Начальный этап логопедической работы - артикуляция гласных звуков
консультация по логопедии
Начальный этап логопедической работы - артикуляция гласных звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_nachalnyy_etap_logopedicheskoy_raboty_-_artikulyatsiya_glasnyh_zvukov.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Начальный этап логопедической работы - артикуляция гласных звуков
Для успешной постановки согласных звуков любой группы, будь то свистящие, шипящие или сонорные звуки, обязательно следует уточнять артикуляцию гласных звуков. Для чего?
Гласные звуки определяют разборчивость речи, темп мелодическую и интонационную окраску.
Гласные звуки несут на себе важную семантическую, то есть смысловую нагрузку Например, слово зАмок и замОк пишется одинаково. Но от переноса ударения с одного гласного на другой меняется значение слова.
Модулируя голосом высоту и длительность гласных, мы передаем эмоциональную окраску речи, без которой невозможно говорить выразительно, то есть не монотонно.
Поэтому так важно перед непосредственной работой над правильным произношением согласных, необходимо уточнить с ребенком артикуляцию гласных: а, о, у, ы, э, и.
Для нормальной артикуляции гласных присущи общие признаки: мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. Как результат – проход в носовую полость оказывается закрытым, и воздушная струя направляется через рот. При этом голосовые складки находятся в напряженном состоянии, они сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
- У:
- Губы вытягиваются вперед трубочкой.
- Зубы верхнего и нижнего рядов не соприкасаются, они полностью закрыты губами.
- Корень язык отведен назад, вглубь ротовой полости. Спинка органа поднята высоко к нёбу.
- О:
- Губы чуть-чуть вытянуты вперед и принимают округлую форму, но меньше, чем в случае с фонемой У.
- Зубы прикрыты губами.
- Язык отведен назад: задняя часть его спинки поднимается комком к мягкому небу.
- А:
- Нижняя челюсть опущена, между резцами верхней и нижней челюсти сохраняется расстояние примерно в 2 пальца (1-1,5 см).
- Передние зубы немного видны.
- Язык широкий, плоский, находится у нижних зубов, кончик его касается нижних зубов, боковые края опущены к нижним жевательным зубам.
- И:
- Рот растянут так, что напоминает улыбку.
- Зубы слегка обнажены.
- Язык смещается вперед и вверх.
- Э:
- Рот растянут в улыбке, но раскрытие шире, чем при проговаривании фонемы И.
- Зубы обнажены.
- До нижних резцов дотрагивается кончик языка, верхних коренных зубов касаются его боковые стороны, спинка приподнята, приближена к твердому нёбу.
- Ы:
- Губы свободно раскрыты.
- Есть зазор между резцами, который сколько шире, чем при проговаривании фонемы И.
- Кончик языка сильно отведен назад, а задняя часть органа поднята к нёбу, но не касается его.
Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной и методику К.А. Волковой.
Первая из них предусматривает:
- Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
- Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
- Изменять громкость звука при его выговаривании.
- Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
- Различение гласных в слогах.
К.А. Волкова предлагает выполнять следующие виды упражнений:
- Проговаривать звук изолированно.
- Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
- Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
- Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными, т.е. изменять позицию звука.
- Различать гласные в слогах и словах.
Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Однако занятий только с логопедом для выработки прочных навыков звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал в детском саду и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.
Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...
Использование речевых игр на различных этапах логопедической работы по автоматизации звуков
Дидактическин игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Данный материал будет полезен учителям - логопедам, воспитателям, родителям.Игры направ...
Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...
« Начальные этапы коррекционной работы по преодолению заикания в условиях логопедической группы с ФФНР»
В логопедической практике нередко встречается такая ситуация, когда ребенок, имеющий легкую или среднюю степень тяжести заикания, оста...
Ритмизация речи с движением на разных этапах логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков.
Ритмическая способность занимает особое место в жизни ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем - чередование р...
Игры с дошкольниками на этапе подготовки к обучению грамоте. Работа над гласными звуками и буквами, которые их обозначают
В данной методической разработке представлена система игр на начальном этапе подготовки к обучению грамоте. Материал может быть полезен учителям-логопедам, работающим в группах компенсирующей направле...