«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»
консультация (старшая группа)

Арбузова Ирина Юрьевна

        Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения» 

        Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребёнка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

        У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды её развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1-2г., в 3г., и в 6-7 лет.

       Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога.

Возможные  причины патологии детской речи:

  • Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
  • Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
  • Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
  • Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
  • Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  • Наследственные факторы.
  •  Снижение слуха.
  • Вредные привычки, такие как сосание пальца.
  • Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

        Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском». К таким относятся:

  1. Семьи, где уже имеется ребёнок с тем или иным дефектом.
  2. Семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих.
  3. Семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжёлый токсикоз.
  4. Семьи, где имеются дети, перенёсшие внутриутробную гипоксию (кислородное голодание), природовую асфиксию (удушье), травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.

        Ребенку с речевой патологией могут быть поставлены следующие диагнозы:

~ дислалия;

~ дизартрия;

~ алалия;

~ ринолалия;

~ афазия;

~ заикание;

~ задержка речевого развития (ЗРР).

~ общее недоразвитие речи (ОНР);

        Дислалия — это нарушение речи у детей, при котором негрубо нарушено произношение отдельных звуков. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука. Дислалия может быть функциональной и механической (органической).

        Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения            ( укороченная подъязычная связка, дефекты строения челюстей, неправильное строение нёба, толстые губы).

        Функциональной дислалией  называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Причинами функциональной дислалии может быть неправильное воспитание речи ребёнка в семье, двуязычие в семье, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, снижение слуха, недостаточное умственное развитие ребёнка.

  Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.                                            

        Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания. Основными показателями при диагностике дизартрий по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, гиперкинезы (насильственные движения), синкинезии (сопутствующие движения), звукопроизношение.

        Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности, интоксикации, токсикоза беременности. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору.

         В физическом статусе детей-дизартриков отмечаются общая физическая слабость, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении.

        Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.

        Алалия - это отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

        Алалия является одним из наиболее тяжёлых дефектов речи, при котором ребёнок практически лишён языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется. Многие ученые отмечали ведущую роль в возникновении алалии родовых черепномозговых травм и асфиксии новорожденных. Причем в большинстве случаев и травмы, и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание плода (внутриутробную гипоксию). Среди этиологических факторов выделяют также внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг.

        Различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

        Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора. Психическая пассивность, заторможенность, безынициативность придают детям-алаликам вид умственно отсталых, что далеко не всегда соответствует истинному состоянию их интеллекта. При моторной алалии могут наблюдаться разные уровни речевого развития: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

        Сенсорная алалия связана с нарушением речеслухового анализатора. При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи (импрессивной стороны речи) при полноценном физическом слухе. Дети или совсем не понимают обращённой к ним речи, или понимают её крайне ограниченно. У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребёнок повторяет сам вопрос. Ведущим дефектом для этой редко встречающейся категории детей является нарушение фонематического слуха.

        Ринолалия (гнусавость) - это нарушения тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, рубцовыми изменениями, парезами и параличами мягкого нёба). По своим проявлениям ринолалия отличается от  дислалии наличием носового тембра голоса, возникающего из-за нарушения нёбно-глоточного смыкания.

        Специалисты выделяют две формы ринолалии: открытую и закрытую. 

        При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают назальность, то есть носовой оттенок. Особенно изменяется тембр гласных звуков [и], [у]. При произнесении шипящих звуков прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Звуки [п], [б], [д], [т], [к], [г] звучат неясно. При открытой ринолалии голосовыдыхательная струя проходит в полость носа и получает в ней резонанс. Речь ребенка неразборчива, монотонна.

        При закрытой ринолалии понижен физиологический носовой резонанс, страдает, прежде всего, произношение звуков [м], [м'], [н], [н']. кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой риналолии нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мёртвый оттенок.

        В возникновении ринолалии играют роль как генетические, так и внешние нарушения в раннем периоде внутриутробного развития ребенка, а также биологические (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз) и химические (действие ядохимикатов, кислот) факторы, эндокринные заболевания, психические травмы, употребление алкоголя и наркотиков, курение матери.

Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические и длительные коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему необходима помощь и других специалистов: стоматолога, отоларинголога, невропатолога. При необходимости операции на нёбе (хейлопластика) осуществляются до 6 лет, работа по устранению остаточных дефектов - до 14 лет.

        Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Афазия относится к числу тяжёлых нарушений речи органического центрального происхождения. Её причинами могут быть тяжёлые травмы головного мозга, воспалительные процессы и опухоли мозга, сосудистые заболевания и нарушение мозгового кровообращения.

        Чаще всего афазия возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения. Но иногда она наблюдается и у детей. Как правило детская афазия бывает двух видов: моторная и сенсорная.

        Моторная афазия является наиболее распространённой. Она возникает при поражении речедвигательного центра (центр Брока).Больной либо совсем утрачивает способность говорить, либо у него сохраняется очень незначительные речевые возможности. Моторный афазик слышит речь, понимает её, но сам не владеет способностью воспроизводить речь.

        При сенсорной афазии  в первую очередь нарушается восприятие речи (центр Вернике). Поэтому страдает и её понимание. Афазик слышит речь, но не понимает, о чём говорят. Это состояние можно сравнить с тем, которое бывает, когда человек слышит незнакомую иностранную речь.

        Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания. Заикание – один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими.

        По этиологическому признаку различают два вида заикания.

         Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Оно возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развёрнутой обобщённой фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей. Причины функционального заикания могут быть различными: непосильная для ребёнка речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объёму стихотворений и т.п.), в следствии чрезвычайно быстрой речи, неправильного звукопроизношения, на фоне общего недоразвития речи, в результате подражания.

        В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

        Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длиннее судороги, тем тяжелее заикание. Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, заикание обычно усиливается в момент болезни, переутомления, после того как ребёнка наказали. Наблюдается также зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни, от питания.

        Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов языка.

        Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Следует помнить, что, если речевое развитие  ребенка значительно задерживается, а в течение беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь, начать занятия с психологом и логопедом.

        Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. У вех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР.

        I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые» дети). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений. Нередко свои «высказывания» ребёнок подкрепляет мимикой и жестами. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т. п.

       При переходе ко II уровню речевая активность ребенка возрастает.

Если у детей с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех - и даже четырехсложные слова. При этом, следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» - «цветочки», «какоки» - «колготки»). Активная речь состоит из простых предложений из двух-трех  слов. Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм. У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращенной речи. Фонетическая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков, отмечаются дефекты озвончения, смягчения. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы.

        III уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распространенные предложения, пытаются употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка» - «чашка», «стакан»; «штаны» - «брюки», «шорты»). Появляются первые навыки словообразования «стол» - «столик», «шел» - «пришел»), но дети не могут производить прилагательные от существительных (сок из яблок» - «яблочный», «крыша из соломы» - «соломенная»), образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом («красил» - «покрасил», «выкрасил»). Фонетическое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстаёт от нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения). Отмечаются ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

          У детей с IV уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».   Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» - вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («Дети увидели медведев, воронов»), имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которых можно отнести к IV уровню речевого развития, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

Основные виды нарушений звукопроизношения

   В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки, такие как А, О, Э, П, Б, М. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определённом возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.

  Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

  Главное отличие дефектов звукопроизношения от «возрастного косноязычия» состоит в том, что они бывают вызваны какими-то специфическими причинами и поэтому обычно не исчезают без специальной логопедической помощи. Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из следующих вариантов:

  1. Полное отсутствие звука в речи ребёнка. Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязычием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).
  2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук Р может заменяться на Л, а звук Ш – на С. Однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.
  3. Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разновидности неправильного звукопроизношения ребёнок, умеющий правильно произносить оба звука и уже вышедший из периода «возрастного косноязычия», не всегда верно произносит их в речи (говорит то РЫБА, то ЛЫБА, то ШУБА, то СУБА и т.п.)
  4. Искажённое произношение звука, классическим примером чего является «картавое» Р. В этом случае звук не отсутствует в речи ребёнка и не заменяется другим звуком – ребёнок произносит именно звук Р, но произносит его искажённо. Сюда же относится «хлюпающее» и «шепелявое» произношение звуков.

  Очень важно понять, что этот последний вид нарушений звукопроизношения, в отличие от первых трёх, ни в каком возрасте не может быть отнесён к «возрастному косноязычию». Это объясняется тем, что он во всех без исключения случаях бывает вызван какими-то особыми причинами, а не только возрастным несовершенством речевого аппарата ребёнка. Именно эти причины и мешают «пройти с возрастом» имеющимся у него особенностям в произношении звуков.

  Иными словами, возрастной «нормой» звукопроизношения до определённого возраста можно считать только полное отсутствие звука или его полную замену другим звуком (в том числе и в случаях смешения звуков). Но после 5-6 лет и эта «норма» уже перестаёт быть таковой и переходит в разряд патологии, тем более что именно звуковые замены в дальнейшем отражаются на письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

В статье раскрываются наиболее частые  причины  отклонений в речевом развитии у детей и дается краткая характеристика основных видов нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте....

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений в речевом развитии. У детей ...

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.

В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....