Консультация для родителей Игры для развития лексико-грамматического строя речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Консультация для родителей
Игры для развития лексико-грамматического строя речиОбщее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ons.docx | 170.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Игры для развития лексико-грамматического строя речи
Учитель- логопед
Дорощенкова А.В.
Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у
детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики,
лексики и грамматики.
Дети испытывают трудности :
- в построении предложений
- использовании предлогов
- преобразовании существительных единственного числа во множественное
- согласовании существительных с числительными
- использовании падежных окончаний
- образовании уменьшительно – ласкательных форм.
- образовании прилагательных от существительных.
Словарный запас у детей с ОНР очень беден. Дети затрудняются назвать
месяцы, времена года, деревья, грибы, ягоды, не все называют детенышей
животных.
Все эти нарушения могут стать причиной трудностей в усвоении школьной
программы. Поэтому формировать лексико-грамматическую сторону речи нужно еще в дошкольном возрасте.
Все нарушения лексики и грамматики требуют длительной (в течение 2-3 лет)
коррекционной работы и пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, логопеда и др.), но и, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы являетесь для детей авторитетом и примером для подражания.
Для усвоения лексических и грамматических категорий материал должен сообщаться и отрабатываться в игровой форме. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
Просите ребенка, играя, пользоваться полными фразами и выражениями, исправлять ошибки при произнесении слов и изменении их в роде, числе и падеже.
Игры для формирования словаря
и грамматического строя речи.
1. Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Хмурое небо - холодное, пасмурное.
Завяли цветы - высохли, зачахли.
Напиток – питье, вода, сок .
Короткий - куцый, кратковременный, минутный, небольшой, коротенький И т.д.
2. Игра «Наоборот»
Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Дерево высокое – трава… (низкая);
днем светло – ночью… (темно);
торт сладкий – таблетки… (горькие);
облако светлое – туча… (темная);
пол внизу – потолок… (вверху);
мед сладкий – лимон… (кислый);
летом жарко – зимой (холодно);
лисий хвост длинный – заячий… (короткий);
огонь горячий – снег… (холодный);
подушка мягкая – кирпич… (твердый);
дома тепло – на улице… (холодно);
дорога широкая – тропа… (узкая).
3. Игра «Посчитай- ка»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: называть один предмет, ребенок отвечает, как будет звучать 1-
2-5 предметов.
Один стул, два стула, пять стульев.
Одна книга, две книги, пять книг.
Одно окно, два окна, пять окон.
4. Игра: «Какой? Какая? Какое?»
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Ребенку предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос
«какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень
низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и
среднего рода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...
Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.
Практическое пособие представляет собой сборник заданий, дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, распределённых по лек...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи»
КОНСУЛЬТАЦИЯ«Дидактическая игракак средство развитиялексико-грамматического строя речи» Воспитатель: Попова Т. А....
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Консультация из опыта работы "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр и упражнений".
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его в...