Картотека авторских игр по обучению детей пересказу и развитию связной речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Ольга Николаевна Антонова
В данной методической разработке описаны игры, целью которых является обучение детей с ОНР пересказу и развитию связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_po_svyaznoy_rechi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Картотека авторских игр по обучению детей  пересказу и развитию связной речи.

Антонова  Ольга Николаевна учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 18

 

           «Путешествия»

Цель: Развивать мелкую моторику, память, совершенствовать навыки связной речи.

Оборудование: Наборное полотно с картинками из сказок.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям вместе с девочкой пройти по дорожке к домику и, встречаясь с персонажами, назвать сказку и составить предложения об изображённом герое. Предлагается вспомнить и других действующих лиц из этой сказки.

         «Письмо от зайца».

Цель: Учить детей рассказывать по сюжетным картинкам, развивать зрительное внимание, память, умение продолжить начатый рассказ с определённого места, закреплять правильное произношение.

Оборудование: Наборное полотно с изображением колобка, серия сюжетных картинок в конверте по сказке «Заюшкина избушка».

Ход игры: Воспитатель говорит, что Колобок получил от Зайца письмо в картинках. Детям предлагается помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.

         «Собери цепочку».

Цель: Активизировать словарь, учить правильно воспринимать содержание сказки, развивать мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование: Картинки с изображением сказок, шнурки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку.

      «Рисуем и играем в сказку».

Цель: Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Закреплять навыки составления распространённых предложений, совершенствовать навыки пересказа.

Оборудование: Наборное полотно с сюжетами из сказки «Гуси-лебеди», плоскостные фигурки для обводки.

Ход игры: Дети выбирают понравившиеся персонажи сказки, обводят и раскрашивают их на листе бумаги. Воспитатель спрашивает, узнали ли дети сказку. Дети составляют предложения и раскладывают персонажи в правильном порядке. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.

       «Разложи по порядку».

Цель: Закреплять знания наглядного изображения цифр, развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, навыки монологической речи.

Оборудование: Наборное полотно с картинками, кружки с цифрами.

Ход игры: Дети рассматривают картинки, вспоминают название сказки и кладут фишки с цифрами под картинками, определяя последовательность сюжета.

      «Лабиринт сказок».

Цель: Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навыки связной речи.

Оборудование: Наборное полотно с изображением лабиринта.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображения сказочных героев и домики, описать их. Затем по запутанной дорожке найти домик каждого персонажа.

          «По дорожкам к теремку».

Цель: Развивать творческое воображение, слуховое и зрительное внимание, коммуникативные навыки, активизировать словарь.

Оборудование: Наборное полотно с изображением сказки «Теремок».

Ход игры: 1 вариант – дети рассматривают героев сказки и вспоминают её название. Воспитатель загадывает описательные загадки об изображённых персонажах. Ребёнок отгадывает загадку и получает фишку.

2 вариант – дети сами придумывают описательные загадки о героях и загадывают их играющим. Получают фишку те дети, чья загадка более интересна, и которую смогли отгадать другие дети.

       «Воздушный шар со сказками».

Цель: Развивать зрительное внимание и память, расширять активный словарь, навыки связной речи.

Оборудование: Плоскостной воздушный шар с наклеенными сюжетами из разных сказок.

Ход игры: 1 вариант – воспитатель говорит: «Колобок спускается на воздушном шаре вместе со сказками». Предлагает детям назвать сказки, их героев, кратко описать сюжет.

2 вариант – дети называют героев, которые не изображены на картинке, но есть в этой сказке. Для этого варианта к каждой сказке кладут квадратики по количеству отсутствующих героев.

       «Строим лесенку».

Цель: Развивать эстетический вкус, зрительное внимание, память, мышление. Формировать навыки пересказа, совершенствовать грамматический строй речи.

Оборудование: Плоскостная лестница, карточки с сюжетами сказки В.Сутеева «Три котёнка».

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку, затем  задаёт вопросы, определяющие последовательность, и предлагает разложить карточки, начиная с нижней ступеньки, соответственно сюжету сказки.

          «Что за чем?»

Цель: Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, навыки связной речи.

Оборудование: Плоскостной домик, карточки с сюжетами сказки В.Сутеева «Заяц и ёж».

Ход игры: Воспитатель читает сказку, задаёт вопросы по тексту и предлагает детям разложить картинки по порядку, закрывая ими окна в домике.

       «Собери сказки».

Цель: Закреплять сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать эстетический вкус, зрительное внимание и память, учить детей правильно строить фразы, активизировать словарь.

Оборудование: Наборное полотно с изображением сюжетов из двух сказок, треугольники разной величины и цвета с изображением персонажей сказок.

Ход игры: В начале игры дети угадывают названия сказок, которые они будут собирать. Ведущий раскладывает треугольники с героями сказок. Ребёнок берёт треугольник, говорит, какой герой сказки изображён, составляет одно – два предложения об этом герое и кладёт треугольник на наборное полотно, ориентируясь на величину геометрической фигуры. Затем участвующие в игре дети вместе с воспитателем пересказывают сказки.

     «История щенка». (По сказке В.Сутеева «Кто сказал мяу»)

Цель: Развивать эстетический вкус, память, зрительное внимание, умение рассказывать сказку, употребляя распространённые предложения.

Оборудование: Наборное полотно, карточки с сюжетами сказки «Кто сказал мяу».

Ход игры: 1 вариант – воспитатель рассказывает сказку, используя картинки, затем переворачивает картинки. Дети берут картинку и рассказывают об изображённом на ней эпизоде, определяя её место на наборном полотне при помощи воспитателя.

2 вариант – играют двое детей. Дети по очереди берут картинки, самостоятельно определяют их последовательность и пересказывают текст.

         « Собираем сказки».

Цель: Развивать логическое мышление, память, расширять словарный запас, воспитывать интерес к художественному слову.

Оборудование: Наборное полотно, разделённое пополам, картинки с изображением сказочных сюжетов.

Ход игры: На столе разложены картинки к сказкам. Воспитатель предлагает детям отобрать картинки той сказки, которую они будут собирать. Затем дети называют сказку и 1 вариант: рассказывают об изображённых сюжетах, 2 вариант: пересказывают сказку, соблюдая последовательность повествования.

      «Доскажи словечко».

Цель: Развивать слуховое внимание, логическое мышление, формировать умение подбирать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

Оборудование: Стихотворный текст, отражающий содержание сказки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь ему рассказать сказку, вспомнив недостающие слова. Чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный настрой и активизировать мыслительный процесс, вводится персонаж из этой сказки.

         «Колобок в гостях у сказки».

Цель: Развивать зрительное внимание и память, логическое мышление, активизировать словарь, воспитывать добрые чувства к сказочным персонажам.

Оборудование: Полотно с изображением колобка в осеннем лесу, герои сказки «Заюшкина избушка».

Ход игры: 1 вариант – воспитатель предлагает детям помочь Колобку назвать героев сказки, которые лежат на полотне, вспомнить, как называется эта сказка, каких героев не хватает. По мере ответа этот герой появляется на наборном полотне. Когда все герои собраны, дети пересказывают сказку.

2 вариант – после пересказа сказки воспитатель предлагает детям вспомнить, в каких ещё сказках встречаются Медведь, Заяц и Волк.

           «Поиграем в сказку».

Цель: Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в пересказе, развивать творческую инициативу, подвести к моделированию.

Оборудование: Геометрические фигуры разного цвета и размера.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в сказку «Три медведя» .Говорит, что красный маленький круг– это девочка. Дети выбирают круги, треугольники, квадраты, прямоугольники для обозначения медведей, чашек, ложек, кроватей, стульев, объясняя свой выбор. Дети манипулируют фигурками, отражая определённый сюжет сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению грамоте и развитию связной речи

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги (односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные)...

Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

В презентации подробно представлено  использование  интерактивных технологий  как средства развития  связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....

Презентация "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Материал-презентация для педагогов по развитию речи детей. Тема:  "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"....

«Интерактивное обучение, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

           Мастер-класс для педагогов на семинаре-практикуме...

Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )

Перспективный план  работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...

Фронтальное занятие по обучению грамоте и развитию связной речи "Помогите тигренку"

Закрепление произношения звука С. Совершенствование фонематического слуха.. Развитие грамматического строя речи....