Рабочая программа кружка "Волшебный язычок" для детей 5 - 6 лет.
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_yazychok_5_-_6.docx | 46.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Калининградская область
Балтийский городской округ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Теремок» города Приморск
Принята на заседании педагогического совета №_______ от « » 20 г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ д/с №2 _ / Белых Е. А « » 20 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности
«Волшебный язычок»
Возраст обучающихся: 5- 6 лет
Срок реализации:1год
Разработчик:
Морозова Н.В.
Воспитатель I категории
г. Приморск, 2021г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Волшебный язычок» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации «от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебный язычок» для детей 5 – 6 лет имеет социально – педагогическую направленность.
Актуальность программы.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас
знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Отличительной особенностью программы является
Программа «Волшебный язычок» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей., развитие звуко – буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Волшебный язычок» от 5 до 6 лет. Это дети, посещающие МБДОУ д/с № 2 г. Приморска.
Срок освоения программы 9 месяцев. На полное освоение программы требуется академических 36 часа.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор в группу носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей (законных представителей). Рекомендуемый состав группы – 5 человек, допустимый – 10 человек. Формы организации деятельности на занятиях: групповая, индивидуальная, в парах. В ходе реализации программы предусматривается совместная деятельность взрослого и детей в процессе занятий, игры, общение, самостоятельная деятельность, которую организует взрослый, сопровождает и поддерживает. Основной формой работы по данной программе являются занятия, которые делятся на теоретическую и практическую части
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 36.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия исчисляется академическим часом, для детей 5– 6 лет составляет не более 25 минут.
Педагогическая целесообразность программы
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу. Содержание программы включает развитие звуко – буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы.
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
- Совершенствовать речь, как средство общения;
- Упражнять детей в согласовании слов в предложении;
- Учить делить слова с открытыми слогами на части;
- Учить составлять слова из слогов;
- Учить выделять последовательность звуков в простых словах;
- Учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
- Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных; количество звуков в слове; выделять ударный слог;
- Учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью;
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
- Развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
- Развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи
Воспитательные:
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Рисование
Принципы реализации Программы
Принцип наглядности – наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Принцип доступности – доступность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Принцип проблемности – проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями: «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Планируемые результаты
Ребёнок 5 – 6 лет к концу года обучения умеет:
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду).
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
- заучивать стихотворения
Механизм оценивания образовательных результатов
Мониторинг осуществляется в сентябре и мае в форме регулярных наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности.
Формами проведения итогов реализации программы
являются:
- открытые занятия для родителей (законных представителей) по итогам обучения
Учебный план
№ | Тема | Количество занятий |
1 | Мониторинг | 1 |
2 | Звук и буква А | 1 |
3 | Звук и буква О | 1 |
4 | Звук и буква У | 1 |
5 | Звук и буква Ы | 1 |
6 | Звук и буква Э | 1 |
7 | Чтение слов АУ, УА, Закрепление пройденного материала | 1 |
8 | Звук и буква Л, чтение слогов | 1 |
9 | Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение | 1 |
10 | Звук и буква Н чтение слогов, чтение слов | 1 |
11 | Звук и буква Р, чтение слогов, знакомство с предложением | 1 |
12 | Закрепление пройденного материала. | 1 |
13 | Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений | 1 |
14 | Буква Ю. Чтение слогов, слов | 1 |
15 | Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений | 1 |
16 | Буква Ё. Чтение слогов, слов | 1 |
17 | Звук и буква И. Чтение слогов, слов | 1 |
18 | Закрепление пройденного материала | 1 |
19 | Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г, К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения | 2 |
20 | Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ.Буквы Д- | 1 |
Т. Чтение слогов, предложений | ||
21 | Буквы В-Ф. Звуки В-ВЬ, Ф- ФЬ. Чтение слогов, предложений | 1 |
22 | Буквы З-С. Звуки З-ЗЬ, С- СЬ. Чтение слогов, слов | 1 |
23 | Буквы Б-П. Звуки Б-БЬ, П- ПЬ. Чтение слогов, слов, предложений | 1 |
24 | Закрепление пройденного материала | 1 |
25 | Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений | 1 |
26 | Буквы Ж-Ш. Чтение слогов, слов | 1 |
27 | Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений | 1 |
28 | Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов | 1 |
29 | Буква Й. Чтение слов, стихотворных текстов | 1 |
30 | Буква Ь. Чтение слов, стихотворных текстов | 1 |
31 | Буква Ъ. Чтение слов, стихотворных текстов | 1 |
32 | Закрепление пройденного материала | 1 |
33 | Чтение слов, слогов, предложений | 1 |
34 | Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам | 1 |
35 | Алфавит, чтение стихотворения | 1 |
36 | Мониторинг | 1 |
Итого | 36 |
Содержание программы
№ | Тема | Содержание занятия |
1 | Мониторинг | Педагогическое исследование |
2 | Звук и буква А | Игра «Найди и обведи», игра «Кто внимательный», физ.минутка «Аист», рисуем матрешек, пишем букву А, игра «Определи место буквы в слове». |
3 | Звук и буква О | Игра «Определи место буквы в слове», игра «Кто внимательный», физ.минутка « Слушай – делай», рисуем мячи, пишем букву О. |
4 | Звук и буква У | Игра «Загадки и отгадки», игра «Слово, схема», игра «Кто внимательный», физ.минутка «Паравоз», рисуем крючки, пишем букву У, игра «Соедини правильно» |
5 | Звук и буква Ы | Игра «Подскажи словечко», игра «Загадки, предметы, схемы», пишем букву Ы, игра «Ну-ка, буква, отзовись». |
6 | Звук и буква Э | Игра «Закончи предложение», игра «Напиши правильно», игра «Кто больше». |
7 | Чтение слов АУ, УА, Закрепление пройденного материала | Игра «Кто больше», И\упр. «Кто в каком домике живет?», физкультминутка «Зайка», игра «Подскажи словечко» |
8 | Звук и буква Л, чтение слогов | Игра «Скажи наоборот» (расширение словарного запаса), рассказ по картинкам, игра «Назови первый звук», физ.минутка «влево – вправо» |
9 | Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение | Игра «Загадки и отгадки», игра «Определи место звука в слове», физ.минутка «Мишка косолапый», игра «Слоговые домики» |
10 | Звук и буква Н чтение слогов, чтение слов | Игра «Подскажи словечко», игра «определи место звука в слове», игра «Соедини правильно», игра «Кто |
больше» | ||
11 | Звук и буква Р, чтение слогов, знакомство с предложением | Игра «Подскажи словечко», игра «Закрась правильно», физ.минутка «Вороны», игра «Слова и слоги» |
12 | Закрепление пройденного материала. | И\упр. «Как зовут мальчика?», игра «Звук потерялся», физ.минутка «Пальчики», и\упр. «Звук и буква», игра «Подскажи словечко» |
13 | Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений | Игра «Загадки и отгадки», физ.минутка, и\упр. «Как зовут девочку?» |
14 | Буква Ю. Чтение слогов, слов | И\упр. « Напиши правильно», физ.минутка, и\упр. «Как зовут девочку, мальчика?», и\упр. « Читай и записывай знаками» |
15 | Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений | Игра «Подскажи словечко», физ.минутка «Карусель», игра «Соедени правильно» |
16 | Буква Ё. Чтение слогов, слов | Игра «Слушай и смотри», физ.минутка, игра «Ну-ка, буква, отзовись», игра «Подскажи словечко» |
17 | Звук и буква И. Чтение слогов, слов | Игра «Загадки и отгадки», и\упр. «Определи место звука в слове», игра «Предмет, схема, слово» |
18 | Закрепление пройденного материала | И\упр. «Слоговые листочки», игра «Напиши правильно», игра «Кто больше» |
19 | Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г, К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения | Игра «Подскажи словечко», игра «Слово, схема», физ.минутка «Кузнечик», и\упр. «Слоговые домики» |
20 | Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ.Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений | Игра «Загадки и отгадки», игра «Узнай, какой звук», игра «Слоговые домики» |
21 | Буквы В-Ф. Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Чтение слогов, предложений | Игра «Подскажи словечко», игра «Определи место звука в слове», игра «Слоговые домики», физ.минутка «Волчок» |
22 | Буквы З-С. Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Чтение слогов, слов | Игра «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», игра «Слоговые домики», физ.минутка «Зайка серенький сидит», игра «Допиши и прочитай» |
23 | Буквы Б-П. Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Чтение слогов, | Игра «Загадки и отгадки», игра «Слоговые домики», физ.минутка |
слов, предложений | «Буратино», игра «Буквы рассыпались» | |
24 | Закрепление пройденного материала | Игра «Ну-ка, буква, отзовись», и\упр. «Определи место звука в слове», И\упр. « Напиши правильно» |
25 | Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений | Игра «Подскажи словечко», физ.минутка «Хомяк», игра «Слоговые домики», игра «Закончи предложение», чтение рассказа «Утро в деревне» |
26 | Буквы Ж-Ш. Чтение слогов, слов | Игра «Подскажи словечко», игра «Слоговые домики», физ.минутка «Жук», игра «Предмет, слово, схема» |
27 | Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений | Игра «Подскажи словечко», игра «Соедини правильно», », игра «Слоговые домики», физ.минутка «Часы» |
28 | Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов | Игра «Загадки и отгадки», игра «Слоговые шарики», игра «Буквы рассыпались» |
29 | Буква Й. Чтение слов, стихотворных текстов | Игра «Подскажи словечко», игра «Буква потерялась», игра «Предмет, слово, схема», чтение считалки |
30 | Буква Ь. Чтение слов, стихотворных текстов | Игра «Буква потерялась», игра «Слово, схема», игра «Допиши и прочитай», игра «Допиши слово» |
31 | Буква Ъ. Чтение слов, стихотворных текстов | Игра «Слово, схема», игра «Звук, буква, слово», игра «Найди букву», чтение стихотворения |
32 | Закрепление пройденного материала | Игра «Подскажи словечко», игра «Буква потерялась», Игра «Загадки и отгадки», игра «Звук, буква, слово» |
33 | Чтение слов, слогов, предложений | И\упр. «Кто катается на карусели», игра «Какой звук спрятался», игра «Допиши правильно», отгадываем загадки |
34 | Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам | Упр. «Допиши гласные буквы и прочитай слова», упр. «Допиши согласные буквы и прочитай слова», упр. «Составь и запиши предложение», игра «Подскажи словечко» |
35 | Алфавит, чтение стихотворения | Игра «Необычный дом», физ.минутка, чтение детям стихотворения |
36 | Мониторинг | Педагогическое исследование |
Календарный учебный график
Начало учебного года: 01.09.2022 г.
Окончание учебного года: 31.05.2022 г.
Продолжительность учебного года по реализации программы: 9 месяцев
36 недель: с 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г. (без праздничных дней). 36 часов
Занятия с группой проводятся в соответствии с расписанием
Праздничные (выходные) дни в соответствии с производственным календарем на 2021-2022 год:
- 4 ноября - День народного единства
- 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы
- 7 января - Рождество Христово
- 23 февраля - День защитника Отечества
- 8,9 марта - Международный женский день
- 1,2 мая - Праздник Весны и Труда
- 9 мая - День Победы
- 12 июня - День России
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Волшебный язычок»
Материально-техническое обеспечение реализации программы
- Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности
- Столы для обучающихся
- Стулья
- Доска
- Дидактический материал: иллюстрации, таблицы, схемы, книги, тетради
- Простые карандаши
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования со средним специальным или высшим образованием, прошедший курсы повышения квалификации по занимаемой должности.
Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный язычок», планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Список литературы
- Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2010 г.
- Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
- Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
- Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В. Аджи. Воронеж : ТЦ «Учитель», 2009 г.
- Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва
: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой
Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...
Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...
Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. Ред. Н. Е. Вераксы.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕРабочая Программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования детска...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4 - 5 ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Составлена на основе примерной программы «ДЕТСТВО» под ред.Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.
Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой, образовательн...
Рабочая программа по развитию детей средней группы. Приложения к программе.
МК ДОУ Павловский д/сад №4 Павловского муниципального района Воронежской области Принято...
Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группе № 1 «Ягодки» примерной образовательной программы дошкольного образования (2014 г.) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,
-Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка-Физическое развитие. Календарно - тематическое планирование-Социально-коммуникативное развитие. Календарно - тематическое ...