Проект " Песочные звуки"
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Проект напрален на использование песочной терапии на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pesochnye_zvuki.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ» дошкольные группы
ПРОЕКТ
«ПЕСОЧНЫЕ ЗВУКИ»
использование песочной терапии
на логопедических занятиях
Составила
Учитель-логопед: Капитан Елена Юрьевна
2017-2018гг.
Автор проекта: Капитан Елена Юрьевна, учитель-логопед НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ»
Место реализации проекта: НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ» дошкольные группы.
Тема проекта: Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии «Песочные звуки».
Участники проекта: дети старшего возраста с нарушениями речи.
Срок реализации проекта: долгосрочный, с 1 сентября 2017 – 1 мая 2018.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенком в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь-инструмент развития высших отделов психики. Но наукой доказано, что сформированность речевого развития зависит от мелкой моторики пальцев. Поэтому я использую метод игровой песочной терапии.
Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф. Основную идею песочной терапии Кальфф сформулировала так: «Игра с песком представляет возможность ребенку избавиться от психологических травм с помощью фантазий и ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями». Играя с песком, у ребенка развиваются кинестетические ощущения, т.е. мелкая моторика, а следовательно – речь.
Актуальность.
Главными особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен.
Песочная терапия как метод обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории.
Основные преимущества этого метода:
• в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;
• перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
• игры с песком развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
• следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;
• игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.
Дети с нарушениями речи с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышено агрессивным, или наоборот, замкнут и подавлен. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Задавшись вопросом по взаимодействию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста, изучив методическую литературу по данной теме, апробировав опыт работы педагогов, учителей-логопедов, воспитателей, врачей-неврологов и других специалистов, я пришла к выводу, что нужно применить в своей работе такую методику, как песочная терапия. К сожалению, она в детском саду используется не так часто. Я не нашла конкретных, апробированных программ с использованием песка для учителя-логопеда или воспитателя. Поэтому я решила разработать проект для детей дошкольного возраста «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии «Песочные звуки»
Новизной и отличительной особенностью проекта является использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений ребенка, развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи, нормализации звукопроизношения. Существует необходимость в использовании песочной терапии, так как она рассматривается как многосторонний процесс.Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения речи. Одним из таких методов является метод “Песочной терапии”.
Цель: развитие речевой активности и нормализация звукопроизношения детей с нарушениями речи средствами песочной терапии.
Задачи:
- Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
- сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;
- активизировать словарный запас детей;
- нормализовать звукопроизношение детей;
- развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.
Методы и формы работы с песком:
- рассказ;
- беседа;
- коммуникативные, символические, ролевые игры;
- моделирование ситуации;
- пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.
Приемы, используемые на занятии:
-«поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.);
-«пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.);
-«пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, провести массаж рук ребенка (при этом можно использовать не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки).
Организацию игр-занятий с песком можно разделить на 3 типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.
Основные направления пескотерапии, используемые в логопедической работе:
- формированию фонематического слуха и восприятия,
- работа над слоговой структурой,
- развитие языкового анализа и синтеза
- расширение словарного запаса,
- развитию связной речи,
- развитие высших психических функций,
- развитие моторики, конструктивного праксиса.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Режим работы:
-1-2 раза в неделю индивидуальное занятие (по усмотрению логопеда тема занятия повторяется).
Оборудование для игр с песком:
Стол для пескотерапии с подсветкой, глубокая песочница с бортами.
Дополнительный материал:
- формочки для работы с песком,
- наборы тематических игрушек,
- бросовый, природный материал (картон, бумага, шишки, жёлуди),
- дидактические игры (счётные палочки, магнитная азбука,),
-строительный материал, трафареты.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу дает следующие результаты:
- нормализация звукопроизношения по средствам игр с мелкой моторикой;
- возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- дети чувствуют себя более успешными;
- нет места монотонности и скуке.
- усиливается личностная заинтересованность ребенка в происходящем.
- песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.
- ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
- более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
- усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
- в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное - речь и моторика.
Игры с песком разнообразны и делятся на три этапа:
1.Обучающие игры- обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.
2.Познавательные игры- дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т.д.
3. Проективные игры- откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Игры с песком способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе и творческого рассказывания, развивают кинестетические ощущения, мелкую моторику. Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.
Для успешной реализации поставленных задач, проект предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речи детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию песка на занятиях.
Работа с родителями предполагает: беседы; индивидуальные консультации, информационные стенды.
Работа с детьми проводится на занятиях.
Педагогический мониторинг.
Проводимое исследование включало в себя:
1. Исследование состояния произвольной моторики пальцев рук.
2. Исследование речевого развития детей.
3.Обследование фонетической стороны речи детей.
4.Обследование фонематической стороны речи детей.
5.Обследование лексики и грамматического строя импрессивной речи.
6.Обследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
Данные,полученные в ходе диагностики, заносились в таблицы. Обследование речевых функций и состояния ручного праксиса осуществлялось с использованием методик Т.А. Фотековой, Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной, Т.А. Ткаченко, Е.В. Колесниковой. Эти методики были дополнены и адаптированы с учётом особенностей детей дошкольного возраста.
План реализации проекта
Этапы | Мероприятие | Сроки реализации |
Подготовительный | Определение целей и задач проектной деятельности. | Сентябрь |
Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта. | ||
Составление плана основного этапа. | ||
Привлечение родителей к сбору материала по песочной игротерапии. | ||
Основной | Изготовление наглядно-информационного материала для родителей. | Сентябь- февраль |
НОД по развитию речи детей средствами песочной терапии. | ||
Консультация для родителей «Что такое песочная терапия?» | ||
Разработка картотеки игр и упражнений по использованию песочной терапии для воспитателей и родителей. | ||
Заключительный | Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта. | Март |
Презентация проекта «Песочные звуки». | ||
КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИХ
НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«ЛОШАДКА»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
«ИНДЮКИ»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
«КАЧЕЛИ»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
«ЧАСИКИ»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.
«СИЛЬНЫЙ МОТОР»
Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»
Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
«ГОРОЧКА»
Набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.
«ДОРОЖКА»
Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.
«СОВПАДЕНИЕ»
Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.
«СПРЯЧЬ РУЧКИ»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ»
Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«ДВА ГОРОДА»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
«МОЙ ГОРОД»
Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
«СТРОИТЕЛИ»
Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
· -предлоги: ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.
Ход игры.
Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).
«ЧЕГО НЕ СТАЛО»
Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.
Оборудование: Песочница с влажным песком.
Ход игры.
Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).
«РОДНЫЕ СЛОВА»
Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.
Оборудование: песочница с песком, песочные часы.
Ход игры.
В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы).
«Я ДЕЛАЛ - Я СДЕЛАЛ»
Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал).
Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.
Ход игры.
Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)
«ЗВЕРЮШКИ НА ДОРОЖКАХ»
Цель: Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.
Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.
Ход игры.
Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.
«ВОЛШЕБНЫЙ КЛАД»
Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.
Оборудование: Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.
Ход игры.
В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).
«ДРУЗЬЯ»
При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»
При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)
«ДВЕ ИГРУШКИ»
На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Воздушный шар. Я круглый.
Мяч. Я тоже
Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.
Шар. На мне нарисован красивый цветок.
Мяч. А я украшен разноцветными полосками
Шар. Меня надувают воздухом.
Мяч. И у меня внутри воздух.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
«ПОЛОСКИ»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»
Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ»
Цель: Научить детей определять количество слогов в словах.
Оборудование: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.
Ход игры.
Логопед: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.
(зачитывает стихотворную инструкцию).
На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.
На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!
Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.
Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.
Односложные слова: мак
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.
После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.
1. Опиши цветок по цвету, форме.
2. Где растет этот цветок?
3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?
Дети вместе сочиняют сказку о цветах.
"ПОСТРОЙ СТУПЕНЬКИ".
Цель: научить детей определять количество слогов в словах.
Оборудование: песочница, домики с 1,2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.
Ход игры.
На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок,. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.
АНАЛИЗ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»
Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение , а дети чертят соответствующую схему.
«НАПИШИ НА ПЕСКЕ»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук(букву) (РАК-МАК).
Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК
РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ПАЛЬЦЕВ РУК, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .
-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
«ВЕСЕЛЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ»
Цель: упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.
Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).
Ход игры.
Логопед предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:
Побежали вдоль реки
Пальцы наперегонки.
Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали.
«НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПАЛЬЦАМИ»
Цель: развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.
Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.
Ход игры.
Логопед предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.
Ожидаемый результат:
- Коррекция всех средств речи и ее основных функций.
- У детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве.
- Совершенствуются навыки коммуникации.
- Закрепятся представления об окружающем мире.
- Дети научатся «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.
Продукт проекта:
1.Программа по коррекции речевых нарушений средствами песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
«ПЕСОЧНЫЕ ЗВУКИ».
2.Презентация проекта для педагогов.
Описание хода реализации проекта:
В ходе подготовительного этапа шла постановка цели задач проектной деятельности. Свою работу я начала с создания условий, подбора необходимого материала, игрушек. Родители и дети охотно приняли участие в сборе материала для песочной терапии, приносили разнообразные мелкие игрушки, камушки и т.д.- весь этот материал использовался во время проведения занятий по песочной терапии.
Во время основного этапа на занятиях с песком шла целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по развитию речи, звукопроизношению, которая способствовала развитию моторики пальцев рук и речевых процессов.
Познакомила педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников, дала определение песочной терапии, познакомила педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию, звукопроизношению, а также в коррекции психологических проблем.
На заключительном этапе подвела итог и сделала вывод о том, что на занятиях с использованием песочной терапии проигрывая взволновавшую детей ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
При помощи песочной терапии лучше ставятся, автоматизируются и дифференциируются звуки.
Дети чувствовали себя уверенно и с удовольствием посещали коррекционные логопедические занятия.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методики довольно обширны и перспективны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
- Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование - июнь №12 2006
- Андрунь С. Чудеса из песка //Обруч №3 2007
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика/январь, февраль/ 2007
- Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006
- Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004
- Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание №6/89
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии/СПб.: Речь: ТЦ Сфера, 2001
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры Спб.: Детство – Пресс, 2002
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: Практика песочной терапии (диск)
- Кичура В.В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с ЗПР//Дошкольная педагогика /май, июнь/ 2005
- Семенова О.В. Использование песочной терапии при работе с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии//интернет
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб.: Речь, 2008.
Ульянова Э. Расти, репка на песке//Дошкольное образование №12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...