Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Суслонова Галина Сергеевна

Речевое развитие является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей дошкольного возраста имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата

Подготовил воспитатель Суслонова Г.С

Речевое развитие является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5 – ти годам:

приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;
расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4 – 5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. "Сегодня идёт снег, я буду лепить снежную бабу". "Мама сказала, что мы пойдём в зоопарк".
Четырёхлетний малыш ещё не всегда правильно произносит звуки, но пока это не повод для беспокойства. Родителям, однако, стоит прислушаться к тем звукам, которые являются сложными для чада, чтобы в последующем над ними поработал логопед.
Чтобы речь ребёнка в 4-5 лет продолжала быстрее развиваться, важно продолжать активное общение с ним. Мама, собравшись почистить картошку, пусть скажет об этом и малышу. А когда она варит суп, то вслух пусть комментирует каждое своё действие. Папа также может рассказывать о своих делах. Чем больше ребёнок слышит от родителей связной грамотной речи, тем быстрее будет формироваться и его правильная речь.
У 4-5-летних дошкольников в речевом развитии происходят существенные изменения:

Малыши способны не только выслушать просьбу взрослого и понять её, но и легко разговаривать между собой, обмениваясь тем, что слышали или видели, рассуждать, спорить, делать выводы.
В этом возрасте дети уже способны на первые монологи.
Малыш в данном возрасте должен уметь связно описать события своей жизни, животных или игрушки, их заменяющие, рассказать о событии, изображённом на картинке, или цепочке событий, представленных на серии картинок.
Ребёнок способен пересказать хорошо знакомый ему текст.
В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях.
Подобные изменения - знак того, что у ребёнка в данный период начинает развиваться "внутренняя речь" - сокращённая, быстрая, но внешне не выраженная.
У 4-5 летнего дошкольника особенность мышления состоит в постоянном взаимодействии речи и действия. Посмотрев на юного художника, можно заметить, что когда он рисует, то проговаривает то, что он пытается нарисовать, какие у рисунка будут детали. Это этап ещё не сформированной полностью внутренней речи. Его категорически нельзя заставлять мыслить про себя, ведь малышу об этом пока ещё трудно заботиться. Становление внутренней речи заметно по тому, насколько больше у ребёнка появляется способностей рассуждать по поводу некого события, по способности сравнивать предметы (различия дети находят легче, чем сходства). При сравнении предметов малыш употребляет сравнительные степени прилагательных. К пяти годам в речи появляются сложноподчинённые предложения, содержащие союзы типа "поэтому", "потому что". Однако отвечая на вопросы, ребёнок часто опускает основную часть предложения и сразу начинает с придаточного ("Потому что спал").
Растёт активный словарь, а вместе с ним и количество используемых наречий, местоимений, союзов, предлогов, без которых невозможно выстроить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Но освоение речи не ограничивается заучиванием новых слов и в открытии ребёнком других смыслов уже известных ему слов.
Дошкольник распределяет различные предметы по категориям (штанишки - одежда, сандалии - обувь). Слова-обобщения начинают использоваться детьми тогда, когда в их словаре накапливается много слов, обозначающих конкретные предметы из какой-то категории, и когда ими уже усвоены слова-обобщения. Помимо этого, о предназначении отдельных предметов у ребёнка должен накопиться минимальный запас сведений.
К пяти годам ребёнок начинает нормально произносить все звуки, за исключением некоторых трудностей со смешением звуков "р" и "л", "ш" и "с" в многосложных словах, если оба парных звука стоят рядом в одном слове (шерстяной, лаборатория).
 Формирование навыков звукового анализа
К пяти годам ребёнок уже может производить простейшие формы звукового анализа: узнавать в слове звук, подбирать слово с заданным звуком. Эта способность говорит о том, что для ребёнка слово перестало быть простым отражением объекта, но имеет значение и само по себе. Речевой слух детей в это время совершенствуется, они уже способны различить слова с разницей в одну фонему (мышка-мишка, балка-палка).
В речи взрослых дети улавливают интонационные нюансы, делающие её выразительной, и при пересказе сказок пытаются подражать им. Они могут произвольно менять силу и высоту голоса с учётом фабулы рассказа, могут и говорить шёпотом.

Как помочь ребёнку?
Увидев на прогулке бабочку, можно вместе с ребёнком определить её действия (летает, порхает).
Надевая шарф или шапку перед прогулкой, следует акцентировать, что это шерстяные предметы, поэтому тёплые, имеют такой-то цвет. Чтобы речевые навыки ребёнка успешнее развивались, он должен подбирать к слову как можно больше прилагательных, обозначающих его признаки.
Если чаду удалось подобрать несколько определений при описании варежек или мяча, то его следует похвалить за это. Похвала взрослого станет для ребёнка ещё одним стимулом в стремлении к совершенствованию речи.
Ребёнка в этом возрасте нужно по-прежнему обучать новым словам, приучать точнее описывать качества предметов, определять материал, из которого они сделаны (одни предметы из дерева, другие из металла), находить в них различия и сходство.
Ребёнок должен знать, что такое день, вечер, утро, сегодня, вчера и завтра, не путать пространственные понятия (слева - справа, сверху - снизу, спереди - сзади).
Чтобы научить его находить сходства и различия у предметов, ребёнку можно предложить рассмотреть внимательно два яблока и потом спросить, одинаковые они или разные, чем отличаются и чем схожи? Ребёнок видит, что одно яблоко больше, оно красное, сладкое, с пятнышком на боку, а другое, зелёное, меньше и кислое на вкус. Чтобы указать ребёнку на упущенные признаки, взрослый должен задать ему наводящие вопросы либо просто назвать их.
Говоря о размерах предметов, дети обычно используют слова "маленький" и "большой", реже "низкий", "высокий", "короткий" или "длинный". Их нужно приучать выражать свои мысли точнее: если дом, то низкий или высокий, если карандаш, то короткий или длинный, если река, то узкая или широкая. Пусть ребёнок учится использовать сравнительные степени прилагательных, для чего его нужно спросить, какая книга толще, а какая тоньше, какая линейка уже, а какая шире. Упоминая форму, цвет, величину и прочие признаки предметов, дети иногда путаются в согласовании слов, в окончаниях прилагательных и глаголов, в падежных окончаниях существительных. Часто они путаются во временных понятиях: утро - вечер, завтра - вчера, осень - весна. С помощью приведённой ниже игры ребёнка можно научить разобраться в понятиях, пока ещё сложных для него.

Когда это бывает?
Нужно назвать признаки, характерные для того или иного времени года и предложить ребёнку определить это время года.

Когда дети катаются на лыжах и санках?
Когда на деревьях появляются почки и распускаются листочки?
Когда можно купаться в речке, а в лесу созревают ягоды?
Когда листья желтеют, а птицы улетают на юг?
Для закрепления понятий о пространственных отношениях полезны вопросы:

Когда солнце заходит?
Какой рукой тебе удобно рисовать?
Уверенно ориентируясь во временных и пространственных отношениях, ребёнок будет лучше понимать слова окружающих, правильнее двигаться и действовать по командам взрослых, точнее пользоваться собственной речью. Если он путает верх с низом, справа и слева, то он не сможет найти книгу, лежащую справа на верхней полке. Речь ребёнка активизируется также вопросами, задаваемыми взрослым детьми: "Что ты видел?", "Где был?", на которые тем нужно давать точные, правильные и желательно развёрнутые ответы.

Упражнения для речевого развития
"Хоботок"
Нужно рассказать ребёнку, как, летая с цветка на цветок, пчёлка пьёт нектар. Чтобы к нему подобраться, она складывает губы хоботком (вытянуть вперёд сомкнутые губы), а чтобы начать пить, изобразить всасывающее движение губами. Желательно добиться, чтобы ребёнок 5-8 секунд мог удерживать губы "хоботком". Это положение хорошо тренируется питьём воды через соломинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»

Краткая аннотация проекта   В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы  на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...

Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)

Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми  с нару...

Значение плавания в физическом развитии детей дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата

Общеукрепляющее и специальное коррекционное воздействие плавания на физическое  развитие детей дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата....

Методическая разработка « Морское путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

Методическая разработка игрового тренинга адресована педагогам для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного  аппарата и ДЦП  старшего дошкольного возраста. Для его поведения рекоме...

Реализация инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  – огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам. Об...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата "Космонавты на луне"

Конспект занятия по аппликации  для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста,  с учетом интеграции образовательных областей, может быть использован при ...

Физкультурно- оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно - двигательного аппарата.

Одним из основных факторов  оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья является двигательная активность. Двигательная активность  - главный источник и побудительная сила охран...