Игры для грамматического строя речи
материал по развитию речи (старшая группа)

Игры для формирования грамматического строя речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_grammaticheskogo_stroya.docx14.21 КБ

Предварительный просмотр:

     Игры для формирования грамматического строя речи:

1.Всегда и везде мы можем «просчитывать» предметы. По дороге в детский сад посчитайте с ребенком машины, деревья, столбы, птичек… (одно дерево – два дерева… - пять деревьев). Поднимаясь по ступенькам, считайте ступеньки (одна ступенька – две ступеньки… - пять ступенек). Когда стоите на остановке, посчитайте этажи соседнего дома или сами дома. Собираясь завтракать, обедать, пить чай в воскресный день, посчитайте ложки, вилки, тарелки, чашки, конфеты, сушки, которые есть на столе. Когда играете с ребенком, попросите посчитать кубики, кукол, книги, карандаши… все то, что можно посчитать. Когда вы на даче собираете урожай, считайте яблоки, груши, сливы, которые лежат в корзинке и так далее. Так будет отрабатываться согласование существительных с числительными. Главное, чтобы окончания были правильными.

2. Очень хорошо в бытовой обстановке отрабатывать употребление предлогов: на, в, под, за, из-за, из-под… Если у ребенка есть своя комната и вы помогаете убирать игрушки, говорите вместе с ним: «Кубики кладем в коробку, куклу посадим в шкаф, мишку на шкаф, карандаши положим в ящик и так далее». А когда достаете что-нибудь, тоже говорите: «Кубики достанем из коробки, куклу – из шкафа, мячик из-под шкафа». Да и просто вдруг, нечаянно, в комнате на диване оказалось много разных вещей. «Что же у нас на диване? Подушка на диване, книга на диване…Что у нас под столом? Мячик под столом, ручка под столом, карандаш под столом». И если вдруг замечаете, что употребление какого-либо предлога вызывает затруднение, создавайте искусственно такие ситуации или находите их в жизни, чтобы ребенок закрепил употребление данного предлога. Можно организовать специальную игру: «Поиграем с мишкой в прятки». «Куда спрятался мишка? На полку, под стул, в коробку и…». Детям старшего дошкольного возраста можно давать сложное задание, которое состоит из двух действий: «положи краски на стол, а тапочки поставь под стул», а потом пусть ребенок расскажет, что он сделал. Здесь важно так же четко употреблять окончания и выделять предлоги.

3. Можно еще отрабатывать падежные формы существительных. Доставая белье из стиральной машины, попросите ребенка прокомментировать, что мы постирали? (кофточку, носочки, майку, полотенце, шапочку…). Или повесили на веревку? Или купили в магазине? (когда выкладываете покупки). Когда умываетесь, спросите: «Чем будем чистить зубы? (щеткой); Вытираться? (полотенцем); Чем я буду гладить белье?; Чем ты хочешь рисовать?; А чем мы будем кормить нашего котика или собачку?». Отрабатывая родительный падеж, можно поиграть в игру: «Чего не стало?». Положите несколько предметов или игрушек (4-5). Попросите ребенка запомнить, что тут лежит. А затем прячьте по 1-2 предмета и спрашивайте: «Чего не стало? Не стало вазы, перчаток, щетки…».

4.Отрабатывая согласование существительных с прилагательными, пусть дошкольник называет предметы красного цвета (из тех, что есть дома или на детской площадке, или по дороге, или в машине…). Красная горка; красное ведро; красные сапоги у мамы... Затем это будет зеленый, синий, желтый и другие цвета. Можно дать задание найти на кухне круглые предметы, квадратные предметы, сладкие, кислые, вкусные… Употребление нескольких прилагательных подряд будет составлять описательный рассказ: «Лимон какой? (желтый, овальный, круглый, сочный, кислый, свежий, чистый, гладкий); Яблоко какое? (красное, круглое, сладкое, сочное, спелое); Булочка какая? (свежая, мягкая, сладкая, сдобная, маленькая, маковая)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Игры, формирующие грамматический строй речи:

Своевременное формирование грамматического строя речи является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее будет его речь, тем легче будет ему добиться взаимопонимания с ...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Игры По грамматическому строю речи

Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуац...

Консультация для родителей «Как играя, развивать грамматический строй речи ребенка 5-6 лет».

Грамматический строй речи - это взаимосвязь слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.Для родителей важно способствовать развитию этого направления  речи детей. В ином случае у ребёнка ...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

игры по грамматическому строю речи

       В пособии собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у  детей с задержкой психического развития  в возраст...