Индивидуальная тематическая консультация для родителей по теме «Развитие фонематических представлений в старшем дошкольном возрасте»
консультация (подготовительная группа) на тему
Индивидуальная тематическая консультация для родителей
по теме «Развитие фонематических представлений
в старшем дошкольном возрасте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная тематическая консультация для родителей
по теме «Развитие фонематических представлений
в старшем дошкольном возрасте» с использованием электронных образовательных ресурсов (http\\rechhel/blogpost.com/2010/01/blogpost.html
http\\rechhel/blogpost.com/2009/12/blogpost.html)
Содержание консультации:
-сообщение о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;
-обратить внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;
-показать приемы работы с ребенком: учить правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки;
-подчеркивая успехи и трудности ребенка, логопед показывает, на что нужно обратить внимание дома.
Фонетические нарушения – не только дефекты звукопроизношения, но и недостатки фонационного оформления речи (дефекты голосоподачи, нарушения темпа, тембра интонирования, внятности речи). Особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структуры слова.
Формирование фонетической системы речи может идти по-разному: у одних детей трудности вызывает преимущественно усвоение произнесения звуков при сохранной слоговой структуре слов у других наблюдается как затруднение усвоения звуков, так и недоразвитие слоговой структуры слова.
Коррекционная работа по преодолению фонетических нарушений складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и делится на два этапа:
-подготовительный;
-собственно коррекционный
коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
1. Уровень гласных звуков
Ребёнку предлагаются следующие задания:
— Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
— Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
— Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА OA; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
— Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
— Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
— Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; AAA; AAA; AAA.
2. Уровень слогов
Задания могут быть следующие:
— Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
— Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);
-— Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
— Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
— Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
— Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;
— Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы\
— Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су,
— Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
— Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
а-са, а-со, а-су, а-сы\ и-са, и-со, и-су, и-сы; у-са, у-со, у-су, у-сы; о-са, о-со, о-су, о-сы;
— Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са\
— Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;
а-ста, а-сто, а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, и-сту, и-сты; о-ста, о-сто, о-сту, о-сты; у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.
— Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;
— Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
— «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
3. Уровень слова
Последовательность работы, способствующую уточнению контура слова:
— двусложные слова из открытых слогов (вата);
— трехсложные слова из открытых слогов (машина);
— односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
— двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
— двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
— двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
— трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
— трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
— трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
— односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);
— двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
— четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).
В процессе отработки можно использовать следующие виды игр и упражнений.
Фонематический и слоговой анализ слов
1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
10. Объяснить значение слова пароход', из каких 2 слов оно образовано.
11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты:
— слова написаны неправильно;
— слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).
12. Назвать лишнее слово:
мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
13. Что изменилось в слове?
Лис — лиса — лисица.
14. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово — название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
15. Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.
16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)?
Низ — вниз; шил — сшил.
17. Назвать ласково: Оля — Оленька, Вова — Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).
•18. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.
19. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза можно в игре «Составь слово» на сайте http\\rechhel/blogpost.com/2010/01/blogpost.html
20. Закрепление умения находить в словах нужные звуки - игра "паровозик" вам поможет это сделать на сайте http\\rechhel/blogpost.com/2009/12/blogpost.html
21. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.
22. Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов.
23. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.
24. Уточнение правила переноса слов в русском языке и слогообразующей роли гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять переносом слог, состоящий из одной буквы — Аня, юла, оса и т.д. (2 слога, но переносить слово нельзя).
Рекомендации:
- покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);
- систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
-занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
- не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
- не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений;
- соблюдайте точность и этапность выполнения заданий;
- не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;
- вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
- постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
- совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
- согласовывайте с коррекционным педагогом и воспитателем всю работу по воспитанию своего ребёнка;
- помните, что сроки преодоления речевых и психических нарушений зависят от степени сложности, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
- верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушений
- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что не допустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого;
- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
-- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
- понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендованы игры для развития фонематияческого слуха детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть дома....
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендованы игры для развития фонематияческого слуха детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть дома....
Консультация для родителей на тему «Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».
Детей, имеющих отклонения в речевом развитии, не овладевших нормативными сроками звуковой стороной языка, в возрасте 5-6 лет каждый год становится больше....
Консультация для родителей: на тему: «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»
Время воспринимается детьми дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отнош...
Консультация для родителей на тему: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования»
Консультация для родителей на тему:«Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования» Дошкольный возраст &nda...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации».
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации» с описанием цели, задач,...
Консультация для педагогов по теме: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Определение - фонематический слух.Возрастные нормы развития фонематического слуха.Признаки нарушения фонематиеского слуха.Развитие фонематических процессов.Этапы по формированию фонематического ...