Практико-значимая работа по теме: «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Звуки Н, Нь и буква Н»».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД по подготовке обучения грамоте составлен в соответствии с задачами, указанными в «Программе обучение и воспитания детей с ОНР» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и представлен в рамках систематической работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы, а также в соответствии перспективной работы.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elkina_m.v.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

                        

                                                        

Кафедра развития образования

Практико-значимая работа по теме:

«Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной логопедической группе «Звуки Н, Нь и буква Н»».

Выполнила:

Елкина Марина Владимировна,

Учитель-логопед

МАДОУ ЦРР Д/С № 66 г. Щелково

Научный  руководитель: Жураковская В.М., доцент кафедры развития образования

Москва, 2016.

            Пояснительная записка.

Конспект НОД по подготовке обучения грамоте составлен в соответствии с задачами, указанными в «Программе обучение и воспитания детей с ОНР» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и представлен в рамках систематической работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы, а также в соответствии перспективной работы.

Описание условий реализации программы НОД.

На занятии присутствовали дети подготовительной группы, имеющие схожие речевые нарушения – общее недоразвитие речи III уровня.

Была поставлена следующая цель:  в занимаемой, игровой форме познакомить детей с новыми звуками Н, Нь и буквой Н.

Цель достигалась решением следующих задач:

  • Коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, Нь; закрепление понятий «гласный – согласный звук», и. т. д.
  • Коррекционно-развивающие: формирование фонематических процессов; формирование самоконтроля за речью, ее интонационной выразительностью; формирование умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • Коррекционно-воспитательные: воспитание дружелюбного отношения друг к другу, умение слушать других; формирование навыка совместной работы в паре.

Выбранные методы и приемы были подобраны с учетом психической деятельности детей с ОНР (состоянием внимания, степенью утомляемости, невысокой познавательной активностью и т. д.).

Благодаря игровым приемам, интерес детей к выполнению заданий поддерживался на протяжении всего занятия (игры, «Зажги фонарик», «Кто внимательный?», отгадывание загадок).

Во время занятия был использован демонстрационный материал на этапе работы по развитию фонематического восприятия, звукового анализа слов, определение места звука в слове (Схемы для звукового анализа, яркие картинки).

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых собираются рассыпанные звуки, составление схем чередуется с подбором слов к схеме.

Использование музыкального сопровождения во время физминутки способствовало снятию эмоционального напряжения, дети легче переходили к следующей части занятия, повышалась концентрация внимания.

На занятии использовалась помощь логопеда: стимуляция речемыслительной деятельности по средствам использования указаний, наводящих, и подсказывающих вопросов. По окончанию занятия был подведен итог, в котором оценивалась работа детей. Давалась только положительная эмоциональная оценка, отмечалась активность каждого ребенка.

Рекомендации коллегам.

Для активизации и стимуляции речемыслительной деятельности детей необходимо подбирать удачные игровые приемы, которые сопровождали бы все моменты занятия и делали его единым целым, порождали желание и интерес справиться с препятствиями (с заданиями).

В случае неправильных ответов аккуратно и тактично привлекать внимание всех детей к ошибке, не торопиться исправлять самой, а подвести к правильному ответу.

На этапе знакомства с новой буквой необходимо связать звуковой (фонетически образ звука) со зрительным (графическим образом).

Для более прочного образного запоминания буквы необходимо использовать как можно больше приемов: нахождение элементов буквы в геометрических фигурах, изображения буквы с помощью палочек, природного материала, изображения буквы позой и т. д.

Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон на занятии. Речь педагога не должна быть монотонной, а эмоционально-окрашенной, интонационно-выразительной. Необходимо поощрять правильно выполненные действия, для создания положительной мотивации к выполнению заданий и формирования у детей уверенности в возможностях преодоления имеющихся трудностей.

 Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки Н, Нь и буква Н».

  Цель НОД: ознакомить со  звуками [Н], [ НЬ] и буквой Н.

  Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Учить детей давать сравнительную характеристику звуков [ Н] и [НЬ];
  • Закрепление понятий «гласный – согласный звук», «твёрдый – мягкий согласный звук»;
  • Упражнение в анализе и синтезе односложных и двусложных слов;
  • Закрепить связь между звуком и буквой.

Коррекционно-развивающие:

  • Формирование фонематических процессов;
  • Развитие диалогической речи;
  • Формирование самоконтроля за речью, речевой активности и её интонационной выразительности;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи;
  • Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других;
  • Формировать навык совместной работы в паре;

Оборудование:

Плакат с символами гласных, согласных звуков, домики красного, синего, зелёного цветов, Незнайка, 7 конвертов, квадраты 10 на 10 красного, синего, зелёного цветов, картинки – ножницы, носорог, нитки, два плаката  (картинки ЗОНТ  и ПОНИ со звуковой схемой слова ЗОНТ , КАБАН – ДИВАН со звуковой схемой слова ДИВАН), буква ЭН.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (по числу детей):

Конверты с символами звуков, маркеры, карточки с недописанными буквами, бросовый материал (фасоль, пуговицы, шнурки, трубочки, палочки).

                         

ХОД непосредственно-образовательной деятельности.

На доске город «Звукаринск» ( плакат с символами гласных, согласных звуков, домики красного, синего, зелёного цветов)

Логопед. Мы сейчас должны занять места за столами. А вот садиться мы будем по заданию. Сядет тот, кто назовёт какой гласный звук я хочу произнести (показываю артикуляцию звука [А] ) Как думает Катя, Оля, Маша?

Дети. Звук [А].

Логопед. Хорошо садитесь. (Показываю артикуляцию звука [И])

Дети. Звук[ И].

Логопед. Верно, садитесь. (Показываю артикуляцию звука [О].

Дети. Звук [О].

Логопед. Посмотрите, куда мы с вами сегодня попали?

Дети. В город Звукаринск.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Мы видим символы звуков.

Логопед. Какие бывают звуки?

Дети. Звуки бывают гласные и согласные, согласные звуки бывают твёрдые и мягкие.

Логопед. Молодцы, ребята! Сегодня мы будем говорить о согласных звуках. Отгадайте, кто нам будет помогать?

Непоседа и лгунишка               Сам он многого не знает,

Он весёлый коротышка.           Но друзей он развлекает.

Логопед. Кто это?

Дети. Незнайка.

(выносят портрет Незнайки и 6 конвертов)

Логопед. (беру конверт  под №1) Незнайка приготовил для вас загадки. Послушайте их.

Сделаны из железа

Умеют стричь и резать,

Когда они встречаются,

Части разделяются.

Как ты думаешь Катя?

Катя. Ножницы.

Логопед. Как считает Стёпа?

Стёпа. Ножницы.

Логопед. Ответ верный. (выставляем картинку с ножницами на доску) Слушаем следующую загадку. Кто один имеет рог?

                                                           Отгадайте….

Дети. (допускается хоровой ответ)Носорог. (выставляем картинку на доску)

Логопед. Правильно, носорог. Какой первый звук в словах Н-НОЖНИЦЫ, Н-НОСОРОГ? (голосом выделяю звук [Н]). Как думает Полина, Серёжа, Настя.

Дети. В словах НОЖНИЦЫ, НОСОРОГ первый звук [Н].

Логопед. Правильно, молодцы! А какой первый звук в слове НЬ-НЕЗНАЙКА?

Как думает Лиза, Гоша?

Дети. В слове НЕЗНАЙКА первый звук [НЬ].

Логопед. Догадались, о каких звуках мы будем говорить?

Дети. Мы будем говорить о звуках [Н], [НЬ].

Логопед. Эти звуки согласные, они не поются. Произнесите звук [Н].

Дети. [Н]-[Н]-[Н].

Логопед. Произнесите звук[ НЬ].

Дети. [НЬ]-[НЬ]-[НЬ].

Логопед. Нам, ребята, нужно распределить слова  по домикам. В какие домики их поместим и почему?

Дети. НОЖНИЦЫ и НОСОРОГА поместим в синие домики, потому что в этих словах есть звук [Н].  Он согласный твёрдый.

Логопед. В какой домик поселим Незнайку и почему?

Дети. НЕЗНАЙКУ поселим в зелёный домик, потому что в этом слове есть  звук [НЬ]. Это  – согласный мягкий звук.

Логопед. Замечательно. Всё по местам. Конверт №2 – игра «Зажги фонарик»

Я буду произносить слова, если в слове услышите звук [Н], зажгите синий фонарик (поднимаю), если звук [НЬ] – зелёный фонарик (показываю). Слушайте внимательно НОС. Почему ты, Полина, зажгла синий фонарик?

Полина. Я зажгла синий фонарик, потому что в слове НОС звук [Н]. Это согласный твёрдый звук.

Логопед. КНИГА, ЕНОТ, ТАНК, НЕЗАБУДКА, НОСКИ.

Логопед. Молодцы, ребята! Открываем конверт под №3. Игра «Кто внимательный». Проведём её на полянке и послушаем сказку, которую сочинил для вас Незнайка. Ваша задача услышать и запомнить слова со звуками [Н], [НЬ].

В детском саду карнавал, ребята должны были в кого–нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос, как будто он Буратино. Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал её клеем, свернул трубочкой, пришил  к резинке. Посмотрел, целый носище получился. Наташа нарядилась Несмеяной, из синей бумаги она наклеила слезинки. А Аня была в костюме Ночи: на голове корона луны, на плечах чёрная накидка со звёздами. За необычные костюмы дети получили награды.

Логопед. Какие слова со звуками [Н], [НЬ] вы можете назвать?

Дети. Нарядиться, Никита, нос, Буратино, нарезал, ножницы, намазал, резинка, носище, Несмеяна, Наташа, наклеила, слезинки, Аня, ночь, корона, луна, накидка, необычные, награда.

Логопед. Молодцы, ребята. Открываем конверт под №4.

ФИЗМИНУТКА (под музыку)

Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.

(дети поднимаются на носочки и тянутся вверх)

Тополь вырос рядом с ней, быть он хочет подлинней.

(дети приседают и медленно поднимаются вверх, тянутся)

Ветер сильный налетал, все деревья раскачал.

(руки на поясе, раскачиваемся из стороны в сторону)

Ветки гнутся взад вперёд, ветер их качает гнёт.

(руки вверх, наклоны вперёд – назад)

                                                 Он качал и качал (раскачиваются)

                                                   Много веток наломал

(руки в стороны, медленно опускаем их)

Логопед. Незнайка, придумал для вас слово со звуком [НЬ]. Но вот беда от сильного ветра слово рассыпалось, могу назвать только звуки. Слушайте внимательно [НЬ] [И] [Т][ КЬ] [И]. Помогите Незнайке собрать слово. Кто собрал , пошепчет мне на ушко.

Дети. (шепчут на ушко) НИТКИ.

Логопед. Правильно. (показываю картинку, подходим к доске) Кто догадался, в какой домик поместим? Почему?

Ребёнок. В зелёный, потому что в слове НИТКИ звук [НЬ]. Это согласный мягкий.

Логопед. Разделим слово НИТКИ на слоги. (хлопками) Сколько слогов в слове НИТКИ?

Ребёнок. В слове НИТКИ два слога.

Логопед. Займите свои места. Достаньте из конвертов схемы звуков. Сделаем звуковой анализ слова НИТКИ.

(дети выполняют)

Логопед. К доске пойдёт Оля. (Оля выполняет звуковой анализ на доске и садится на место, дети не видят) А сейчас обменяйтесь своими работами с соседом за партой и проверьте. А теперь будем проверять все вместе, следите за мной.

(показывая на первый квадратик произношу [НЬ]-[НЬ] – зелёный, [И]-[И]-[И]- красный, [Т]-[Т]-[Т] – синий, [КЬ]-[КЬ]-[КЬ] –зелёный, [И]-[И]-[И]- красный).

Логопед. Проверьте у всех так. Сколько звуков в слове НИТКИ?

Дети. В слове НИТКИ пять звуков.

Логопед. Скажите, сколько в слове НИТКИ гласных звуков и какого они цвета в нашей схеме?

Ребёнок. В слове НИТКИ два согласных звука, они красного цвета.

Логопед. Сколько в слове НИТКИ  согласных звуков?

Ребёнок. В слове НИТКИ три согласных звука.

Логопед. Сколько мягких согласных, и какого они цвета в нашей схеме?

Ребёнок. В слове НИТКИ два мягких согласных звука, они зелёного цвета.

Логопед. Сколько твёрдых согласных и какого они цвета в нашей схеме?

Ребёнок. В слове НИТКИ один твёрдый согласных звук, он синего цвета.

Логопед. Молодцы, ребята, Незнайке очень понравилось? как вы работали.

Открываем конверт №5 «ЗВУКОВЫЕ ЗАГАДКИ»

(на плакате две картинки ЗОНТ и ПОНИ и звуковая схема слова ЗОНТ)

Логопед. Какое слово спряталось в этой звуковой схеме ЗОНТ или ПОНИ?

(спрашиваю нескольких детей)Как думает Лиза, Степан, Кирилл?

Ребёнок. В этой звуковой схеме спряталось слово ЗОНТ, потому что в этом слове нет мягкого согласного звука, или один слог, а в слове ПОНИ – два, или в слове ЗОНТ в конце согласный, а в слове ПОНИ – гласный.

Логопед. Молодцы! Звуки Н, НЬ обозначаем буквой ЭН. (показываю букву) Из каких элементов состоит буква ЭН?

Дети. Буква ЭН состоит из трёх палочек, две длинные сверху вниз, одна короткая посередине.

Логопед. Замечательно! Открываем конверт под №6. «Сделай букву»

На столах много разного материала. Договоритесь, кто из чего будет выкладывать букву ЭН.

Логопед. Все справились с заданием. Открываем последний конверт (в нём карточки с недописанной буквой ЭН) Задание «Выложи букву» Незнайка не успел дописать буквы. Помогите ему (раздаём карточки) (Дети дописывают и выставляем на доску).

ИТОГ  ЗАНЯТИЯ:

Логопед. О каких звуках мы сегодня говорили?

Дети. О звуках [Н], [НЬ].

Логопед. Что мы делали на занятии?

Дети. Играли в игру: «Зажги фонарик», «Кто внимательный»; отгадывали загадки, делали звуковой анализ слова, дописывали букву, выкладывали букву.

ОЦЕНКА РАБОТЫ:

Вы сегодня на занятии были внимательные, хорошо думали, красиво говорили, учились рассуждать, писали, запоминали, слушали, были дружными. Все эти качества вам очень пригодятся и помогут в школе.

Список литературы.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР – М. 2009 г.»
  2. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие/Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство – пресс, 1999 г.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы  в логопедической группе для тебе с общим недоразвитием речи/Н.В. Нищева – СПб.: Детство – пресс, 2001 г.
  4. Соболева А.В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М., 2000 г.
  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях – М. Просвещение, 1991 г.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. – М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, М., 1990 г.
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.;Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ.

Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в логопедической группе в области познавательного развития на тему: «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ».

Задачи данного занятия: Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь.Дове...

Конспект непосредственно образовательной деятельности индивидуального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков С- Ш» в подготовительной группе

Образовательные области: звукопроизношение, речевое развитиеИнтеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речев...