«Интерактивное обучение, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
консультация
Мастер-класс для педагогов на семинаре-практикуме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnoe_obuchenie.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов на семинаре-практикуме:
«Интерактивное обучение, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Цель: Активизация и систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников
Актуальность проблемы речевого развития:
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь - это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Условия успешного речевого развития:
1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
0. Поощрение детского словотворчества.
Современные образовательные технологии:
* Здоровьесберегающие
* Игровые технологии
* Интерактивные
* Наглядное моделирование
«Искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
1.Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие связной речи; Мнемотехника
5. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения.
Примеры:
Мнемотехника Сенсорнографическая схема (Воробьёва В.К.) Блок квадрат (Глухов В.П.) Предметносхематическая модель (Ткаченко Т.А.) Схема составления рассказа (Ефименкова Л.Н.) Коллаж (Большева Т.В.)
МНЕМОТАБЛИЦЫ «ВЕСНА» На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и зацвёл подснежник.
«НОВЫЙ ГОД» Встали девочки в кружок, встали и примолк ли. Дед Мороз огни зажёг на высокой ёлке. Наверху - звезда, бусы в два ряда. Пусть не гаснет ёлка, пусть горит всегда!
Методика развития связной речи В.К. Воробьевой (картографическая схема) Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметнографический план. Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения: существительное - наречие -
Рассказ «Зима» (по методике В.К. Воробьевой)
Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко Схема описания и сравнения посуды
Методика коллаж Т.В. Большева
Интерактивное обучение Интерактивным обучением является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Интерактивное обучение специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений: активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха; Формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка
Интерактивные технологии используемые в работе с детьми 3-7 лет:
* младшая группа: работа в парах, хоровод
* средняя группа: работа в парах, хоровод, цепочка, карусель
* старшая группа: работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум
* подготовительная к школе группа: работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний
Работа в парах Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.
Хоровод На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
Цепочка Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
Карусель Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
Интервью На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
Работа в малых группах (тройках) В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
Аквариум «Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.
Большой круг Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.
Дерево знаний Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
Правила для смелых и упорных педагогов
1. Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче!
2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью
3. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
4. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит. К.Д. Ушинский...
Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
В презентации подробно представлено использование интерактивных технологий как средства развития связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....
Презентация "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Материал-презентация для педагогов по развитию речи детей. Тема: "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"....
Буклет "Обучение пересказу как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Буклет содержит в себе информацию о методике развития навыка пересказа у детей дошкольного возраста....
Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...