Консультация "Нормы и нарушения речевого развития детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии на тему

Горовая Ольга Владимировна

Информационный материал для родителей и педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_i_narusheniya_rechevogo_razvitiya_doshkolnikov.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы и нарушения речевого развития детей дошкольного возраста

Возраст

Нормальное речевое развитие

Отклонения в речевом развитии

3 месяцев

Гуление (произнесение отдельных звуков, пропевание гласных). Интонированный крик.

Ребенок не пользуется криком для коммуникации со взрослым, редко произносит согласные звуки, не пропевает гласные. Монотонный крик. Нет двигательной реакции на звуки, голос взрослых.

6 месяцев

Лепет (интонированное произнесение цепочек одинаковых слогов, соотнесение их с конкретными лицами, предметами). Подражание артикуляционным движениям губ взрослых.

Произносит отдельные согласные, гласные монотонно или интонированно. Отсутствует произнесение слогов. Не внимателен к голосу, речи окружающих.

9-10 месяцев

Лепетные слова («мам», «баба»). Реагирует на свое имя, музыку, узнает голоса близких, выполняет элементарные словесные просьбы: «Помаши ручкой - до свидания».

Произносит отдельные звуки, не связывая их в слоги. Не соотносит голос, имя с близким взрослым, название с предметом, нет поиковых реакций глаз на вопросы: «Где киса?, Где мама?».

12 месяцев

Понимает до 30 лепетных слов. Четко произносит первые слова (10-15) (папа, мама, деда, Катя). Усваивает и воспроизводит интонацию, ритм, мелодику.

Произносит отдельные звуки, слоги. Нет лепетных слов. Может использовать для контакта со взрослым жесты, мимику, интонацию.

2 г. жизни

(1г. 2 мес.-2 года)

Понимает до 30 лепетных слов. Четко произносит первые слова (10-15) (папа, мама, деда, Катя). Усваивает и воспроизводит интонацию, ритм, мелодику.

Фраза из слов-корней: «ма! да» - «мама, дай»; «качу пи» - «хочу пить». Расширение объема пассивного словаря. Активизация словарного запаса до 40-100 слов. Развитие интонации, ритма, мелодики речи. Формирование фонематического слуха (показывает предметы, названия которых отличаются одним звуком (мишка - миска). Оречевление манипуляций с предметами.

Произносит отдельные звуки, слоги, слова. Не связывает слова в предложение. При произношении звуков кончик языка виден между зубов. Может использовать для контакта со взрослым, сверстником жесты, мимику, интонацию. Не оречевляет действия с предметами. Не внимателен к речи взрослых.

3 год жизни

Предложения без соответствующего грамматического оформления. Формирование словоизменения (Маши нет куки - У Маши нет куклы). Активный словарь состоит из 200-400 слов. Правильно произносят гласные, некоторые согласные.

Для коммуникации пользуется отдельными звуками, лепетными словами, предложением с грубыми аграмматизмами (перестановка слов, отсутствие словоизменения), жестами, мимикой, интонацией. Голос с носовым оттенком, язык просовывается между зубами при произнесении звуков, слов.

4 год жизни

Словарь расширяется: названия бьгговых предметов, действий, размеры, цвета, формы; некоторые качества. Используют обобщающие слова. Начинают ориентироваться во времени и пространстве. Пользуются сложными предложениями (ошибки: пропуск, перестановка слов, пропуска, замена союзов).

Начинают составлять небольшие рассказы-описания. В активном словаре 500-600 слов. Понимает и пользуется обобщающими словами. Усваивает нормативное употребление грамматических конструкций. Активное формирование произносительной стороны речи (смягчение согласных, заменяет свистящие и шипящие звуками Т, ТЬ, Д, ДЬ, могут отсутствовать сонорные звуки «р,рь», «л,ль»).

Стойкий аграмматизм. Использует только простые предложения. Не формируется словоизменение и словообразование. Искажение слоговой структуры слова (пропуск, перестановка слогов). Носовой оттенок голоса, язык просовывается между зубами при произнесении слов, искажение произношения звуков Р - «горловое», Ц-Ч, надувание щек при произнесении С,3,Ш,Щ, дефект озвончения-оглушения (взаимозамена звуков С-3, Б-П, Г-К, В-Ф).

5 год жизни

Увеличивается количество сложных предложений с однородными подлежащими и сказуемыми. Расширение, предметного, глагольного словаря, словаря признаков. Овладение грамматическим строем языка. Словотворчество. Исчезает смягченное произношение звуков, появляется дифференциация л'-j, формируются свистящие звуки, появляются шипящие звуки. Овладение основными типами монологической речи: рассказом, пересказом.

Затруднения в назывании обиходных предметов, действий. Лексические замены с изменением части речи. Не образует синонимические, антонимические ряды. Многочисленные ошибки в согласовании слов в предложении. Предложения простые, с пропуском или заменой предлогов. Использование мимики, жестов. Носовой оттенок голоса, язык просовывается между зубами при произнесении слов, искажение произношения звуков Р - «горловое», Ц-Ч, надувание щек при произнесении С,3,Ш,Щ, дефект озвончения-оглушения (взаимозамена звуков С-3, Б-П, Г-К, В-Ф).

6 год жизни

Дальнейшее расширение словаря. Закрепление навыков словообразования разными способами. Правильное произношение свистящих, шипящих звуков, аффрикат, формирование сонорных звуков, их дифференциация. Свободно составляют различные виды рассказов с элементами творчества. Объем сложных предложений увеличивается до 12-15 слов. Адекватное использование предлогов, союзов.

Словарь состоит из слов бытового характера. Не используются обобщающие слова. Не формируются антонимические и синонимические ряды. Слоговая структура слов нарушена. Затруднения в монологической связной речи. Носовой оттенок голоса, язык просовывается между зубами при произнесении слов, искажение при произнесении слов, искажение произношения звуков Р- «горловое», Ц-Ч, надувание щек при произнесении СДШ,Щ, дефект озвончения-оглушения (взаимозамена звуков С-3, Б-П, Г-К, В-Ф).

7 год жизни

Активный словарь состоит примерно из 4000 слов. Правильно произносятся и различаются все фонемы родного языка. Усваивается многозначность слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных. Пользуются конструкциями из сложносоч. и сложноподч. предложений.

Бедный словарь, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры слов. Трудности в составлении рассказа. Неправильное произношение звуков.

Литература:

  1. Научно-методический журнал «Логопед в детском саду» 2,2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом...

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.

В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....

Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата"

Речевое развитие является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»

      Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...

Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи

Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи...