Консультация "Нормы и нарушения речевого развития детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии на тему
Информационный материал для родителей и педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_i_narusheniya_rechevogo_razvitiya_doshkolnikov.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормы и нарушения речевого развития детей дошкольного возраста
Возраст | Нормальное речевое развитие | Отклонения в речевом развитии |
3 месяцев | Гуление (произнесение отдельных звуков, пропевание гласных). Интонированный крик. | Ребенок не пользуется криком для коммуникации со взрослым, редко произносит согласные звуки, не пропевает гласные. Монотонный крик. Нет двигательной реакции на звуки, голос взрослых. |
6 месяцев | Лепет (интонированное произнесение цепочек одинаковых слогов, соотнесение их с конкретными лицами, предметами). Подражание артикуляционным движениям губ взрослых. | Произносит отдельные согласные, гласные монотонно или интонированно. Отсутствует произнесение слогов. Не внимателен к голосу, речи окружающих. |
9-10 месяцев | Лепетные слова («мам», «баба»). Реагирует на свое имя, музыку, узнает голоса близких, выполняет элементарные словесные просьбы: «Помаши ручкой - до свидания». | Произносит отдельные звуки, не связывая их в слоги. Не соотносит голос, имя с близким взрослым, название с предметом, нет поиковых реакций глаз на вопросы: «Где киса?, Где мама?». |
12 месяцев | Понимает до 30 лепетных слов. Четко произносит первые слова (10-15) (папа, мама, деда, Катя). Усваивает и воспроизводит интонацию, ритм, мелодику. | Произносит отдельные звуки, слоги. Нет лепетных слов. Может использовать для контакта со взрослым жесты, мимику, интонацию. |
2 г. жизни (1г. 2 мес.-2 года) | Понимает до 30 лепетных слов. Четко произносит первые слова (10-15) (папа, мама, деда, Катя). Усваивает и воспроизводит интонацию, ритм, мелодику. Фраза из слов-корней: «ма! да» - «мама, дай»; «качу пи» - «хочу пить». Расширение объема пассивного словаря. Активизация словарного запаса до 40-100 слов. Развитие интонации, ритма, мелодики речи. Формирование фонематического слуха (показывает предметы, названия которых отличаются одним звуком (мишка - миска). Оречевление манипуляций с предметами. | Произносит отдельные звуки, слоги, слова. Не связывает слова в предложение. При произношении звуков кончик языка виден между зубов. Может использовать для контакта со взрослым, сверстником жесты, мимику, интонацию. Не оречевляет действия с предметами. Не внимателен к речи взрослых. |
3 год жизни | Предложения без соответствующего грамматического оформления. Формирование словоизменения (Маши нет куки - У Маши нет куклы). Активный словарь состоит из 200-400 слов. Правильно произносят гласные, некоторые согласные. | Для коммуникации пользуется отдельными звуками, лепетными словами, предложением с грубыми аграмматизмами (перестановка слов, отсутствие словоизменения), жестами, мимикой, интонацией. Голос с носовым оттенком, язык просовывается между зубами при произнесении звуков, слов. |
4 год жизни | Словарь расширяется: названия бьгговых предметов, действий, размеры, цвета, формы; некоторые качества. Используют обобщающие слова. Начинают ориентироваться во времени и пространстве. Пользуются сложными предложениями (ошибки: пропуск, перестановка слов, пропуска, замена союзов). Начинают составлять небольшие рассказы-описания. В активном словаре 500-600 слов. Понимает и пользуется обобщающими словами. Усваивает нормативное употребление грамматических конструкций. Активное формирование произносительной стороны речи (смягчение согласных, заменяет свистящие и шипящие звуками Т, ТЬ, Д, ДЬ, могут отсутствовать сонорные звуки «р,рь», «л,ль»). | Стойкий аграмматизм. Использует только простые предложения. Не формируется словоизменение и словообразование. Искажение слоговой структуры слова (пропуск, перестановка слогов). Носовой оттенок голоса, язык просовывается между зубами при произнесении слов, искажение произношения звуков Р - «горловое», Ц-Ч, надувание щек при произнесении С,3,Ш,Щ, дефект озвончения-оглушения (взаимозамена звуков С-3, Б-П, Г-К, В-Ф). |
5 год жизни | Увеличивается количество сложных предложений с однородными подлежащими и сказуемыми. Расширение, предметного, глагольного словаря, словаря признаков. Овладение грамматическим строем языка. Словотворчество. Исчезает смягченное произношение звуков, появляется дифференциация л'-j, формируются свистящие звуки, появляются шипящие звуки. Овладение основными типами монологической речи: рассказом, пересказом. | Затруднения в назывании обиходных предметов, действий. Лексические замены с изменением части речи. Не образует синонимические, антонимические ряды. Многочисленные ошибки в согласовании слов в предложении. Предложения простые, с пропуском или заменой предлогов. Использование мимики, жестов. Носовой оттенок голоса, язык просовывается между зубами при произнесении слов, искажение произношения звуков Р - «горловое», Ц-Ч, надувание щек при произнесении С,3,Ш,Щ, дефект озвончения-оглушения (взаимозамена звуков С-3, Б-П, Г-К, В-Ф). |
6 год жизни | Дальнейшее расширение словаря. Закрепление навыков словообразования разными способами. Правильное произношение свистящих, шипящих звуков, аффрикат, формирование сонорных звуков, их дифференциация. Свободно составляют различные виды рассказов с элементами творчества. Объем сложных предложений увеличивается до 12-15 слов. Адекватное использование предлогов, союзов. | Словарь состоит из слов бытового характера. Не используются обобщающие слова. Не формируются антонимические и синонимические ряды. Слоговая структура слов нарушена. Затруднения в монологической связной речи. Носовой оттенок голоса, язык просовывается между зубами при произнесении слов, искажение при произнесении слов, искажение произношения звуков Р- «горловое», Ц-Ч, надувание щек при произнесении СДШ,Щ, дефект озвончения-оглушения (взаимозамена звуков С-3, Б-П, Г-К, В-Ф). |
7 год жизни | Активный словарь состоит примерно из 4000 слов. Правильно произносятся и различаются все фонемы родного языка. Усваивается многозначность слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных. Пользуются конструкциями из сложносоч. и сложноподч. предложений. | Бедный словарь, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры слов. Трудности в составлении рассказа. Неправильное произношение звуков. |
Литература:
- Научно-методический журнал «Логопед в детском саду» 2,2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум: "Логопедический массаж как эффективный способ коррекции нарушения речевого развития детей дошкольного возраста".
Приемы и описание логопедического массажа при дизартрии....
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом...
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.
В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....
Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата"
Речевое развитие является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...
«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...
Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи
Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи...