Игры, формирующие грамматический строй речи:
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Своевременное формирование грамматического строя речи является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее будет его речь, тем легче будет ему добиться взаимопонимания с окружающими, тем проще он будет знакомиться и общаться. Усвоение языка – процесс творческий, и особенно успешно он проходит в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_igry.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
Своевременное формирование грамматического строя речи является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее будет его речь, тем легче будет ему добиться взаимопонимания с окружающими, тем проще он будет знакомиться и общаться. Усвоение языка – процесс творческий, и особенно успешно он проходит в игре.
Игры, формирующие грамматический строй речи:
Игра «Размытое письмо»
Задача: развивать навыки составления распространенных предложений.
Ход игры: Медвежонок получил письмо от брата. Но некоторые слова размыло дождем. Надо ему помочь прочитать письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложение: «Дорогой мой…! Как ты поживаешь? Как твое …? Я живу хорошо. Моя подруга белочка принесла …мячик, и мы стали с ним… До …! Твой … Топтыжка».
Игра «Живые слова»
Задача: развивать навыки составления предложений по структурной схеме.
Ход игры: Каждому ребенку присваивается слово. Воспитатель говорит: «Пусть у Оли будет слово «медвежонок», у Юры – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мед). Теперь прочитаем предложение: «Медвежонок любит мед». Поменяем местами второе и третье слова. Что получилось? (Первое слово станет последним.) Заменим слово «Мед» словом «кувыркаться». Что получилось? Составьте свои предложения со словом «медвежонок».
Игра «Слова – родственники»
Задача: развивать умение подбирать однокоренные слова к заданному слову.
Ход игры: при рассматривании картины «В школу» воспитатель задает детям вопросы: «Послушайте слова: учить, учитель, учительница. Какая часть у этих слов – родственников общая? А у слова «школа» есть родственные слова? (Школа, школьный, школьница).» Дети отгадывают загадки о лесных обитателях: ежике, зайце, медведе. Где живут эти животные? (В лесу). Какие слова можно образовать от слова лес? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок). Аналогично проводится упражнение со словами снег, зима, весна и др.
Игра «Скажи наоборот»
Задача: развивать умение образовывать слова с суффиксами величины.
Ход игры: Дети стоят по кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово. В ответ надо назвать слово с противоположным значением. Например: домик – домище, ножка – ножища, ветерок – ветрище и т.п.
Игра «Один – много»
Задача: Учить образовывать формы существительных множественного числа.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Давайте поиграем в игру «Один – много». Я буду бросать мяч и называть предмет. Тот, кто поймает мяч, перебросит его мне и назовет много таких предметов. Например: мяч – много мячей, кисть – много кистей» (на роль ведущего назначается кто-нибудь из детей).
Игра «Спортсмены»
Понадобятся карточки с изображением спортивного оборудования (коньки, лыжи, велосипед, боксерские перчатки, мяч футбольный и т.п.); карточки с изображением мужчины, женщины, нескольких людей.
Задача: формировать навыки грамотного словообразования с соблюдением интуитивного согласования (мужской и женский роды, множественное число имен существительных).
Ход игры: Детям по очереди показывается по две карточки: одна – с изображением человека (несколько людей), вторая – с изображением спортивного инвентаря. Ребенок должен назвать спортсмена (спортсменов). Например, демонстрируются карточки с изображениями мужчины и велосипедиста, ребенок говорит: «Велосипедист», карточки лыж и группы людей – «Лыжники» и т.д. Если ответ дан неправильно, то вопрос переходит к следующему ребенку.
Игра «Назови профессию»
Понадобятся карточки с изображением атрибутов той или иной профессии, а также карточки с изображением мужчины или нескольких людей. Дети по очереди берут карточку с изображением предмета – и каждый должен быстро сказать, как называется человек или группа людей, работающих с этим предметом.
Например, карточки «скрипка» + «мужчина» = скрипач, «труба»+ «группа людей»= трубачи.
До тех пор пока дети не начнут очень хорошо справляться с заданием, мы не рекомендуем использовать карточку с изображением женщины. Необходимость помнить, от каких профессий образуется женский род, а какие называются единым словом и для мужчин, и для женщин. Однако, когда дети будут уверенно называть профессии для мужчин и групп людей, введение в игру «женской» карточки сможет сделать ее интереснее. При этом педагогу необходимо не допускать использование детьми таких слов, как «врачиха», «милиционерша» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи через упражнения, формирующие навык словоизменения в предложении.
Обобщение педагогического опыта...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Игры По грамматическому строю речи
Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуац...
Консультация для родителей «Как играя, развивать грамматический строй речи ребенка 5-6 лет».
Грамматический строй речи - это взаимосвязь слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.Для родителей важно способствовать развитию этого направления речи детей. В ином случае у ребёнка ...
Коллажи на автоматизацию звуков Цели: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста. 2. Развивать фонематические функции. 3. Развивать зрительно - пространственные представления. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Активизировать
Коллажи на автоматизацию звуковЦели:Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.Развивать фонематические функции.Развивать зрительно - пространственные представления.Формировать граммат...
игры по грамматическому строю речи
В пособии собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития в возраст...
Игры для грамматического строя речи
Игры для формирования грамматического строя речи детей...