Детско-родительский проект, как средство развития речи и познавательной активности детей
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Одной из новых форм работы с семьей является проектная деятельность. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включить ее как полноправного партнера в коррекционно-образовательный процесс и эффект от коррекционно-педагогического  воздействия  усилится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

«ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ,

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»

г.Урай, 2015г.

Пояснительная записка

Одним из требований деятельности дошкольного образовательного учреждения, в свете новых ФГОС, является  работа не только с детьми, но и с родителями, как с непосредственными  участниками воспитательного и образовательного процесса.

В данное время в образовательных учреждениях существует практика взаимодействия с семьей, которая  не учитывает интересы семьи, а зачастую семье ребенка навязывают чуждые ей ценности, что ведет к непониманию, разногласиям педагогов и родителей, а  ребенок не получает полноценного воспитания.

В  наше время проблема взаимодействия с семьей особенно актуальна, так как большинство родителей в современном мире стремятся улучшить свое материальное благополучие, а воспитание ребенка перекладывают на дошкольное учреждение.

Именно по этой причине мы обратились к проблеме  создания единого коррекционно-образовательного  пространства на основе взаимопонимания и доверия,  с семьями  детей, имеющих нарушения речи.

Используя традиционные методы работы по устранению речевых нарушений, мы занялись поиском более  эффективных технологий, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции, и изменили существующую практику работы с семьей.

Одной из новых форм работы с семьей является проектная деятельность. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включить ее как полноправного партнера в коррекционно-образовательный процесс и эффект от коррекционно-педагогического  воздействия  усилится.

 На родительском собрании мы познакомили родителей с результатами обследования связной речи детей. Выяснилось, что многие родители не  владеют знаниями, которые помогают развивать речь детей, и им необходима наша помощь.  Для того чтобы решить эту  задачу и оптимизировать коррекционную работу с детьми, мы предложили приступить к реализации разработанного нами проекта по развитию связной речи детей.

Цель проекта: 

На основе партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости с семьей, развивать речевые способности детей, путем стимулирования их интереса самостоятельно мыслить, использовать различные источники информации,  добывать и применять  знания на практике.

Задачи проекта:

  • Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда, по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями;
  • Повысить заинтересованность родителей в результатах коррекционно-воспитательной работы с детьми;
  • Развивать коммуникативные способности детей: активизировать и обогащать словарный запас дошкольников, развивать связную речь;

Ожидаемые результаты

  1. Решить речевые проблемы  дошкольника;
  2. Подготовить  ребенка с нарушениями речи  к  успешному обучению в школе;
  3. Развивать свободную  творческую  личность;  
  4. Помочь детям преодолеть застенчивость, нерешительность, замкнутость, чувство неполноценности;
  5. Оптимизировать  содержания  коррекционно-образовательного процесса;
  6. Помочь родителям развить творческие способности как их самих, так и ребенка.

Участники проекта:

Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, их родители, а также педагоги дошкольного учреждения.

Данный проект долгосрочный и рассчитан на два года обучения.

Пути реализации проекта

Использованы формы:

  • публичные выступления
  • оформление альбомов
  • фотовыставки
  • выставки опорного материала для рассказывания
  • просмотр видеоматериала
  • электронные презентации
  • игры-драматизации
  • театрализация
  • открытая непосредственно-образовательная деятельность
  • итоговые мероприятия

Использован  метод:

  • исследовательский
  • репродуктивный

В основу работы над проектом легли технологии:

  • развивающего обучения
  • игровые
  • компьютерные


        

C:\Users\Acer\Desktop\Новый рисунок.bmp


Этапы реализации проекта:

Содержание

Время проведения

Участники

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.

В начале года  на родительском собрании мы представляем родителям  результаты диагностики детей по развитию связной речи, рассказываем, почему так важно заботиться и своевременно формировать речь детей, предлагаем  участвовать в проекте, который поможет  раскрыть речевые и познавательные возможности их детей. Родители охотно поддерживают  нашу идею.

Сентябрь

Учитель-логопед, воспитатели, родители

II. ОСНОВНОЙ

1.

Родители выбирают лексическую тему для составления рассказа,  получают рекомендации от педагогов  по подготовке к рассказыванию.

Сентябрь

Учитель-логопед, воспитатели, родители

2.

Дома родители с ребенком накапливают необходимый материал для составления рассказа: читают и рассматривают энциклопедии, книги,  смотрят документальные фильмы по теме, получают необходимую информацию из интернета,   беседуют с ребенком,  проводят исследования, наблюдения и т.д.

В течение года

Родители, дети

3.

Когда рассказ готов, учитель-логопед прослушивает рассказ ребенка, дает необходимые рекомендации.

Когда рассказ готов

Учитель-логопед, дети

4.

Затем следует сам рассказ ребенка. Невозможно передать с каким удовольствием ребенок рассказывает  детям, все, что узнал нового дома! С каким интересом слушают его дети!  А мы добиваемся главного – ребенок свободно, понятно для всех выражает свои мысли, его речь развивается!

По плану

Ребенок, дети группы, учитель-логопед, воспитатели

III. КОНТРОЛЬНЫЙ

1.

Открытое итоговое мероприятие «Болтунишка»

Апрель

Дети группы, учитель-логопед, воспитатели, родители

2.

Диагностика речевого развития детей

Май

Учитель-логопед, воспитатели, дети

3.

Выпускной вечер «До свиданья, детский сад!»

Май

Дети группы, учитель-логопед, воспитатели, родители

Нами был разработан перспективный план взаимодействия участников проекта по развитию связной речи. (Таблица №1)

Перспективный план

Месяц

Лексическая тема

Рассказ ребенка

Используемый материал

Октябрь

«Осень»

Рассказ «Время года - осень»

Стихи. Иллюстрации.  Гербарий из листьев и цветов.

«Овощи. Огород»

Рассказ «Мой огород»

Фотографии, корзинка с овощами. Загадки.

«Сад. Фрукты»

Театрализация сказки     В.Сутеев  «Мешок яблок»

Настольный театр.

«Грибы. Ягоды»

Рассказ «В лес иду я погулять»

Электронная презентация по теме, загадки, четверостишья.

Ноябрь

«Одежда»

Рассказ «Гардероб для куклы»

Куклы Ванесса и Кен и их одежда.

«Обувь»

Рассказ «На обувной фабрике»

Картинки  обувной фабрики, картинки обуви: сандалии, туфли, тапочки, валенки, сапоги резиновые и т.д.

«Игрушки»

Рассказ «Моя любимая игрушка»

Любимые  игрушки  ребенка.

«Посуда»

Стихотворение  К.И. Чуковского «Федорино горе»

Иллюстрации к тексту в электронном исполнении.

Декабрь

«Зима. Зимующие птицы.

Рассказ: «У кормушки»

Набор пластмассовых зимующих птиц, кормушка.

«Домашние животные»

Рассказ «На ферме»

Макет скотного двора, набор пластмассовых фигурок животных.

«Дикие животные»

Театрализация сказки «Три медведя»

Ширма, куклы би-ба-бо, кукольная мебель.

«Новый год»

Рассказ «В гостях у Деда Мороза»

Видеозапись, фотографии  с праздника.

Январь

«Мебель»

Рассказ «Моя комната»

Игрушечная  мебель, макет комнаты, предметы (фен, вазочка с цветами, постель и т.д.)

«Транспорт»

Рассказ «На дороге»

Альбом с наклейками по теме

«Профессии на транспорте»

Рассказ «Мой папа - летчик»

Спецодежда, фотографии.

Февраль

«Детский сад. Профессии»

Рассказ «Мой детский сад»

Альбом «Наш детский сад»

«Профессии. Швея»

Рассказ «В ателье». (Ребенок посетил швейный цех)

Детская швейная машина, ткани, нитки, иголки, ножницы.

«Профессии на стройке»

Рассказ «На стройке»

Картинки по теме (электронный вариант)

«Наша Армия»

Рассказ «Я играю в армию»

Фигурки солдатиков, орудий, военной техники.

Март

«Весна»

Сказка «Снегурочка»

Серия сюжетных картинок по сказке

«Комнатные растения»

Рассказ «Комнатные растения»

Альбом с фотографиями

«Рыбы»

Рассказ «На морском дне»

Видеозапись с батискафа. (Средиземное море)

«Наш город»

Рассказ «Мой любимый  город  Урай»

Макет города Урай.

Книга с фотографиями о городе Урай

Апрель

«Весенние сельскохозяйственные работы»

Сказка К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

Иллюстрации. Презентация сказки. (Электронный вариант)

«Космос»

Рассказ о космосе

Книга о космосе, иллюстрации, плакаты

«Хлеб»

Рассказ «Откуда хлеб пришел»

Альбом       с иллюстрациями

«Почта»

Рассказ «Экскурсия на почту»

Конверт, бандероль, телеграмма,  извещение, журналы и газеты.

Май

«Правила дорожного движения»

Рассказ «На дороге»

Презентация по правилам дорожного движения.  Книга «Азбука Пешехода»

«Насекомые»

Рассказ о насекомых

Энциклопедия «Насекомые и их знакомые», образцы насекомых в герметичной  упаковке

Результаты совместной творческой деятельности детей и родителей

  1. На протяжении всего проекта родители готовили опорный материал для рассказов. Этот материал мы используем не только в коммуникативной области, но и в игровой, и в познавательно-исследовательской  деятельности, в воспитании нравственно-эстетических качеств у детей и т. д. (Таблица №2)

Методическое пособие

Авторы

Электронная презентация на тему «Транспорт» (Приложение №1)

Семья Вани П.

Электронная презентация на тему «Животный мир морей и океанов» (Приложение № 2)

Семья Артема С.

Электронная презентация на тему «Животные жарких стран» (Приложение № 3)

Семья Кирилла В.

Электронная презентация на тему «Стройка. Профессии на стройке»

Семья Влада О.

Электронная презентация на тему «Осень»

Семья Юли С.

Альбом  по теме «Комнатные растения» (Приложение № 4)

Семья Даниила Г.

Альбом по теме: «Профессии» (Приложение № 5)

Семья Димы У.

Альбом по теме «Космос»  

Семья Софьи Ш.

Альбом по теме «Грибы»

Семья Максима З.

Альбом по теме «Наш округ»

Семья Саши Р.

Альбом по теме «Мебель»

Семья Амира Х.

Альбом по теме «Обувь»

Семья Миши Ш.

Альбом по теме «Одежда»

Семья Юли К.

Альбом с фотографиями «Зимние виды спорта»

Семья Влада М.

Коллекция насекомых

Семья Амира Х.

Макет улицы города Урай

Семья Амины Р.

Дидактический материал по правилам дорожного движения

Семья Насти Я.

Гербарий листьев деревьев и кустарников нашего округа

Семья Димы Ш.

Настольный театр к сказке «Как краб кита из беды выручил»

Семья Вани П.

Демонстрационный материал к сказке «Колосок» (Приложение № 6) 

Семья Саши Р.

  1. Диагностика речевого обследования детей показала:
  • У детей расширился круг их возможностей;
  • Их речь стала понятней, грамотней, богаче;
  • Дети стали свободней выражать свои мысли, чувствуют себя менее сковано, научились творчески воображать, мыслить.

  1. Анкетирование родителей выявило:
  • 63%  родителей отметили, что в ходе проекта получили больше информации о работе учителя-логопеда, воспитателей по подготовке детей к школе;
  • 87,3% родителей высказали мнение, что участие в проекте дало возможность развить творческие способности как их самих, так и ребенка, участие было интересным и взрослым и детям;
  • 97,3%  родителей считают, что участие в подобных совместных с педагогами мероприятиях помогает лучше узнать своего ребенка, подготовить его к школе;
  • 100% родителей считают такое сотрудничество с педагогами ДОУ очень полезным для себя и для детей.
  • Родители стали больше интересоваться успехами своих детей.

  1. Результаты освоения образовательной программы детьми показало что:
  • Использование проектной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи, оптимизирует  содержание  коррекционно-образовательного процесса.

Заключение

Наш проект является уникальным, так как родители и дети обучаются и отдыхают вместе - родители  овладевают  новыми знаниями в воспитании дошкольника,  а детки  получают возможность не только речевого, но и  целостного развития личности!

Результаты реализации проекта доказывают, что если активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включить ее как полноправного партнера в коррекционно-образовательный процесс, эффект от коррекционно-педагогического  воздействия  усилится.

Литература

  1. Буланова О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка. Дисс. …канд. пед. наук. М., 1999.
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
  4. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общая ред. И предисл. В.Я. Пилиповского. М., 1992.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Детско-родительский образовательный проект «Зелёная планета» Развитие познавательных и творческих способностей детей

Детско-родительскийобразовательный проект  «Зелёная планета»Развитие познавательных и творческих способностей детей...

Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"

Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...

Игра – драматизация – как средство развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Игра – драматизация – как средство развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Лего-конструирование как средство развития речи и познавательной активности детей раннего возраста

В данной статье рассматриваются особенности обучения детей раннего возраста лего-конструированию.Охарактеризованы возможности лего- конструирования для развития речи и познавательной активности детей....

Игры с водой как средство развития речевой и познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ 

Игры с водой относятся к любимым играм детей. В основу этих игр должно быть положено стремление ребенка активно действовать исследовать природный материал.   Задача взрос...