Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности детей»
консультация

Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_detskoe_eksperimentirovanie.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности детей»

 Воспитатель Марунич В.И.

   «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»                                                    Ральф Уолдо Эмерсон 

Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования экспериментирования в развитии творческой познавательной активности детей.

В структуре программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на индивидуальные особенности ребенка. Перед педагогами дошкольного учреждения стоит сложная задача – выявить и поддержать адекватную форму проявления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка. Среди возможных средств развития творческой познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Эксперимент (от лат. еxperimentum) - опыт, проба осуществить что-либо, каким - либо способом, один из основных методов познания явлений природы или общества. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.                                                                                                                                             Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром - одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. 

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.                                                                                  Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.                                                                                                                      Что же такое творчество?                                                                                                             Творчество — это: деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Творчество непосредственно связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти (себя, свою глубинную сущность).

Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, обучение должно строится, как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Пространство группы следует организовывать в виде разграниченных зон («цeнтpы», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям, соответствовать возрасту. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Одним из условий успешного выполнения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды в группе. Для этого необходимо создать мини научно-исследовательскую лабораторию, укомплектованную всем необходимым.

В мини-лаборатории должно находиться необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности. Все материалы должны быть распределены по разделам и находиться в доступном для свободного экспериментирования месте.

  • Приборы помощники;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов;
  • Природный материал;
  • Бросовый материал;
  • Технические материалы;
  • Разные виды бумаги;
  • Красители;
  • Медицинские материалы;
  • Прочие материалы.

При оборудовании лаборатории учитываются следующие требования:

- Безопасность для жизни и здоровья детей;                                                                                           - Достаточность;                                                                                                                                     - Доступность расположения.

При выборе тем необходимо соблюдать определенные правила:                                                                                 - Тема должна быть интересной и увлекательной;                                                                           - Тема должна быть выполнима, ее решение должно принести реальную пользу;                                      - Тема должна быть оригинальной, в ней всегда необходим элемент неожиданности.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Они дают детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.                                                                                                                                   Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, ростом растений, помещенных в разные условия).                                                                                                                                            Большие возможности для развития творчества ребенка в экспериментировании дает проектная деятельность, в ходе которой эмоциональная поддержка педагога не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя - чем сильнее будут развиты изобразительные навыки ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект, тем точнее он передаст его детали в рисунке.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что детское экспериментирование оказывает влияние на развитие творческой познавательной активности, т.к. в процессе эксперимента идет обогащение опыта ребенка, активизируются его мыслительные процессы, постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость высказывать свое мнение об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных умений. От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.

И в заключении мне хочется привести слова академика К. А. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Использованная литература:

1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» Москва Мозаика-Синтез 2012                                                                                                                                                                                      2. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» (5-7 лет) Мозаика- Синтез Москва 2010                                                                                                                                                                         3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии                                                                                                    4. Обобщение опыта работы по внедрению детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. Каримова М. Р. Д/с №5 "Умка" воспитатель, Саратовская обл.                                                                                                                                                                        5.Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования Митяшина О.В. «Детский сад № 54» Северск, Томской обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

Выступление на педсовете, посвященному познавательно-исследовательской деятельности детей, ее влиянию на развитие творческих способностей  в продуктивной, речевой и конструктивной деятельности....

Тема: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

Абдулина Гуляйда Ахатовна"Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности ".В данной статье, рассказывается о проблемах дошкольного восприятия окружающ...

Консультация для родителей «Развитие поисково-познавательной активности детей»

Развитие любознательности и познавательных интересов у дошкольнкиов....

Влияние качества речи на познавательную активность детей.

Влияние качества речи на познавательную активность детей....

Проект «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

                             Цель:Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников . Зада...

Особенности познавательного развития и познавательной активности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий.      ...