Игры на развитие грамматического строя речи
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему
Учить образовывать наименования детенышей животных с помощью суффикса –онок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие грамматического строя речи
1. Д/и «Ласковая мама»
Цель: Учить образовывать наименования детенышей животных с помощью суффикса –онок.
Воспитатель дает ребенку игрушку или картинку тот становится «ласковой мамой» и называет ласково детеныша.
Закрепление материала через сюжетные игры «Зверята заболели», «Д/сад для зверят».
Словарный материал: лисенок, мышонок, волчонок, жеребенок, теленок, слоненок, ягненок лягушонок, козленок, утенок, цыпленок, индюшонок, котенок.
2. Д/у. «Кто что делает?»
Цель: Учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов
Словарный материал: строит- строят, играет-играют, везет-везут, гуляет-гуляют, кормит-кормят…
(рассматривание сюжетных картинок, наблюдение за играющими детьми)
3. Д/игра «Оденем куклу»
Цель: Согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Материал: кукла; комплект одежды (юбка, кофта, платье, брюки, туфли, шарф, носки) разного цвета.
Закреплять в игре «Дочки матери»
Варианты: игры на классификацию предметов по одному признаку.
4. Д/и. «Один-много» с опорой на картинки.
Цель: образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных в единственном и множественном числе.
Словарный материал: лисенок-лисята, медвежонок-медвежата и т. д.
5. Д/игра «Задания»
Цель:образовывать формы повелительного наклонения глаголов.
Материал: игрушки: (мишка, кукла, зайка)
Воспитатель сообщает о том, что игрушки хотят поиграть они будут выполнять задания.
Словарный материал; попляши, поскачи, потанцуй, пой и т. д
6. Д/игра «Прятки»
Цель: использовать в речи пространственные предлоги в, на, под, около, перед.
Материал: игрушки, предметы за которыми можно прятать игрушку.
Дети закрывают глаза, воспитатель прячет игрушку, открыв глаза, ребенок проговаривает где прячется игрушка, используя предлоги.
Варианты: игра «Магазин» Игрушка продается тому, кто точно укажет, где она находится; игра «Расставить все по местам» (после влажной уборке в игровом уголке); строительные игры.
7. Д/игра «Чего не стало?»
Цель: упражнять в образование форм родительного падежа множественного числа существительных
Материал: пары предметов (лошадки, пирамидки, матрешки)
8. Д/и «Чего не стало?»
Цель: упражнять в согласовании существительных множественного и единственного числа в форме родительного падежа с прилагательными.
Материал: парные и не парные предметные картинки.
Словарный материал: красных флажков; синей длинной ленты; крассных тапочек; узкого, черного ремня; высоких деревьев; кирпичного дома; зеленой куртки; теплых варежек…
9. Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: Упражнять в согласований существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов(5-6 шт.)
Воспитатель дает описание предмета. Дети отгадывают предмет, достают его из мешочка, дают описание: «Это яблоко оно круглое зеленое»
Словарный материал: разные животные, предметы посуды, фрукты, овощи и т. д.
10. Д/у «Что делают дети?»
Цель: ввести в речь глаголы с приставками.
• Что можно делать с пластелином? (лепить)
• Что делает мальчик? (лепит)
• Что сделал мальчик? (слепил)
Словарный материал: рисует-нарисовал, моет-вымыл, пел-спел, играет- поиграл, бегает-побегал.
11. Д/у «Спортсмены»
Цель: учить образовывать существительный с помощью суффиксов.
• Спортсмен который ходит на лыжах-….(лыжник)
• Спортсменка которая ходит на лыжах-(лыжница)
Словарный материал: бегун-бегунья, гимнаст-гимнастка, пловец-пловчиха, футболист-футболисткаи т. д.
12. Д/у «Скажи кто?»
Цель: образовывать сложные слова с помощью слияния двух основ.
Словарный материал: Рыбу ловит-… рыболов; пчел разводит-… пчеловод;
Сам летает-…самолет; лес рубит-… лесоруб, воду возит-… водовоз; по луне ходит-… луноход; кашу варит-… кашевар; хлев возит-…хлебовоз; мясо рубит-…мясоруб; и т. д.
13. Д/и «У кого какая мама»
Цель учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов: -иц, -их.
Словарный материал: Львица, тигрица, лисица, медведица, верблюдица, зайчиха, олениха, ежиха.
Материал: картинки с изображением животных.
14. Д/и «Назови профессию»
Цель: образовывать существительный при помощи суффиксов: -щик, -тель, -ист.
• Часы чинит-… часовщик
• Воспитывает детей-… воспитатель
• Играет на пианино-… пианист
Словарный материал: крановщик, каменщик, стекольщик, строитель, учитель, водитель, бульдозерист, тракторист, машинист
15. Д/и «Назови машину одним словом»
Цель: упражнять детей в образовании сложных слов.
• Машина которая чистит картофель-… (картофилечистка)
• Машина которая режит овощи-… (овощерезка)
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, соковыжималка, пылесос, полотер, бетономешалка, мясорубка
16. Д/у «скажи одним словом»
Цель: упражнять в образовании сложных слов.
• Длинное ухо -… длинноухий.
• Светлые волосы-… светловолосый
Словарный материал: короткохвостый, голубоглазый, длинноногий, длиннорукий, рыжехвостый, трудолюбивый, быстроходный, чернобровый.
17. Д/у «На чем можно путешествовать?»
Цель: упражнять в образовании существительных в предложном падеже.
• На чем можно путешествовать по воздуху? (на самолете)
• А по воде?
Словарный материал: на поезде, корабле, паруснике, лыжах, санках, собаках, оленях, машине, верблюдах и т. д.
18. Д/и «Фокус»
Цель: Образовывать уменьшительные формы существительного с помощью суффикса – ц-
Материал: «Волшебная палочка»
-Дерево (воспитатель касается палочкой ребенка)-деревце
Словарный материал: масло, блюдо, болото, сало, окно, одеяло, тело печенье, зеркало, платье, кресло, мыло и т. д.
19. Д/и «Оденем куклу в одежду одного цвета»
Цель: согласовывать существительные, прилагательные в роде и числе.
Словарный материал: (синий, красный) платье- синее, бант-синий, носки- синие, кофта- синяя, штаны синие, пальто-синее, шапка-синяя, шарф-синий, ботинки-синие.
20. Д/и «Угадай, о ком речь?»
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными в числе и роде.
Материал: картинки (котята, мышка, белочка, лиса, медведь, слон крокодил.)
I вариант: воспитатель загадывает загадки - описания.
II вариант: дети самостоятельно загадывают загадки.
Красивая, рыжая, хитрая-… Огромный, серый добрый-…
21. Д/и «Прятки» (животные)
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: пары картинок
Словарный материал: зайчат, лисят, мышат, крольчат, щенят, котят, коров волков, львов, слонов, тигров, зайцев, лошадей, медведей, мышей, ежей, оленей, лошадок, собак, овец, коз, зебр.
22. Д/и «Прятки» (птицы)
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: пары картинок.
Словарный материал: утят, гусят, цыплят, страусят, голубят, воронят, скворчат, индюшат, гусей, голубей, стрижей, грачей, журавлей, снегирей, скворцов, индюков, страусов, воробьев, уток, куриц, ворон, цапель, галок, синиц, ласточек.
23 Д/и «Чего не стало?» (Посуда, одежда, продукты питания.)
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: пары картинок.
Словарный материал: ложек, кружек, чашек, тарелок, вилок, сковородок, чайников, стаканов, ножей, кастрюль; маек, рубашек, колготок, футболок, юбок, штанов, шарфов, носков, кофт, шуб, пальто; печенья, варенья, конфет, яблок, груш, слив, орех, помидор, мандарин, апельсинов, хлеба, шоколада, сахара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, формирующие грамматический строй речи:
Своевременное формирование грамматического строя речи является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее будет его речь, тем легче будет ему добиться взаимопонимания с ...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Игры По грамматическому строю речи
Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуац...
Педсовет-деловая игра "Формирование граматического строя речи дошкольнков"
Педсовет организуется в форме деловой игры....
Консультация для родителей «Как играя, развивать грамматический строй речи ребенка 5-6 лет».
Грамматический строй речи - это взаимосвязь слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.Для родителей важно способствовать развитию этого направления речи детей. В ином случае у ребёнка ...
игры по грамматическому строю речи
В пособии собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития в возраст...
Игры для грамматического строя речи
Игры для формирования грамматического строя речи детей...