Консультация для родителей "Игры на развитие лексико-грамматического строя речи"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Березенко Елена Александровна

Игры для развития лексико-грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_leksiko-grammaticheskogo_stroya_rechi.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры на развитие лексико – грамматического строя речи у детей Подготовила учитель-логопед Березенко Е.А.

Слайд 2

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Слайд 3

Словарь - это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении котоҏыҳ человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Слайд 4

Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Слайд 5

При нормальном речевом развитии дети к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

Слайд 6

Игры и упражнения для обогащения словаря

Слайд 7

Игра для обогащения предметного словаря, словаря прилагательных и обобщающих слов. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями фруктов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «фрукты». Назвать цвет фруктов по образцу: яблоко красное, ...и т.д. Соединить линиями фрукты с фигурами соответствующей формы. Назвать форму фрукта по образцу: «Апельсин круглый».

Слайд 8

Обогащение словаря прилагательными Упражнение «Из чего — какой?»: Обведи пунктирные линии и назови, из каких фруктов и что приготовила мама. Какой это сок (варенье, пирог, компот)? (Яблочный пирог. Сливовое варенье. и т. д.)

Слайд 10

Познакомить ребенка с многозначными словами и объяснить разницу в значениях этих слов.

Слайд 11

Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения

Слайд 13

Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию лексико – грамматического строя речи.

Слайд 14

«Загадки Зайца» Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь. «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор). Зеленая, круглая (капуста)»

Слайд 15

«Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например : сарафан – сарафанчик носки – носочки и т.д.

Слайд 16

«Узнай игрушку» Цель: уточнение и активизация словаря. /Рассказ об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми»./

Слайд 17

«Чего не хватает?» Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и спросить без чего гусь , машина , часы , воздушный шарик , флажок .

Слайд 18

«Желтые овощи и фрукты» Цель : учить составлять словосочетания.

Слайд 19

«Где гусеница?» Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций. Скажи и покажи, где находится гусеница на каждой из этих картинок.

Слайд 20

« Что нарисовано на этой страничке?» Цель: расширить и активизировать словарь. Дети должны рассказать, для чего нужны эти предметы, как ими пользоваться, из чего они сделаны.

Слайд 21

«Спорт» Цель: образование существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, занимающихся разными видами спорта.

Слайд 22

«Музыканты» Цель: образование существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, играющих на разных музыкальных инструментах.

Слайд 23

«Кто чем питается?» Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже. Предложите ребенку накормить животных и тем самым вспомните, кто, чем питается.Рассмотрите внимательно картинки и определите где, чья пища .

Слайд 24

«Сосчитай воробьев» Цель: учить согласованию существительного с числительным. «Сколько здесь воробьев?» Посчитать воробьев, следя за правильностью речи.

Слайд 25

«Фантастический зверь» Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений. Ребёнок рассматривает картинку и описывает « невиданного » зверя , называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному . Например : «У этого зверя слонов ья голова , оленьи рога , лошадиный хвост .

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Дидактическая игракак средство развитиялексико-грамматического строя речи»      Воспитатель: Попова Т. А....

Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация из опыта работы "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр и упражнений".

      Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его в...