ребенок рассказывает детям, все, что узнал нового дома! С каким интересом слушают его дети! А мы добиваемся главного – ребенок свободно, понятно для всех выражает свои мысли, его речь развивается! | По плану | Ребенок, дети группы, учитель-логопед, воспитатели |
III. КОНТРОЛЬНЫЙ | |||
1. | Открытое итоговое мероприятие «Болтунишка» | Апрель | Дети группы, учитель-логопед, воспитатели, родители |
2. | Диагностика речевого развития детей | Май | Учитель-логопед, воспитатели, дети |
3. | Выпускной вечер «До свиданья, детский сад!» | Май | Дети группы, учитель-логопед, воспитатели, родители |
Нами был разработан перспективный план взаимодействия участников проекта по развитию связной речи. (Таблица №1)
Перспективный план
Месяц | Лексическая тема | Рассказ ребенка | Используемый материал |
Октябрь | «Осень» | Рассказ «Время года - осень» | Стихи. Иллюстрации. Гербарий из листьев и цветов. |
«Овощи. Огород» | Рассказ «Мой огород» | Фотографии, корзинка с овощами. Загадки. | |
«Сад. Фрукты» | Театрализация сказки В.Сутеев «Мешок яблок» | Настольный театр. | |
«Грибы. Ягоды» | Рассказ «В лес иду я погулять» | Электронная презентация по теме, загадки, четверостишья. | |
Ноябрь | «Одежда» | Рассказ «Гардероб для куклы» | Куклы Ванесса и Кен и их одежда. |
«Обувь» | Рассказ «На обувной фабрике» | Картинки обувной фабрики, картинки обуви: сандалии, туфли, тапочки, валенки, сапоги резиновые и т.д. | |
«Игрушки» | Рассказ «Моя любимая игрушка» | Любимые игрушки ребенка. | |
«Посуда» | Стихотворение К.И. Чуковского «Федорино горе» | Иллюстрации к тексту в электронном исполнении. | |
Декабрь | «Зима. Зимующие птицы. | Рассказ: «У кормушки» | Набор пластмассовых зимующих птиц, кормушка. |
«Домашние животные» | Рассказ «На ферме» | Макет скотного двора, набор пластмассовых фигурок животных. | |
«Дикие животные» | Театрализация сказки «Три медведя» | Ширма, куклы би-ба-бо, кукольная мебель. | |
«Новый год» | Рассказ «В гостях у Деда Мороза» | Видеозапись, фотографии с праздника. | |
Январь | «Мебель» | Рассказ «Моя комната» | Игрушечная мебель, макет комнаты, предметы (фен, вазочка с цветами, постель и т.д.) |
«Транспорт» | Рассказ «На дороге» | Альбом с наклейками по теме | |
«Профессии на транспорте» | Рассказ «Мой папа - летчик» | Спецодежда, фотографии. | |
Февраль | «Детский сад. Профессии» | Рассказ «Мой детский сад» | Альбом «Наш детский сад» |
«Профессии. Швея» | Рассказ «В ателье». (Ребенок посетил швейный цех) | Детская швейная машина, ткани, нитки, иголки, ножницы. | |
«Профессии на стройке» | Рассказ «На стройке» | Картинки по теме (электронный вариант) | |
«Наша Армия» | Рассказ «Я играю в армию» | Фигурки солдатиков, орудий, военной техники. | |
Март | «Весна» | Сказка «Снегурочка» | Серия сюжетных картинок по сказке |
«Комнатные растения» | Рассказ «Комнатные растения» | Альбом с фотографиями | |
«Рыбы» | Рассказ «На морском дне» | Видеозапись с батискафа. (Средиземное море) | |
«Наш город» | Рассказ «Мой любимый город Урай» | Макет города Урай. Книга с фотографиями о городе Урай | |
Апрель | «Весенние сельскохозяйственные работы» | Сказка К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» | Иллюстрации. Презентация сказки. (Электронный вариант) |
«Космос» | Рассказ о космосе | Книга о космосе, иллюстрации, плакаты | |
«Хлеб» | Рассказ «Откуда хлеб пришел» | Альбом с иллюстрациями | |
«Почта» | Рассказ «Экскурсия на почту» | Конверт, бандероль, телеграмма, извещение, журналы и газеты. | |
Май | «Правила дорожного движения» | Рассказ «На дороге» | Презентация по правилам дорожного движения. Книга «Азбука Пешехода» |
«Насекомые» | Рассказ о насекомых | Энциклопедия «Насекомые и их знакомые», образцы насекомых в герметичной упаковке |
Результаты совместной творческой деятельности детей и родителей
- На протяжении всего проекта родители готовили опорный материал для рассказов. Этот материал мы используем не только в коммуникативной области, но и в игровой, и в познавательно-исследовательской деятельности, в воспитании нравственно-эстетических качеств у детей и т. д. (Таблица №2)
Методическое пособие | Авторы |
Электронная презентация на тему «Транспорт» (Приложение №1) | Семья Вани П. |
Электронная презентация на тему «Животный мир морей и океанов» (Приложение № 2) | Семья Артема С. |
Электронная презентация на тему «Животные жарких стран» (Приложение № 3) | Семья Кирилла В. |
Электронная презентация на тему «Стройка. Профессии на стройке» | Семья Влада О. |
Электронная презентация на тему «Осень» | Семья Юли С. |
Альбом по теме «Комнатные растения» (Приложение № 4) | Семья Даниила Г. |
Альбом по теме: «Профессии» (Приложение № 5) | Семья Димы У. |
Альбом по теме «Космос» | Семья Софьи Ш. |
Альбом по теме «Грибы» | Семья Максима З. |
Альбом по теме «Наш округ» | Семья Саши Р. |
Альбом по теме «Мебель» | Семья Амира Х. |
Альбом по теме «Обувь» | Семья Миши Ш. |
Альбом по теме «Одежда» | Семья Юли К. |
Альбом с фотографиями «Зимние виды спорта» | Семья Влада М. |
Коллекция насекомых | Семья Амира Х. |
Макет улицы города Урай | Семья Амины Р. |
Дидактический материал по правилам дорожного движения | Семья Насти Я. |
Гербарий листьев деревьев и кустарников нашего округа | Семья Димы Ш. |
Настольный театр к сказке «Как краб кита из беды выручил» | Семья Вани П. |
Демонстрационный материал к сказке «Колосок» (Приложение № 6) | Семья Саши Р. |
- Диагностика речевого обследования детей показала:
- У детей расширился круг их возможностей;
- Их речь стала понятней, грамотней, богаче;
- Дети стали свободней выражать свои мысли, чувствуют себя менее сковано, научились творчески воображать, мыслить.
- Анкетирование родителей выявило:
- 63% родителей отметили, что в ходе проекта получили больше информации о работе учителя-логопеда, воспитателей по подготовке детей к школе;
- 87,3% родителей высказали мнение, что участие в проекте дало возможность развить творческие способности как их самих, так и ребенка, участие было интересным и взрослым и детям;
- 97,3% родителей считают, что участие в подобных совместных с педагогами мероприятиях помогает лучше узнать своего ребенка, подготовить его к школе;
- 100% родителей считают такое сотрудничество с педагогами ДОУ очень полезным для себя и для детей.
- Родители стали больше интересоваться успехами своих детей.
- Результаты освоения образовательной программы детьми показало что:
- Использование проектной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи, оптимизирует содержание коррекционно-образовательного процесса.
Заключение
Наш проект является уникальным, так как родители и дети обучаются и отдыхают вместе - родители овладевают новыми знаниями в воспитании дошкольника, а детки получают возможность не только речевого, но и целостного развития личности!
Результаты реализации проекта доказывают, что если активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включить ее как полноправного партнера в коррекционно-образовательный процесс, эффект от коррекционно-педагогического воздействия усилится.
Литература
- Буланова О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка. Дисс. …канд. пед. наук. М., 1999.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
- Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общая ред. И предисл. В.Я. Пилиповского. М., 1992.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...
Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина» Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, позн...
Детско-родительский образовательный проект «Зелёная планета» Развитие познавательных и творческих способностей детей
Детско-родительскийобразовательный проект «Зелёная планета»Развитие познавательных и творческих способностей детей...
Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"
Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...
Игра – драматизация – как средство развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Игра – драматизация – как средство развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....
Лего-конструирование как средство развития речи и познавательной активности детей раннего возраста
В данной статье рассматриваются особенности обучения детей раннего возраста лего-конструированию.Охарактеризованы возможности лего- конструирования для развития речи и познавательной активности детей....
Игры с водой как средство развития речевой и познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ
Игры с водой относятся к любимым играм детей. В основу этих игр должно быть положено стремление ребенка активно действовать исследовать природный материал. Задача взрос...