Картотека логоритмических упражнений для детей 5-7 лет с ОНР
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
Упражнения по логоритмике развивают фонематический слух, чёткость и правильность речи. Это система двигательных упражнений, в которых ребёнок сочетает движение с произнесением специального речевого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_logoritmicheskih_uprazhneniy.docx | 82.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Овощи»
Логоритмическое упражнение: «Урожай»
В огород пойдём | Идут по кругу, взявшись за руки, |
Урожай соберём | |
Мы морковки натаскаем | «таскают» |
И картошки накопаем | «копают» |
Срежем мы качан капусты | « срезают» |
Круглый, сочный, очень вкусный | показывают круг руками (3 раза) |
Щавеля нарвём немножко | «рвут» |
И вернёмся по дорожке | идут по кругу, взявшись за руки. |
Пальчиковый игротренинг
Тук – тук – тук-тук! | ритмичные удары ребром ладоней |
Раздаётся в доме стук | |
Мы капусту порубили | |
Перетёрли | трут кулачок о кулачок |
Посолили | указательный и средний пальцы трутся о большой |
И набили плотно в кадку | удары обеими руками по колену |
Всё теперь у нас в порядке | Отряхивают руки |
Диалог: «Перец»
Дети: «Говорят, ты острый перец,
Что, и вправду ты как нож?»
Перец: « Ну, не веришь, так не веришь…
Надкуси , тогда поймёшь!»
Тема: «Осень»
Логоритмическое упражнение: «Мы листочки»
Мы листики осенние | Стоя, машут руками, |
На ветках мы сидели | (присели) |
Ветер дунул - полетели | Поднялись, бег по кругу |
Мы летели, мы летели | Бегут, кружатся |
И на землю тихо сели | приседают |
Ветер снова побежал | поднялись |
И листочки все поднял | покружились |
Пальчиковая гимнастика «Листочки»
1,2,3,4,5 | Загиб пальцев с большого |
Будем листья собирать | Сжимают и разжимают кулачки |
Листья берёзы | Загибают пальцы, начиная с большого |
Листья осины | |
Листики тополя | |
Листья рябины | |
Листья дуба мы соберём | Шагают по столу 2 и3 пальцами |
Маме осенний букет отнесём | Разводят руки |
Диалог: «Здравствуй, Осень!»
Дети надевают шапочки осени и дождика | |
Дети: | Здравствуй, Осень! |
Здравствуй, Осень! | |
Хорошо, что ты пришла! | |
У тебя мы осень просим | |
Что в подарок принесла? | |
Осень: | Принесла я вам муки |
Значит будут пирожки | |
Принесла я гречки | |
Будет каша в печке | |
Принесла я мёду | |
Полную колоду | |
Дети: | А хорошую погоду ты нам, Осень, принесла? |
Осень: | Дождику вы рады |
Дети: | Не хотим, не надо! |
Тема: «Лес – наше богатство»»
Логоритмическое упражнение «За малиной»
За малиной в лес пойдём, в лес пойдём | Идут в хороводе, взявшись за руки |
Спелых ягод наберём, наберём | Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды |
Солнышко высоко, а в лесу тропинка | Встают лицом в круг, тянутся руками вверх, затем пальчиками достают тропинку, сделав наклон. |
Сладкая ты моя ягодка - малинка | Бегут по кругу , взявшись за руки |
Логоритмическое упражнение «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке | Ритмично на каждое слово стучат кулачками по коленям |
Продаёт она орешки | |
Лисичке - сестричке | Загибают по одному пальчику, начиная с большого |
Воробью, синичке | |
Заиньке усатому | |
Мишке толстопятому | |
Диалог «Лис и мышонок»
- «Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный?»
-Землю копал
-А для чего землю копал?
-Норку делал
- А для чего норку делал?
- А чтобы от тебя лис спрятаться. В.Бианки
Тема: «Откуда хлеб на стол пришёл?»
Пальчиковый игротренинг «Ватрушки»
Мы для милого Ванюшки Испекли бы три ватрушки. Только нет у нас пока | Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно, начиная слов : «только нет у нас пока…» |
Ни муки и ни песка, Ни яиц, ни соли, Ни дрожжей, ни молока. | Поочерёдно сгибать пальцы, начиная с большого |
Логоритмическое упражнение «Каравай»
В землю зёрнышко посадим | Наклон вперёд |
Очень малое оно | присесть |
Но как солнышко засветит | Постепенно встаём |
Прорастёт моё зерно | |
Сожнёт косарь зерно | «косит» зерно |
И размелет его | Правой рукой, сжатой в кулак, круговые движения |
А хозяйка из муки испечёт нам пирожки | «печь» пирожки |
И большой каравай | Руки соединить в круг |
Всем на радость раздавай | Развести в стороны |
Диалог «Калачи»
- Вы откуда , калачи?
- Как откуда? Из печи.
- И куда же вы идёте?
К тем, кто в поле, на работе,
Пусть вдоволь поедят, а лентяи поглядят.
Тема: «Транспорт»
Логоритмическое упражнение: «Теплоход»
От зелёного причала оттолкнулся теплоход | Шаг вперёд, руки опущены |
Он назад шагнул сначала - раз, два | 2 шага назад |
А потом шагнул вперёд – раз, два | 2 шага вперёд |
И поплыл, поплыл по речке . набирая полный ход | Руки вперёд, ладони сомкнуты «нос» теплохода. |
Движения по кругу мелкими шагами | |
Логоритмическое упражнение «Самолёт»
Руки в стороны – в полёт | (дети бегут на носочках по кругу, расставив, руки в стороны) |
Отправляем самолёт | |
Правое крыло вперёд | поворот через правое плечо |
Левое крыло вперёд | поворот через левое плечо |
Полетел наш самолёт | бегут по кругу, руки в сторону |
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня | Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга ( попеременно) |
Паровоз и два коня, | |
Серебристый самолёт, | |
Три ракеты | |
Вездеход, | |
Самосвал, подъёмный кран – настоящий великан. | |
Сколько вместе? | Хлопают попеременно в ладоши и ударяют друг о |
Как узнать? Помогите сосчитать. | друга |
Диалог «Паровоз»
-Паровоз, паровоз
- Что в подарок нам привёз?
- Я привёз цветные книжки, пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши, пусть рисуют малыши.
Тема: «Быт человека»
Пальчиковая гимнастика «Бытовая техника»
1,2,3,4 – | Загибают пальцы на двух руках |
Много техникивокруг: | хлопки |
Телевизор, холодильник, | Загибают пальцы, начиная с большого |
Чайник, миксер и утюг - | |
Много техники вокруг. | Хлопки рук |
Логоритмическое упражнение «Стулья»
Хоть у нас четыре ножки | Поднимают ноги, согнутые в коленях (4 раза) |
Мы не мышки, и не кошки | - грозит пальцем |
Хоть мы все имеем спинки | Нагнуться, показать спинку |
Мы не овцы, и не свинки | Встаём , грозим пальцем |
Мы не кони, хоть на нас | Приседаем со слов «хоть на нас» |
Вы садились много раз | |
Диалог: «Пылесос»
Пылесос, пылесос, ты куда суешь свой нос?
-Жу-жу-жу, жу-жу-жу – я порядок навожу!
Тема: « Наша Родина»
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики – солдатики»
Командир позвал солдат | Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого, |
«Становитесь дружно в ряд!» | |
Первый встал, за ним - второй | Большим пальцем касаться всех остальных |
«Безымянный , быстро в строй!» | |
А мизинчик очень мал, он чуть – чуть не опоздал! | |
Встали пальчики: «Ура!» | С восклицанием: «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. |
На парад идти пора! | |
Логоритмическое упражнение: «На парад»
Раз, два – дружно в ногу | Маршируют в ритм |
Три, четыре – твёрже шаг | |
На парад идут солдаты, | |
И чеканят дружно шаг |
Логоритмическое упражнение:
«Пограничники»
Жу-жу-жу | Поднести руку ко лбу, сначала правую, затем левую |
Я границу сторожу | |
Ши-ши-ши – зашуршали камыши | Наклоны влево - вправо |
Жу-жу-жу – я в дозор хожу | Шаги на месте в ритм |
Диалог: «Что мы Родиной зовём?
Все дети: «Что мы Родиной зовём?
Один ребёнок: «Дом, где мы с тобой живём !»
Все дети: «Что мы Родиной зовём?»
Ребёнок: Поле с тонким колоском!
Все дети: Что мы Родиной зовём?
Всё что в сердце бережём,
И под небом синим- синим,
Флаг России над кремлём!
Тема: « Я вырасту здоровым»
Пальчиковый игротренинг: «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики | Руки сцеплены в замок, сжимаем и разжимаем |
Мы с тобою подружились маленькие пальчики | Поочерёдное прикосновение пальцев друг с другом, начиная с большого, |
Раз, два, три, четыре, пять | Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого, |
Начинай считать опять | Стряхивают пальчики |
Раз, два, три, четыре, пять | Загибают пальчики на обеих руках |
Мы закончили считать. | Стряхивают пальчики. |
Логоритмическое упражнение + диалог
-Что умеют наши ножки?
- Мы шагаем по дорожке (шагают)
-что умеют наши ножки?
-Побежим –ка по дорожке ( бег на месте)
-Что умеют наши ножки?
- Приседают на дорожке ( приседают)
- Что ещё умеют ножки?
- Пусть попляшут на дорожке («Пружинки»)
Игра: «Чей голосок?»
Все мы разом встанем в круг
Повернулись разом вдруг
Кто-то скажет: «Скок – скок-скок»
Угадай, чей голосок?
Тема: «Азбука питания»
Пальчиковая гимнастика «Ай да суп!
Глубоко – не мелко | Ладошки согнуть, сложить вместе, изображая кораблик |
Корабли в тарелке, | |
Луку головка, | Загибают пальчики , начиная с большого |
Красная морковка | |
Петрушка, картошка | |
И крупы немножко | |
Вот кораблик плывёт, | Ладошки согнуть, изображая кораблик, немного покачивая. |
Заплывает прямо в рот! |
Логоритмическое упражнение: «Винегрет и борщ»
Торопился на обед | Бег на месте |
Винегрет | |
Так старался, так спешил | |
Что в кастрюлю угодил: | Наклонились , опустили вниз, свесили. |
В кипяток свалился – винегрет сварился | |
Вот большая ложка- попробуйте немножко | Имитация еды , в руках ложка |
Вкусно? | |
Во! | Показывают большой палец |
Диалог: «Домовята и каша»
За столом кричит Дуняшя:
«Не хочу, не буду кашу!»
Мама с папой: «Что с тобой?»
Деда с бабой: «Ой-ё-ёй!
Тётя с дядей: «Съешь Дуняш!»
Домовята: «Завтрак наш!»
«Маша варежку надела»
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок.)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме одного.)
в свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть оставшийся согнутым палец.)
«Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь, (Сжать пальцы в кулачок.)
здравствуй, пальчик, как живешь?»
«Ох, испачкалась одежда»
Ох, испачкалась одежда, (Дети сопровождают текст стихотворения соот-
Мы ее не берегли, ветствующими движениями)
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Тема: «Вещи человека»
Логоритмическое упражнение: «Сарафанчик»
Купила Оле мама пёструю панаму ( руки у головы) | Дети сгибают руки в локтях, совершают ритмичные |
Купила Сарафанчик - ( руки вниз , показывают сарафан) | поочерёдные движения, имитирующие движения рук робота |
На боку карманчик ( руки на боку) | (текст произносится в ритм, чётко) |
На зелёном сарафанчике, | Руки внизу, показывают сарафанчик |
Как на поле – одуванчики, | |
Колокольчики , ромашки, | Наклон вперёд, ритмичные поочерёдные движения рук |
На ромашках – по букашке. | |
Выйдет Оля на опушку, не найдут её подружки | Шаг на месте |
Пальчиковый игротенинг «Вяжем шарфик»
То крючок, то петелька,
Вяжем шарфик Петеньке.
(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать тоже с другими пальцами: безымянный с безымянным, средний со средним, указательный с указательным)
Диалог: «Перчатки»
Воспитатель: «Потеряли котятки по дороге перчатки.
И в слезах прибежали домой.
Котятки: «Мама, мама, прости,
Мы не можем найти.
Мы не можем найти перчатки.
Кошка – мама: Потеряли перчатки?
Вот какие котятки.
Я вам нынче не дам пирога
Воспитатель: «Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь прибежали домой.
Котятки: «Мама , мама, не злись!
На дороге нашлись, на дороге нашлись перчатки!
Мама- кошка: «Отыскали перчатки!
Вот спасибо , котятки,
Я за это вам дам пирога!
Мур-мур- мур пирога!
Мур-мур-мур, пирога!
Я за это вам дам пирога!
Тема: «Моя семья»
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре мы считалочку учили»
Раз, два, три, четыре, | Сжимание в кулачок и разжимание пальцев обеих рук |
Мы считалочку учили: | |
Бабушка и мамочка, | Загибают по одному пальцу, начиная с большого пальца правой руки |
Дедушка и папочка, | |
Вот братишка и сестрёнка, | |
Он – Антон, она – Алёнка. | |
Вот и вся моя семья, | |
Рассказал считалку я! |
Логоритмическое упражнение: «Мама»
Маме надо отдыхать | Всё логоритмическое упражнение дети идут на |
Маме хочется поспать | носочках, руки на поясе. На слова: «Я на цыпочках хо |
Я на цыпочках хожу | жу» - говорят шёпотом. |
Маму я не разбужу |
Логоритмическое упражнение «Помощники»
Маме надо печь топить | Дети идут друг за другом, руки на поясе. |
Чтоб обед нам всем сварить | |
Я дрова ей нарублю | Поворачиваются лицом, руки сцеплены в замок и |
Маму я свою люблю | делают наклон вперёд, имитируя рубку дров. |
На слова «маму я свою люблю» - обнимают себя обеими руками |
.
Диалог: «Сыночек»
- Сыночек, пойди потолки пшена на кашу.
-Ох , матушка, живот болит.
-Сыночек, иди есть кашу.
-Что ж, раз мать велит, надо идти.
Тема: «Зимушка – зима»
Логоритмическое упражнение: «Снежинки»
Кружатся , кружатся снежинки, | Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре |
Как белые перья ложатся в перинки, | Руки стороны ,плавно их опускают и постепенно приседают. |
Перинки, подушки, лежат на опушке | Взмахи руками влево-вправо снизу , у пола, |
И зайца следы - как петельки. | Перекрёстный шаг на месте. |
Украсили эти постельки. | |
Пальчиковый игротренинг: «Рубим дрова»
Чтобы печку истопить, | Имитировать движения рук дровосека, |
Надо дров нам нарубить. | Пальцы « сплести», соединить ладони и стиснуть |
Рубим, рубим мы дровишки - | Их как можно сильнее. |
Пусть тепло будет детишкам. | |
Развитие диалогической речи
Инсценирование р.н сказок , отрывков из сказок по выбору воспитателя – развиваем интонационную выразительность речи
Тема: «Зимние виды спорта»
Логоритмическое упражнение «Санки»
Ух! Ух!Ух! | «Тарелочки» |
Мчатся сани | Хлопок справа, слева |
Во весь дух. | 2 раза топают |
Ух! Ух! Ух! | «тарелочки» |
Снег под горкой | Хлопки справа, слева |
Словно пух. | 2 хлопка над головой |
Логоритмическое упражнение: «Разминка»
Мы руки поднимаем | руки вверх |
Мы руки опускаем | руки вниз |
Потом мы приседаем | присесть , руки на поясе |
И дружно все встаём | подняться |
Мы руки повернём | поворот туловища |
И поворот кругом | Вокруг себя поворот |
Пальчиковая гимнастика «Поклоны»
Руки сомкнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развёрнуты друг к другу. Пальцы правой и левой руки поочерёдно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь.
Диалог: «Футбол»
Вед: сказала тётя
Тётя: - Фи, футбол! ( с пренебрежением)
Вед: сказала мама
Мама: - «Фу, футбол!» ( с отвращением)
Вед: - «Фу, футбол!» ( разочарованно)
Вед: А я ответил!
Я: Во, футбол! ( восторженно)
Тема: «Новый год»
Логоритмическое упражнение: «Снежинки»
Мы снежинки, мы снежинки | Кружаться, делая плавные движения руками |
Покружиться мы не прочь. | |
Мы снежинки балеринки | Руками описывают круг |
Мы танцуем день и ночь | |
Встанем вместе все в кружок, | Образуют узкий круг, присели |
Получается снежок | |
Мы деревья побелили | Плавно поднимают руки |
Землю бархатом укрыли | Руки опускают |
И от стужи сберегли | Сидят, ручками прикрыв голову. |
Пальчиковый игротренинг
Дали мы Антошке | (имитация игры на детских музыкальных интсрументах) |
Весёлую гармошку | |
Взял наш Петя барабан, | |
Коле нравится баян | |
На трубе дудит Егор- | |
Веселится весь наш двор. |
«Бусинки»
Рассыпались у Люсеньки
Все маленькие бусинки
Их соберём в коробочку,
Наденем на верёвочку.
( для индивидуально работы с детьми по развитию мелкой моторики)
Ребёнок собирает бусинки на ниточку и приговаривает слова.
Диалог «Снегурочка»
Снег лежит на улице | Все вместе |
Вышли мы во двор | |
«Давай лепить Снегурочку!» | мальчик |
- предложил Егор! | воспитатель |
Приделаем Снегурочке мы длинную косичку | Мальчик продолжает |
А из тонких веточек пушистые реснички. | Воспитатель |
Кругленькие пуговки шубку украшают, | |
А вот щёчки бледные - солнышка не знают | |
Говорит вдруг Маша: | воспитатель |
«Чтоб Снегурка наша порумяней стала, | |
Свеколку из погреба бабушка достала | |
Ведь чудеса бывают всегда под Новый год, | Все хором.ъ |
А вдруг наша Снегурочка возьмёт и оживёт |
Тема: «Зимующие птицы»
Логоритмическое упражнение: «Воробей»
Воробей по лужице | Движения выполняем в соответствии со словами |
Прыгает и кружится | - прыгают, кружатся, наклоняются, хвостиками машут |
Пёрышки взъерошил он, | хлопают в ладоши; |
Хвостик распушил | |
Погода хорошая: «Чив» , «Чив» | |
Пальчиковый игротренинг «Птенчики»
Приносила пташка
Птенчикам букаше
Птенчики ждали -
Рты разевали,
Громко кричали
(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде)
Упражнение на развитие силы голоса: «Вороны»
Возле ёлочки зелёной, скачут , каркают вороны
(каркают тихо, изображая воробьёв)
Из-за корочки подрались, во всё горло раскричались.
(каркают громко)
Тема: «Зимовье зверей»
Пальчиковый игротренинг «Заяц»
Сидит заяц под кустом | Поочерёдно сжимать и разжимать кулачки, |
Здесь семья его и дом | Руки на уровне плеч |
И верхушки длинных ушек | |
Все трепещут на макушке | |
В его доме нет дверей | |
Как спастись от злых зверей? | |
Логоритмическое упражнение: «Медвежата»
Медвежата в чаще жили, | Круговые движения головой в разные стороны |
Головой они крутили, | |
Вот так, вот так! | |
Медвежата мёд искали, | Наклоны в стороны |
Дружно дерево качали, | Руки вперёд |
Вперевалочку ходили | Ходьба по - медвежьи |
И из речки воду пили | Наклоны вперёд |
Вот так, вот так | |
А потом они плясали | пружинки |
Выше лапы поднимали | Поднимают ноги высоко |
Вот так, вот так | |
Диалог «Лиса и заяц»
-Слыхал, заяц, как охотники мой лисий хвост называют?
Заяц: Трубой! Хи-хи!
- А мой заячий хвост охотники прозвали цветком. Цветком, цветиком, цветочком!
- Да ну-у-у! А ну, зайка, дай мне цветочек понюхать?
-Но-но-но! Я твою лисью морду знаю! Цветок понюхаешь, а ногу откусишь. Уходи , уходи, со своей трубой!
Н. Сладков.
Тема: «Дикие животные жарких стран»
Пальчиковый игротренинг «Я по Африке гулял»
Я по Африке гулял | «Ходим» по коленям указательными и средними пальцами рук обеих рук) |
И зверей там повидал | |
Длинношеего жирафа | (Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх) |
Высотою аж в три шкафа | |
Черепаху , тигра, льва и огромного слона | |
Я катался на Слоне… | Попеременно ударяем , то кулачок о кулачок, то ладошку о ладошку |
Жаль, что было всё во сне. | |
Логоритмическое упражнение: «Мартышки»
На арене цирка – вышка, | Сложить руки в кулачки, имитировать движения рук |
А на вышке – две мартышки. | По верёвке вверх, а затем вниз. |
И они влезают ловко, | |
Вверх под купол – на верёвке. | |
Вниз скользят, как акробаты, | |
Очень ловкие ребята! | |
Тема: «Подворье»
Логоритмическое упражнение: «Щенок»
Папа мне купил щенка, | Дети сгибают руки в локтях, совершают поочерёдные движения, имитирующие робота, текст читается скандированно. |
Как смешон малыш пока! | |
Очень мил щенок и весел, | |
Ушки длинные развесил, | |
Брюшко –шарик, мокрый нос | |
Назову его Трезор, | |
Будем с ним ходить в дозор! | |
Пальчиковый игротренинг: «Курица»
Как на нашей улице пробегала курица, | «Шагают» пальцами по подушке |
Растеряла всех цыплят - | Хлопки |
Шустрых, маленьких ребят! | |
Первый цыплёнок – следит за лягушкой, | Загибают по очереди пальцы |
Второй и третий – возле кадушки | |
Бабочку ловят – четвёртый и пятый | |
Эх, попадёт вам от мамы ребята! | Грозят пальцем! |
Диалог «Разговор с котом»
-Почему ты чёрен кот?
- Лазил ночью в дымоход.
-Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Меня пёс в пыли валял.
-Так какого же ты цвета?
Я и сам не знаю это.
Тема: «Рыбы»
Логоритмическое упражнение: «Рыбы»
Щука в речке жила | Показ руками движений рыбы |
Щёткой воду мела | Наклон. Руками в разные стороны «метёт» |
Щи варила для гостей | Показ помешивания |
Угощала пескарей | Руки в стороны «угощаем» |
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть | Сложенными вместе ладонями изобразить как плавает рыбка |
Рыбка, рыбка, озорница | Грозят пальчиком |
Мы хотим тебя поймать | Медленно сближают ладони, хлопок |
Рыбка спинку изогнула | Изображают как плавает рыбка |
Крошку хлебную взяла | Делают хватательные движения обеими руками |
Рыбка хвостиком махнула | Изображают двумя ладонями, сложенными вместе, как плавает рыбка |
Рыбка быстро уплыла. | |
Диалог: «Пескарик и фонарик»
- для чего тебе пескарик нужен маленький фонарик?
-чтобы ночью не попасть острозубой щуке в пасть!
Тема: «Профессии»
Пальчиковый игротренинг: «Повар»
Повар готовил обед, а тут отключили свет | ребром ладони стучат по коленям |
Повар леща берёт и опускает в компот | загибают большой палец на правой руке |
Бросает в котёл поленья | указательный |
В печку кладёт варенье | |
Мешает суп кочерёжкой | средний |
Угли берёт поварёшкой | |
Сахар сыплет в бульон | мизинец |
И очень доволен он! | разводят руками |
Логоритмическое упражнение «Я шофёр»
Я шофёр – помыл машину | топающий шаг |
Сел за руль и выгнул спину | «руль» в руки, |
Загудел мотор и шины | спина прямая |
Зашуршали у машины | «р-р-р – произносят; «ш-ш-ш – произносят. |
Подметает дворник двор, | руками машет в разные стороны |
Убирает дворник сор. | |
Наш охранник на посту смело смотрит | Повороты в разные стороны, ладонь ко лбу |
А сапожник сапоги для любой сошьёт ноги. | Присесть , встать, выставляя ногу на пятку. |
Диалог: «Кузнец»
- Эй, кузнец, молодец,
Расковался жеребец!
Ты подкуй его опять.
- Отчего не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова,
Раз, два – и готово!
( Ребёнок показывает на гвоздь, на подкову, ставит гвоздь на подкову и стучит по гвоздю молотком)
Тема: «Защитники Отечество»
Пальчиковая гимнастика «Пальчики – солдатики»
Командир позвал солдат: | |
«Становитесь дружно в ряд!» | |
Первый встал, за ним – второй, | Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого. |
«Безымянный - быстро в строй!» | Затем большим пальцем касаться всех остальных - |
А мизинчик очень мал, | «Будить» |
Он чуть- чуть не опоздал. | |
«Встали пальчики – Ура!» | Одновременно с восклицанием: «Ура!», кулачок |
На парад идти пора! | разжать, широко расставив пальцы в стороны. |
Логоритмическое упражнение: «На парад»
Раз, два – дружно в ногу, | Маршируют в ритм |
Три, четыре – твёрже шаг | |
На парад идут солдаты, | |
И чеканят дружно шаг |
Логоритмическое упражнение «Пограничники»
Жу-жу-жу – я границу сторожу | Руки ко лбу, смотрят по сторонам |
Ши-ши-ши – зашуршали камыши | Наклоны влево-вправо |
Жу-жу-жу – я в дозор хожу. | Руки ко лбу, смотрят в разные стороны |
Логоритмическое упражнение: «Пилоты»
Мы летаем высоко | Руки вверх, стоя |
Мы летаем низко | присесть, руки в стороны |
Мы летаем далеко | встать, руки в стороны |
Мы летаем близко | руки прижать к груди |
Диалог: «Что мы Родиной зовём?»
-Что мы Родиной зовём?
-Дом, где мы с тобой живём,
- И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.
- Что мы Родиной зовём?
-Поле с тонким колоском,
-Наши праздники и песни,
-Тёплый вечер за окном.
-Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над кремлём.
Тема: «Мамин праздник»
Логоритмическое упражнения: «Помогаю маме»
Свою маму я люблю | Руки в стороны и прижать к груди (2р) |
И всегда ей помогу | |
Вот так! Вот так! | |
Свою маму я люблю | Имитация колки дров (руки в замок – 2р) |
Я ей дров наколю | |
Вот так! Вот так! | |
Свою маму я люблю | Руки в стороны и прижать к груди |
И всегда ей помогу | |
Вот так! Вот так! |
Пальчиковый гимнастика «Помощники»
Мы бельё стирали сами | |
Мы его прополаскали | |
и не капли не устали | |
Будем снова полоскать | |
Будем маме помогать |
Диалог: «Весна»
Дети:
- Ну, весна, как дела?
Весна: У меня уборка
Дети: «Для чего тебе метла?»
Весна: « Снег смести с пригорка!»
Дети: «Для чего тебе ручьи?»
Весна: «Мусор смыть с дорожек»
Дети: «Для чего тебе лучи?»
Весна: «Для уборки тоже. Всё промою, просушу. Вас на праздник приглашу.
Тема: «Народные промыслы»
Логоритмическое упражнение: «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник | («надуть» живот, одна рука на поясе) |
Очень важный , как начальник | Другая изогнута, как носик. |
Вот фарфоровые чашки, | Приседать, одна рука на поясе |
Очень хрупкие, бедняжки | |
Вот фарфоровые блюдца, | (кружиться, рисуя руками круг) |
Только стукни - разобьются. | |
Вот серебряные ложки, | Потянуться, руки сомкнуть над головой. |
Вот пластмассовый поднос - | |
Он посуду нам принёс. | (сделать большой круг) |
Пальчиковы игротренинг « Чудо Гжель»
Ай да посуда, что за диво, хороша , и та, и та, | Прикасаются одновременно пальцами обеих рук |
Вся нарядна и красива, расписная , вся в цветах! | Поочерёдные удары ( ладонь – кулачок) |
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки, | Загибают поочерёдно пальцы обеих рук |
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. | большой и указательный пальцы, согнуты в колечки, «подносят» колечки к глазам |
Сотворили это чудо не за тридевять земель | удары кулачок о кулачок ( молоточки) |
Расписали ту посуду на руси, в местечке Гжель. | рисуют пальчиком у себя на ладошке. |
Тема: «Народный фольклор»
Пальчиковая гимнастика : «Родные братья»
Ивану большому – дрова рубить, | Загибаем пальцы, начиная с большого. |
Ваське – указке – воду носить, | |
Мишке среднему – печку топить, | |
Гришке – сиротке – кашу варить, | |
А Крошке – Тимошке – песенки петь, | |
Песни петь и плясать, | Хлопки ( чередование ладонь – кулачок) |
Родных братьев потешать. | |
Логоритмическое упражнение: «Баба сеяла горох»
Баба сеяла горох - | Прыжки |
Прыг – скок, прыг-скок! | |
Обвалился потолок - | |
Прыг – скок, прыг – скок! | |
Баба шла, шла, шла, | ходьба на месте |
Пирожок нашла | Наклон , коснуться пола |
Села, поела | присели |
Опять пошла | ходьба на месте |
Баба стала на носок, | Ноги вперёд, нога на носок |
А потом на пятку | на пяточку |
Стали русского плясать | другая нога на носок, потом на пятку |
А потом присядку. | присядка |
Диалог: « Чей нос»
Один ребёнок нажимается на кончик носа другому и приговаривает:
Чей нос? - Савин
Где был? – славил
Что славил? – Копейку
Что купил? – Конфетку,
С кем ел? – С козой.
Не ешь с козой , а ешь со мной.
Тема: «Народные праздники и традиции»
Пальчиковый гимнастика: «Масленница – кривошейка»
Масленница – кривошейка, | Хлопки |
Встретим тебя хорошенько, | Потирают рука об руку |
С блинцами, каравайцами, с вареничками, | загибаю пальцы по одному |
С сыром, с маслом, с калачом и печёным яйцом! | |
В первый день её встречают, весёлой песней зазывают. | Машут обеими кистями рук – «зазывают» |
Логоритмическое упражнение: «Колядушки»
Лада- ладушки-ладошки | Хлопки |
А пойдём – ка по дорожке | Ходьба на месте |
Да к соседям с Колядой | |
За подарками гурьбой | |
Лада-ладушки - ладки | хлопки |
А послушай те колядки | руки поочерёдно подносят к ушам – «слушают» |
Нас поздравьте, | Разводят руки |
Обнимите, | Обнимают себя руками |
И гостинцы подарите. | руки соединяют, показывая круг – «подарок» |
Развитие диалогической речи: Хороводная игра : «Где был Иванушка?»
-Где был, Иванушка? (Иванушка в центре круга)
-На ярмарке.
-что купил, Иванушка?
- курочку.
Курочка по сеничкам (дети показывают, как курочка клюёт)
Зёрнышки клюёт
Иванушка в горенке песенки поёт.
-Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
-Что купил, Иванушка?
-Уточку
Уточка по лужице ( дети изображают как уточка плывёт)
Взад-вперёд плывёт
Иванушка в горенке песенки поёт.
-Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
-Что купил, Иванушка?
-Ослика.
Ослик на лужайке ( дети показывает как ослик щиплет травку)
Травушку жуёт,
Иванушка в горенке
Песенки поёт.
-Где был, Иванушка?
-На ярмарке.
-что купил , Иванушка?
-Тетёрку ( выходит тетёра (взрослый) и заводит хоровод.
Тема: «Весна»
Пальчиковая гимнастика «Весна идёт»
На сосну взобрался Миша | имитация взбирания на дерево |
С ветки даль ему видна | Ладошку приставить «козырьком ко лбу |
Смотрит на холмы и крыши | рукой сделать волнообразные движения, а затем сложить руки над головой – «крыша» |
Не идёт ли к нам весна? | ходьба на месте |
За деревней, за долиной | посмотреть влево, вправо |
Где прозрачен небосвод | показать руками небо |
Клин увидев журавлиный | сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой рук |
Закричал: «Весна идёт» | вскинув руки вверх, в стороны. |
Логоритмическое упражнение: «Весенняя телеграмма» - Азбука Морзе
Дятел сел на толстый сук – тук-тук-тук | стучат кулачками в ритм |
всем друзьям своим на юг – тук-тук-тук | |
Телеграммы срочно шлёт – туки-туки-тук | |
Что весна уже настала – туки – туки - тук | |
Ручейки давно бегут – туки – тук - тук | |
И подснежники растут – туки – тук-тук-тук | |
Дятел зиму зимовал – тук - тук | |
И на юг он не летал – тук-тук | |
Вот понятно почему дятлу скучно одному | |
Рассказ – диалог ( инсценирование) : «Медведь и солнце»
Просочилась в берлогу вода – Медведю штаны промочила.
- чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался медведь. – Вот я тебе сейчас!
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом.
-Не я, Медведушка, виноват. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.
- Ах, это снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу.
- Не я винова , Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!
- Ах, это ты солнце мне штаны промочило? – рявкнул медведь, - Вот я его сейчас!
А что сейчас? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе, с8нег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.
Тема: «Космос»
Логоритмическое упражнение: «Ракета»
А сейчас мы с вами дети улетаем на ракете | В соответствии со словами текста выполняют движения |
На носки поднимись, а потом руки вниз, | |
Раз, два, три, потянись. | |
Вот летит ракета ввысь. |
Пальчиковая гимнастика «Ракета»
1,2,3,4,5 – начинаем мы взлетать | Загибают пальцы обеих рук |
На ракете улетим | Пальцами изображают нос ракеты |
И всю землю облетим | пальцами изображают круг |
На луне мы прилунимся | Поочерёдные хлопки ( кулак – ладонь) |
И на землю возвратимся |
Повторить диалог «Медведь и солнце» (см. тему: «Весна»
Тема: «Перелётные птицы»
Логоритмическое упражнение: «Веснянка»
А уж ясно солнышко припекло , припекло | Дети идут по кругу , взявшись за руки, |
Медленно поднимают руки. | |
И повсюду золото разлило, разлило | Дети идут по кругу, взявшись за руки, |
Медленно опускают руки. | |
Ручейки по улице | Бегут по кругу, в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе |
Всё журчат, всё журчат | |
Журавли курлыкают | Идут по кругу, в противоположную сторону, |
И летят и летят. | высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев. |
Пальчиковая гимнастика: «Птенчики в гнезде»
Улетела птица- мать | Все пальчики правой руки обхватить левой ладонью. |
Малышам жуков искать. | Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой |
Ждут малютки - птенцы | руки, создаёт впечатление живых птенцов. |
Мамины гостинцы |
«Скворечник»
Скворец в скворечнике живёт и песню | Ладошки вертикально поставить друг к другу, |
звонкую поёт. | мизинцы прижать (как лодочка), |
а большие пальцы согнуты вовнутрь. |
« О чём поют воробушки»
О чём поют воробушки в последний день зимы?
Воробушки:
- Мы выжили! ( хлопают в ладоши)
- Мы дожили (прыжки на месте)
- Мы живы! Живы мы! (шаг на месте)
Тема: «Опасности вокруг нас»
Логоритмическое упражнение: «Кран, откройся»
Кран, откройся! | «открывают кран» |
Нос, умойся! | моют нос |
Мойтесь сразу оба глаза! | моют глаза |
Мойтесь ушки! | моют уши |
Мойся шейка! | моют шею |
Шейка, мойся хорошенько! | |
Мойся, мойся, обмывайся! | Хлопки |
Грязь, смывайся! Грязь смывайся! | Топают ногами в ритм |
Пальчиковая гимнастика: «Голубые варежки»
Подарю я бабушке голубые варежки | Хлопки |
Я из ниток шерстяных, десять дней вязала их | Имитируют вязание |
Пусть она их носит, руки не морозит! | Чередование (хлопок – кулачок) |
Тема: «Человек охраняет природу» (ср.гр)
Пальчиковый игротренинг: «Жук»
Жук сидит на веточке | Сжать кулачок. |
Вы не бойтесь, деточки | |
Попробуйте-ка сами! | Указательный и мизинец развести в стороны ( усы) |
Пошевелить усами. | Шевелят указательным и мизинцем. |
Логоритмическое упражнение: «Воробей»
Поскорей, поскорей | дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные |
Прилетай к нам , воробей! | действия, имитирующие движения рук, робота или |
Тебе на дорожке | Буратино. |
Мы насыплем крошки. | Текст произносят скандировано и чётко. |
Прыг-прыг-прыг, чик – чирик. | |
Воробей наш невелик | |
Прыгает, летает, устали не знает | |
Диалог: «Воробей и синица»
- Угадай, синица, какое у людей самое страшное оружие?
- Ружьё?
-Э-Э – не угадала!
-Пушка?
-Опять не угадала!
- Какое же тогда, воробей?
- Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки – только успевай отскакивать! Я -тоъ уж знаю, я –то стреляный воробей!
Н. Сладков
Тема: «Человек охраняет природу»
Логоритмическое упражнение: «В лесу»
Тишина в лесу, покой, | руки совершают плавные встречные движения, |
Вот и водоём лесной, | имитируя движение рук дирижёра в оркестре. |
Мощные расправив крылья, | |
Лебедь над водой парит, | |
Изогнув изящно шею, | |
Как волшебное виденье, | |
По поверхности скользит, | |
И на солнце оперенье | |
Словно снежное блестит. |
Пальчиковый игротренинг: «Птичка»
На ладонь посадим птичку, | Пальцы сложены ввиде клюва. |
Кормим милую синичку. | Ритмично наклонять кисть к ладошке, |
Птичка зёрнышки клюёт | имитируя движение, как птичка клюёт зёрнышки. |
Деткам песенку поёт. | |
Тень,тень, по-тетень. | |
Я летаю целый день. | |
Ждут синичку пять птенцов | |
Голосистых молодцов. | |
Детки в гнёздышках сидят. | |
И конечно есть хотят. |
«Дуб и рябина»
-Ой, Рябинушка - Рябина, что взгрустнула ты?
-Была я, дуб, тонкой рябиной, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки, как липку. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток – хоть в костёр с головой! Хоть бы ты , дуб, меня защитил.
- Что ты, что ты! Я сам, теперь голубушка, такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень жёлуди с меня сшибали, камнями да палками по голове молотили. Всю душу вытрясли! Был я дубом, стал дубиной!
Тема: « Цветы»
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши алые цветы распускают лепестки | плавно разжать пальцы |
Ветерок чуть дышит , лепестки колышит. | помахать руками перед собой |
Наши алые цветы закрывают лепестки, | плавно сжать пальцы |
Тихо засыпают , головой качают. | плавно опустить их на стол |
Логоритмическое упражнение : «Цветы»
(дети присели , имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).
Воспитатель: 1,2,3. – выросли цветы! ( дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами).
К солнцу потянулись высоко: | тянутся на носочках , смотрят вверх. |
Стало им приятно и тепло! | |
Ветерок пролетал | Ребёнок «ветер» пролетает среди детей |
Стебельки качал. | |
Влево пригнулись | |
Вправо качнулись | наклоны |
Низко пригнулись | |
Как красивы они, | руки в стороны, садятся на свои места. |
В лесу красота и покой, | |
А нам пора уже домой. | |
Тема: «Лето»
Логоритмическое упражнение: « Радуга – дуга»
Здравствуй, радуга-дуга. | Дети выполняют поклон. |
Разноцветный мостик! | Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу. |
Здравствуй радуга-дуга! | Вновь выполняют поклон. |
Принимай нас в гости. | Идут по кругу, взявшись за руки. |
Мы по радуге бегом | Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая |
Пробежимся босиком. | колени. |
Через радугу -дугу | Встают яйцом в круг, делают четыре прыжка на носках. |
Перепрыгнем на бегу | Делают ещё 4 прыжка на носках |
И опять бегом , бегом | Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени |
Пробежимся босиком. | |
Пальчиковый игротренинг: «Лето»
Вот за что люблю я лето? | Хлопают в ладоши |
Лето солнышком согрето. | Загибают пальцы , начиная с большого. |
Два – в лесу растёт ромашка, | |
Три – ромашки – посмотри! | |
А четыре – это лес, | |
Полный сказок и чудес. | |
Пять – купались мы опять. | |
Шесть – пора грибов поесть. | |
Семь – малины я поем. | |
Восемь – сено мы покосим. | |
Девять – бабушка идёт, | |
Землянику нам несёт. | |
Десять – все вокруг в листву одето. | |
Вот за что люблю я лето. | Хлопки в ладоши |
Тема: «Насекомые и пауки»
Логоритмическое упражнение: «Насекомые над лугом»
Жу-жу-жу – жужжит пчела | Дети раставляют руки в стороны, |
Я лечу издалека | Ритмично помахивают руками. |
Зу-зу-зу – комар пищит | Указательные пальцы выставляют вперёд, остальные сжимают. |
Укусит скорей спешит. | Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперёд. |
Уф-уф-уф - как паровоз, | Ритмично притопывают ногами. |
Шмель пыхтит, - пыльцу повёз. | |
Жук гудит: гу-жу, гу-жу | Делают ритмичные хлопки. |
Я любого разбужу. | |
Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
Прилетела к нам вчера - | Машут ладошками. |
Полосатая пчела. | |
За нею шмель-шмелёк, | Загибаем по очереди пальцы, начиная с большого. |
И весёлый мотылёк, | |
Два жука и стрекоза, | |
Как фонарики глаза, | Делают кружки из пальцев и подносят к глазам. |
Пожужжали, полетали, | машут ладошками. |
От усталости упали. | Роняют ладони на стол. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека логоритмических упражнений для детей 5-7 лет с ОНР
Упражнения по логоритмике развивают фонематический слух, чёткость и правильность речи. Это система двигательных упражнений, в которых ребёнок сочетает движение с произнесением специального речевого ма...
Картотека логоритмических упражнений для детей дошкольного возраста .
Картотека логоритмических упражнений для детей дошкольного возраста ....
картотека логоритмических упражнений для детей раннего возраста
занятия логоритмикой способствуют развитию речевого дыхвания, координации движений, тренируют общую и мелкую моторику, совершенствуют фонематическое восприятие....
картотека логоритмических упражнений для детей раннего возраста
картотека логоритмических упражнений для детей раннего возраста...
Картотека . Логоритмические упражнения для детей с ОНР
Логоритмические упражнения для детей с ОНР...
Картотека логоритмических упражнений для детей с заиканием
Картотека логоритмических упражнений для детей с заиканием...
Картотека логоритмических упражнений музыкального руководителя для детей старшего дошкольного возраста
Картотека логоритмических упражнениймузыкального руководителя для детейстаршего дошкольного возраста...