Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
консультация
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
здание по адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г.Видное, пр-д Жуковский, д.35
Консультация для родителей
«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Подготовила: Гуляева Ю.И., учитель-логопед
г. Видное
2024
Консультация для родителей слабовидящих детей
«Особенности речевого развития детей с нарушением зрения»
Проблема речевого развития детей с нарушениями зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации.
Расстройство речи детей с нарушением зрения является сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре, и затрагивают речь как целостную систему. Это объясняется в значительной мере тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка, она формируется на патологической основе восприятия окружающего мира. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора, дети не имеют, как правило, реальных конкретных представлений об окружающем мире, о различных предметах и явлениях этого мира. Недостаточность чувственного опыта у детей может проявляться своеобразием речевого развития, которое часто не укладывается в возрастные границы.
Из-за нарушения деятельности зрительного анализатора речь детей с патологией зрения характеризуется определенными особенностями: отсутствием необходимого запаса слов; вербализмом, то есть нарушением смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета; эхолалией – автоматическим (не контролируемым) повторением ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений; ранним недоразвитием речи.
Дошкольники с нарушением зрения характеризуются малым запасом предметных и пространственных представлений, неумением обозначать в речи воспринимаемые пространственные признаки и направления пространства. Умение выделять признаки предметов, находить обобщающие слова значительно отстает от нормы.
У детей отмечается ограничение возможностей познавательной деятельности.
В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения. Наблюдается качественное снижение речевого развития при выполнении заданий на описание объектов реального мира.
Отмечается резкое отставание в области развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, первичных навыков чтения. Чаще у детей с патологией зрительных функций страдает звуковая сторона речи.
Выявлена и задержка развития ряда важных функций, которые имеют то или иное отношение к формированию речевой системы (праксис, гнозис, координация, пространственная ориентировка, снижение возможностей двигательной сферы, как общей, так и мелкой моторики).
Недостатки речевого развития ограничивают и без того суженый круг общения детей с нарушением зрения, это затрудняет формирование ряда качеств личности или ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутость, негативизм и т.д.).
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов: корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранный анализатор и создание поли-сенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опорой на сохранные компоненты речевой деятельности и др.
Коррекционная работа осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.
Работа по развитию речи детей с амблиопией и косоглазием имеет свои особенности.
Для занятий подбирается яркий, красочный материал, способствующий развитию зрительного внимания и восприятия. Показ предметов, картинок осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок мог проследить движение предмета до конца.
Коррекционную направленность занятий определяют следующие факторы:
- Создание соответствующих условий для зрительного восприятия: достаточная освещенность помещения, правильное расположение рабочих мест и пособий с учетом состояния зрения и вида косоглазия:
- чем острота зрения ниже, тем ребенок находится ближе к объекту;
- детей с расходящимся косоглазием, независимо от остроты зрения, посадим ближе так как рассматривание предмета на близком расстоянии способствует сведению зрительных осей, а значит и устранению косоглазия;
- материал детям со сходящимся косоглазием помещаем на подставку, а с расходящимся – на стол, это наиболее удобно для зрительного восприятия детям с данным видом косоглазия;
При окклюзии ребенка располагаем так, чтобы рассматриваемый объект находился со стороны заклеенного глаза.
- Оптимальное использование наглядных пособий.
Их размер, цвет и масштаб должны соответствовать определенным требованиям. Наглядность должна быть более крупной, преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов; изображения должны быть простыми, без лишних деталей, с четким контуром, конкретным по отношению к фону, должен соблюдаться масштаб (машина меньше дома, дерево больше цветка). Необходимо использовать по возможности натуральные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни (или их реалистическое изображение).
- Выбор методов и приемов осуществляется с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия.
На занятиях, где основной упор делается на работу зрительного анализатора, через каждые 5-7 минут необходимо проводить корригирующую гимнастику для глаз, а также физкультурные паузы, так как быстрая утомляемость детей требует смены деятельности.
В целом речь детей с нарушением зрения при правильном формирующем воздействии педагогов и родителей достигает нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности детей во всех видах деятельности.
Используемая литература:
1. Коррекция нарушений речи у детей с сенсорной, двигательной и интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / Н.Н. Баль, С.П. Хабарова, И.С. Зайцев и др. – Минск: БГПУ, 2009. – 104 с.
2. Денискина В.З., Бенедиктова M. B. К вопросу о классификации детей с нарушениями зрения и вторичных отклонениях в их развитии. - М., 2007
3. Лысова А.А., Попова Т.И. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения: рекомендации для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. /Челябинск: Изд. «Библиотека А. Миллера» 2023 – 59с
4. Плаксина Л. И., Григорян Л.А. Содержание медико- педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения: [С косоглазием и амблиопией] / И-нт коррекционной педагогики РАО.- М: ГороД, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей дошкольного возраста"
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом...
Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей раннего возраста с учетом реализации ФГОС ДО"
Развитие речи...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей раннего возраста"
Особенности речевого развития детей 2-3 лет...
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»...
Особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с косоглазием и амблиопией)
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение специфических установок, опосредованно...